Студопедия — Изобразительное творчество. Основной формой работы по художественно-эстетическому воспитанию и организации изобразительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на второй
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Изобразительное творчество. Основной формой работы по художественно-эстетическому воспитанию и организации изобразительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на второй






Основной формой работы по художественно-эстетическому воспитанию и организации изобразительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на второй ступени обучения яв­ляются занятия, в ходе которых у дошкольников формируются образы-представления о реальных и сказочных объектах, разви­вается кинестетическая основа движений, совершенствуются опе­рационально-технические умения. На занятиях создаются условия для максимально возможной самостоятельной деятельности детей, исходя из особенностей их психомоторного развития

По мере формирования представлений детей об окружающей действительности, приобретения ими игрового и изобразительного опыта акцент на обучение их самостоятельной изобразительной деятельности усиливается. Дети учатся передавать связное содержание по мотивам художественных произведений и на основе своего собственного опыта, совершенствуют свои операционально- технические навыки.

У детей формируются устойчивое положительное эмоциональное отношение и интерес к изобразительной деятельности, усиливается ее социальная направленность, развивается анализи­рующее восприятие, укрепляются представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, развиваются наглядно-образное мышление, эсте­тические предпочтения.

Данный раздел программы на второй ступени обучения детей с ТНР, как и на первой ступени, ориентирует взрослых участников образовательного процесса на понимание того, что, являясь уни­версальной способностью человека как представителя рода, спо­собность к эстетической деятельности на элементарном уровне не требует целенаправленного обучения. Задача педагогов — создать соответствующую возрастным особенностям детей, их предпочте­ниям среду для занятий изобразительной деятельностью. При соз­дании такой среды следует учитывать, что кроме общечеловече­ских характеристик каждая культура имеет специфические осо­бенности, которые могут стимулировать эстетическое развитие детей, в том числе и развитие изобразительной деятельности. В этой среде должно быть максимально полно и разнообразно представлены (с учетом национально-регионального компонента) произведения декоративно-прикладного искусства: глиняные изде­лия, игрушки из дерева, соломы, ткани, предметы быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, расписная посуда). Эти пред­меты необходимо использовать в игровой деятельности, при озна­комлении с окружающим миром и в процессе развития речи детей.

Основное внимание в этот период, как и на первой ступени обучения, обращается на закрепление у детей ощущений удовольствия и радости, которые доставляют человеку гармония цвета, красота рисунка или поделки.

Организуя работу по данному разделу программы необходимо понимать, что эстетическое развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи в процессе изобразительной деятельности пред­полагает живое обобщенное мировосприятие, эмоциональное познание окружающей действительности, ощущение радости, возникающей в процессе творчества.

На второй ступени обучения изобразительная деятельность должна стать основой, интегрирующей перцептивное и эстетико-образное видение детей, максимально стимулирующей развитие их тонкой моторики и речи.

Обучение изобразительной деятельности осуществляет воспитатель по подгруппам (пять-шесть человек) в ходе специально организованных занятий и в свободное время. В каждой группе необходимо создать условия для изобразительной деятельности детей (самостоятельной или совместной со взрослым). Любое проявление инициативы и самостоятельности детей должно по­ощряться. Элементы рисования, лепки, аппликации включаются в логопедические занятия, в занятия по развитию речи на основе формирования представлений о себе и об окружающем мире, в музыкальные занятия, в занятия по формированию элементарных математических представлений и др. Тематика детских рисунков должна отражать содержание лексических тем, которые осваива­ют дети на занятиях с логопедом.

Следует обратить внимание на то, что на этой ступени обуче­ния решаются конкретные изобразительные задачи (нарисовать, слепить, сделать аппликацию). Для этого требуются определен­ные условия: наличие постоянного места и необходимого мате­риала, проработка организационных вопросов, так как большин­ство детей требуют поддержки со стороны взрослого, даже если эта поддержка состоит в одобрении выбранного ребенком вида занятия и замысла, который он будет реализовать.

На второй ступени обучения вводится сюжетное рисование: дети учатся в одном рисунке изображать нескольких предметов объединяя их общим содержанием, располагая их соответствую­щим образом на листе: на полосе в один ряд (фризовое распо­ложение), по всему листу и т. д. Дети осваивают способы вклю­чения в рисунок разных цветов и оттенков для передачи настро­ения в сюжетной картинке.

Педагогические ориентиры:

¾ формировать положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

¾ развивать художественно-творческие способности детей;

¾ развивать художественный вкус детей, их интерес к изобразительному искусству;

¾ закреплять представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага краски, мел, пластилин, глина и др.);

—развивать стремление детей изображать реальные предметы, помогать им устанавливать сходство изображений с предметами («Посмотри! На что похоже? Чем отличается?»);

¾ закреплять умения детей пользоваться карандашами, фло­мастерами, кистью, мелом, мелками и др.;

¾ учить детей рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщи­ны и длины, а также сочетать прямые и наклонные линии;

¾ учить детей рисовать округлые линии и изображения пред­ков округлой формы;

¾ продолжать знакомить детей с основными цветами и их от­тенками: оранжевым, коричневым, фиолетовым, серым, голубым;

¾ знакомить детей с насыщенностью цвета (светлый — тем­ный);

¾ формировать у детей пространственные представления: бли­же, дальше, верх, низ, середина;

¾ формировать представления детей о величине и ее параметрах (большой — маленький, больше — меньше, высокий — низ­кий, выше — ниже, толстый — тонкий, длинный — короткий, длиннее — короче);

¾ учить детей ориентироваться на плоскости листа (низ, се­редина, верх);

¾ закреплять умение детей раскрашивать красками поверхность листа;

¾ учить детей закрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;

¾ закреплять умение детей проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие;

¾ закреплять умение детей рисовать кистью приемами при­макивания и касания листа бумаги кончиком кисти;

¾ знакомить детей с приемами декоративного рисования;

¾ развивать у детей чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

¾ совершенствовать умение детей работать с клеем при выполнении аппликаций из готовых форм;

¾ закреплять умение детей составлять изображение путем на­звания готовых форм.

¾ учить детей приемам рваной аппликации;

¾ продолжать учить детей приемам работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

¾ учить детей соотносить части реального предмета и его изображения, показывать и называть их, передавать в изображении целостный образ предмета;

¾ учить детей сравнивать выполненное изображение с натурой или образцом, постепенно подводя к пониманию оценки;

¾ учить детей сотрудничать с другими детьми в процессе вы­полнения коллективных работ;

¾ знакомить детей с декоративным искусством (жостовская, хохломская, городецкая роспись), народными игрушками (дым­ковская, каргопольская филимоновская, богородская), керами­ческими изделиями, с малыми скульптурными формами;

¾ знакомить детей с произведениями живописи.

Основное содержание







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1666. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия