ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.
Изменения в жизни русского общества отражались в художественной культуре - литературе, театрально-музыкальном, изобразительном искусстве. Искусство начинало занимать принципиально новое место в духовной жизни. Оно становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, получало активную поддержку государственной власти. Большое идейно-художественное значение имело развитие авторского начала в искусстве, тесно связанное с новой концепцией человеческой личности. Но вместе с появлением этих тенденций художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила в целом переходный характер. В литературе продолжали бытовать старые формы, но содержание литературных произведений менялось, появлялся новый герой. Начало XVIII в. было временем расцвета повести ("гистории"). Широко известна Тистория о российском матросе Василии Кориотском", в которой отразились идеология и реальная жизнь той поры. Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности его рода. Рассматриваемый период занимает важное место в процессе становления нового литературного языка. Введение гражданской азбуки в известной мере обособило сферы светской и церковной книжности и способствовало укреплению делового языка, который в это время "выступил в роли средней нормы литературности"(В.В.Виноградов). Однако для литературы петровской эпохи характерна большая языковая пестрота. Продолжал широко использоваться церковнославянский язык, кириллицей печатались и светские издания, в частности некоторые учебники. Наряду со старославянизмами, исконно русскими речевыми оборотами и выражениями стали применяться иностранные слова, многие из которых сохранились в системе современного русского языка ("гавань", "рейд", "каюта" и др.). Среди писателей и публицистов начала XVIII в. выделяется фигура Ф.Прокоповича, труды которого заложили основы теории литературы нового времени, художественно-эстетических принципов раннего классицизма (трактат "О поэтическом искусстве", "Риторика"). Впервые обратившись в трагикомедии "Владимир" к сюжету из отечественной истории (принятие христианства на Руси), он положил начало национально-исторической проблематике в русской драматургии. Из-за резкой антиклерикальной направленности эта пьеса не публиковалась до 70-х годов XIX в. Светская музыкальная культура была представлена несложными, бытовыми формами военной, застольной, танцевальной музыки, широкое распространение получили канты - вид многоголосной бытовой песни, заимствованный из Литвы и Польши еще в предшествующее столетие. Канты были разнообразными по содержанию, но в основном носили торжественный характер и исполнялись на празднествах в честь военных побед России. В петровское время происходили перемены в быту, нравах, одежде, архитектуре. Все они были следствием культурных преобразований, которые привели к смене "языка культуры" (Д.С.Лихачев). Многое в общественно-культурной жизни того времени появилось впервые: новая одежда, новая иерархия чинов, закрепленная 'Табелью о рангах"; была учреждена новая система орденов, в том числе высший орден Андрея Первозванного. В 1721 г. Россия стала империей, Сенат присвоил Петру I титул императора. В этом году впервые была проведена новая церемония коронации. Впоследствии этот торжественный акт сопровождал вступление на престол каждого нового монарха. Все новшества - ношение европейского платья (камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы), бритье бороды - были обязательными для дворян. Несоблюдение новых обычаев влекло большой денежный штраф. Нововведения почти не затрагивали крестьянство, мелкого городского люда, податных сословий. Крестьянам разрешалось носить бороду, но они должны были платить специальный "бородовой налог". Обычно он взимался при въезде в город. Право не брить бороду, носить платье старого покроя было сохранено за духовенством. По сравнению с предшествующим временем очень изменился темп жизни - он значительно ускорился. Этому во многом способствовало увеличение потока информации (газета, переводная и оригинальная литература; поездки в западноевропейские страны). Петр ввел новое летосчисление: его указ (январь 1700 г.) предписывал перейти на порядок счета лет от Рождества Христова, принятого во всех европейских странах. По старому русскому календарю новый год начинался с 1 сентября и счет годам велся от сотворения мира, которое, как считали, произошло за 5508 лет до рождения Христа. Переход к новому летосчислению совершился на основе юлианского календаря (старый стиль); в большинстве стран Западной Европы в то время использовали григорианский календарь (новый стиль). Изменился общественный быт петровского времени, появились новые формы общения, развлечений, многочисленные светские праздники с иллюминацией, фейерверками и маскарадами. С этого времени берет начало празднование Нового года с наряженной елкой и "огненными потехами". В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр. На Красной площади в "Комедийной хоромине" труппа иностранных актеров разыгрывала светские пьесы: трагедии из античной жизни, комедии Ж.-Б.Мольера и др. 1718 г. - год официального введения ассамблей. Они устраивались согласно указу царя в домах вельмож. На ассамблею приглашалось избранное общество: высшие офицеры, вельможи, чиновники, богатые купцы, ученые, впервые на них присутствовали женщины. Здесь танцевали, вели беседу, играли в шашки, шахматы, в отдельной комнате мужчины могли курить. В обществе курить считалось неприличным. Впоследствии ассамблеи превратились в балы и сохранялись на протяжении длительного времени как форма общения и отдыха дворянства. В среде образованного русского общества распространялись музицирование, игра на клавикордах, скрипке, флейте. Светская музыка исполнялась на ассамблеях, торжественных празднествах, во время прогулок в Летнем саду, в домах вельмож, где стали устраиваться концерты любительских оркестров. Особый царский указ делал обязательным посещение этих концертов для столичного дворянства. Вместе с новой концепцией жизни государство внедряло новые, часто непривычные для русского человека стереотипы поведения. Сводом правил для молодого дворянина, вступающего в свет, стало знаменитое "Юности честное зерцало или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов" (1717). Это сочинение определяло поведение светского человека - образованного, воспитанного, знающего правила хорошего тона. Но государство хотело видеть в нем прежде всего подданного и служащего. В "Зерцале" подчеркивалось требование о "прилежности" отрока "во всех службах". Культурные преобразования первой четверти XVIII в. определяли основное направление историко-культурного развития. Однако культура этого времени представляла еще своеобразный сплав новаций и традиций: появление светской школы и сохранение патриархальных форм обучения; развитие светских знаний и предоставление Синоду права цензуры; новое отношение к человеку и сохранение крепостной зависимости, бесправного положения основной массы народа; во многом переходный еще характер литературы и искусства. Новая культура проникала еще в довольно ограниченные круги дворянства и купечества, не воспринималась основной массой податных сословий, видевших в ней "чужую", "господскую культуру". Во второй половине XVIIIв. возрастала воспитательно-нравственная роль литературы и искусства. Появляются "просвещенный" читатель, интересовавшийся светским романом и философскими сочинениями, зритель, которого волновала высокая трагедия и увлекала комическая опера. В большой моде были домашние спектакли и музыкальные вечера. В столицах и провинции появился интерес к собиранию книг и коллекционированию произведений искусства. С конца 60-х годов в Академии Художеств начали устраиваться ежегодные выставки живописи. Русская художественная культура рассматриваемого времени развивалась в направлении, в целом совпадающем с европейскими художественно-эстетическими стилями, и подчинялась общим закономерностям этого развития. Результатом художественного развития XVIII в. был своеобразный сплав "европеизма" и национального своеобразия, которое сохранилось как Основная характерная черта русской культуры. Достижения культуры во многом были связаны с именами русских писателей, композиторов, художников, архитекторов. Повышению профессионализма русского искусства и постепенному вытеснению иностранных мастеров и в творческом, и в педагогическом процессе способствовала Академия художеств. Художественная культура пережила недолгую эпоху существования барокко, главным образом в архитектуре, которое определяло стилевое единство в 40-50-е годы XVIII в. Эта архитектура с присущей ей контрастностью форм, внешностью декора, грандиозностью зданий заложила основы нового градостроительства. Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. был классицизм. Русский классицизм сформировался несколько позднее западноевропейского, в частности французского классицизма. Неодновременным был процесс становления классицистического искусства. Ранее всего (30-50-е годы) он начался в русской литературе, затем - в изобразительном искусстве (примерно с 60-х годов XVIII в.). В своем развитии русский классицизм подчинялся общим закономерностям, ему были присущи и нормативность, и жанровая регламентация, и ярко выраженный интерес к античности. Переводы античных авторов, особенно Анакреона и Горация, пользовались в России большой популярностью. Образцом совершенства воспринималась архитектура древнего мира, античные элементы (колонны, портики, фронтоны и т.д.) становились непременными деталями архитектурного оформления зданий. Античные сюжеты были широко распространены в поэзии, драматургии, живописи. Эстетика классицизма, основанная на рационалистических идеях философии Просвещения, требовала от искусства решения больших государственных, общественных задач, что определяло его высокий гражданский пафос. Но русский классицизм имел и некоторые национальные особенности. В отличие от западноевропейского он был более тесно связан с просветительством. Это привносило в него идеи демократизма, понимание общественного долга в духе просветительских принципов. Поэтому во многих художественных произведениях того времени находили выражение и сочувствие к судьбе обездоленного крепостного крестьянина, и осуждение жестокости, и убежденность в силе просвещения как средства избавления от многих социальных бед. В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). "Новая словесность", по словам Пушкина, была "плодом новообразованного общества". Существенно важными элементами этой литературы стали новая система стихосложения и литературный язык. Впервые принципы силлабо-тонического стихосложения сформулировал В.К.Тредиаковский (1703-1768) в опубликованной им статье "Новый и краткий способ к сложению российских стихов". Эта система, заменившая силлабический стих, основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке. Она лежит в основе русской поэзии до настоящего времени. В области русского стихосложения, художественной прозы работал М.В.Ломоносов ("Письмо о правилах российского стихотворства", 1739; "Риторика", 1745). Основоположником новой русской драматургии был А.П.Сумароков (1717 - 1777), поэт, автор первых русских трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге. Произведения Сумарокова способствовали воспитанию человеческого достоинства, гуманизма, высокой морали и чести. Будучи сторонником крепостного права, он критиковал его крайности. В центре внимания литературы последней трети XVIII в. оказался вопрос о несовместимости неограниченной монархии с благом общества. Понимание этого было показателем развития общественного сознания. Русские писатели начинают обращаться в своих произведениях к более острым социальным и политическим проблемам ("Недоросль" Д.И.Фонвизина, "Властителям и судьям" Г.Р.Державина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева). Творчество Фонвизина - борца против невежества и помещичьего произвола - положило начало обличительно-реалистическому направлению русской литературы. Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р.Державин (1743-1816). Заслугой его была демократизация поэтического слова. Он смело сочетал "высокий" и "низкий" стиль, внес элементы живой разговорной речи в литературный язык, называл поэзию "говорящей живописью". Окружавший поэта мир предстает в стихах в многообразии и сочности красок. И в то же время это мир поэта-мыслителя, которого волновали общественные проблемы и сложнейшие вопросы жизни и смерти, человеческой судьбы. Широкую известность принесла Державину ода "Фелица"(1782), в которой он стремился дать образ идеального монарха, но понимал уже, что "истину царям" следует "с улыбкой говорить". На рубеже XVIII - XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к конкретному человеку и его чувствам. Расцвет сентиментализма связан с творчеством А.Н.Радищева и Н.М.Карамзина (1766-1826). Героем художественных произведений стал простой человек, что определяло большую притягательную силу сентиментальных повестей и романов. Слова Карамзина из его наиболее известной повести "Бедная Лиза" - "и крестьянки любить умеют" - воспринимались читателем как открытие собственного мира чувств и переживаний, способности любить и страдать. Просветительская в своей основе литература XVIII в., несла в себе гуманистическое и сатирическое начало и продолжала развивать лучшие традиции протопопа Аввакума и др. Но вместе с тем, отвечая требованиям эпохи, литература русского классицизма создала образ нового человека - патриота и гражданина. Она способствовала утверждению внесословной ценности человека и решительно боролась с жестокостями крепостничества. Середина XVIII в. - важный рубеж в театральной культуре, успехи которой были связаны с развитием отечественной драматургии. Во второй половине XVIII в. театральные труппы существовали в столицах, некоторых провинциальных городах; в дворянских поместьях имелись крепостные театры. В 1756 г. в Петербурге был создан первый в России государственный театр "для представления трагедий и комедий". Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г.Волковым (1729-1763), замечательным русским актером, происходившим из ярославских купцов. В Петербурге в это время действовал школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, а в 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актер И.А.Дмитревский (1736-1821). На сцене этого театра впервые были поставлены пьесы Д.И.Фонвизина, а в комедии "Недоросль" Дмитревский сыграл роль Стародума. Но театр просуществовал недолго: в 1783 г. он был закрыт по указу Екатерины II. В Москве театральные представления разыгрывались в университете итальянской труппой Д.Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, в репертуаре которого, как это было принято, имелись драматические, оперные и балетные спектакли. В конце XVIII - начале XIX в. выросла роль театра в общественно-культурной жизни. Театральный репертуар становился предметом обсуждения в печати, высказывались настойчивые пожелания создавать национальную драматургию, которая отражала бы русскую народную жизнь и историю. В 1792 г. актер и драматург П.А.Плавилыциков в журнале "Зритель" писал, что "отечественность в театральном сочинении должна быть первым предметом". В условиях патриотического подъема первого десятилетия XIX в. эти идеи находили отклик в русском образованном обществе. Успех трагедий В.А.Озерова (1769-1816), одного из самых популярных драматургов того времени, определялся в большей степени их политической актуальностью, созвучностью современным событиям (трагедия "Дмитрий Донской", 1807 г.). Музыка приобретала характер более сложный и разнообразный; распространялось любительское музицирование, устраивались публичные концерты с участием зарубежных и русских исполнителей, о чем сообщалось в столичных газетах. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, которое ставило целью "возбуждать в публике интерес к древней и классической музыке". В середине XVIII в. широкую популярность в России получили итальянская и французская опера, творчество итальянских композиторов. Некоторые из них (Б.Галуппи, Д.Паизиелло и др.) работали в России придворными композиторами и дирижерами. В последней трети XVIII в. формируются отечественная композиторская школа, сложные жанры оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Ведущим музыкальным жанром становится опера. В театральном репертуаре преобладала комическая опера. Героем ее, как правило, были простые люди, крестьяне, ремесленники, купцы, которые не терялись в трудных жизненных ситуациях благодаря своему уму и находчивости. Огромным успехом пользовалась опера А.О.Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и сват" (1779, музыка М.М.Соколовского, последующая обработка Е.И.Фомина). Популярной была опера В.А.Пашкевича на слова М.А.Матинского "Санкт-петербургский гостиный двор, или как поживешь, так и прослывешь" (1792). Комическая опера сблизила профессиональную сцену с русскими песенно-танцевальным фольклором, бытовыми обрядами, разговорной речью. Выдающимися мастерами русской национальной музыкальной школы конца столетия были Е.И.Фомин (1761-1800) и В.А.Пашкевич (1742-1797). Для творчества этих композиторов Характерны демократизм, интерес к народному мелосу. Мелодрама Фомина "Орфей" (1792), написанная на текст Я.Б.Княжнина (1742-1791), стала крупнейшим достижением музыкальной культуры XVIII в. Возрожденная в наше время, эта опера с успехом исполняется на концертной эстраде. На рубеже XVIII-XIX вв. появился жанр камерной лирической песни - "российская песня", текст которой обычно заимствовался из русской поэзии. Развитию этой песни во многом способствовало творчество О.А.Козловского, автора театральной музыки, маршей, полонезов. Сочиненный им в 1791 г. полонез с хором "Гром победы раздавайся" на слова Г.Р.Державина исполнялся длительное время как русский национальный гимн. Своеобразным явлением общественно-культурной жизни России второй половины XVIII - начала XIX в. был крепостной театр. Некоторые из крепостных театров, например графа Н.П.Шереметева в Останкине, князя Н.Б.Юсупова в Архангельском, были широко известны среди любителей-театралов. На крепостной сцене выступали многие талантливые актеры и музыканты, в театре Шереметевых славилась своей великолепной игрой П.И.Ковалева-Жемчугова (1768-1803). Замечательным скрипачом и композитором был И.Е.Хандошкин (1747-1804), внук крепостного крестьянина. Он считался основоположником русской скрипичной школы, одним из известных виртуозов-исполнителей.
|