Сарга 28. Противоположности существования.
1. Рама продолжил: В этом видимом мире, О брахмана, нет ничего постоянного ни среди движущегося, ни среди неподвижного. Все мимолетно, как встречи во сне. Океан высыхает и становится горой, О муни, и гора со временем становится дырой в земле. Гора, что сейчас покрыта непроходимыми лесами, становится пустыней или огромным кратером. Тело, сейчас одетое в шелка и умащенное благовониями, будет валяться без одежды в дальней канаве, подобно собаке. Где сейчас стоит город и гудит шумная жизнь, скоро будет огромный девственный лес. 6. Пройдет немного дней, и великий император, правящий огромной страной, станет кучкой золы, О король! Огромные густые мрачные леса, закрывающие собой небо, скоро становятся городом, и в небе над ним заколышутся флаги. Заплетенный ужасными лианами прекрасный сад через некоторое время снова становится огромной пустыней. Вода высыхает, и сушь опять наполняется водой, - так все в мире превращается в свою противоположность, - и дерево, и вода и трава. Мимолетны детство и юность, и тело, собранное из плоти, несет их от ощущения к ощущению, подобно нескончаемым волнам. Жизнь в этом мире подобна пламени лампы, колеблящемуся на ветру, и слава во всех трех мирах подобна вспышке молнии. Одно превращается в другое в этой бесконечной процессии существ, и раз за разом посеянные семена дают всходы. Многочисленные живые существа подобны одеждам, развевающимся на ветру разума и украшенным своими разнообразными действиями. Этот мир рожден бродить в потемках невежества, он подобен кружащейся танцовщице, исполняющей танец самсары с самыми ужасными приключениями. Он услаждает разум разными действиями и взгляд - различными образами иллюзорных воздушных замков. Снова и снова, О король, эта умелая танцовщица показывает танец самсары, мелькая тут и там в своих прекрасных одеждах подобно молнии. Как только приходит Смерть, эти дни и эти мудрые, их дела и богатство остаются только в памяти окружающих. Каждый день разрушается и рождается вновь, все ждут своей очереди умереть, и нет конца этим жестоким и причиняющим боль изменениям. 19. Люди становятся животными, а животные - людьми, боги падают с небес, - на что здесь можно надеяться? Ожидая своей смерти, солнце проводит время, играя лучами и снова и снова катаясь по небу день и ночь. И Брахма, и Вишну, и Рудра, и все живые существа стремятся к смерти, подобно водам, стремящимся во всепоглощающий подводный Огонь. Наши дни на этой земле, ветер, пространство, горы, реки и направления, - все это - сухие дрова для огромного подводного Огня разрушения. Имеющие большие богатства, множество родственников, слуг и друзей, в ужасе перед лицом смерти обнаруживают, что все это теряет свой смысл. Все их наслаждения и приключения в этом мире забываются, как только появляется ужасный демон Смерти. Приходят и уходят власть и богатство, в момент сменяются здоровье и болезнь. 26. Само-обманы появляются каждый миг и пропадают, и где те мудрецы, которые не обманываются этим удивительным непонятным миром? Взгляд, загрязненный тамасом, видит в безграничном пустом пространстве чудную красоту, наполненную золотом. В один момент небеса спокойны и наполнены голубыми лотосами облаков, в другой момент они уже ревут ревом грома, и в следущую минуту успокаиваются и замолкают. Сейчас они расцвечены звездами, а сейчас уже ярко светит солнце, и вот уже мир нежится под лучами полной луны, а в следущий момент все погружается во тьму. 30. Со всеми этими временными проявлениями, внезапными появлениями и разрушениями - есть ли такой герой, кто не боится этой самсары? 31. Страдания преходящи, и радости преходящи, рождение и смерть - только на краткий миг. О мудрый, есть ли тут что-нибудь постоянное? То, что раньше было чем-то другим, рождается как тот или иной человек через некоторое время. Форма постоянно меняется, О мудрый, и нет ничего постоянного. Горшок видится теперь тряпкой, а тряпка - горшком, и все на самом деле не так, как кажется в этой изменяющейся самсаре. Она разворачивается и запускает события, она ест, создает и убивает в нужный момент - и все это случается попеременно друг за другом, непрерывно, как течение дней и ночей.
|