Флот по листкам
Морская культура
(боевой листок)
Ещё со времени Петра Первого начались складываться традиции русского флота. На собственных ошибках, неудачах, поражениях и победах учились моряки свято хранить и передавать из поколения в поколение все, чему научила их морская стихия. Во время Великой Отечественной войны традиции тоже получили свое дальнейшее развитие. Но в восьмидесятые годы флотские традиции стали постепенно забывать, и даже такое понятие, как «морская культура», вызывает у многих удивление. Не будем далеко ходить, возьмём наш экипаж. Согласно РВЖ, ГДУ должен носить каждый. Это твоя жизнь в минуту аварии независимо от того, кто ты. А зам командира по ПЧ почему-то это не выполняет, а ведь с него мы должны брать пример. И ещё один эпизод: старшина команды снабжения любит свистеть, на что ему старшие товарищи неоднократно делали замечания, но он на них не реагирует. Акустическая культура — это часть морской культуры. Она складывалась годами, и раньше позором считалось громко ударить дверью или шумно играть в домино, а у нас это сплошь и рядом. Все это уменьшает скрытность корабля и мешает акустикам далеко слышать противника. Матрос Сысин.
Ну где вы встретите вместе Петра Первого, традиции флота, Великую Отечественную, восьмидесятые годы, зама, свистящего интенданта, акустическую культуру и скрытность корабля? Только на флоте и только во флотском боевом листке. За что я и люблю боевой листок. А какой язык! Читайте боевые листки. В них масса интересного. Для тех, кто никогда не видел боевой листок, мы расскажем, что это такое. Боевой листок — это лист желтой плотной бумаги; сверху у него — в волнах плещется обрубок, изображающий подводную лодку, и изображает он её так, чтоб невозможно было установить, какого же проекта эта подводная лодка. У листка два эпиграфа: «За нашу советскую Родину» и «Из части не выносить». Под эпиграфами — пустое поле, на котором личный состав от руки пишет все, что душа его пожелает. О чем пишут? Да обо всем. Например,
О «бдительном несении вахты».
Товарищи! Прошла половина боевой службы. За плечами у нас много хорошего. Например, бдительное несение вахты. Мичман Зайделиц.
(Далее следует рисунок, изображающий в вольной, кубической манере мичмана Зайделица. Под рисунком подпись: «В оставшееся время нужно более внимательно нести вахту, т. к. матчасть старая и в процессе беспрерывной работы совсем износилась».)
О «боевой учёбе».
Товарищи подводники! Прошло немало суток плавания. За это время те, кто пошёл в свою первую боевую службу, поняли наконец, какая ответственность лежит на их плечах и за какое огромное количество техники они отвечают; те же, у кого это вторая или третья боевая служба, с чувством достоинства и гордости несут вахту, обслуживают системы и механизмы корабля и учат, как могут, своих младших товарищей. Через некоторое время у нас сдача экзаменов на классность. Как мы к ней подготовимся, такими мы и будем специалистами.
О «связи».
…Связь у нас на корабле играет немаловажную роль. Но как мы к ней относимся? Когда на боевом посту стараются удобнее расположить гарнитуру и растягивают её до предела, то они даже не подозревают о том, что провода не выдерживают и рвутся самым обыкновенным образом. Есть такие представления, что если «каштан» не разговаривает, то нужно стучать гарнитурой до тех пор, пока она вообще не выйдет из строя. Нет связи — лучше доложите в центральный, и пусть придёт ответственное лицо…
О будущем.
…впереди у нас ответственное мероприятие — возвращение в базу. К этому нужно готовиться. Ведь родная база нас будет встречать не цветами, а тяжелым бременем всевозможных нарядов и вахт. И для того, чтобы прийти, домой живыми, нужно выполнить всего одно требование: нужно бдительно нести вахту и своевременно устранять все неисправности…
О «заключительном этапе плавания».
…Очень заметно ухудшилось несение вахты на заключительном этапе. И вроде бы все методы использованы, чтобы как-то повысить бдительность, но тщетно, и результаты последних дней — налицо…
|