УЧЕНИЕ ДОНА ХУАНА
Учением дона Хуана, по имени главного героя повествования, принято называть описание Вселенной, потусторонних сил и человека, изложенное в книгах Карлоса Кастанеды. Дон Хуан, как утверждает автор, был магическим лидером, нагвалем,* //Примечание. В традиционных верованиях индейцев Центральной Америки нагваль – это личный дух-покровитель, являющийся человеку во сне или особом видении. Обычно, нагваль принимает образ какого-либо животного. У Кастанеды нагваль – руководитель группы магов, обладающий особой силой. Одновременно Нагвалем называется неописуемая первопричина всего сущего (в последнем значении слово «Нагваль» в данной работе пишется с большой буквы).// обладающим особой энергией, позволяющей руководить группой магов и быть их проводником в Неведомое. Его доктрину Кастанеда называет в разных книгах по-разному: путем знания, учением толтеков* //Примечание. Здесь и далее имеется в виду не представители индейского этноса, создавшего в IX- XII веках государство на территории древней Мексики, а люди разных национальностей, обладающие магическими знаниями, унаследованными, по преданию, от «настоящих» толтеков. Сам Кастанеда говорил, что «у слова «толтек» имеет очень широкое значение. О ком-то говорят, что он толтек, так же, как могут сказать, что он демократ или философ».1 // или новых видящих, и даже шаманизмом (в антропологии этот термин имеет иное значение). В течение тридцати лет Карлос выпускает 10 книг, в которых подробно излагает систему мировоззрения и магических практик дона Хуана. Сам нагваль свои знания и опыт называл магическими с неохотой – по его мнению, слово «магия» не передает сути древнего учения. Согласно рассказам дона Хуана, на территории Мексики в течение столетий сохраняется и развивается особое знание. Оно получено от Орла – мистической первопричины Вселенной. Разумеется, эта первопричина не имеет никакого отношения к хищным птицам, просто маги Кастанеды (они же видящие, толтеки, «воины»), сумели по-особому воспринять её – увидеть, и нашли в ней что-то общее с орлом.* //Примечание. Орёл считается творцом мира и является объектом религиозного почитания у самых разных народов. Так у якутов орел-айы - это высшее божество, творец природы и людей. Именно орел создал шаманов, которые появляются из насиженных им яиц. Такое же значение имеет эта птица и в финской мифологии: орел высидел яйцо, из которого образовался мир; он же отец колдовства и шаманства. Финский бог Калев, герой Калевалы, был принесён в клюве орла и сам он - орел. У племен южных австралийцев эта птица почитается как творец вселенной, обладатель магической силы. Перуанские индейцы считают орла своим предводителем. Скандинавский бог Один, покровитель магии и кузнечного дела, индийский бог Индра и греческий Зевс принимали образ орла.// Знание получено от Орла не как откровение, то есть непосредственное обращение Божества к людям, а в результате видения – экстрасенсорного восприятия энергии. Людей, способных на это восприятие, дон Хуан называл видящими. Эти видящие в течение столетий наблюдали, как некая неописуемая сила образует непрерывный поток энергии, создающий и уничтожающий все объекты Вселенной. Постепенно видящие попытались интерпретировать результаты своего наблюдения. Так родилось особое знание - Правило, описывающее истинную, с точки зрения толтеков, причину бытия. Дон Хуан разделил видящих на древних и новых. Древние видящие – это множество поколений магов прошлого, которые стремились приобрести власть над людьми, пережить фантастические приключения в других мирах и т. д. Традиция новых видящих возникла несколько столетий назад, после крушения цивилизации толтеков, которую никакие магические приемы не спасли от захватчиков. Новые видящие сосредоточили все свои усилия на достижении абстрактной цели – обретении полной свободы. Главное «действующее лицо» Правила – потусторонняя сила, названная Орлом. Как сказал дон Хуан, называется она так «не потому, что это орёл или что-то, имеющее нечто общее с орлом, или как-то к нему относящееся, а потому, что для видящего она выглядит как неизмеримый и иссиня-чёрный Орёл, стоящий прямо, как стоят орлы, высотой уходя в бесконечность....Четыре вспышки света освещают его сущность. Первая вспышка, подобно молнии помогает видящему охватить контуры тела Орла. Тогда можно видеть белые мазки, выглядящие как крылья. Вторая вспышка молнии освящает колышущуюся, создающую ветер черноту, выглядящую как крылья Орла. С третьей вспышкой видящий замечает пронзительный нечеловеческий глаз. А четвёртая, последняя вспышка открывает то, что Орел делает. Орёл пожирает осознание* //Примечание. Под осознанием Кастанеда подразумевает весь комплекс психики, сознания и бессознательного, который в традиционных религиях принято называть душой. Осознанием, согласно учению толтеков, обладают все живые существа и даже обитатели иных миров. // всех живых существ, живших на земле мгновение назад, а сейчас мёртвых, прилетевших к клюву Орла как бесконечный поток мотыльков, летящих на огонь, чтобы встретить своего Хозяина и причину того, что они жили. Орел разрывает эти маленькие осколки пламени, раскладывая их, как скорняк шкурки, а затем съедает, потому что осознание является пищей Орла». 2 Этого пожирания не может избежать и человек. «Орёл... видит всех этих существ одинаково. Поэтому у человека нет никакого способа разжалобить Орла, просить у него милости или надеяться на снисходительность».3 Быть съеденным – вот, с точки зрения магов, действительный смысл человеческой и всякой другой жизни. Орёл «создаёт живые существа... чтобы они в процессе жизни могли обогащать осознание, полученное вместе с жизнью». 4 Конечно, ужасно, что человеческое осознание исчезает в клюве вселенского хищника, но, по мнению дона Хуана, это закономерно, поскольку именно Орёл даёт людям жизнь. И чудовищный пир, описанный доном Хуаном, по сути, порождение слабого человеческого осознания: после восприятия чего-то совершенно неописуемого, оно «вмешивается и принимается за построение интерпретаций. Но в действительности Орла... не существует. Уяснить же истинную сущность того, что существует на самом деле, не в состоянии ни одно живое существо». 5
|