Студопедия — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ






Мария Монтессори (1870—1952) — итальянский врач, доктор медицины, профессор антропологии и гигиены. Педагогическую деятельность начала в конце прошлого века, открыв в Риме школу для детей, отстающих в развитии. Первоначально используя в работе приемы и методы Э. Итара и Э. Сегена, существенно их обогатила и разнообразила. Вскоре Мария Монтессори достигла результатов, как писали в то время, граничащих с чудом, — питомцы смогли приблизиться к учащимся обычных школ. Тогда она предпринимает попытку перенести данную систему работы на здоровых детей, и результат также оказывается выше ожиданий. Монтессори делает два вывода:

1) догматическая, авторитарная педагогическая система, господствующая в то время, сама по себе тормозит развитие детей;

2) путь усиления слабых такой же, как путь совершенствования сильных.

Свою систему Монтессори называет методом “научной педагогики”, потому что она основывается на физиологии и психологии, она даже готова была назвать ее медицинской педагогикой. Развитие системы, уточнение ее положений состоялось в созданном в Милане специальном учреждении "Дом ребенка". Подобные дома вскоре начали появляться в других странах Европы и в США. Однако некоторые современники отнеслись к ее педагогическим опытам сдержанно, а в некоторых случаях весьма критично: "Историю системы Монтессори можно читать скорее как роман, чем как трезвое повествование о фактах"; "В Монтессори борется научно-мыслящий педагог с католической монахиней"; "Как все это формально и сухо, педантично и научно!" Специальному рассмотрению подверг систему Монтессори П.П. Блонский, русский педагог, психолог, отмечая, что ее педагогика содержит очень много нового, но особо оговаривал, что "мы порекомендуем относиться к ней скорее с критической сдержанностью".

В России ее опыт стал широко известен с 1911 года. Наиболее горячими его пропагандистами были Т.Л. Сухотина-Толстая и И.Ю. Фаусек. В 1927 году под влиянием усиления тоталитаризма в СССР система подверглась критике и было принято специальное решение Наркомпроса относительно ее использования: "Система Монтессори не отвечает задачам воспитания пролетарского ребенка". И более того, в 1932 году было указано, что ее школы на Западе являются оплотом фашизма. На самом же деле фашисты предавали огню и уничтожению ее научно-педагогические труды. После установления в Италии фашистского режима Мария Монтессори вынуждена была эмигрировать и на родину возвратилась только после 1945 года.

В 30-е годы, когда почти весь мир был втянут в войну, она выдвигает лозунг "Воспитание для мира", что само по себе уже является гражданским поступком. Ведет активную международную общественную и педагогическую деятельность, распространяя идеи движения Сопротивления, участвуя в работе конгрессов в защиту мира. Отстаивает идею свободы и достоинства ребенка, считая, что только благодаря духовному воспитанию подрастающих поколений можно достигнуть реального торжества гуманизма в мире. Ее система построена на природосообразном воспитании, свободном развитии растущей личности, принципами которого являются деятельность, самостоятельность, самовоспитание, раскрытие задатков природы.

Цель школы Монтессори видела в открытии простора свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Считала, что детей убивает стандарт и стереотип. Она поставила ребенка в центр педагогического процесса, создав условия для его свободного развития, самовоспитания и самообразования. Исходила из того, что природа сама позаботилась о форме всех конструкций человека и что для их функционирования не нужны дополнительные приспособления. Каждая способность в условиях свободы и естественности проявляется сама собой — “Малютка, жизнь, дыши!”. В свое время ребенок отрывается от руки взрослого, делает первые шаги, затем его деятельность усложняется. Но свобода не означает "заброшенности" ребенка, "как раз наоборот: правильное понимание свободы ставит на место наших фантазий реальные нужды детей и ведет к настоящим и действительным заботам о детях". Жизненное стремление ребенка к самореализации является основным теоретическим положением системы. "Жизнь – гордая богиня, она все время движется вперед, преодолевая препятствия, которые среда выдвигает на ее победном пути... Поступательный ход всегда обеспечен тем победоносным организмам, в которых крепка и действенна таинственная сила жизни".

Монтессори было введено в психологию и педагогику такое важное понятие, как " сензитивный период развития ", характеризующийся особой восприимчивостью для формирования определенных функций, качеств и действий. Ребенок стремится жить природной жизнью, отмечает педагог, а ему постоянно мешают, задерживают развитие всевозможными запретами. Она противопоставляет этому направленность свободы в подготовленном пространстве. Смысл метода в том, чтобы уметь наблюдать жизнь ребенка, понимать ее, не вмешиваясь. Для тех, кто работает авторитарно — это неприемлемо. Им непонятно, что жизнь ребенка идет сама собой, надо ее видеть, изучать, разгадывать ее тайны и направлять деятельность ребенка помощью и участием. Подлинное мастерство учителя состоит в умении организовать сотрудничество.

Основной лозунг детей в школе Марии Монтессори — "Помоги мне сделать самому". Она любила подчеркивать: "Если педагог активный, то ребенок пассивный", и наоборот. Главное — максимальное невмешательство учителя. Радость самостоятельного открытия, при этом одобрение воспитателя, награда для ребенка. "Учительницу слишком долго учили быть единственно активным, свободно действующим лицом в школе; слишком долго ее задача заключалась в том, чтобы подавлять всякую активность в детях".

Однако, проблема дисциплины и порядка занимает в системе важное место, но подходы к ее решению отличные от традиционных. Дисциплина основывается на свободе и самодеятельности. Свободный труд организует дисциплину. Приказами, нотациями ее еще никто не добивался, считает Монтессори. Дисциплина подавления — это уничтожение личности. Ребенок развивается в деятельности, в работе, "к которой его естественным образом влекут скрытые наклонности или к которой индивид восходит шаг за шагом". Свободу в воспитании ребенка Монтессори понимает как создание условий, наиболее благоприятствующих развитию всей личности. Тем не менее, некоторые из многочисленных посетителей "Дома ребенка" считали, что дисциплина обусловлена тем, что сила сопротивления детей уже сломана, присутствует деспотия духа, дрессировка детской души. Другие же наоборот отмечали, что работа по этой системе правильная, умственная, серьезная, служит упорядочиванию внутреннего психического содержания ребенка, как бы мал он ни был. Два крайних взгляда существуют на эту систему и поныне. Некоторые до сих пор называют ее педагогику тихой, педагогикой для бедных, оценивают односторонне.

Мария Монтессори создала систему сенсомоторного развития детей, как она указывала тогда, с 2,5 до 7 лет. Основным ее элементом является "подготовленное пространство", в котором распределяются материалы для активизации познавательной деятельности и организуются упражнения для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия, барического, стереогностического чувства, обоняния и вкуса. Ею был создан уникальный дидактический материал, в котором видели "необыкновенную яркость и красочность выражения идей, небывалую одушевленность", разработаны формы и виды работы с ним. Признано, что воспитание внешних чувств является наиболее оригинальной, остроумной и продуманной частью системы. Единодушно принималось также, что истинным открытием Монтессори является "утилизация" чувства осязания, которому никто из ее предшественников, не уделял должного внимания. Однако, оценивая специальную тренировку анализаторов, выражалось сомнение в ее развивающем эффекте: "У ребенка, получившего такое воспитание, осязание будет беднее, чем у слепого, слух — чем у музыканта, глаз — чем у художника", т.е. подчеркивалось, что нормальный ребенок ничего ценного не приобретет, и, кроме того, "система упражнений, оправданная для умственно отсталых, эффективно тренируя элементы сенсорной культуры ребенка, существенно затрудняет формирование целостной картины мира, резко обедняет его воображение".

Наряду с подготовленным пространством система характеризуется и его разомкнутостью как в прямом, так и переносном смысле слова. Параллельно с сенсорными проводятся упражнения "практической жизни", уроки вежливости и тишины. Она первая в истории ввела в дошкольную подготовку детей раздел широкого ознакомления с окружающей жизнью. В работе с материалами Монтессори выделяла два основных этапа: 1) ввод ребенка в материал и 2) наблюдение за спонтанной деятельностью ребенка. При этом педагог осуществляет фиксированное наблюдение. Достоинством системы отмечается хорошо разработанная техника педагогического процесса. В качестве особенностей системы можно выделить такие положения:

· Самостоятельный выбор деятельности и оформление ее результатов.

· Развитие у ребенка концентрации и поляризации внимания в процессе выполнения действий.

· Индивидуальный темп работы (никто никого не подгоняет, не говорит, что ты работаешь медленно).

· Упражнения в помощи другим и разрешение помочь себе (наряду с индивидуальной работой, работа парами и группой).

· Осознанность усвоения материала обеспечивается выполнением заданий на наглядно-практическом и теоретическом уровнях, которые органически связаны между собой.

· Наличие материалов для самоконтроля и проверки правильности выполнения заданий.

· Умение принимать во внимание своих одноклассников, дожидаться своей очереди, соблюдать тишину.

Самовоспитание, природное стремление детей к познанию себя и окружающего; предупреждение утомления, увлеченность, отсутствие какой бы то ни было принудиловки; поиск нового и восторг открытия; добровольность, разнообразие деятельности; учет индивидуальных различий, — вот, что характерно для этой системы, хотя некоторые кроме “бутылочек” и “дощечек” больше ничего не замечают. Основное препятствие для детей на пути к знаниям — несоответствие педагогики растущей личности, в этом заключается и возможные причины замедленного развития детей.

Некоторое охлаждение педагогов к ее изысканиям при жизни было вызвано тем, что она отрицала особую ценность метода “целых слов”, отстаивая приоритет аналитико-синтетической деятельности в обучении чтению, в то время как в первой четверти XX века данный метод рассматривался как наиболее продуктивный. В ее системе обучение чтению органически сочеталась с письмом. При этом широко применялось ознакомление с буквами в живую через ощупывание, штриховку, вырезание. “Воистину мы похоронили скучную и нелепую азбуку и тетради с палочками”… Под умственным воспитанием она понимала способность перехода от конкретного —к абстрактному, от ощущений — к идеям и т.д. “Веди счет словам своим”, — любила повторять Мария Монтессори выражение Данте, поэтому ее систему иногда называют “молчаливой педагогикой”. Здесь с ребенком “говорят” и “учат” его сами вещи, предметы, само вещество и материя жизни. Знание, понимание скрыты в самом действии.

При жизни Марии Монтессори было издано 30 работ на 24 языках, организовано и проведено 20 обучающих курсов для учителей в различных странах. В настоящее время наблюдается возрождение данной системы по всему миру и ее “взросление” — не только для дошкольников, но и старшего школьного возраста. Наиболее крупные научно-практические центры Монтессори находятся в Германии, Голландии, США, Эквадоре, где осуществляется творческое развитие, сглаживание и устранение недостатков, обогащение содержания новыми средствами и методами работы, поиск форм распространения опыта.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЭ

 

Данная модель зародилась во Франции и являлась образцовой для всех направлений модернизации школы Европы и Америки в середине ХХ столетия. В настоящее время переживает свое возрождение. Одним из принципов модели выступает приспособление школы к ребенку. Однако, это такое приспособление, которое активизирует жизненную энергию ученика, способствует его духовному обогащению. Для этого необходим не только учитель как духовный опекун ребенка, но и соответствующая среда в качестве поля для его разнообразной творческой деятельности. При этом школа перестает быть комплексом классов, в которых дети слушают, читают, пишут, она преобразуется в детское предприятие, тесно связанное с жизнью. Класс сохраняется лишь как центр информации, где проходят собрания учащихся и учителей. Более значительную роль играют восемь лабораторий и мастерских, где дети занимаются различными видами деятельности:

· лаборатория с рабочими картами, словарями, справочниками и другими информационными материалами;

· лаборатория с конструкторскими и измерительными инструментами и приборами;

· лаборатория для экспериментальных занятий по биологии, химии и физике;

· лаборатория по выращиванию животных и растений, а также школьный приусадебный участок с ульями и фермами;

· мастерская для занятий типографскими и полиграфическими работами;

· мастерская с материалами для занятий художественным творчеством: рисованием, лепкой, различными видами ремесел, музыкой, фотографией, киносъемкой и аудиозаписью;

· мастерская для занятий по дереву и металлу;

· мастерская для ткацких, прядильных, швейных и кулинарных работ.

Пользуясь широкими возможностями, которые предоставляет подготовленная среда, ребенок создает свою собственную “литературу”, свои собственные “учебники”, произведения искусства и техники, сам изучает окружающие его явления, познает природу и общество. Все это происходит в атмосфере свободы выбора направлений, объектов и тем.

В развитии творческой личности ребенка Френэ (1896–1966) выделяет три фазы:

1) фаза проб и ошибок, или деятельность наощупь, когда ребенок повторяет действия, которые ведут к успеху, и избегает тех, которые ведут к неудаче;

2) фаза упорядочивания, когда ученик, опираясь на накопленный опыт, начинает вводить определенный порядок в свои действия;

3) фаза игры-работы, переходящая в работу-игру, когда через игру как типичный вид детской деятельности ученик готовится к работе и к реализации “серьезных” жизненных задач.

Свободная деятельность ребенка является его обучением. Это похоже на то, когда дома под руководством матери маленький ребенок учится говорить, систематически упражняясь в узнавании и назывании объектов из постоянно расширяющегося окружения. Обучение основано на всестороннем познании и переживании среды и, одновременно, на ее преобразовании по мере сил и возможностей ребенка. В обучении чтению используется собственный опыт детей, ответы которых учитель записывает на доске. С его помощью дети пробуют читать, разделяя отдельные слова на слоги. Затем подготавливают текст к печати, пользуясь большими литерами шрифта, помогая при этом друг другу и успешно заменяя учителя. Работа по подготовке к печати текста так захватывает детей, что обучение чтению и письму проходит без особых усилий, упражнения в этих видах деятельности приобретают игровой характер в виде забавы. В подобных условиях осуществляется овладение и другими умениями и навыками. При этом работа ребенка всегда берет начало из его собственной жизни, из его ближайшего и все более расширяющегося окружения.

Метод Френэ опирается на применение многочисленных технологий. Селестен и его жена Элиз больше подчеркивали свой опыт как метод, чем систему. Они считали, что создавая систему, необходимо основательно разработать ее теоретические основы, в то время как метод в широком понимании требует только творческого воображения, богатого опыта и внимательного изучения того, что нового делается в данной области. Все это в большой мере было присуще Френэ.

Основным периодом планирования является неделя. Работу планируют, начиная с 5 класса, с учетом ежегодных экзаменов, исходя из их содержания. В понедельник каждый учащийся составляет индивидуальный план работы, внося в соответствующие рубрики индексы значащихся в рабочей карте видов работ, которые он должен выполнить по арифметике, геометрии, языку и орфографии. Для этих предметов имеется около 100 программ, собранных в одном томе. В рубрики по другим предметам вписываются планы и темы, которые учащийся должен выполнить самостоятельно или с другими учащимися, работая парами или группами. Темы разработок он выбирает для себя сам. На занятиях по истории учащиеся широко используют помощь учителя. В конце недели каждый учащийся обозначает в своем плане работы, что он выполнил и чего не сделал.

Несмотря на полную свободу, которая предоставляется ученику, к нему предъявляются и определенные требования. Наряду с недельными рабочими картами и несколькими разновидностями индивидуальных, имеется общественный контроль, который обеспечивает стенгазета, а также существуют контрольно-исследовательские фишки в количестве около 1000 штук по природоведческой, технической и художественной тематике. На каждой из них представлена проблема вместе с инструкцией по направлениям поисков, а также инструментов и материалов, необходимых для ее решения. Это своеобразный вид программированного обучения. Фишки, заполненные соответствующим образом, служат одновременно для контроля за деятельностью учащихся.

Модель Френэ занимает особое место среди дидактических систем главным образом потому, что она наиболее полно отражает в себе все принципы нового воспитания. Сочетая свободу детей с всесторонней заботой об их развитии, а также разнообразную творческую деятельность с высокими требованиями, эта система наиболее последовательно реализует идеалы современной педагогики, соединяя в себе достоинства альтернативных и традиционных подходов.

 

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Вальдорфская педагогика – это международное культурно-образовательное движение, основателем которого является Рудольф Штайнер (1861–1925) – философ, ученый, давший много новых импульсов не только в педагогике, но и в медицине, искусстве, сельском хозяйстве.

Первая школа, а следом и детский сад при ней Элизабет М. Грюнелиус, возникла в 1919 году в г. Штутгарт (Германия) при табачной фабрике “Вальдорф-Астория” по инициативе родителей, которые хотели, чтобы их дети учились по-новому [оба учреждения были закрыты национал-социалистическим режимом в 1938 году]. Первый контингент учащихся школы составляли так называемые педагогически запущенные дети рабочих.

Вальдорфская педагогика, позволяющая развивать художественные, интеллектуальные, нравственные задатки и религиозные переживания ребенка, создана под влиянием трудов Гете. Ее девиз: “Принимай ребенка с благоговением, воспитывай с любовью, выпускай свободным!”

В основе данной системы лежит антропософия (гр. — мудрость о человеке, любовь к человеку). Здесь человек рассматривается не как конкретно-историческое существо и не как совокупность общественных отношений, а как внеисторическое, вневременное и вечно постоянное явление. На антропософии построена лечебная педагогика в Кэмпхил общинах для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Вначале вальдорфские школы возникали как частные, независимые от государства учебные заведения, существовавшие на средства родителей. С момента открытия и до сегодняшнего дня вальдорфская педагогика (как школа, так и детский сад) развивается во многих странах по инициативе “снизу” — в виде свободной общественно-государственной школы, хотя в настоящее время в основном финансируются государством. Успешно функционирует Международный союз вальдорфских школ. В нашей стране эта система стала известной с конца 80-х годов. Одни педагоги пытаются оживить, оздоровить некоторыми ее идеями существующие у нас педагогические подходы и методики, другие — нацелены на создание в ближнем или дальнем будущем целостных вальдорфских школ и детских садов. Одна из проблем при этом — подготовка квалифицированных кадров.

Воспитание в вальдорфском детском саду поставлено так, чтобы избежать вмешательства в свободное естественное развитие ребенка и не нарушить его равновесия, еще погруженного в мечту, сознания. При этом воспитание не предоставляет ребенка самому себе, а берет на себя заботливое руководство подходящими для этого средствами примера и подражания. С помощью воспитания, которое считается с естественной последовательностью этапов развития формирующегося человека, достигается совершенно иное качество интеллектуальной жизни по сравнению с тем, что бывает при передаче готовых знаний. Понятия должны органически вырасти в человеке, как и все остальное. Тогда они приобретают глубину, силу убеждения и оригинальность. Понятия, усвоенные лишь памятью, приходится часто, как тяжелый груз, волочить через всю жизнь. Воспитание в вальдорфском детском саду никогда не будет рассчитано на ранние плоды обучения, какое бы одобрение в обществе это не встречало. Здесь строго избегают перегрузки памяти, обучения чтению и письму еще до первого класса. Тем самым силы детства и “детскости” в их своеобразном значении сохраняются для дальнейшем жизни.

Существует несколько вариантов вальдорфской школы: гиганты в пригородах крупных городов, рассчитанные на 1200 детей; небольшие детские деревни; маленькие учреждения для детей, которым требуется душевный уход и забота; центры развития детей и взрослых. Каждая школа индивидуальна и, как правило, не повторяет другую. Ведь главные идеи вальдорфской педагогики – воспитание свободного и мудрого человека, торжество индивидуальности. В некоторых городах Германии родители записывают детей в вальдорфский детский сад и школу сразу после рождения.

В основу педагогики положен 7-летний цикл развития ребенка (возрастная периодизация Аристотеля), согласно которому ребенок в первый период склонен почти к слепому подражанию, поэтому задача педагога найти для него достойные образцы. Здесь, в практическом человековедении, возрождаются внимание к личности, цельность и взаимосвязь ее внутренней и внешней жизни, сходятся в гармонии общечеловеческие ценности и ценности отдельного “Я”. Вальдорфская педагогика помогает каждому ребенку раскрыть свои внутренние творческие силы, развить все способности, дарованные природой, и реализовать себя. Да и на педагогику в привычном понимании этого слова данная система воспитания не похожа. Она открыто, свободно и естественно соединяет в себе философию и психологию, анатомию и физиологию, искусство и религию, природную и социальную жизнь.

Принципы вальдорфской педагогики:

· демократичность — партнерские отношения;

· отсутствие регламентации;

· коллегиальное руководство работой школой;

· эстетическая направленность;

· отказ от всех видов селекций и отметок успеваемости;

· тесная связь с родителями;

· ориентация в учебном процессе на развитие и настроение конкретного ребенка;

· принцип “вдоха-выдоха” — смена видов деятельности;

· принцип экономичности — исключение всего, что сдерживает духовное развитие ребенка в конкретный период.

Школы рассчитаны на 12-летний срок обучения. День в вальдорфской школе делится на три части. Первая — собственно урок, или занятия умственным трудом. Вторая часть дня отдана эстетическому воспитанию — занятиям музыкой, живописью, архитектурой, скульптурой; обязательны иностранные языки, театр, эвритмия (“одвиженная музыка” — особый вид искусства, синтез мысли и слова, цвета и музыки, движений тела и души). Третья часть дня — занятия ручным трудом (шитье, вязание, столярное и слесарное дело независимо от пола учащихся обязательны для всех). Выпускники вальдорфских школ, как правило, говорят на 2—3 иностранных языках (нередко выбирается для изучения русский), играют на музыкальных инструментах, пробуют себя в живописи, пении, танце, театре; благодаря ежедневному рукоделию они умеют шить, печь хлеб, обрабатывать землю, могут построить дом, работать с глиной, деревом, металлом.

Троичный ритм учебного времени основан на трех сферах внутренней деятельности человека – мышлении, чувстве, воле. Если школа воздействует только на интеллект, у детей ослабевает сознание, грубеют чувства, утрачивается воля. Человек только тогда гармонично развивается, когда воспитываются все эти стороны одновременно и равномерно. Поэтому в вальдорфских школах у каждого ребенка в системе упражнений работают голова (мозг, зрение, слух), сердце, руки и ноги. Здесь выработана методика и практика развития человека как единого телесно-душевно-духовного целого. Как определить, что доминирует у ребенка, когда он лепит фигурку любимого животного из глины, или по собственному чертежу строит дом, или эвритмичными движениями рисует превращение зерна в золотой колос?

Вальдорфские школы сегодня – ни в коем случае не элитарные. В них практикуется обучение в обычном классе детей с физическими недостатками, умственной отсталостью, что считается обоюдополезным. Это, прежде всего, социальная педагогика: отношение к растущему человеку как к центру Вселенной ставит его в положение неразрывного единства с окружающим миром. Каждый человек сам становится творящим центром, но и другого человека он наделяет таким же правом.

Преподавание предметов в школе ведется “эпохами”, “периодами”. Эпохи истории, математики, поэзии, биологии, физики и т.п. длятся от 4 до 5 недель, а рукоделие, кузнечное, ткацкое, переплетное дело — от 2 до 8 недель. (Этот метод применялся в школе С.Т. Шацкого, развивается у М.П. Щетинина и его последователей). Набор эпох, их длительность и последовательность зависят от возможностей преподавательского состава и желания родителей.

Обучение на уроках – это процесс результативного действия. Учитель излагает материал не рецептивным, а продуктивным методом, то есть не дает готовых рецептов и определений, а сам проделывает вместе с детьми все, что предлагает делать им. Рисует вместе с ними картинку к прочитанной сказке, составляет в походе-уроке план местности и у каждого в совместной деятельности рождается свой образец.

Один из главных методов вальдорфской педагогики — это образное изложение материала на любом уроке. Детей учат образно мыслить, сопереживать, сочувствовать, включая в процесс познания всего человека, его представления, фантазию, чувства; дают возможность сотворить в рисунке, в скульптуре, в физическом опыте, в музыке, в танце продуманно-прочувствованный образ.

Общим законом для вальдорфских школ являетсягетеанистический метод познания. Буквально, это значит – познавать мир, познавая себя, и познавать себя, познавая мир. Понять себя, чтобы понять другого человека, увидеть многогранность и неповторимость его души, чтобы открывать разнообразие и красоту окружающего мира, особым, духовным зрением постигать тайны растительного и животного царства. Здесь высоко ценится у детей способность удивляться, видеть чудо, поэтому в 1–5 классах так много сказок, мифов и легенд.

В школах ведется преподавание истории различных религий, осуществляется свобода религиозного воспитания (по желанию родителей школа пригласит для одних учеников католического священника, для других — протестантского и т.д.). Наряду с классикой и природно-календарными праздниками в театральных постановках используются и библейские сюжеты.

Одной из трудностей вальдорфской системы является подготовка учителей. Учитель здесь педагог и волшебник в полном смысле слова — ведь он один ведет все предметы с 1-го по 8-й класс и при этом должен видеть и чувствовать каждого своего ученика. В мире существует система подготовки учителей такой школы, но истинным мастером можно стать лишь при большой любви к детям.

Наиболее полный обзор педагогики Р. Штайнера дан в книге Ф.Р. Карлгрен “Воспитание к свободе”. М.: Изд-во Московского центра вальдорфской педагогики, 1993. Изюминка книги – иллюстрированный ряд: каждая тема, раздел сопровождаются репродукциями рисунков “вальдорфских” детей.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 851. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия