Студопедия — Сплав спорта и искусства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сплав спорта и искусства






Произвольное катание наиболее интересный раздел фигурного катания на коньках. Именно благодаря ему в последние годы этот вид спорта стал особенно популярным. Произвольное катание включает ааг1 спирали, вращения и прыжки. Именно в исполнении этих элементов спортсмену в полной мере предоставляется возможность продемонстрировать свои атлетические возможности быстроту и уверенность скольжения, высоту полета в прыжках и стремительность во вращениях. Свобода выбора Музыки, элементов и их композиции позволяет создавать оригинальные программы, тонко отражающие характер фигуриста, его индивидуальность. Композиции, не имеющие элементов хотя бы одной из перечисленных групп, всегда будут выглядеть несколько однообразными, неполноценными. Избегая включать в композиции те или иные Элементы, исполнитель тем самым лишает себя дополнительных средств выражения своего замысла, обедняет впечатление от выступления. Вот почему одним из основных требований к произвольной программе является использование в ней всего разнообразия элементов фигурного катания на коньках.

На ХХХIУ конгрессе Международного союза конькобежцев (ИСУ) в Венеции (1972 год) было принято решение о введении для одиночников обязательной программы произвольного катания продолжительностью не более 2 минут. Эта программа состояла из б элементов, определяемых на год путем жеребьевки. Среди обязательных элементов: аксель в два с половиной оборота либо лутц в два оборота, прыжок аксель в полтора оборота, комбинация прыжков, вращёние, прыжок во вращение, комбинация шагов.

Таким образом, с 1972 года соревнования в одиночном катании были превращены В троеборье, Включающее: обязательные фигуры (40 процентов общей суммы баллов), обязательную программу произвольного катания (20 процентов общей суммы баллов) и произвольную программу (40 процентов суммы баллов).

Попытки усовершенствовать правила и программу соревнований предпринимаются постоянно. В 1974 году обязательная программа произвольного катания была дополнена еще одним элементом — комбинацией вращений, содержащей одну смену ноги и как минимум одну смену позиции.

В 1975 году значимость произвольного катания увеличилась. В настоящее время доля обязательных фигур в общей сумме баллов уменьшена на 10 процентов, а произвольной программы — на 10 процентов увеличена.

Таким образом, соотношение различных видов программы одиночного катания сейчас таково: 30 процентов — обязательные фигуры, 20 процентов — короткая программа произвольного катания, 50 процентов — произвольная программа.

Рассмотрим элементы произвольного катания.

Шаги. Шаги представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по ледяной площадке. Эти комбинации могут выполняться с переходом с одной ноги на другую или непрерывно на двух ногах. Последние комбинации называются змейками. Шаги в произвольной программе служат для соединения всех элементов — прыжков, вращений и спиралей в единую композицию. В программах, как правило, можно различить два вида шагов. Одни служат для поддержания и увеличения скорости скольжения, другие играют самостоятельную эстетическую роль, наиболее тонко отражая характер музыки, ее колорит. В последнее время, в связи с развитием фигурного катания, качество произвольных программ, их художественная сторона непрерывно совершенствуются, и эти два вида шагов сливаются. В лучших композициях шаговые комбинации теперь все чаще выполняют одновременно обе функции. Простые перебежки, примитивные подталкивания постепенно исчезают, и их место занимают оригинальные комбинации шагов. Шаги являются хорошим средством овладения искусством фигурного катания. Перетяжки, петли, подскоки и повороты, неоднократно повторяемые в различных сочетаниях, значительно повышают двигательные возможности фигуриста, подготавливают его к выполнению более сложных элементов — вращений и прыжков. Не случайно видный американский тренер Карло Фасси, воспитавший олимпийскую чемпионку П. Флеминг, любит говорить: «Сделай мне комбинацию шагов, и я скажу, что ты за фигурист!»

Основной разновидностью шагов являются перебежки. Они исполняются ходом вперед и назад. Овладение перебежками означает превращение конькобежца в фигуриста, создает базу для его дальнейшего совершенствования, рождает у исполнителя чувство свободы, легкости, непринужденности и естественности скольжения, приносит новичку первое и, пожалуй, самое большое удовлетворение.

Перебежка вперед. Не следует сразу пытаться выполнить перебежку. Лучше разучивание этого элемента вести постепенно, применяя следующие упражнения.

Скольжение на двух ногах в положении «присед». После небольшого разбега фигурист сгибает ноги и, смотря перед собой, скользит на двух коньках, поставленных параллельно. При этом следует стремиться к бесшумному скольжению, не допускать скобления льда ребрами конька. Контроль качества выполнения этого упражнения может производиться по звуку: при хорошем выполнении слышен легкий хруст льда, разрезаемого ребрами коньков. След должен оставаться тонким, почти без снежной стружки. Это упражнение сначала исполняется по прямой, а затем по дугам — вправо и влево.

Отталкивание наружной (правой) ногой. Оставляя левую ногу согнутой, производят нажим внутренним ребром конька правой ноги на лед, в направлении в сторону назад. Конек должен при этом двигаться без проскальзывания и касания льда зубцами. В конечном положении правая нога выпрямляется и отводится назад, носок конька при этом находится на расстоянии 5—10 сантиметров ото льда. Правая нога затем возвращается в исходное положение. Все это время левая нога остается согнутой.

Отталкивание внутренней (левой) ногой. Из конечного положения толчка правой ногой левая нога уходит на один конек назад и путем нажима на лед наружным ребром мягко выполняет толчок, также без проскальзывания и касания льда зубцами. Одновременно правая нога переносится вперед и несколько внутрь и остается согнутой в течение всего толчка.

Выполняя толчки, обращайте особое внимание на их направление. Оно должно быть перпендикулярно направлению общего движения. Левая нога в конце толчка, так же как и правая, должна быть совершенно выпрямлена, несколько отведена назад и находится в 5—10 сантиметрах ото льда.

Освоив скольжение на двух ногах в положении «присед», отталкивание правой и левой ногой, можно перейти к учебному варианту перебежки вперед. Каждое движение при этом выполняется на 4 счета в следующей последовательности: скольжение на двух ногах, толчок правой ногой, толчок левой ногой, скольжение на двух ногах и т.д. В дальнейшем можно перейти к выполнению собственно перебежки, то есть к чередованию толчков правой и левой ногами без промежуточного скольжения на двух ногах.

Перебежки назад проще, чем вперед, и осваиваются

поэтому быстрее. Одной из наиболее распространенных ошибок при исполнении перебежки назад является скобление льда зубцами вследствие чрезмерного наклона тела вперед. Для устранения этой ошибки следует добиваться более вертикального положения туловища фигуриста и контролировать качество перебежки на слух. Касание льда зубцами конька хорошо слышно как окружающим, так и самому исполнителю.

Итак, главным при исполнении перебежек является сильно согнутая опорная нога, полное выпрямление толчковой ноги в конце толчка, отсутствие колебаний и непринужденное положение головы, плеч и рук.

После овладения перебежками можно приступить к разучиванию шагов с поворотами. Многие положения, встречающиеся в шагах с поворотами, являются исходными, промежуточными или конечными в более сложных элементах — прыжках и вращениях. Кроме того, повороты в шагах часто исполняются настолько слитно, что создают эффект вращения тела фигуриста с одновременным перемещением его по ледяной площадке.

Простейшими шагами с поворотами являются троечные. Легким и полезным шагом является троечный переход. Он состоит из тройки вперед наружу — назад внутрь с последующим переступанием на другую ногу. Тройка выполняется, как и в обязательных фигурах, но в исходном положении свободная нога выпрямлена и поднята назад значительно выше, а в момент поворота не прижата к опорной, хотя и находится близко от нее. Переход на другую ногу должен выполняться слитно с поворотом тройкой и сопровождаться энергичным отталкиванием, в результате которого свободная нога выпрямляется и поднимается высоко назад. Каждую дугу перехода при разучивании лучше выполнять на два счета. Следует обращать внимание на развернутое положение свободной ноги в исходном и конечном положениях, на прямое положение туловища и головы и отсутствие движений руками в вертикальной плоскости.

Весьма полезным для совершенствования двигательных возможностей фигуриста является также троечный шаг, начинающийся ходом назад наружу. Рассмотрим его выполнение с правой ноги. В исходном положении фигурист скользит на правой ноге назад

наружу, е левой ногой впереди, затем выполняет тройку и переступание на левую назад внутрь, оставляя правую ногу сзади. После чего следует постановка правой ноги назад наружу и шаг повторяется. Исполнение этого шага имеет ряд особенностей, соблюдение которых значительно повышает как качество самого шага, так и его ценность как подготовительного движения для обучения прыжку петлей. В исходном положении (в отличие от обязательных упражнений) плечи вместе с головой обращены внутрь круга, то есть повернуты в отрицательном направлении и остаются в этом положении в течение всего шага. Свободная нога при повороте тройкой несколько развернута и скрещена с опорой. Переход на правую ногу выполняется как аналогичная перебежка назад и заканчивается тройкой назад наружу.

Оба рассмотренных выше шага весьма удобны для разбегов, а в соответствующей хореографической обработке могут быть весьма эффектными, особенно при вальсовом характере музыки.

Одним из часто встречающихся как самостоятельно, так и в различных комбинациях является шаг, основным движением которого является поворот крюком назад наружу. Он известен под названием шага Джаксона по имени выдающегося американского фигуриста Джаксона Гейнца. При его исполнении из исходного положения на левой ноге вперед внутрь с правой ногой впереди следует переход на правую назад наружу с левой ногой сзади. Затем выполняется переход в исходное положение с выносом правой ноги вперед, и шаг повторяется. Этот шаг особенно эффектен при четком, ритмичном исполнении, будучи многократно повторен на высокой скорости, при скольжении по прямой. Следует обращать особое внимание на прямое положение головы и прогнутую спину. Часто даже у мастеров можно наблюдать исполнение этого шага либо на плоскости, либо на наружных ребрах правого или левого конька. Оба эти варианта являются ошибочными. Правильным следует считать исполнение, при котором скольжение вперед выполняется на внутреннем ребре, назад — на наружном. Только таким образом можно добиться почти беззвучного исполнения и создать впечатление легкости и чистоты скольжения.

Наряду с шагами на ребрах коньков существуют шаги на зубцах. Как правило, такие шаги включаются в различные комбинации для более точного и детального отражения характерных музыкальных фраз.

Наряду с требованиями хорошей осанки, общими для всех шагов, к шагам на зубцах предъявляются специфические требования. Они выполняются слитно, на почти выпрямленных ногах, так, чтобы вертикальные перемещения тела не были заметны. Переступания на зубцах должны выполняться настолько быстро, чтобы не допустить потери скорости. По характеру рисунка, оставляемого на льду, можно различить три основные группы шагов: по прямой, по кругу и серпантин. «Серпантин» — комбинация шагов, состоящих из крутых дуг, имеющая извилистый рисунок. Использование в программе шагов различного рисунка делает ее более разнообразной. Например, описанные выше троечные шаги при последовательном исполнении в одну сторону образуют круговые комбинации. Эти же шаги, выполненные поочередно в разные стороны, образуют «серпантин». Шаг крюком назад наружу, неоднократно повторенный, образует комбинацию шагов по прямой.

Общая картина перемещения фигуриста по площадке во время исполнения произвольной программы обычно бывает весьма замысловатой. На рисунке на стр. приведена схема перемещения чемпиона мира Тима Вуда в первой половине пятиминутной произвольной программы на чемпионате мира 1970 года в городе Любляне (Югославия). Общая длина следов

составила около 1600 метров. Отсюда ярко видна важность уверенного экономичного скольжения, необходимость овладения шагами различной формы, умения кататься на крутых дугах, хорошо используя широкие возможности фигурных коньков.

Последние исследования в области затрат энергии фигуристом говорят о том, что большая часть энергии идет именно на разбеги и шаги, а не на прыжки и вращения. Именно поэтому техника произвольного катания должна совершенствоваться через детальное овладение всеми способами скольжения.

Составляя комбинации, следует чередовать шаги, позволяющие быстро увеличивать скорость движения, с шагами, в которых эта возможность выражена слабее. Так, рассмотренные выше троечные шаги очень удобны для разбегов, в то время как шаги на зубцах или «джаксоны» менее пригодны для этого.

Шаги наиболее удачная область для проявления фантазии фигуриста. Уже из рассмотренных нами четырех простых шагов может быть составлено несколько комбинаций. Фигуристы-мастера стремятся каждый сезон демонстрировать новые, оригинальные комбинации шагов, которые часто вызывают большее одобрение зрителей, нежели сложный прыжок. Достаточно вспомнить француза А. Кальма и его шаги, выполняемые на музыку Массне, австрийца Э. Данцера с его дорожками на русские мелодии, советского фитуриста Ю. Ончинникова, комбинация медленных шагов которого, исполненная под органную музыку И.-С. Баха, стала одной из наиболее ярких частей его произвольной программы, показанной на чемпионатах 1975 года.

Спирали. Одновременно с освоением шагов следует разучивать и спирали. Исполнение спиралей заключается в длительном скольжении на одном или двух коньках в относительно неизменной позе. След, оставляемый при этом коньком, носит характер кривой с плавно изменяющейся кривизной. Наибольшее распространение получили спирали, выполняемые в положениях «ласточка» и <кораблик», называемых за рубежом соответственно «верблюд» и «луна». В программы фигуристов включаются спирали в положении «пистолетика. Наиболее эффектна эта спираль, когда исполняется ходом назад наружу.

Важным требованием, предъявляемым к спиралям, является красота и точность позы. Для «ласточки» — это высоко поднятая, развернутая нога, непринужденное положение головы и рук, для «кораблика» —выпрямленные ноги, прогнутая спина. Следует учитывать, что чем больше скорость, тем спираль эффектнее. Во-первых, высокая скорость скольжения сама по себе улучшает восприятие, а во-вторых, позволяет увеличить наклон тела, что усиливает динамику позы. Кроме того, устойчивость скольжения на высокой скорости, как правило, выше, чем на низкой. Часто спираль играет роль элемента, выполняя который спортсмен получает возможность отдохнуть, приготовиться к исполнению трудного элемента или сложной части программы.

Одной из разновидностей спиралей являются циркули. При выполнении циркуля одна нога фиксируется на льду с помощью зубцов или пятки, а конек другой ноги описывает вокруг этой точки спираль. Циркули исполняются фигуристами вперед и назад в соответствии с ходом конька, описывающего спираль. Циркули должны исполняться слитно, без рынков, с точной фиксацией центра вращения, на глубоко

согнутой ноге. Положение верхней части тела диктуется характером композиции.

Наряду с «чистыми» спиралями весьма эффектны комбинации спиралей, получаемые посредством изменения позы и поворотов. В качестве примеров можно привести следующие достаточно легкие комбинации спиралей: «ласточка» с переходом в «кораблик»; «ласточка» вперед наружу, тройка, «ласточка» назад внутрь; «ласточка» вперед внутрь, циркуль вперед внутрь; «кораблик» с поворотом на 180 градусов; исполнение перетяжек в положении «кораблик»; комбинации циркулей: циркуль назад наружу — циркуль вперед внутрь, комбинация циркулей со сменой фиксируемой ноги, например, циркуль на правой назад наружу с переходом в циркуль на левой вперед внутрь и т. д. Более сложными являются комбинации спиралей, в которых изменение направления движения или позы происходит прыжками, например прыжок из «кораблика» в «кораблик», с поворотом на 180 и более градусов, прыжок из положения циркуль на правой назад наружу в циркуль на левой назад наружу и т. п.

Спирали являются элементами фигурного катания, которые с успехом могут разучиваться во внеледовых условиях: в зале, на площадке, даже дома в комнате. Если уверенно овладеть требуемой позой, то почти всегда можно повторить ее на льду.

Несмотря на свою сравнительную простоту, спираль, выполненная в оригинальной позе, в соответствии с музыкой, может стать украшением произвольной программы. Очень ярко возможности спирали демонстрировали в одной из своих показательных программ Л. Белоусова и О. Протопопов, превратившие длительное скольжение в «ласточке» на высокой скорости и с большим наклоном в законченную хореографическую миниатюру, неизменно вызывавшую восторженную реакцию зрителей.

Пируэты. Каждый, кто хоть раз становился на фигурные коньки, сразу же убеждался, насколько легко совершать на них повороты. Причиной этого является то, что полоз фигурного конька не плоский, а слегка закругленный. Именно кривизна полоза вызвала появление в фигурном катания большого количества самых разнообразных вращений на лезвия одного или двух коньков — так называемых пируэтсв (от французского рiгопее, означающего круговой поворот тела).

Трудно назвать элемент, который вызывал бы такое же восхищение у желающих обучиться фигурному катанию, как пируэт. Длительное, устойчивое вращение в приседе, переходящее во вращение стоя, когда тело от быстроты становится похожим на расплывчатый силуэт, часто кажется зрителю невероятным. Многие выдающиеся фигуристы начинали свой путь в фигурное катание с одним желанием — научиться делать пируэт в приседе — «волчок».

В фигурном катании различают пируэты, исполняемые в сторону опорной ноги, и пируэты, исполняемые в сторону свободной ноги. Первые условно называют пируэтами вперед, вторые — пируэтами назад. Можно выделить три основные позы, в которых они выполняются. Это пируэты стоя (штачд-пируэты, от немецкого слова — стоять), пируэты в ярнседе (волчок) и пируэты в положении ласточка» (эти пируэты часто называют либелой или саIТIеI$рiтI, то есть вращение в позе верблюда, от английских слов «сашеi» —верблюд и «зрiп» —вращение).

Многолетняя практика фигурного катания показала, что одни спортсмены быстрее овладевают вращениями влево и лучше исполняют их (таких большинство), другие — вправо. Поэтому, прежде чем приступить к разучиванию пируэтов, нужно определить, в какую сторону фигуристу вращаться удобнее. Наиболее простой и довольно достоверный способ определения своего направления вращения заключается в исполнении троечного перехода вперед наружу. Если начинающему это движение удобнее исполнять с правой ноги, то он — правовращающийся, и наоборот. Более точно направление вращения может быть установлено путем выполнения пируэта назад с выездом на той же ноге, на которой исполнялось вращение. Если этот пируэт и выезд лучше получаются на правой ноге — вам следует вращаться влево, и наоборот.

Другим необходимым условием является овладение соответствующей позой. Овладение пируэтом должно начинаться с разучивания позы на льду, а затем спирали в этой позе на льду.

Пируэт состоит из подхода, въезда, вращения и выезда. На рисунке на стр. 48 приведены следы, оставленные при исполнении пируэта. Дуги 1, 2, 3 и 4 составляют подход, дуга 5—въезд, точка 6— вращение, а дуги 7 и 8—выезд. Рассмотрим некоторые общие правила выполнения каждой части пируэта.

Подход. Существует несколько вариантов подходов. Наиболее пригодным для начального обучения является сочетание тройки вперед наружу с перебежкой назад. Обычным заблуждением начинающих является предположение, что чем выше скорость в подходе, тем проще выполнить вращение. В действительности фигуристы-мастера очень быстрые и устойчивые пируэты, как правило, исполняют с небольшого хода. В подходе нужно сохранять плавность скольжения, исполнения

знания, хорошую осанку, чтобы вращение возникло естественно, а приготовления к нему были незаметными.

Въезд. Въезд является наиболее сложной и ответственной частью пируэта. Именно в этой части возникает вращение. Как правило, если фигурист сообщил своему телу устойчивое вращение, то выполнение собственно вращения уже несложно. След, оставленный коньком при въезде, представляет собой кривую с плавно увеличивающейся кривизной. Въезд исполняется на согнутой ноге, принятие позы, в которой будет выполняться вращение, должно происходить не раньше, чем начнется устойчивое вращение. Придать вращение телу можно двумя способами: толчком ноги при переходе с последней дуги подхода на въездную дугу, а также круговым маховым движением свободной ноги и руками во время въезда.

Во вращении стоя и в «волчках» следует использовать оба способа. При вращениях в «ласточке» маховое движение ногой усложняет исполнение. В этом случае маховое движение приводит к выведению свободной ноги вперед, и для принятия положения «ласточка» фигурист вынужден в конце въезда резко отводить свободную ногу и соответствующую ей руку назад. Это движение часто вызывает потерю равновесия. Более простым, а главное, более надежным является въезд с отведенной назад свободной ногой и соответствующей рукой, как на рисунке на стр. 49. Налтiткв, при въезде в «волчок» круговое маховое движение весьма целесообразно и эффективно. Для его исполнения необходимо во время подхода сделать сильный замах рук и свободной ноги. Начало маха, то есть выведение рук и ноги вперед, должно происходить только тогда, когда въездная дуга достигает максимальной кривизны. Въезд во вращение стоя по существу не отличается от въезда в «волчок». Единственная разница — более выпрямленное положение опорной ноги. Не следует, однако, выпрямлять ее полностью, — это может привести к нарушению равновесия во вращении.

Вращение. Приближая свободную ногу и руки к телу, то есть производя так называемую группировку, фигурист может увеличить скорость вращения. В простых пируэтах группировка отсутствует, и положение, принятое в начале вращения, сохраняется подами. Начинающие часто теряют равновесие уже в начале вращения вследствие перемещения центра тяжести тела вперед. Чтобы избежать этого, необходимо в течение всего вращения, а особенно в его начале, оттягиваться назад. Свободная нога должна быть выпрямлена, развернута, голова приподнята и взгляд обращен вперед. Вытянутые руки составляют одну линию, находящуюся в плоскости всего тела. В «волчке» вращение происходит на передней трети конька. Для повышения устойчивости в начале вращения допустимо легкое касание льда зубцами. Наиболее распространенная ошибка — падение назад. Для предотвращения его необходимо, чтобы развернутая свободная нога была выпрямлена, голова поднята, плечи опущены. Вращение стоя также происходит на передней трети конька с легким касанием льда зубцами. Для начального обучения наиболее целесообразна поза, изображенная на рисунке на стр. 51. Для вращения во всех позах важно, чтобы конек опорной ноги описывал маленькие петли, расположенные возможно ближе друг к другу. Хорошо, если фигурист в пируэтах вперед будет стараться исполнять эти петли преимущественно на наружном ребре конька. В некоторых пируэтах имеет место группировка, вызывающая увеличение скорости пируэта.

Группировка может выполняться в двух вариантах. В первом — приближение рук и свободной ноги к оси вращения производится при неизменном основном положении тела, например, стоя или сидя. Другой вариант группировки заключается в такой смене позы, при которой части тела, приближаются к оси вращения, например, переход из «ласточки» в «волчок» или из «волчка» в положение стоя.

Рассмотрим группировку в пируэте стоя, называемом на практике «винт». Из положения, в котором руки и свободная нога выведены вперед, правая нога не опускаясь сгибается в колене и перекрещивается с левой ногой, на которой происходит вращение. Затем правая нога опускается, скользя задней поверхностью голени по левой ноге. Это движение сопровождается группировкой рук, которая выполняется одновременно либо несколько отстает от группировки ног. В заключительной фазе руки плотно прижимаются к телу, а слегка согнутая опорная нога выпрямляется, что дает дополнительное увеличение скорости вращения. Необходимо следить за симметрией группировки, ибо неодинаковые движения правой и левой рук вызывают нарушение равновесия, а также не допускать прогиба тела назад.

Выезд. Его выполнению всегда в большей или меньшей степени предшествует движение, обратное группировке, — разгруппировка. Это делается с целью уменьшения скорости вращения, что облегчает выполнение выезда. При этом важно, чтобы раз- группировка сочеталась со сгибанием опорной ноги. Обычно выезд производится со сменой ноги: ранее свободная нога становится опорной и вращение завершается

толчком, аналогичным толчку назад наружу в обязательной фигуре З, с последующим скольжением назад наружу, с головой, обращенной внутрь дуги выезда. Рассмотренный вариант выезда является наиболее распространенным, и его следует применять при разучивании пируэтов. В программах мастеров встречаются более сложные окончания, например: вперед наружу со сменой ноги; назад внутрь без смены ноги; выезд в остановку; въезд в прыжок и т. д. При любом варианте следует стремиться к слитности всех движений, к исполнению, при котором выезд является естественным продолжением вращения.

Особой разновидностью пируэтов являются так называемые заклоны. Они выполняются с сильным глубоким прогибом тела назад или в сторону и откинутой назад головой. Для исполнения этой группы пируэтов необходимо совершенно уверенное исполнение требуемой позы без коньков.

Подход и въезд выполняются как в обычных вращениях. Положение заклона принимается в момент начала устойчивого вращения. Прогиб тела в процессе вращения рекомендуется увеличивать и вместе с тем по возможности незаметно для наблюдателя производить группировку. Увеличение скорости вращения значительно улучшает впечатление. Опытные фигуристки для этого иногда поднимают одну или даже

обе руки вертикально вверх, приближая их к оси вращения, что вызывает увеличение скорости вращения. денно, что это движение обычно не воспринимается зрителем как группировка, а поэтому увеличение скорости возникает для них неожиданно.

С заклонами весьма схожи пируэты с захватом свободной ноги одной или двумя руками, правила выполнения которых по существу аналогичны правилам исполнения заклонов.

Исключительно важным для дальнейшего овладения прыжками и прыжками во вращение являются пируэты назад. Они выполняются в тех же позах, что и пируэты вперед, но имеют некоторые особенности. Так, несмотря на то что направление вращения в пируэте назад и вперед может быть одно и то же, ощущения, испытываемые фигуристом, могут быть различны. Пируэты назад наиболее точно имитируют вращение тела в полете при исполнении прыжков. Именно этим объясняется их большое значение как подготовительного упражнения к прыжкам. Пируэты назад очень красивы и часто включаются в различные комбинации.

Для обучения пируэтам назад удобно использовать подход в виде крутой дуги вперед внутрь (дуга 1, рис. на стр. 55). Въезд представляет собой дугу вперед внутрь на другой ноге (дуга 2), сопровождаемую энергичным вращательным движением свободной ноги и рук. Вращение может выполняться в любом из положений—в «ласточке», «волчке», стоя, а также в промежуточных положениях и их комбинациях.

54Выезд лучше всего разучивать на той же ноге, на которой происходило вращение, так как это является отличным упражнением для совершенствования выезда из многооборотных прыжков.

Освоение пируэтов вперед и назад открывает большие возможности для исполнения различных комбинаций вращений. Это «ласточка» со сменой ноги, «волчок» со сменой ноги, комбинация «ласточки», «волчка» и пируэтов стоя и т. д. Разучивание пируэтов обоих типов в различных позах всесторонне готовит фигуриста к выполнению вращений, которые встречаются в шагах, комбинациях, прыжках.

В последние годы в произвольном катании вращениям уделялось недостаточно внимания. У многих фигуристов, особенно у одиночников-мужчин, в произвольных программах встречались лишь два-три очень простых пируэта. Для того чтобы стимулировать разучивание фигуристами сложных пируэтов, Международный союз конькобежцев принял решение ввести в обязательную (короткую) программу произвольного катания дополнительный, седьмой элемент — комбинацию пируэтов. Эта комбинация должна содержать как минимум одну смену позиций и одну смену ноги, на которой происходит вращение. Впервые на первенствах Европы и мира этот элемент был испытан в 1975 году. Фигуристы нашли много интересных вариантов исполнения пируэтов, повысился общий уровень овладения этими элементами, что сделало фигурное катание еще более интересным.

Среди фигуристов настоящего и прошлого можно назвать несколько имен, в чьих программах пируэты являлись наиболее интересными, яркими моментами программы. В первую очередь это американец Рональд Робертсон. Несмотря на то что Рональд не завоевал высших спортивных титулов, его имя вошло в историю фигурного катания именно благодаря исполнению им исключительно стремительных вращений. Среди фигуристов распространено мнение, что Рональд никогда не вращался в полную силу. Его пируэты были столь быстры, что во время вращения кровь под действием центробежной силы настолько приливала к кистям рук, что возникали подкожные кровоизлияния. Якобы поэтому врачи запрещали Рональду вращаться с максимальной скоростью. Вполне вероятно, что в этой истории краски несколько сгущены, но то, что фигуристы при особенно быстрых вращениях ощущают характерные болезненные покалывания в кончиках пальцев вследствие перемещения масс крови, — установленный факт.

Отлично исполняла вращения стоя и «волчки» известная французская фигуристка Николь Асслер, покорившая советских зрителей исполнением знаменитой русской «Рябинушки», номера, в котором основное место занимали красивые спирали и пируэты.

Хорошо выполняли вращения и многие советские фигуристки. Татьяна Немцова известна своим пируэтом в «ласточке», Елена Щеглова — пируэтом стоя, Татьяна Оленева — заклонами.

Прыжки. «Программа произвольного катания без выдающихся прыжков с поворотом в воздухе неизбежно покажется неинтересной и недостаточно трудной», — отмечал еще Н. Панин. История развития фигурного катания говорит о том, что существовали две основные причины появления прыжков.

Катание на коньках зародилось как способ передвижения, требующий умения преодолевать неровности естественных ледовых путей сообщения: замерзших рек, каналов, озер и т. д. В одном из первых отечественных пособий для конькобежцев «Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами» пишется: «Между тем полезно упражняться в прыжках, чтобы с легкостью преодолевать бугры на дороге или лежащие на ней палки, бревна и другие препятствия». Возможно, что именно эти причины вызвали стремление конькобежцев прыгать как можно дальше и выше.

Неудивительно, что на приемных испытаниях в Петербургском клубе конькобежцев от поступающего в числе других упражнений требовалось и умение прыгать через поставленные на лед один, два и даже три шляпы-цилиндра.

Несколько другие прыжки возникли в процессе развития специальных фигур, имевших, как уже отмечалось, вид сложных орнаментов, начертанных конь- ком на льду.

Возрастающая сложность рисунка требовала в ряде случаев прерывания следа, то есть подпрыгивания. Задачи дальности и высоты в этих случаях не ставились. Именно таким образом появились прыжки, являющиеся, в сущности, элементами обязательной программы: перетяжками, тройками, скобками, крюками и т. п., но не вычерченными на льду, а перепрыгнутыми. Исполнение этих прыжков аналогично соответствующим элементам обязательной программы. В настоящее время эти прыжки ввиду своей простоты обычно выполняются в сочетании с различными шагами и подскоками.

Наибольшее распространение получили прыжки со значительными перемещениями в полете. Соединение опорного вращения — пируэта с прыжком в длину привело к возникновению прыжков с вращением тела в полете. В их исполнении наметились два направления. Прыжок с поворотом в полете на полтора оборота впервые был исполнен норвежцем А. Паульсеном в 1882 году в Вене. Этот прыжок выполнялся с сильного разбега, с длинным полетом и приземлением без вращения.

У Н. Панина есть описание другого варианта прыжка в полтора оборота: «Несколько позже Г. Фукс исполнил этот прыжок иначе, как бы готовясь к «волчку» с небольшого хода, в результате чего прыжок получался на месте...» И далее: «Если прыжок Паульсена отвечал петле с тройкой, то этот прыжок (прыжок Г. Фукса. — А. М.) есть перепрыгнутый пируэт. Это подчеркивается тем, что Фукс после прыжка оставался стоять на той точке льда, на которую приземлялся и, пользуясь сильным вращением корпуса во время прыжка, тотчас продолжал его в низкий пируэт».

В дальнейшем эти два варианта исполнения привели к появлению прыжков двух видов: прыжков с вращением тела в полете и с длинным выездом без вращения, получивших название многооборотных, и прыжков, заканчивающихся пируэтом, которые стали называть прыжками во вращение. Первоначально произвольное катание состояло из танцевальных шагов, поворотов, вращений и элементов обязательных фигур. По мнению видного американского тренера С. Линдсей, это было земноеа катание. Появление прыжков с вращением в полете произвело своего рода революцию в фигурном катании.

Интересно, что при зарождении прыжков считалось, что они доступны не каждому и для успешного их исполнения требуется особая одаренность. Еще в начале нашего века прыжки не занимали ведущего места в произвольных программах. Так, В. Ф. Фиников в 1924 году писал: «Но всякое произвольное катание включаются прыжки, но только не в большом количестве. Выдающиеся мировые конькобежцы включают в свои программы два-три трудных прыжка».

Развитие фигурного катания привело к резкому увеличению значения прыжков.

Многие специалисты в настоящее время считают, что прыжки являются олицетворением всего фигурного катания. Уже в 1956 году Н. Панин отмечал: «Мы едва ли ошибемся, сказан, что этот вид упражнений (т. е. прыжки. —А. М.) прочно занял теперь ведущее место в разделе свободного катания».

Прыжки. во вращение. Различают прыжки с последующим вращением на толчковой ноге и прыжки, в которых приземление и вращение происходят на маховой ноге. Они могут выполняться как с хода вперед, так и с хода назад, как с наружного, так и с внутреннего ребра.

Анализ вариантов исполнения этих фигур рождает богатые возможности для составления новых, оригинальных прыжков во вращение. Основу элементов этой группы составляют прыжок в «волчок» на толчковую ногу, прыжок в «волчок» на

маховую ногу и прыжок во вращение «ласточка». Рассмотрим исполнение и способы разучивания прыжков во вращение на примере этих элементов.

На рисунке (стр. 60) приведены следы, оставленные на льду при выполнении прыжка во вращение. Каждый такой прыжок состоит из подхода, содержащего дуги 1, 2, 3 и 4, толчка, выполненного на дуге 5, полета — б, приземления в точке 7, вращения вокруг этой точки и выезда на дуге 8.

Подход. Для начального обучения лучше применять подход, аналогичный подходу к вращениям вперед, но с несколько большей скоростью. Последнюю дугу подхода в нашем случае — дугу назад внутрь — следует выполнять уверенно в позе, приведенной на рисунке на стр. 49. Толчок. Толчок имеет решающее значение, и фигурист в первую очередь должен правильно определить его направление. Направление толчка следует считать правильным, если точка отрыва Б и точка приземления В лежат на одной прямой, являющейся касательной к дуге подхода в точке А (рис. на стр. 61).

В этом случае направление общего движения тела фигуриста, приобретенное в подходе, сохраняется, и вращение получается более устойчивым, а весь прыжок более естественным.

Полет. В полете фигурист принимает положение, в котором он будет вращаться после приземления. Как с эстетической, так и с технической точки зрения следует стремиться к раскрытому положению тела. Это предупреждает излишне быстрое вращение в полете и облегчает приземление.

В прыжках в «волчок» уже в верхней точке траектории следует принять положение «пистолетик». При этом важно, чтобы к концу полета вертикальная ось вращения тела проходила через стопу той ноги, на которую будет выполняться приземление, то есть через толчковую в прыжках на толчковую ногу и через маховую в прыжках на маховую ногу.

В прыжках во вращение «ласточка» следует обратить внимание на жесткость тела в полете, иначе при приземлении неминуемо опускание свободной ноги и туловища. Это часто вызывает потерю равновесия и ухудшает впечатление.

Недостаточный поворот часто затрудняет выполнение прыжка, а вращение после приземления получается медленным. Слишком большое число оборотов усложняет приземление. В прыжках в <волчок» можно рекомендовать поворот в полтора оборота, в прыжке во вращение «ласточка» - один оборот. Приземление. Во всех прыжках во вращение приземление должно выполняться на зубцы конька с последующим переходом на переднюю часть в волчках и на плоскость в ласточках.

Вращение, возникающее после приземления, а также выезд выполняются совершенно так же, как в соответствующем пируэте. Поэтому, приступая к разучиванию прыжков во вращение, следует повторить соответствующий пируэт, добиться уверенного его исполнения. В качестве подготовительных упражнений можно применить повторяющиеся подъем и приседание, а также выполнение подскоков на опорной ноге в процессе вращения.

Овладение прыжками во вращение готовит фигуриста к выполнению наиболее сложных — многооборотных прыжков.

Многооборотные прыжки. По способу отталкивания ото льда прыжки делятся на выполняемые с ребра конька — реберные и толчком носка конька — носковые. Толчок в реберных прыжках производится с одной ноги, в носковых — с двух, причем одна нога, называемая опорной, скользит на ребре, а другая, толчковая, ставится на зубцы конька. В носковых прыжках фигурист отрывается ото льда сначала опорной ногой, которая таким образом становится маховой, а затем толчковой ногой.

Прыжки, в которых фигурист приземляется на ту же ногу, с которой выполняется толчок, называются прыжками без перемены ноги, а те, в которых приземление происходит на маховую ногу, — прыжками с переменой ноги. С точки зрения направления вращения тела фигуриста в полете прыжки делятся на выполняемые в сторону закривления толчковой дуги, то есть в положительном направлении, и выполняемые в противоположную сторону, то есть в отрицательном направлении.

Прыжки на льду исполняются настолько быстро (полет редко превышает половину секунды), что не- опытный зритель не всегда успевает определить, какой прыжок был исполнен, не говоря уже о числе совершенных в полете 2 оборотов, хотя любители фигурного катания хорошо знакомы с названиями наиболее распространенных прыжков. Для того чтобы научиться лучше ориентироваться в прыжках фигуристов, рассмотрим основные из них.

Перекидной прыжок. Реберный прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения. Соответствует повороту тройкой (180 градусов), почему его иногда называют троечным прыжком. По характеру напоминает балетные прыжки, исполняемые в испанских танцах, отчего и происходит его более раннее название «испанский». За рубежом этот прыжок известен как «вальсовый» или «кадет», чем подчеркивается простота и доступность исполнения прыжка для юных фигуристов.

Правильное исполнение этого прыжка закладывает основу для успешного овладения прыжками вообще и особенно прыжком аксель.

Сальков. Реберный прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения. В качестве подхода широко используется тройка вперед наружу. Назван именем выдающегося шведского фигуриста, десятикратного чемпиона мира Ульриха Салькова. В нашей стране этот прыжок ранее был известен под названием «турен» — по имени шведского фигуриста Пера Турена. Прыжок довольно несложный, в настоящее время мастерами исполняется в два и три оборота ввиду удобства создания начального вращения в толчке.

Акселъ. Реберный прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения. Соответствует тройке вперед наружу с петлей назад внутрь, то есть вращению в полтора оборота (540 градусов), отчего его часто называют прыжком в полтора оборота.

Наиболее эффектный из существующих сейчас прыжков, аксель привлекает фигуристов возможностью добиваться при его исполнении наибольшей высоты, дальности полета, а также числа оборотов. В настоящее время наибольшее число оборотов выполняется в прыжке тройной аксель, что соответствует вращению в три с половиной оборота (1260 градусов). Добиться такой многооборотности при исполнении других прыжков пока никому не удавалось.

Прыжок назван именем его первого исполнителя — норвежского фигуриста Акселя Паульсена.

Двойной аксель. Соответствует тройке вперед наружу с двумя петлями назад внутрь, то есть двум с половиной оборотам (900 градусов). Исполняется

так же, как и одинарный аксель, но с более плотной

группировкой (сравните положение тела фигуриста

в полете).

Валлей, Реберный прыжок без перемены ноги с отрицательным направлением вращения. Соответствует выкрюку назад внутрь с тройкой вперед внутрь. Обычно исполняется после перетяжки назад наружу. Название происходит от английского слова «уаiiеу» — «долина» из-за характерного рисунка, остающегося на льду при исполнении этого прыжка. Часто называется прыжком «цако». В настоящее время исполняется только в один оборот ввиду трудности создания в толчке начального вращения.

Риттбергер. Реберный прыжок без перемены ноги с положительным направлением вращения. Соответствует петле назад наружу, почему его часто называют просто петлей. Назван именем немецкого фигуриста Вернера Риттбергера. В настоящее время исполняется мастерами только в два и три оборота ввиду относительной простоты одинарного прыжка.

Оллер. Реберный прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения. Соответствует петле назад наружу. Толчок выполняется как в риттбергере, но приземление осуществляется на маховую ногу. Название представляет собой искаженное имя венского фигуриста Карла Эйлера, которому приписывается приоритет исполнения этого прыжка.

Н. Панин в книге «Искусство фигуристах отмечает, однако, что первым прыжки петлей назад наружу с приземлением на толчковую и маховую ноги исполнил выдающийся русский фигурист Алексей Лебедев. Одинарный прыжок прост, но выполнить оллер в два оборота весьма сложно.

Толуп. Носковый прыжок с переменой ноги и полоз Тё.тьным направлением вращения. Соответствует

петле назад внутрь, выполняется с носка.

Название прыжка происходит от английского

—носок и «Lоор» —петля. Один из наиболее простых прыжков, в котором очень удобно создавать начальное вращение. Именно поэтому его часто выполняют тройным.

Флип. Носковый прыжок без перемены ноги с положительным направлением вращения. Соответствует

68петле назад наружу. Опорная нога перед толчком находится на ребре назад внутрь, отчего этот прыжок иногда называют внутренний лутц или сальхов с подталкиванием. Толчковая нога ставится на зубец в положение, соответствующее ходу назад. Мастерами выполняется обычно в два и три оборота. Название происходит от английского слова <йiр», означающего короткий удар, щелчок.

Лутц. Носковый прыжок без перемены ноги с отрицательным направлением вращения. Соответствует выкрюку назад наружу с тройкой вперед наружу. Характерный признак: при подготовке к толчку — длительное скольжение ходом назад наружу на опорной ноге. Является, пожалуй, наиболее сложным из носковых прыжков: после длительного скольжения почти в неподвижной позе придать телу вращение в сторону, противоположную закривлению толчковой дуги, довольно сложно. Мастерами выполняется двойным. На чемпионате мира в Праге в 1962 году канадский фи- турист Дональд Джексон впервые исполнил этот прыжок тройным. Но и в настоящее время прыжок тройной лутц считается уникальным. Название прыжка происходит от фамилии немецкого фигуриста Лютца.

Шпат. Прыжок, перед которым не стоит задача совершения большого числа оборотов. Выполняется всего половина оборота. Главным в шпагате является высокий подъем ног в полете и фиксация положения тiшатата в верхней точке полета.

За рубежом этот прыжок иногда называют русским, так как положение тела в одном из вариантов прыжка заимствовано из русских народных танцёв.

Несмотря на сравнительную простоту этого прыжка, при хорошем исполнении он очень эффектен и часто встречается в программах, как юных фигуристов, так и мастеров. Русский вариант чаще выполняют мужчины, классический — женщины.

Прыжком. Характерен тем, что и отрыв ото льда и приземление выполняются в положении «кораблик». Исполняются прыжки из наружного «кораблика» в наружный, из внутреннего во внутренний, а также со сменой ребер: из наружного во внутренний. Часто положение «кораблик» имеет место только в одной части прыжка: либо в толчке, либо в приземлении. Прыжок требует хорошего владения

«корабликом» и исполняется в один, реже в два оборота.

Описанные выше прыжки являются наиболее распространенными. Каждый из них имеет свои особенности. Однако, несмотря на это, могут быть установлены общие для всех прыжков правила исполнения и разучивания.

Лучше всего овладеть прыжком, изучая его части.

Многооборотный прыжок состоит из разбега, толчка,

полета и приземления.

Разбег. С помощью разбега фигурист сообщает своему телу горизонтальную скорость. Для разбега обычно применяются перебежки вперед и назад или более сложные шаговые комбинации. В каскадах прыжков для выполнения каждого последующего прыжка используется скорость, сохранившаяся после исполнения предыдущего.

В основе современной техники прыжков лежит высокая скорость разбега. Увеличивая скорость своего движения, фигурист увеличивает запас энергии, которым обладает его тело, а следовательно, создает предпосылки для выполнения прыжка более высокого, более длинного, с большим числом оборотов. Современные фигуристы выполняют прыжки со скоростью разбега, доходящей до б и более метров в секунду.

Устойчивость тела фигуриста при выполнении толчка во многом зависит от качества перехода с последней дуги разбега на толчковую дугу. Во-первых, перед переходом на толчковую дугу следует уравнять по величине и направлению скорости отдельных частей тела. Для этого опытные фигуристы применяют перед толчком фиксацию позы, то есть скольжение в течение одной-двух секунд почти без движений руками и свободной ногой.

Во-вторых, переход к толчковой дуге должен выполняться таким образом, чтобы не изменилось общее направление движения тела, получаемое во время разбега.

Толчок. Толчок является наиболее ответственной частью прыжка. В толчке благодаря энергичному разгибанию опорной ноги и маховому движению руками и свободной ногой фигурист отрывается от поверхности льда и совершает вращение вокруг продольной рси своего тела. Весь опыт фигурного катания на

коньках говорит о том, что трудность прыжка резко возрастает с увеличением числа оборотов. Вращательное движение тела спортсмена вокруг продольной оси возникает уже во время толчка. Существует несколько способов создания вращательного движения в толчке.

За счет скольжения по дуге. Во время движения по дуге тело фигуриста совершает поворот. За один круг тело поворачивается на один оборот.

За счет вращения головы,плеч и. рук. В результате вращения, выполняемого во время толчка, верхняя часть тела запасает некоторое количество вращательного движения, которое после отрыва ото льда передается всему телу. Количество вращательного движения зависит от скорости вращения верхней части тела, а также от положения рук во время толчка.

За счет стояорящего движения. Во время толчка конек врезается в лед, в результате чего тело фигуриста приобретает вращательное движение. Количество вращения зависит от скорости разбега и силы «стопора». Характер выполнения «стопора» имеет большое значение в прыжках вообще и особенно в акселе. С увеличением числа оборотов в прыжке эффективность «стопора» должна возрастать. Об этом свидетельствуют следы, оставленные на льду при «стопоре».

Приведенные способы создания вращательного движения в прыжках встречаются в различных сочетаниях. Для практического использования может быть рекомендована таблица, в которой указано, какими способами создания начального вращения следует пользоваться в наиболее распространенных прыжках:

Важной деталью исполнения толчка является его направление. Различают два направления. Одно — в вертикальной плоскости: выше — ниже, другое — в горизонтальной плоскости: правее — левее. От направления толчка в вертикальной плоскости зависит длина и высота прыжка. Естественно желание фигуристов прыгать как можно дальше. Для этого, как казалось бы, следует прыгать вверх, пренебрегая длиной прыжка. Однако такое направление толчка обычно вызывает уменьшение горизонтальной скорости движения тела, в результате чего сильно усложняется выполнение приземления. Наилучшим соотношением между высотой и длиной прыжка является такое, которое соответствует направлению толчка под углом около ЗО градусов к плоскости льда.

От направления толчка в горизонтальной плоскости зависит устойчивость движения тела в полете. Направление толчка в горизонтальной плоскости следует считать правильным, если движение тела в толчке и полете является продолжением движения, полученного при разбеге.

Существенную роль в толчке играет мах руками и свободной ногой. Маховые движения улучшают согласованность действий в толчке, увеличивают высоту и длину прыжка, участвуют в создании начального вращения тела. Важно, чтобы направление маховых движений совпадало с направлением прыжка — это повышает устойчивость тела фигуриста в полете. Чем выше скорость маховых движений и чем больше их амплитуда, тем лучше толчок и эффектнее прыжок.

Полет. В полете тело фигуриста участвует в двух движениях: перемещении от точки отрыва до точки приземления и вращении вокруг продольной оси тела. Первое движение происходит по кривой, называемой параболой. Высота подъема тела фигуриста в полете у лучших прыгунов достигает более 70 сантиметров. длина полета сильно колеблется в зависимости от типа прыжка и мастерства фигуриста. Хорошие прыжки в положение два оборота имеют длину более З метров, а лучшие прыгуны достигают длины полета 5 и более метров.

Скорость вращательного движения тела фигуриста изменяется в полете в результате группировки и раз— группировки по тем же законам, что и в опорных вращениях пируэтах. В первой части полета фигурист приближает маховую ногу и руки к оси вращения тела, в результате чего скорость вращения возрастает.

Перед приземлением фигурист разгруппировывается, чтобы уменьшить скорость вращения и этим облегчить выполнение приземления.

Другой весьма важной деталью техники исполнения является положение продольной оси тела спортсмена в полете. Среди фигуристов, да и в некоторых пособиях по фигурному катанию, иногда высказывается мнение о том, что в полете тело расположено вертикально. В действительности это не совсем так. Известно, что толчок и приземление выполняются фигуристами с дуги, то есть с некоторым наклоном тела внутрь этой дуги. Приблизительно такой же (около 70—80 градусов) наклон имеет тело фигуриста и в полете. Кроме того, для более уверенного завершения прыжка в момент, предшествующий приземлению, тело должно быть несколько наклонено вперед. Если такого наклона нет, то в результате торможения коньком о лед фигурист, может быть, опрокинут назад силой инерции.

Приземление. Приземление является заключительной и очень ответственной частью прыжка. Несовершенное начальное выполнение приземления сводит на нет все усилия, затраченные ранее фигуристом. С другой стороны, хорошее владение техникой приземления позволяет успешно завершить прыжок даже при наличии некоторых ошибок, допущенных во время разбега, толчка и полета.

Встреча конька со льдом должна производиться на зубцы с последующим переходом к скольжению назад на наружном ребре. Приземление на зубцы, во- первых, уменьшает силу удара о лед и, во-вторых, повышает надежность приземления, предупреждая соскальзывание конька в боковом направлении. Решающее значение имеет положение тела. Оно должно быть возможно более разгруппированным, близким к положению «ласточка». Линия плеч перпендикуляр- на направлению скольжения, голова обращена внутрь дуги приземления. дуга приземления не должна иметь искривлений и перетяжек, ее следует выполнить возможно более пологой и длинной.

В большинстве прыжков приземление выполняется на ход назад наружу. Существуют и другие варианты приземления, как, например, в прыжке оллер, в котором приземление производится на ход назад внутрь. Некоторые приземления, например в прыжке шпагат, выполняются на ход вперед. Приземление на две ноги имеет место в прыжках из «кораблика» в «кораблик».

Каково же общее количество и какие элементы содержат произвольные программы современных фитуристов?

У Юрия Ончинникова в программе 1975 года было 4 тройных прыжка, 4 прыжка в два с половиной оборота, 2 прыжка в полтора оборота, 2 прыжка в два оборота, несколько дорожек, 2 комбинации вращений, прыжок во вращение, спираль, 2 прыжка «бабочкой» и несколько других, более простых элементов.

Кататься так, чтобы каждый шаг, каждое движение на льду оставляло впечатление легкости, уверенности, виртуозного владения всеми элементами фигурного катания, доставлять радость зрителям, — вот нелегкая задача, стоящая перед фигуристами в произвольном катании.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 1741. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия