ТАЙНЫ РОДА СТРОГАНОВЫХ
Одно только богатство не может объяснить того влияния, которое оказывали Строгановы, в том числе и Александр Сергеевич, на дела в России, а потом и в мире. Посудите сами. Известно, например, что молодого человека, барона из загадочной России, Александра Сергеевича Строганова в 1754 году принял сам Папа Римский Бенедикт XIV. О чем они говорили? Надо полагать, о том же, о чем всегда говорили и говорят католики. О том, что Новгородская Русь в старину тяготела к католицизму: до завоевания Новгорода Великого Иваном III новгородцы стремились перейти под власть польского короля Казимира. Папа мог говорить и о том, что католичество, в отличие от византийского православия, с его культом монарха, не препятствует развитию купечества и предпринимательства: тому пример Флорентийская и Венецианская республики, схожие с Новгородской, тому пример "Магдебургское право", Ганзейский торговый и политический союз, к коему принадлежал Новгород до падения вечевой власти и т. д. Позиция папского престола по этому вопросу ясна, но что думал и говорил по этому поводу сам А.С. Строганов - для нас остается неизвестным. А в 1757 году Александра Сергеевича Строганова (ему только 23 года!) пригласила к австрийскому двору императрица Мария-Терезия при своем восхождении на престол и тогда же она возвела его в графы Римской империи. Случай исключительный и загадочный. За какие заслуги? Объясняется это только тем, что Строгановы были одними из тех людей, на коих зиждилось само политическое устройство Европы. Благодаря им порой получали власть и сами императоры как в России (и это очевидно), так и, полагаю, в Австрии. Ведь именно они стояли при основании весьма и весьма значительных уже в тогдашнем мире масонских лож. Известно, что, получая образование в Европе, Александр Сергеевич был вхож в самые влиятельные круги европейских политиков и государственных деятелей. Хотя, думаю, поначалу его более интересовала не политика, а то, что нужно было для развития экономики и производства в его владениях. Во Франкфурте-на-Майне, Париже, Женеве он знакомился с заводским и фабричным делом. Да и впоследствии он и его помощники внимательно следили за всеми новинками технической мысли. Именно поэтому одними из первых на заводах Строгановых появились паровые машины Уатта, была совершена замена древесного топлива на кокс и т. д. Однако никакие изобретения не могли прижиться и изменить жизнь к лучшему в крепостнической стране. Крепостничество, к которому власть шла несколько столетий и пришла только к XVII-XVIII векам, привело к быстро нарастающему отставанию России от европейских государств. И именно понимание этого привлекло Строгановых к масонству, поставившему цель переустройства общества на новых началах. Сам А.С. Строганов был членом и одним из учредителей самой влиятельной во Франции тех лет клермонтской ложи "строгого послушания". Среди его друзей были граф Сен-Жермен и граф Калиостро. Дела и цели масонов середины XVIII столетия не совсем ясны. Но известно, что русские вельможи имели в сих делах чуть ли не решающий голос. И ныне всплывают загадочные факты из прошлого, как, например, связь их учения с индийскими ведическими доктринами. В тех ложах тогда изучали не только индийские, но также и славянские ведические рукописи, ибо так называемое "русское язычество", по сути, является одной из ветвей общемировой ведической традиции. Изучали тогда и знаменитую "Книгу Велеса", хранившуюся в библиотеке французских королей с XI века. А.С. Строганов тогда был одним из трех высших масонов (наряду с Шевальри и бароном Туссэном), которые учреждали в 1773 году высшие степени в только что образованной ложе Великий Восток Франции, которая с тех пор и поныне оказывает весьма заметное влияние на политику в мире. Следует также знать, что буржуазно-демократические идеи Великого Востока стали отчасти и выражением идей самих первых русских промышленников Строгановых. Очевидно, Строгановы унаследовали их от своих пращуров, новгородских купцов, помнивших о вечевой власти, прославляемой и в родовых книгах из их рунического архива. Возвратившись в Россию, А.С. Строганов также занимался делами ордена. Он был одним из учредителей российского "Капитула Феникса", управляющего всеми российскими масонами. Строганов собрал вокруг себя крупных ученых - членов просветительского ордена розенкрейцеров. В их число входил и А.И. Сулакадзев. К нему и основанному им Музеуму перешла значительная часть славянских рунических документов из архива Строгановых. Сохранились записи А.И. Сулакадзева, указывающие на сей источник "языческих" рукописей его собрания. К примеру, на рунической рукописи "Крыница" ("о деяниях старожилых людей и первой вере") в качестве автора указан Олех Вишерец из Чердыни, вотчины графов Строгановых. Почему Строгановы так легко отдавали эти бесценные рукописи? (Или, может быть, только копии?) Почему они лишь косвенно участвовали в сем деле, но всегда стремились оставаться в тени? Ну а можно ли было в тех условиях выставлять эти идеи напоказ? Мало ли было у Строгановых врагов и завистников при дворе? А примеров падения и отправления в опалу вельмож их круга? Нет, широкая публика в Александре Сергеевиче Строганове видела лишь мецената, любителя искусств, далекого от политики. А то, что он всегда сопровождал, к примеру, императрицу Екатерину II, объяснялось будто бы лишь тем, что Строганов был любезным и остроумным собеседником во время карточной игры в бостон... Только почему-то после подобных партий императрицей принимались решения, которые перекраивали политическую карту Европы. Тогда же огромные средства Строгановы направляли на ведение победоносных войн России с Турцией и Швецией (к примеру, в 1790 году Александр Сергеевич пожертвовал на нужды государства 10 миллионов десятин земли и часть своих заводов, не говоря уже о военных займах). И эти средства ушли не только на войны, но и на освоение присоединенных земель, Крыма и Валлахии, а также при следующих царствованиях - на войны с Наполеоном и т. д. Императрица Екатерина II говорила тогда, что два человека в Российской империи делают все возможное, чтобы разориться, и не могут. И под сими счастливцами она разумела Л.A. Нарышкина и графа А.С. Строганова. Казалось, что невиданные траты делали Строгановых только богаче. И между прочим, объяснялось это просто. Так, Строгановы покупали политическую и экономическую самостоятельность и более свободный труд, чем в остальной России, который давал невиданную прибыль. Все эти траты никогда не приводили их к разорению, они знали: то, что отдаешь Родине, всегда возвращается сторицей. А между тем в России шла сложная и не во всем нам понятная теперь политическая игра между масонами разных направлений и обрядов, ориентированных на интересы разных европейских дворов. И А.С. Строганов играл здесь далеко не последнюю роль. К примеру, после заключения мира со Швецией в 1796 году А.С. Строганов в своей резиденции принял шведского короля Густава IV, а также его дядю герцога Зюндерманландского, великого магистра всех масонских лож "шведского обряда". Но тут следует особо отметить, что для А.С. Строганова учение масонства было важно не само по себе. В политических масонских делах, как и в деятельности промышленника или мецената, А.С. Строганов прежде всего искал средства для усиления могущества и влияния, но не своего лично, а России. И если в политике масоны лож, ориентированных на интересы Запада, вскоре начали переигрывать "русских зиждителей", то в области культурной интересы их еще долго во многом совпадали. И А.С. Строганова все более интересовало именно просветительское направление в масонстве. Все имеющиеся в его распоряжении средства он направлял на развитие российской науки, культуры. И это было не просто меценатство, но, по сути, широчайшая культурная деятельность. В России он возглавлял Императорскую академию художеств и был директором Императорских публичных библиотек. Он открыл картинную галерею (первую общедоступную) в саду при своем дворце. Он покровительствовал скульптору Мартосу, художникам Левицкому, Боровиковскому, Щукину, Венецианову. На его средства жил поэт Гнедич и благодаря его покровительству составил перевод "Илиады". Был дружен Строганов с Фонвизиным и Державиным. Благодаря ему, а также его сыну Павлу Россия приобрела прославленную тогда во всем мире коллекцию древнейших рукописей, часть которых вошла в царское собрание Эрмитажа, а часть (и прежде всего славянские рунические рукописи) перешла в Музеум А.И. Сулакадзева. Об участии Строгановых, и прежде всего Павла Александровича, сына Александра Сергеевича Строганова, в сей истории следует рассказать отдельно.
|