А.ОреловичА.Орелович
Музыка и её выразительные средства. (Вводная тема к курсам сольфеджио и музыкальной литературы).
Музыка – искусство звуковых образов. Отдельно взятый звук не создаёт музыки. Она может возникнуть лишь тогда, когда звуки начинают сопрягаться, связываться друг с другом. Поэтомумузыку можно определить, как искусство связывать звуки по смыслу. «Смысл» музыки тот же, что и у других искусств: отражение жизни, выражение жизненных впечатлений, настроений, эмоций, передача этих эмоций другим людям. Но средства у неё особые.
Звук как физическое явление – это результат колебаний упругого физического тела (натянутой струны, голосовых связок, куска дерева, стекла, металла, камня, воздушного столба), упругие волны, распространяющиеся в твёрдой, жидкой и газообразной среде и воспринимаемые нашим слухом. Основные свойства звука – высота, интенсивность (громкость), длительность и тембр. Понятие высоты применяется к частотной характеристике звука. Шкала частот, воспринимаемая человеческим слухом, - в среднем от 17 до 20000 герц (колебаний в секунду). Диапазон частот фортепиано – от 27,5 до четырёх с лишним тысяч колебаний в секунду. Звуки малой частоты принято называть низкими, большой ― высокими. Понятия эти относительные, какой-либо границы между ними не существует. То, что для скрипки является низким звуком, для контрабаса – звук высокий.
Чистыетоны, звоны и шумы. Сложный состав тонов и шумов. Каждый звук имеет сложную структуру, складываясь из колебаний различной частоты и силы. Такую структуру мы называем спектром, (аналогично спектру светового луча). Спектральная структура тонов и шумов различна. У чистых тонов она основана на так называемой «натуральной шкале» колебаний. В основе такой шкалы лежит основной тон, который поглощает более высокие и слабые верхние гармонические тоны (обертоны – нем.). У так называемых звонов основной тон не сфокусирован. Спектры шумов, независимо от их высоты, складываются из бесконечного количества колебаний. Различное соотношение частот внутри спектра по их количеству и интенсивности порождает многообразие тембров. Это слово переводится как звуковая краска, придающая своеобразие голосу или инструменту.
В музыке все физические свойства звука обретают художественный смысл, становятся средствами выразительности.
Звукоряд. Это понятие применяется к разным звуковым комплексам, звуки которых выстроены по высоте, подчиняясь некоторым правилам. Весь набор доступных слуху чистых тонов в восходящем или нисходящем порядке называется полным звукорядом. Представление о полном звукоряде дает клавиатура фортепиано. Знакомство с клавиатурой. Тон и полутон. Октавное повторение звуков. Деление полного звукоряда на октавы. Изменение высоты плавное и ступенчатое. Названия звуков: основные и производные. Диезы и бемоли. Энгармонизм. В равномерно темперированном звукоряде каждый звук может носить несколько названий. Конкретное обозначение звука зависит от его положения в определенной тональности (см. об этом ниже). Обозначение звуков на нотном стане. Ключи, для чего они существуют. Буквенное обозначение звуков. Диапазон ― это высотный (частотный) объем голоса или инструмента. Понятие Регистр имеет несколько значений. 1) Это часть диапазона голоса или инструмента, звуки которой сходны по тембру: часто говорится о высоком, среднем и низком регистре, границы между которыми условны. 2) Регистрами также называют специальные приспособления в органе, аккордеоне, некоторых других инструментах, позволяющие менять тембр, а также силу и высоту звучания. Гамма. «Га́мма в музыке — поступенно восходящее или нисходящее мелодическое движение, охватывающее все звуки какого-либо звукоряда не менее октавы. Слово «гамма» (по названию греческой буквы γ) появилось в теории музыки в X веке для обозначения самого низкого в тогдашней музыкальной практике звука (в современном обозначении — G, то есть соль большой октавы)» (Википедия).
|