Требования по технике безопасности
Нефункциональных требований к интернет-системе бронирования авиабилетов. (хз как((
23. Концептуальные модели: пользовательского интерфейса и предметной области - их назначение и особенности представления. Примеры этих моделей для интернет-системы бронирования авиабилетов. (162, 229) Подобный анализ объектов и действий помогает управлять реализацией системы, поскольку он указывает наиболее удобный вид иерархии объектов, а также методы работы, которые предусматривает каждый вид. Анализ объектов и действий над ними, также облегчает структуру команд приложения, так как позволяет проектировщику увидеть, какие действия применимы к разным объектам, а какие могут быть спроектированы как обобщенные. В свою очередь, это делает структуру команд более легкой для изучения пользователем, так как вместо того, чтобы осваивать большое количество объектно-ориентированных команд, достаточно изучить несколько обобщенных, применяемых к разным объектам. К примеру, если бы наше приложение было программой, помогающей клиенту управлять банковским счетом, концептуальная модель пользовательского интерфейса включала бы такие объекты, как п роверка, счет, сумма денег и такие действия, как разместить, отозвать, аннулировать, запросить баланс. Концептуальная модель пользовательского интерфейса должна исключать все объекты, не входящие в данную область задач (например, буферы, диалоговые окна, база данных и т.п.), а также такие действия, как: нажатие клавиш, резервное копирование, очистка буфера обмена и т. д. Такое ограничение по количеству выделяемых концептов и действий является естественным для объектного подхода, так как каждый дополнительный концепт, добавленный в область задач, может создать проблемы с его освоением и появлением дополнительных взаимодействий. Далее, после разработки концептуальной модели пользовательского интерфейса, необходимо написать сценарии работы пользователя с приложением. Сценарий моделирует основной поток поведения для каждого варианта использования модели вариантов использования. При написании сценариев используется терминология из области задачи, то есть сценарий должен ссылаться только на объекты и действия области задачи, а не на какие-либо свойства пользовательского интерфейса. В процессе разработки пользовательского интерфейса абстрактные концепты пользовательского интерфейса переводятся в конкретные представления и действия пользователя. Разработка концептуальной модели пользовательского интерфейса, как первая стадия проектирования интерфейса, имеет ряд преимуществ. Во - первых, разделение области задачи, или другими словами, организация требований по сущностям концептуальной модели предметной области, с наделением этих сущностей обязанностями, позволяет определить действия, одинаковые для нескольких объектов. Впоследствии это дает возможность использовать один и тот же пользовательский интерфейс для работы с разными объектами. Это, в свою очередь, делает пользовательский интерфейс более простым и последовательным, а значит, и более удобным в изучении и использовании. Во – вторых, такие явления как существование обобщенных действий, типовая структурная иерархия и иерархия включения объектов, в значительной степени облегчают проектирование пользовательского интерфейса. Таким образом, разработка концептуальной модели пользовательского интерфейса представляет собой методику первоначального представления объектной модели (по крайней мере, для объектов, необходимых пользователю). Далее применяются: методика выделения классов анализа и методика анализа пригодности (диаграммы устойчивости).
Рис.6.31. Концептуальная модель предметной области для книжного Internet -магазина
24. Варианты использования как методика формирования требований, основанная на сценариях. Опишите основной и альтернативные потоки событий сценария - "Покупка бензина на автозаправочной станции" с помощью одноименного варианта использования. Варианты использования (use-case) - это методика формирования требований, основанная на сценариях. Они стали основной нотацией в языке объектного моделирования UML при описании объектных моделей систем. Более того, варианты использования применяются для моделирования предметной области, в анализе пригодности (процесс ICONIX), для выявления и моделирования классов, тестов и т.д. В самой простой форме в варианте использования определены действующие лица - акторы, то есть пользователи, вовлеченные во взаимодействие, и имена типов взаимодействия. Множество вариантов использования охватывает все возможные взаимодействия, которые будут отражены в системных требованиях. Иногда неясно, является ли вариант использования сценарием или совокупностью сценариев, где каждый сценарий является «нитью», проходящей через вариант использования. В последнем случае возможны сценарии для нормального взаимодействия плюс сценарии для каждого возможного исключительного случая. В языке UML предусмотрено совместное использование диаграмм последовательностей и вариантов использования, что существенно расширяет информационные возможности графического представления вариантов использования. Язык моделирования UML фактически является стандартом для объектно-ориентированного представления вариантов использования, применяемых при формировании требований.
|