Понятие о литературном произведении.
Литературно-художественное произведение – это произведение искусства в узком значении слова, результат немеханической, одухотворенной деятельности автора. Как и все искусство в целом, художественное произведение является выражением определенного эмоционально-мыслительные содержания, какого идейно-эмоционального комплекса в образной, эстетически значимой форме. Пользуясь терминологией М.М.Бахтина, можно сказать, что художественное произведение – это высказанное писателем «слово о мире», реакция художественно одаренной личности на окружающую действительность.
В современном литературоведении существует ряд научных работ, затрагивающих вопросы понимания специфики литературно-художественного произведения. 1) Российский исследователь А.Б. Есин рассматривает литературно-художественное произведение со стороны теории подражания – как явление искусства. Литературное произведение, как и все искусство, есть частный случай субъективного подражания объективной действительности. Однако подражание, особенно на высшей степени его развития, каким является человеческое мышление, ни в коем случае нельзя понимать как подражание механическое, зеркально, как копирование действительности «один к одному». Сложный, непрямой характер подражания в большей степени проявляется в мышлении художественном, где так важен субъективный момент, уникальная личность творца, его оригинальное видение мира и способ мышления о нем. Художественное произведение, таким образом, есть подражание активное, личностное – такое, при котором происходит не только восстановление реальности, но и ее творческое преобразование. 2) Белорусский литературовед профессор В.П.Рагойша предлагает рассматривать литературное произведение как результат творческого процесса. Литературное произведение – завершенный по форме прозаический или стихотворный текст, который соответствует существующим в конкретном времени и среде законам художественности. Он возникает в результате целенаправленной работы писателя по изучению и отбору жизненного материала, кропотливых поисков адекватных средств его языкового воплощения (творческая история), является результатом интенсивных психоэмоциональных и умственных усилий автора (творческий процесс). В литературном произведении реализуется концепция человека и жизни вообще, что обусловливается мировоззрением писателя. Работа над литературным произведением обычно начинается с возникновения творческого замысла – первичного представления о сути будущего произведения. Творческая задумка предопределяется пафосом творчества - главной мыслью-страстью, которой вдохновляется писатель и которая определяет характер всех его идейно-художественных поисков. Воплощается творческая задумка в конкретных жизненных явлениях и событиях, образно показывает художник слова (тема, тематика), в проблемах, которые он затрагивает, в определенных идеях – основных мыслях, что утверждаются всем языково-образным строем произведения. Нередко в литературном произведении выделяется мотив (франц. Мotif, от лат. Мoveo – двигаю) – устойчивый идейно-тематический или образно-эмоциональный компонент, предопределенный кругом жизненных явлений, на которые особенно чутко реагирует писатель. Иногда одни и те же мотивы проходят через ряд литературных произведений и даже через все творчество писателя, образуя лейтмотив (от нем. Leitmotiv – ведущий мотив). Термин "мотив" наиболее часто применяется в отношении поэзии с ее тягой к символизации (образ Незнакомки у А.Блока). Как правило, литературное произведение подписывается настоящей фамилией писателя, реже – его псевдонимом, вымышленной фамилией (Янка Купала, Вера Верба, Козьма Прутков и др.) Лучшие литературные произведения, являясь наименьшей единицей литературного процесса, занимают заметное место в истории национальной и мировой литератур («Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Декамерон» Джованни Боккаччо, «Ромео и Джульетта» и другие пьесы Уильяма Шекспира и многие другие выдающиеся произведения). 3) Семиотический подход к пониманию литературного произведения предлагает российская исследовательница Л.В.Чернец. Так, по ее мнению, литературное произведение представляет собой выражение, зафиксированное как последовательность языковых знаков, или текст. Слова "текст" и "произведение" не синонимичны: текст – материальный носитель образов, он становится произведением, когда его читают. Произведение представляет собой художественное целое, а значит, имеет свои пределы. Во-первых, текст открывает читателю образный мир, условную, эстетическую реальность. Эта картина жизни – особая в каждом произведении. Она «сделана» автором, но иллюзия действительности может быть очень сильной. Во-вторых, в самом тексте есть рама, или рамочный текст, который по-разному оформляется в зависимости от литературного рода, жанра, национальной традиции и др. В формировании установки восприятия читателя сложно переоценить роль заголовка (заглавных комплексов). Например, семь слов, входящих в заголовок одного из ранних произведений М.Достоевского: «Белые ночи. Сентиментальный роман («Из воспоминаний мечтателя»)» – «это будто бы 7 ключиков к его художественной тайне» (Ю.Манн, «Боль о человеке»). Название и жанровый подзаголовок готовят читателя к вхождению в мир произведения, до встречи с одиноким героем, который компенсирует бедность жизненных впечатлений богатым воображением, фантазией. С точки зрения читателя, в название входит также имя (псевдоним) писателя, которое, «по мере накопления им известности, превращается из собственного в общее, тем самым участвуя в... именовании книги...» (С.Кржижановский, «Поэтика заглавий»). Например, одно и то же название –«Кавказский пленник» – имеют произведения А.Пушкина, М.Лермонтова и Л.Толстого. Обозначение жанра в подзаголовке указывает на литературную традицию, тем самым формируя читательский «горизонт ожидания». Слова "комедия", "идиллия", "авантюрный" роман и т.д.. Возбуждают в подготовленном читателе комплекс литературных ассоциаций. Прочитав заголовок (название), «входим» в произведение, в его основной текст. И здесь проявляются многосторонние связи данного сочинения с другими. На основе тех или иных типологических свойств произведение относится к определенному роду, виду, жанру, жанровой разновидности, к стихам или к прозе. Однако, при многочисленности типов произведения, у них есть и общие черты, связанные как с эстетической природой искусства, так и со спецификой ее вида – художественной литературы. В любом произведении искусства заключен общий, глубинный смысл, который порождает сопереживание и соразмысление читателя, способного, как и писатель, «чужое почувствовать своим». Чтение сопровождает объяснение произведения, выведение некой идеи. Эта идея потому и загадочная, проблематична, что в самом произведении неотделима от образа, образного мира. Показать общее в индивидуальном – задача эстетического анализа. Сложности эстетического анализа связаны с особенностями материала художественной литературы – словесного образа, речи. Одно из ключевых понятий в литературоведении и стилистике – контекст. Продолжительность контекста, достаточного для понимания слова, может быть разной. Например, в стихотворении С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» много контекстов-словосочетаний, которые представляют собой метафоры: «страна березового ситца», «пламень уст», «Буйство глаз», «половодье чувств»; здесь слова "ситец", "пламень", "Буйство", "половодье" теряют прямое лексическое значение. Начальная строка стихотворения требует для своего понимания более широкого контекста: им является весь стих, передающий горечь прощания лирического героя с молодостью. Остроту и силу элегического чувства подчеркивают и контекстуальные синонимы («Не жалею, не зову, не плачу...» – это градация: чувство, которое переполняет героя, не может вылиться в одном слове); и сквозной параллелизм между молодостью человека и цветения природы (в его создании участвуют метафоры и сравнения: «Все пройдет, как с белых яблонь дым...», «Все мы, все мы в этом мире бренный, / Тихо льется с кленов листьев медь...»); и нетождественные повторы, вариации на одну тему в каждой из пяти строф. За богатством и в то же время родство зрительных, слуховых образов-представлений, которые наблюдаются в мире природы, предстает образ человека, единства его переживания.
|