Азбука каркасно-ордерной системы
Теплоенергетичний факультет кафедра Атомних електричних станцій і інженерної теплофізики
“ЗАТВЕРДЖУЮ” Декан теплоенергетичного факультету _________________ /проф. Є.М.Письменний/ “____” _________________ 2015 р.
ІНДИВІДУАЛЬНИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ПЛАН
на 2015 / 2016 навчальний рік
Тема магістерської дисертації
“____________________________________________________________________________________________________________________________________________”
Навчальна робота
Консультації по темі магістерської дисертації Семестр
Науково-дослідницька робота
Наукові публікації та участь у науково-технічних конференціях
Педагогічна практика
Наукове стажування
Відгук керівника від підприємства про проходження стажування __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________ ___________________________________ (підпис) (прізвище, ініціали)
Висновки про виконання плану
Осінній семестр ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
“ ___” ______________ 20___р.
Науковий керівник _____________ ______________________________ (підпис) (прізвище, ініціали)
В.о. завідувача кафедри _______________ В.О.Туз___________ (підпис) (прізвище, ініціали)
Весняний семестр
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ “___” _____________ 20___р.
Науковий керівник _____________ ___________________________________ (підпис) (прізвище, ініціали)
В.о. завідувача кафедри _______________ В.О.Туз___________ (підпис) (прізвище, ініціали)
Азбука каркасно-ордерной системы Л. Габричевский
ш После сделанного мной на прошлой лекции общего вступления мы постепенно начнем знакомиться с азбукой каркасно-ордерной системы, о которой я вам говорил. Очень многое из того, что я скажу, может быть вам не знакомо, но вы этого не смущайтесь, так как достаточно все детали окинуть общим взглядом, чтобы в дальнейшем они были вам ясны. Я прошлый раз говорил, что в V в. до н. э. каркасная система получила в Греции наиболее законченное художественное выражение в системе ордеров, которые сыграли огромную роль в развитии мировой архитектуры. Итак, ордер как художественная система сложился уже в эпоху античной Греции. Конструктивно ордер, естественно, связан и с колонной, и с колоннадой. И в трактатах архитектурных, и, к сожалению, у нас в архитектурной практике очень часто ордер, ордерная колоннада воспринимается совершенно отвлеченно от этого объема (здания), с которым она связана. Поэтому я с самого начала хочу показать, как на первых стадиях развития ордерной системы, т. е. уже в античной Греции, ордер и ордерная колоннада всегда были теснейшим образом связаны с объемом, с образом здания в целом. И все ордерные закономерности более мелкие — законы расстановки колонн, размеры утонения — это не суть отвлеченные величины, которые рассчитаны на ордер плоскостной, двухмерный. Нет, в античной Греции ордер всегда связан с объемом, т. е. с общей формой здания. Вы, вероятно, знаете, что в античной греческой архитектуре пропорции зданий всегда исходят из объемов и планов: между высотой, шириной и длиной здания всегда существуют совершенно определенные гармонические отношения, т. е., компонуя в целое, зодчий исходит из задач площадки и выводит основные величины здания. Мне важно, чтобы в дальнейшем вы никогда не рассматривали ордер отдельно. Витрувий и Палладио начинают вступления к своим трактовкам с этого, что выясняют, каковы в античной архитектуре основные типы связи объема здания с теми портиками и колоннадами, которыми он окружен или украшен. В античности различались два основных типа колоннад, которые продолжают существовать и по настоящее время. Один — это периптер, т. е. замкнутое стенами помещение, со всех сторон окруженное колоннадой. И другой, противоположный тип — перистиль, т. е. окруженный колоннадой открытый двор, в который выходит помещение. Собственно говоря, в простейшем античном жилище и во всех наших восточных и южных вы имеете этот тип — открытый двор с крытой галереей, которая поддерживается столбами. Поймите, какое бесконечное количество оттенков, какое образное богатство содержат оба эти типа. Вспомните дворцы Возрождения, виллу Палладио, в них вы видите эти две основные ордерные функции. Наиболее монументальное сооружение в греческой архитектуре — жилище бога. Храм родился и развивался из жилой ячейки. В отличие от замкнутой жилой ячейки монументальное здание, в котором помещается изображение божества и которое должно быть доступно всем, должно являться идейным и архитектурным центром поселения, города и т. д. Греки взяли жилую ячейку и, окружив колоннадой, сразу придали ей другой смысл. Она явилась статической центральной формой в греческом ансамбле, открытой со всех сторон. Этот прием устройства колоннады, навеса, каркасной системы сразу же на заре архитектуры получает глубоко выразительный художественно-социаль-
Ный смысл. И понятно, что греки, найдя это гениальное решение, т. е. превратив жилую ячейку в общественное здание, стали работать над наиболее выразительной и богатой формулировкой этой основной идеи. Поэтому не удивительно, что Витрувий и позднейшие теоретики попытались свести в архитектурные типы все эти возможности. Возьмем первичную жилую ячейку, которая была найдена при раскопках древнейших поселений еще догрече-ского периода. Внутри очаг, открытый сверху, маленький портик и навес. В археологии называется «мегарон», главное помещение в древнейших крепостях. Уже в этих микенских и тиринфских акрополях вы видите такую схему. В этом вестибюле перекрытие поддерживается двумя опорами. Витрувий никакой археологии не знал, но, рассуждая логически и пытаясь выявить основную ячейку монументальной античной архитектуры, установил, что первый, основной ячейкой, ядром, формующим большое здание, окруженное колоннадой, является эта схема, и действительно многие маленькие храмы строились таким образом. Называется это — храм в антах. Антами называются торцы стен, на которые опираются балки. Эта форма, конечно, еще далека от статического центрального типа, который выработался впоследствии. Она еще по существу динамична, имеет определенную направленность, и характерно, что в классической архитектуре Греции эта форма широко используется, особенно для маленьких храмов и их сокровищниц. Такой форме в античной архитектуре никогда не дается большого, монументального развития, но вокруг нее возникает дальнейшее строительство. Она имеет определенную ось, определенное направление. Очень интересно в архитектуре этого элементарного типа наличие ант или угловых столбов. Дело в том, что здесь в самой простейшей форме вы имеете уже первый случай встречи этих двух систем — стены и каркаса. Портик оформлен снаружи как каркасная система, но вместе с тем этот угол — торец стены, так что он уже в этой простейшей форме работает и в ту, и в другую сторону. Он есть и торец стены, и одна из опор этой каркасной системы. С самых ранних пор греки обращают внимание на эту узловую точку, которая в зависимости от композиции решается по-разному. Чаще всего столб квадратного сечения, равный диаметру колонны. Часто греки, исходя из стены, дают ему совершенно иное сечение, например делают его более узким со стороны стеновой, чем со стороны ордерной. Иными словами, со стороны стены, так как он более узок, он подчиняется стене. Есть множество вариантов. Чрезвычайно важно, что на этой ранней ступени вы имеете такие элементарного типа храмы, в которых связываются воедино две системы — стеновая и каркасная. В своей практике вы сами увидите, какие здесь возможны оттенки в зависимости от того, как вы понимаете данную систему. Этот ант на самых ранних ступенях начинает члениться по аналогии со столбом, с колонной. Появляется антаблемент, но вместе с тем членение боковой стены продолжается и передается на ант. Дальнейшей логической стадией в развитии объема и портика, по Витрувию, является так называемый простиль, т. е. когда к первой антовой системе прибавляется портик. Конечно, таких храмов очень много, потому что портик этот может быть и в несколько рядов, но принцип заключается в том, что здесь помимо антовой системы появляется новое — портик. Помещение приобретает более открытый характер. В простейшей схеме ось имеет четыре колонны. В практике возможно и отсутствие этих колонн антовой системы. Вы легко разберетесь в этом множестве вариантов. Когда форма особенно динамична в общей композиции, то очень часто с другой стороны прибавляются еще четыре колонны, делается по два портика на торцовых сторонах. Это второй тип — амфипростиль. Вспомните пример амфипростиля — маленький храм Ники. Он всецело посвящен большому Парфенону и всецело ориентирован по отношению к нему. Храм чрезвычайно динамичен и имеет особую направленность к главному статическому зданию.
|