Студопедия — Творчество фигуриста
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Творчество фигуриста






Если проанализировать программы различных фигуристов, то легко убедиться, что набор элементов в них как по количеству, так и по сложности приблизительно одинаков. Например, в программах мужчин — участников национальных первенств, чемпионатов Европы и мира — непременно присутствуют: прыжки в полтора оборота; двойные прыжки: сальков, риттбергер, толуп, флкя и лутц; три или четыре тройных прыжка, чаще всего толуп, сальков и риттбергер, реже лутц; три-четыре пируэта, среди них винт, «волчок» и либела; дорожки шагов по кругу и прямой; перебежки.

А вот впечатление, оставляемое фигуристами, совершенно различно! Думается, что большая и, что самое интересное, постоянно возрастающая популярность фигурного катания объясняется возможностью придать одинаковым элементам и фигурам различный характер. Это значит, что перед каждым спортсменом открывается возможность как бы пропустить все элементы фигурного катания, каждый шаг, каждое движение через собственное «я». К фигурному катанию в полной мере можно отнести слова Е. Б. Вахтангова:

«Искусство состоит в том, что актер чужое, данное ему авторами, делает своим собственным».

Пожалуй, ни в одном другом виде спорта не представляется столь широкая возможность для выражения творческого начала личности, как в фигурном катании. Подбор элементов, создание новых фигур и комбинаций, выбор композиции и музыки — все это подчинено замыслу спортсмена, направлено на достижение им победы.

Несмотря на то, что фигурное катание очень тесно

сливается с искусством, опасности превращения его только в зрелище не существует. Накал борьбы в соревнованиях фигуристов, как правило, очень высок. Иногда ловишь себя на том, что виртуозное скольжение в различных позах, стремительные вращения и высокие прыжки на лезвиях коньков по зеркально гладкому льду вызывают такое же чувство риска, как выступление канатоходца в цирке: малейшая неточность — и падение неминуемо. А с ним и потеря столь необходимых десятых балла.

Возможно, именно поэтому фигурное катание так захватывает зрителя, столь спортивно по своему существу. Конечно, главной задачей фигуриста является достижение победы. И одним из основных условий для этого является творчество спортсмена и его тренера.

Творческий подход должен проявляться во всем:

в методах тренировки, в освоении и совершенствовании техники, в создании новых элементов и композиционных решений, в выборе характера и стиля катания, в подборе музыки и ее компоновке, даже в инвентаре и костюме.

Можно с уверенностью сказать, что каждая большая победа фигуриста является плодом творчества. Вспоминается время, когда советское фигурное катание только-только выходило на мировую арену. Тогда, в 1957 году, в нашей стране не было дворцов спорта, и ленинградские фигуристы Н. Бакушева и С. Жук вынуждены были тренироваться на естественном льду. Первенства Европы проводятся обычно в конце января - начале февраля. А это значит, что нашей лучшей в то время паре для разучивания элементов, составления и отработки программ оставалось только два — два с половиной месяца. Их соперники из европейских стран, где к тому времени летние катки были уже широко распространены, тренировались на льду круглый год.

Вот и пришлось нашим фигуристам искать выход из создавшегося положения. И они нашли его, отрабатывая многие элементы программы в спортивном зале. Все лето и осень фигуристы разучивали в зале, не на коньках, а в спортивных тапочках, элементы своей новой программы, комбинации и особенно поддержки. Надо сказать, что Н. Бакушева была хорошей гимнасткой, и партнеры не только в совершенстве

 

дениями, которые считаются нормальным явлением. В последние годы фигуристы, как и акробаты, стали применять для страховки лонжу. Именно благодаря этому удается избежать при исполнении прыжков появления у спортсменов весьма нежелательного чувства страха.

Существует несколько вариантов исполнения прыжков. Пожалуй, наиболее эффектны так называемые затяжные прыжки, исполняя которые фигурист взлетает вверх и летит в раскрытом положении, а группировку производит лишь перед самым приземлением.

Изобрел такой прыжок известный американский тренер Густав Люсси, воспитавший многих выдающихся спортсменов, в том числе пятикратного чемпиона мира Д. Баттона. Интересно, что Г. Люсси, швейцарец по происхождению, кроме фигурного ката- ния увлекался еще и прыжками с трамплина. Однажды во время исполнения прыжка, когда он летел, распластавшись на упругих струях воздуха, у него возникла мысль сделать прыжок фигуриста похожим на прыжок лыжника. Так родился один из красивейших вариантов прыжка, от которого создается впечатление свободного полета и внезапно возникающего вращения. Так пытливая, ищущая, смелая мысль тренера привела к рождению новой, оригинальной техники прыжков.

Ничто в фигурном катании не вызывает такого внимания специалистов и любителей, как новые, оригинальные элементы, переходы и даже отдельные позы.

Прогресс фигурного катания во многом связан именно с созданием новых элементов. Пожалуй, это наиболее сложная задача. Тут необходима фантазия, базирующаяся на глубоком знании всего того, что уже создано. Обычно новыё элементы создаются по аналогии с движениями в балете, в народных танцах или других видах спорта, например, гимнастике, акробатике. Многое может дать также пытливый ум и острый глаз, наблюдающий за движениями, постоянно происходящими вокруг нас. Стали уже классическими фигуры «монетка» и стрелка», созданные двукратными олимпийскими чемпионами Л. Белоусовой и О. Протопоповым. Замечательным примером связи фигурного катания с другими видами творчества является искусство известного канадского фигуриста Толлера Крэнстона. Дебютируя на первенстве мира в 1970 году, он показал программу, многие движения которой не отражали традиционных образцов хореографии.

Позже, познакомившись с Толлером ближе, стало возможным определить истоки его своеобразного стиля. Канадец, художник по профессии, однажды подарил автору отпечаток одной из своих работ. Даже первый взгляд на картину Толлера давал однозначный ответ: несмотря на различные, если не полярные, сферы деятельности — живопись и фигурное катание, в обоих отчетливо был виден один мастер, объединивший в себе талант художника и танцовщика. Так творческое кредо живописца спроецировалось на лед и породило новое, своеобразное направление фигурного катания.

Пробным катанием правдивости и жизненности всего нового в фигурном катании можно считать влияние, воздействие этого нового, родившегося в уме и душе одного фигуриста, на других фигуристов, выступающих во всех видах катания.

Наиболее ярко творческие возможности фигуриста и его тренера раскрываются при создании произвольной программы, которая должна отвечать по крайней мере двум принципиальным требованиям: быть совершенной с точки зрения наблюдателя (судьи, зрителя) и отвечать характеру, возможностям и особенностям исполнителя.

Учет этих требований является решающим, и каждый элемент, любая комбинация, предполагаемый порядок распределения элементов во времени, другими словами, буквально каждое движение, перед тем как быть использованным в программе, должны быть критически рассмотрены именно с этих двух позиций. Интересно, что отмеченные выше требования по сути едины, ибо невозможно создать современную программу без глубокого изучения и учета всех особенностей исполнителя. С другой стороны, важно заранее предусмотреть возможную реакцию зала, состав зрителей.

Спортсмены высокого класса, готовясь к чемпионатам Европы и мира, к Олимпийским играм, стараются учесть традиции, правы и музыкальные вкусы той страны, в которой им придется выступать. Вспомним соперничество австрийца Э. Данцера и француза А. Кальма на чемпионате Европы 1965 года в Москве. В исключительно сложной и напряженной борьбе интересная интерпретация русских национальных мелодий была, пожалуй, тем решающим фактором, который позволил австрийцу занять верхнюю ступеньку пьедестала почета. И это в условиях, когда многие специалисты, судьи и тренеры считали, что француз был более артистичным, эмоциональным.

В важности учета вкусов зрителей неоднократно приходилось убеждаться и автору этих строк, выступая в различных странах. Цыганский танец, например, тепло встречали в Югославии, поскольку он был построен на основе песни в исполнении Р. Караклаич на родном языке. Цыганские напевы близки и народу Венгрии, они популярны во Франции и Америке. Поэтому в этих странах наш танец был воспринят весьма хорошо. А вот в Австрии, в Вене, он был принят с прохладцей.

Особенно ярко вкусы зрителей сказались на оценке обязательной программы, исполненной автором вместе с Т. Москвиной на музыку лезгинки в 1969 году. Программа была опробована у нас в стране на чемпионате СССР в Ленинграде, и ее исполнение было горячо встречено ленинградской публикой.

Каково же было наше удивление, когда через месяц в Гармиш-Партенкирхене уже на предварительной тренировке нам стало ясно, что эта программа не будет принята публикой. Дело дошло до того, что отдельные зрители даже подходили к нам и спрашивали, зачем мы во время танца так часто держим руки сжатыми в кулаки. На наш ответ, что таков характер грузинских танцев, следовало недоуменное пожимание плечами.

А вот через две недели в американском курортном городе Колорадо-Спрингс эта же программа была воспринята зрителями хорошо. Такие примеры, видимо, может привести из своей практики каждый фигурист, которому приходилось выступать перед различной по составу аудиторией.

Но вернемся к созданию программы. Первый, кардинальный вопрос — это выбор характера, стиля катания. Опыт сильнейших фигуристов говорит, что решение этого вопроса является наиболее сложной, но в то же время и наиболее важной задачей. Дело в том, что стиль, манера катания не выбираются так, как, допустим, выбирается костюм для катания или модель коньков.

Стиль, манера катания каждого фигуриста в большой мере определяются всей его прошлой деятельностью. Среда, в которой рос юный фигурист, контакт с мастерами высокого класса, его темперамент, характер, уровень интеллектуального развития, возраст, достигнутое техническое и исполнительское мастерство, особенности физического развития, внешность — все это в сумме предопределяет некоторое определенное творческое направление фигуриста.

Именно эти немаловажные обстоятельства должны учитываться при первом, приблизительном определении «образа» будущей программы, ее идеи. Одновременно возникает вопрос о музыкальном сопровождении.

Где фигурист берет музыку? На этот вопрос можно ответить: везде. Настоящий фигурист, где бы он ни слышал звуки музыки — на балетном ли спектакле, в концерте, в театре или кино, по радио или телевидению, у коллекционеров музыкальных записей или у друзей, — всегда пропускает ее через собственное восприятие: «Подойдет или не подойдет?»

При положительном ответе тотчас же он начинает представлять, как «ляжет» на лед данное музыкальное произведение, какие комбинации можно выполнить под ту или иную музыкальную фразу. Интересно, что часто не выбранный стиль определяет музыкальное сопровождение, а, наоборот, понравившееся музыкальное произведение диктует спортсмену характер исполнения, манеру катания, набор элементов и их композицию.

В настоящее время в связи с прогрессом фигурного катания, повышением общего уровня выступлений фигуристов требования к музыкальному сопровождению значительно возросли. Еще несколько лет назад некоторые спортсмены использовали для своих программ «наборы» из частей произведений разных композиторов, причем часто различного характера, а соединение этих частей производили без учета структуры произведения. Такое построение музыкального сопровождения программ справедливо критиковалось в первую очередь теми зрителями, которые знают и понимают музыку. Неоднократно в адрес фигуристов и их тренеров бросались упреки за небрежное, невнимательное отношение к музыкальным произведениям, например музыка обрывалась на незаконченной музыкальной фразе и т. д.

Выбор и составление музыкального сопровождения — сложная задача.

Чем вызвана необходимость монтажа программ из отдельных частей? Почему фигуристы редко используют одно целое музыкальное произведение? Допустим, взята музыка из балета. Как правило, она отражает большую гамму человеческих чувств и состоит из вступления, завязки, действия, его развития, кульминации и финала, утверждающего основную мысль спектакля. Действие развивается на протяжении длительного времени, исчисляемого десятками минут, а в многоактных балетах - часами.

Программа фигуриста также должна быть построена согласно принципам сценического искусства, но все ее содержание должно быть развернуто в значительно более короткое время, так как произвольная программа у женщин длится 4 минуты, у пар и мужчин —5 минут, а обязательная программа произвольного катания одиночников и пар — не более 2 минут.

В программах важно чередование различных по ритмическому рисунку частей, что диктуется их спортивной стороной — необходимостью продемонстрировать разнообразный арсенал шагов, спиралей, вращений и прыжков, предотвращающих впечатление однообразия катания и быстрое утомление зрителей.

Именно этими соображениями объясняется часто встречающийся у фигуристов монтаж музыкального сопровождения.

Идеальным решением вопроса является создание музыкальных произведений, специально написанных для использования в фигурном катании. Такие произведения не всегда должны быть оригинальными, так как с уже известной точки зрения иногда желательно, чтобы музыка, звучащая на катке, была знакома и любима зрителями. Поэтому профессионально скомпонованное музыкальное сопровождение, содержащее известные мелодии, хорошо воспринимаемые в условиях больших спортивных залов, является, пожалуй, наиболее приемлемым для фигуристов.

После того как музыкальное сопровождение составлено, появляется возможность уточнить характер задуманной программы в соответствии с характером музыки. Лишь только после этого приступают к составлению окончательной программы. Работают над ней обычно трое: тренер, хореограф и спортсмен. Их роли распределяются следующим образом. Ведущим, своего рода генеральным конструктором является тренер. Он подбирает элементы, создает из них комбинации, следит за тем, чтобы составленные фрагменты отвечали тактическим требованиям, соответствовали физическим возможностям спортсмена, а фигуры наивысшей сложности располагались в тех местах, в те моменты, когда организм спортсмена находится в состоянии наилучшей готовности к их исполнению. Вся программа должна соответствовать уровню мастерства спортсмена и являться стимулом для овладения новыми шагами, комбинациями фигур, для улучшения таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость и гибкость, для совершенствования координационных возможностей фигуриста.

Хореограф в процессе работы предлагает композиционные решения фрагментов, наилучшим образом отражающих характер музыки, следит за тем, чтобы вся программа была выдержана в едином стиле, отбирает нужные позы и жесты, то есть является ответственным за художественную сторону программы.

Спортсмен в этом созидательном процессе является своего рода рабочей моделью>), на которой тренер и хореограф просматривают варианты исполнения отдельных фигур, поз, прыжков, вращений. Кроме того, спортсмен выполняет важнейшую творческую функцию испытателя, проверяющего пригодность, возможность, надежность создаваемых комбинаций, предлагающего новые, более соответствующие его духу варианты.

Несмотря на отмеченное разделение функций тренера, хореографа и спортсмена, в действительности

Создание программы чаще всего происходит совмест-1ёЛ В iiдлФора о®оа. Затем саЛй ЁЁшолй*г подкрутки на основе и других прыжков, прежде всего лутца. Фигуристы из ГДР М. Гросс и У. Кагельман впервые выполнили подкрутку на основе прыжка петля, вместе с этим овладев уже известными подкрутками в два с половиной и три оборота.

Советские фигуристы И. Роднина и А. Уланов возродили каскады прыжков, которые молниеносно распространились среди фигуристов — и парников, и одиночников. Сложность исполняемых каскадов непрерывно растет, и сейчас исполняются каскады с прыжками в два с половиной — три оборота.

Идет ли это усложнение элементов в ущерб художественной стороне фигурного катания?

Можно с уверенностью сказать, что в конечном счете — нет, не идет. Технический прогресс позволяет более тонко, более разносторонне интерпретировать музыку, делать программу интересной и зрелищно более эффектной.

С другой стороны, составление новых программ, использование в фигурном катании все более сложных музыкальных произведений требует и новых, более сложных изобразительных средств. Другими словами, развитие техники и совершенствование художественной стороны фигурного катания влияют друг на друга взаимно.

Не следует противопоставлять две эти стороны творчества фигуриста. Их взаимодействие и толкает вперед развитие фигурного катания.

Одно безусловно ясно: как новым смелым архитектурными проектам требуются новые сверхпрочные, обладающие более совершенными свойствами строительные материалы, так и фигурному катанию, если оно хочет шагать в ногу со временем, для программ уже недалекого будущего необходимы новые элементы высшей сложности, кажущиеся сейчас невыполнимыми.

Претворить их в практику уже сегодня — насущная задача и тренеров, и спортсменов.

 

Коньки, катки, одежда…

IСонъкм. Прототипом современного фигурного конька считается конек д. Гейнса. Эта модель, по существу, сохранилась без изменений до настоящего времени под названием «снегурки». Носок этого конька с толстым лезвием круто загнут кверху и не имеет зубцов, благодаря чему на них можно кататься не только по льду, но и по твердо укатанному, обледенелому снегу. Отсюда, по всей вероятности, и произошло русское название этой распространенной модели.

Снегурки весьма удобны при начальном обучении катанию на коньках. Отсутствие зубцов на носке приучает начинающего фигуриста пользоваться для передвижения исключительно ребрами конька, значительная же кривизна его полоза облегчает управление коньком и располагает к катанию по крутым дугам.

Модель У. Салькова сохраняет все основные черты конька Гейнса, но имеет принципиально новую деталь — зубцы, выполненные на носке конька. Появление зубцов отражало возросшую сложность исполнения фигур, необходимость демонстрировать различные остановки, прыжки, пируэты на носке, толчки носком, циркули, переступания с носка на носок и т. д.

Появление конька с тремя стойками (модель Н. Панина) было вызвано техническими соображениями,

а именно — увеличением прочности конька.

Современный конек не содержит каких-либо новых деталей, конструктивных или эксплуатационных новшеств. Некоторые изменения претерпели лишь форма конька, толщина лезвия и конфигурация зубцов. Конек фигуриста имеет толщину 3—4 миллиметра и заточен так, чтобы боковая и нижняя поверхности

лезвия образовывали два острых ребра.

Полоз конька закруглен, и поэтому любой наклон тела в сторону вызывает скольжение по дуге.

Лезвие конька изготовляется из высококачественной углеродистой или легированной, чаще хромованадиевой стали. Закалка, или цементация, производится таким образом, чтобы наибольшую твердость имели полоз конька и нижняя часть боковых поверхностей лезвия, в то время как остальная часть остается «сырой», то есть не столь твердой. Благодаря этому конек при высокой твердости рабочей части сохраняет необходимую эластичность и не ломается при прыжках.

Лезвие конька приваривается к двум пластинам, называемым подошвой и каблуком конька. В последних имеются отверстия, через которые специальнымi4 шурупами конек крепится к ботинку.

В последние годы появились коньки со сменными лезвиями. Лезвия могут меняться в зависимости от характера исполняемых фигур и состояния льда. Однако, несмотря на широкое распространение таких коньков, замену лезвий в них, как правило, никто не производит, и, следовательно, смысл сменности лезвий теряется.

Решающее значение имеет конфигурация полоза конька. В передней части кривизна наибольшая, в задней части она несколько меньше, наиболее же плоская часть полоза — средняя. Кривизна полоза конька от одной его части к другой меняется плавно, чтобы при перемене участка скольжения след не имел излома.

Высота лезвия конька приблизительно равна 40— 50 миллиметрам. Такая высота, с одной стороны, обеспечивает достаточную устойчивость, а с другой - позволяет выполнять фигуры с большим наклоном тела, не касаясь при этом льда подошвой ботинка.

Для правильного расположения центра тяжести тела над коньком высота передней его части на 2— 4 миллиметра меньше задней. До 50-х годов нашего столетия фигуристы выполняли все упражнения на коньках одного типа. В настоящее время уровень развития фигурного катания настолько возрос, что спортсменам потребовались для различных видов катания несколько разные коньки. Сейчас фигуристы - одиночники используют две пары коньков — одни для обязательных фигур, другие — для произвольного катания, а фигуристы, выступающие в парном катании, только одни — для произвольного катания. Танцоры также катаются на одной паре коньков, имеющих свою особую форму.

Каждый тип коньков отражает специфические особенности обязательной программы, произвольного катания, танцев на льду.

Длина лезвия конька зависит от его назначения. Для обязательных фигур она наибольшая, для произвольного катания — обычно несколько меньше, и наименьшая — для танцев на льду, для того чтобы во время поворотов танцоры не задевали коньками друг друга.

Полоз конька вытачивается таким образом, чтобы нижняя поверхность была слегка вогнутой, образуя так называемую канавку, или желобок. Наличие канавки делает ребра конька более острыми, облегчая тем самым исполнение фигур на большом ходу и с наклоном.

Диаметр канавки зависит от типа коньков. Наиболее глубокая — у коньков для произвольного катания, где используется высокая скорость скольжения, исполняются вращения и прыжки, требующие сильного давления конька на лед.

«Школьные» фигуры не требуют большого хода, исполняются с незначительным наклоном тела, и поэтому коньки могут иметь не очень острые ребра и неглубокую канавку. Кроме того, мелкая канавка нужна для обеспечения реберности скольжения и чистоты поворотов. В настоящее время мастера фигурного катания используют для школы» коньки с еле заметной на глаз канавкой.

Можно рекомендовать следующие диаметры канавок: для произвольного катания — 25—ЗО миллиметров, для танцев на льду — ЗО миллиметров, для обязательных фигур — более 50 миллиметров.

Современные коньки имеют несколько более тонкие лезвия, чем употребляемые в начале века. Если лезвия коньков Д. Гейнса, У. Салькова и Н. Панина были толщиной до б миллиметров, то современные коньки для обязательных фигур и произвольного катания — около 3—4 миллиметров, а танцевальные еще тоньше —2—3 миллиметра.

Существенное значение имеют расположение и конфигурация зубцов. В «школьных» коньках нижний зубец заточен с боков на нет и поэтому имеет форму острого клина. Благодаря этому при скольжении назад зубец, касаясь льда, не вызывает его значительного скобления, что совершенно недопустимо в обязательных фигурах. Нижний зубец «школьных» коньков по сравнению с другими типами коньков несколько вынесен вперед и приподнят, что позволяет скользить на передней части конька, не задевая зубцом за лед.

В «произвольных» коньках, напротив, зубцы круп- нее, а нижний не сточен с боков, благодаря чему предотвращается соскальзывание зубцов при толчке и прыжках.

Точка коньков. Точку лучше производить на станке, в котором точильный камень вращается вдоль лезвия конька, так как в этом случае окончательная шлифовка поверхности полоза значительно упрощается.

Ботинки. Первоначально коньки тем или другим способом прикреплялись к обыкновенным ботинкам только на время катания. Идея лрикрепления коньков к ботинкам наглухо, по преданию, принадлежит Петру Великому. В книге, изданной на голландском языке в 1848 году, есть упоминание о том, что русский император, строя в Голландии корабли, увлекся коньками, и ему пришла мысль о том, что более удобно иметь коньки, скрепленные с ботинками постоянно. В результате этого нововведения обувь, прикрепленная к конькам, потеряла свои обиходные функции, и постепенно стали появляться ботинки, специально приспособленные для катания на коньках.

Современные ботинки для фигурного катания изготавливаются точно по размеру ноги из плотной кожи. Характерная особенность — высокие голенища, предназначенные для предотвращения «подламывания» стопы при сильных боковых наклонах тела.

Жесткость ботинок зависит от их назначения. Наиболее жесткие ботинки изготавливаются для произвольного катания. Особенно прочными должны быть голенища ботинок у спортсменов-мужчин, выступающих в парном катании, так как при исполнении поддержек нагрузка на ботинки превосходит суммарный вес партнеров. Для обеспечения требуемой жесткости носок и пятка изнутри укрепленых твердой кожей. Голенища, чтобы они не потеряли способности плотно облегать ногу и имели достаточную прочность, делают из двух слоев кожи, между которыми проложен слой парусины.

Некоторые модели ботинок для фигурного катания имеют профилированные голенища — толстые в средней части, где нагрузка наибольшая, и более тонкие в верхней, что обеспечивает необходимую прочность без заметного ограничения подвижности. В этом плане не могут быть рекомендованы излишне высокие голенища.

В начале нашего века голенища у ботинок фигуристов достигали 30—35 сантиметров, что делалось более из эстетических соображений, так как мужчины катались либо в трико, либо в брюках до колен, а женщины в длинных юбках.

Точная высота каблука подбирается таким образом, чтобы при движении вперед конек соприкасался со льдом на участке от середины конька до задней стойки. Если этот участок перемещается вперед, каблук должен быть удлинен, и наоборот.

Ввиду значительной нагрузки при исполнении прыжков, в ботинках для произвольного катания каблук обычно укрепляется тонкой трубкой, пропущенной сверху вниз через его центр.

Ботинки должны быть также снабжены широким язычком, в который вшивается толстый (0,5 сантиметра) слой пористой резины или поролона, а верхняя часть шнуровки — крючками для облегчения надевания ботинок.

Приклепление коньков к ботинкам. Большое число неудач начинающих фигуристов вызвано неправильной установкой коньков. Признаком этого является хроническое подламывание стоп, скобление льда при выполнении простых дуг, а также искривление голенищ ботинка.

Для начинающих и юных фигуристов можно рекомендовать расположение конька относительно подошвы ботинка такое, при котором задняя часть лезвия совпадает с серединой подошвы ботинка, а передняя сдвинута внутрь приблизительно на половину толщины лезвия. Прикрепляя коньки, следует учитывать, что для фигуристов с Х-образной формой ног коньки надо сдвинуть внутрь, а для тех, у кого 0-образная форма, — наружу от их обычного расположения.

Для фигуристов-мастеров требуется индивидуальная подгонка коньков к ботинку. Большинство моделей коньков имеет в каблуке и подошве специальные установочные отверстия, допускающие некоторое перемещение конька относительно ботинка. Путем последовательных проб определяется положение конька отдельно для каждой ноги. И только после этого они крепятся окончательно на все тулупы.

Привинчивать коньки к подошве следует медными или другими нержавеющими шурупами. Рекомендуется предварительно наколоть отверстия острым шилом и привинчивать шурупы, смазав их мылом. Нельзя допускать прокручивания шурупов: в таком случае крепление может оказаться непрочным, а это создает немалую опасность для катающегося.

Одежда фигуриста. В одном из первых отечественных фундаментальных пособий по фигурному катанию - книге Н. Панина «Фигурное катание на коньках» - так говорится о важности правильного выбора фигуристами одежды: «Выбор платья имеет большое значение как для удобства катания, так в особенности и для внешности конькобежца: не надо забывать, что результат состязаний много зависит от общего впечатления, производимого каждым из конкурентов на судей; а всякому понятно, что трудно красиво кататься в каком-нибудь длиннополом халате.

Ничто столь сильно не изменилось в фигурном катании за его сравнительно короткую историю, как одежда. Несмотря на громадное разнообразие употреблявшихся костюмов, можно убедиться, что во все времена одежда фигуристов соответствовала двум главным факторам: уровню развития фигурного катания, то есть сложности исполняемых фигур, и моде, господствовавшей в этот период.

В настоящее время трудно представить себе фигуристку в тяжелом, длинном до пят, обильно украшенном мехом платье. Тем не менее около 100 лет назад Iбёт фйфйстки 8ыэi ёййд сйм. дЛэ ё йё обычным для нас был и костюм мужчин. Правила первого американского клуба, основанного в 1849 году, гласили, что, согласно уставу, одежда джентльмена — члена клуба (женщин не принимали до конца ХIХ века) должна состоять из шляпы, белого галстука, пальто с раздвоенной спинкой и панталонов. Допускалась также обычная вечерняя одежда с пиджаком, застегнутым на все пуговицы. Невысокая сложность исполняемых в то время фигур — дуг вперед и назад, простейших поворотов — позволяла выполнять их и в столь затрудняющей движения одежде.

Появление прыжков с вращением в полете вызвало резкое изменение в одежде. Как свидетельствуют очевидцы, первой фигуристкой, значительно укоротившей свои платья, была знаменитая норвежская фигуристка С. Хени, которая одной из первых овладела прыжком в полтора оборота.

К концу ХIХ века мужчины стали кататься в темных трико или коротких, до колен, штанах, а женщины — в более коротких платьях.

Одежда современного фигуриста отличается легкостью, она не стесняет движений спортсмена. Мужчины на соревнованиях выступают в костюмах, состоящих из брюк и короткой курточки. Иногда брюки и курточка выполняются как единое целое, и тогда костюм имеет покрой комбинезона.

Материал для костюма выбирается плотный и в то же время эластичный. Платья фигуристок выполняются из разнообразных как по качеству, так и по расцветке тканей.

Не следует злоупотреблять украшениями как в мужском, так и в женском костюмах, В последнее время все чаще костюм изготавливают в соответствии с замыслом композиции выступления, характером его музыкального сопровождения.

Однако при всем этом не следует впадать в крайности и превращать костюм для соревнований в костюм для показательных выступлений. Само собой разумеется, что костюм должен быть фигуристу к лицу, подчеркивать положительные стороны его внешности и скрадывать недостатки. Здесь важно все: и покрой костюма, и его цвет, и украшения, и прическа. лед. 11евыё Ё ЫюеЖЦЫ, кК МЫ уже ОВОркЛИ, пользовались для катания естественно образовывавшимися катками — замерзшими озерами, реками, прудами, укатанными санными дорогами. Специально оборудованные катки стали появляться только после того, как катание стало превращаться в игру, забаву.

Однако постоянно действующие катки со льдом относительно хорошего качества появились, когда стали образовываться клубы конькобежцев. Такие катки содержались обычно за счет членских взносов членов клуба, людей, как правило, состоятельных.

Первый в мире клуб конькобежцев был создан в Америке, в Филадельфии, в 1849 году. В России в 1864 году членами английской колонии было организовано «Невское конькобежное общество», а в 1865 году стал действовать знаменитый каток в Юсуповом саду, принадлежавший санкт-петербургскому яхт-клубу. Одним из первых в Европе клубов был Венский союз конькобежцев, основанный в 1867 году.

История русского фигурного катания наиболее тесно связана именно с катком Юсупова сада. Этот каток славился льдом отличного качества. Фигуристам, особенно для исполнения обязательных фигур, необходим абсолютно чистый, неизрезанный лед. От ровности его поверхности, от его плотности и температуры, от химического состава воды, употребляемой для поливки, во многом зависит качество скольжения.

Интересно, что на катке Юсупова сада лед заливался из обыкновенных садовых леек с отверстиями, расснерленными до диаметра в 2—З миллиметра, чтобы в них не замерзала вода.

В настоящее время фигуристы-разрядники и мастера спорта тренируются и выступают в соревнованиях на катках с искусственным льдом. Собственно, лед-то не искусственный, а настоящий — замерзшая вода. Но замораживание производится искусственно.

Под ледяной площадкой проложены трубы, по которым прогоняется специальный состав — хладагент (фреон, аммиак). Расширяясь и испаряясь, хладагент поглощает тепло, благодаря чему поверхность площадки охлаждается до температуры ниже нуля. Вода, налитая на площадку, замерзает, и каток готов. Для заливки льда, то есть для придания ему необходимой гладкости, на катках с искусственным льдом

употребляются специальные комбайны.

Комбайны, изготовленные на базе небольшого автомобиля, двигаясь по катку, срезают тонкий слой искусственного льда и заливают новый слой горячей водой. Горячая вода придает льду необходимую монолитность, так как новый слой лучше смерзается со старым. Лед, залитый горячей водой, как правило, более мягкий, не крошится и поэтому обеспечивает хорошее катание. Вода, используемая для заливки, должна по возможности содержать как можно меньше минеральных солей, так как последние выпадают тонким слоем на поверхности льда при его замерзании и ухудшают скольжение.

Однако если для тренировок нет катков с искусственным льдом, в зимнее время каток можно сделать

самим.

Размер площадки, предусмотренный правилами соревнований, — ЗОХ6О метров, как исключение — 23Х53 метра. Исключение сделано для стран Америки, где многие катки по размеру несколько меньше европейских и имеют менее закругленные углы. Эти катки соответствуют стандарту профессионального хоккея и в основном предназначены для игр хоккеистов.

В практике тренировок фигуристов используется различный вспомогательный инвентарь. Он должен также быть на катке. Для рисования на льду окружностей употребляются циркули, от простых, состоящих из трех реек, до складных металлических.

Для совершенствования техники наиболее сложных

прыжков желательно иметь страховочное устройство — лонжу.

Хорошо, если фигурист на тренировке пользуется видеомагнитофоном и киносъемкой, которые позволяют быстрее осваивать сложные элементы и исправлять ошибки исполнения.

Безусловно, на катке необходимы проигрыватель,

магнитофон, метроном, секундомер, а также наглядные пособия, оформленные в виде плакатов.

Судьи, баллы, места…

Пожалуй, нет другого вида спорта, где вопросы судейства соревнований, обсуждение их результатов возбуждали бы столь горячие дискуссии.

Чем они вызваны?

Думается, причина кроется в близости фигурного катания к искусству. Ведь почти у каждого человека есть свое, присущее именно ему отношение к музыке, театру, изобразительному искусству, есть свой актер, который, по его мнению, наиболее правдиво и жизненно изображает характеры героев, есть любимые композиторы, музыка которых наиболее близка, любимые художники, книги. Однако вряд ли кому придет в голову мысль называть любимого композитора, балерину или певца лучшими.

Несколько другая картина в фигурном катании. По уровню художественного совершенства выступления лучших фигуристов смело можно поставить в ряд с другими проявлениями искусства. Но вот основным, главным смыслом катания фигуристов является другое — достижение победы, наивысшего спортивного результата, определение, в конечном счете, победителя, чемпиона.

При этом часто фигурист, манера катания, спортивный характер, стиль, хореография, музыкальность и внешность которого кажутся зрителю наилучшими, не всегда оказывается чемпионом.

Является ли это результатом низкой квалификации судей или недостаточного знания зрителем фигурного катания как вида спорта? Практика соревнований показывает, что в подавляющем большинстве случаев реакция зала требует от судей повышения оценок. С точки зрения зрителя, все вроде бы и правильно - среди участников всегда много хороших фигуристов, заслуживающих поощрения, но судьи-то ведь должны определить победителя, то есть выделить одного из всех как лучшего.

Судейство соревнований по фигурному катанию — сложное и ответственное дело, требующее глубокого знания спорта, которое базируется на собственном спортивном опыте, высокоразвитом эстетическом чувстве, знании хореографии, музыкального искусства, умении сосредоточиться, принять правильное решение в условиях острой конкуренции, сложной обстановки соревнований.

Именно поэтому соревнования по фигурному катанию обслуживает многочисленная судейская коллегия. В ее состав входят: главный судья, заместитель главного судьи, старшие судьи по видам, называемые на международных соревнованиях рефери, ассистенты старших судей по видам, судьи - арбитры, непосредственно выставляющие оценки, а также судьи-информаторы, судьи по музыке, судьи при участниках, главный секретарь, секретари.

Рассмотрим некоторые права и обязанности членов

судейской коллегии.

Главный судья возглавляет судейскую коллегию и отвечает за проведение соревнований в целом. Он имеет право требовать от старших судей по видам объяснений, если, по его мнению, их решения противоречат правилам; заменять судей в случае болезни или по другим серьезным причинам; отстранять от соревнований спортсменов, нарушающих правила, а также явно неподготовленных участников.

Непосредственную работу на льду проводит бригада по виду, в состав которой входят судьи-арбитры,

- выставляющие оценки. Число судей - арбитров в бригаде всегда нечетное и в зависимости от масштаба соревнований обычно колеблется от 5 до 9. Деятельностью бригады руководит старший судья по виду. Помогает старшему судье его ассистент.

Старший судья обязан требовать объяснения от судьи, оценка которого значительно расходится с оценками других судей.

Старший судья и его помощник-ассистент во время соревнований находятся вместе с судьями-арбитрами, но оценок не выставляют. Во время соревнований по обязательным фигурам ассистент после исполнения фигуры ставит в месте

расположения поворотных элементов (троек, скобок, крюков и выкрюков) специальные отличительные знаки — фишки, которые помогают судьям-арбитрам

точнее оценить геометрическую правильность фигуры, а также разметает маленькой метелочкой нарезанную коньком спортсмена ледяную стружку, мешающую детально рассмотреть оставленный рисунок.

В соревнованиях по произвольному катанию ассистент следит за соблюдением каждым участником времени катания, вместе со старшим судьей наблюдает за

правильностью выполнения элементов, принимает участие в анализе судейства.

Важной обязанностью ассистента является проверка соответствия оценок, записанных каждым судьей арбитром отдельно на специальных бланках и сданных

старшему судье до объявления оценок, с оценками, показанными судьями публично.

Такой порядок исключает попытку изменить свою оценку судьей, даже если она сильно расходится с оценками, показанными коллегами по бригаде.

Но все же решающую роль в бригаде играют судьи - арбитры, располагающиеся в бригаде согласно порядковым номерам. Во время исполнения обязательной

фигуры или произвольной программы передвижёние судей запрещается. Судьям не разрешается разговаривать друг с другом, выражать жестами одобрение или порицание. Никаким официальным лицам, кроме старшего судьи и его ассистента, не разрешается с ними разговаривать, когда они заняты непосредственно судейством.

Секретари готовят все материалы соревнований.

Они работают под руководством главного секретаря.

В процессе соревнований два секретаря одновременно записывают объявляемые судьей-информатором оценки каждого участника или пары в две отдельные карточки и независимо друг от друга производят подсчеты, определяя сумму баллов и места участников у каждого судьи.

Каков же порядок определения мест участников соревнований?

Нередко у любителей фигурного катания возникает недоумение по поводу используемой в настоящее время в отечественной и зарубежной практике системы определения победителя «по местам».

Чем же вызвана необходимость применения этой системы, более сложной по сравнению с системой, основанной на общей сумме баллов?

Лучше всего на этот вопрос отвечает случай, происшедший на чемпионате Европы в 1893 году и описанный Н. Паниным в его книге «Искусство катания на коньках».

«...Победителем по тогдашним правилам Международного союза конькобежцев считался тот, кто получал наибольшую сумму баллов от всех судей вместе, независимо от порядковых мест, получившихся для каждого конкурента у каждого судьи, — правило, по нашим тренерским взглядам, довольно наивное. Но шведский судья Я. Седерстром правильно учел, что благодаря такой системе оценки он может, несмотря на мнение большинства судей, вытащить своего кандидата (Гренандера) на первое место: он поставил ему такое огромное количество баллов, и, наоборот, дал их так мало главному сопернику Энгельману, что общая сумма баллов всех судей у Гренандера оказалась наибольшей — 1989, тогда как Энгельман, вышедший у большинства судей на первое место, получил 1988, то есть на один балл меньше.

По правилам швед выиграл первенство!»

Как известно, это состязание, несмотря на продолжавшиеся с переменным успехом в течение пяти лет споры, было в конце концов признано недействительным. Как отметил Н. Панин, «скверный случай 1893 года имел одно хорошее последствие: правила были рационализированы, пристрастность судей была несколько затруднена...».

Действительно, введенная после злополучного чемпионата Европы 1893 года система определения победителя по местам, полученным у большинства судей, является если и не идеальной, то, по крайней мере, более совершенной, чем по общей сумме баллов, о чем ярко свидетельствует приведенный выше пример.

Основные положения принятой Международным союзом конькобежцев и Федерацией фигурного катания на коньках нашей страны системы определения победителей сводятся к следующему. 1. Места участников (пар) у каждого судьи распределяются в соответствии с общей суммой баллов, полученной участником (парой) у данного судьи. Тот участник (пара), у которого большая сумма баллов, получает и более высокое место.

2. Участник, который у абсолютного большинства судей получил первое место, является победителем; вторым считается тот, кто решением абсолютного большинства судей получил второе место, и т. д.

Кажется, все ясно. Но бывают случаи, когда участник, имеющий меньшую сумму баллов и большую сумму мест, оказывается впереди соперника, получившего больше баллов и меньшую сумму мест. Это вызывает у непосвященного зрителя по меньшей мере недоумение.

В чем же дело?

Такие случаи обычно встречаются в условиях острой конкуренции. Весьма показательно в этом отношении распределение мест спортивных пар на первенстве Европы 1968 года в шведском городе Вестеросе. Окончательное распределение первых десятке мест среди спортивных пар на первенстве Европы 1968 года. По радио и телевидению, в отчетах, как правило, указываются лишь сумма баллов и сумма мест участников. Поэтому естественно было недоумение любителей фигурного катания, когда в Вестеросе у Т. Мо-еквиной — А. Мишина при меньшей сумме баллов — 300,4 и большей сумме мест —30 общее место сказалось выше, чем у фигуристов из ГДР Х. Штайнер — Х—У. Вальтера, у которых был, казалось бы, лучший результат: на 1,2 большая сумма баллов и на два места меньшая сумма мест.

Чтобы разобраться, почему наша пара оказалась на 2-м, а Х. Штайнер — Х.-У. Вальтер — на 3-м месте, необходимо пристально рассмотреть более полную итоговую таблицу чемпионата Европы.

Протокол соревнований среди спортивных пар первенства Европы 1968 вода

(даны результаты первых трех мест)

Су д ь и: 1. Н. Дудова — ЧССР; З 2. Донниер-Бланк — Франция; К З. В. Кахль — ФРГ; 4. К. Листинг — ГДР; I”й 5. М. Филиптхс — Англия; Г’Ге б. Е. Даль — Норвегия; З”1’i 7. 0. Шуберт — Польша; З”Гд 8. Р. Шлагет’гер — Швейцария; З’Г 9. Т. Толмачева — СССР. Определение победителей, занявших первое место, — Л. Белоусовой и О. Протопопова, — не вызвали ни у кого вопросов: у всех судей они заняли 1-е место, И общая сумма баллов была у них больше, чем у других участников чемпионата.

Сложнее оказалось определить серебряных и брон- зовых призеров. Ни одна из пар не получила абсолютного большинства (как минимум —5) вторых мест:

у Т. Москвиной — А. Мишина — три вторых места, у Х. Штайнер — Х.-У. Вальтер — четыре.

Согласно правилам, если при определении мест участников нет абсолютного большинства, то отыскивается абсолютное большинство для следующего места. Другими словами, обладатели серебряных медалей определялись по абсолютному большинству третьих мест. Как гласят правила, при выявлении третьего мёста места 1, 1,5, 2 и 2,5 рассматриваются как третьи. Пользуясь этим, легко установить, что у советской пары — шесть третьих мест: у первого, второго, пятого, шестого, седьмого и девятого, а у немецкой пары — пять: у второго, четвертого, пятого, восьмого и девятого судей. Таким образом, обе пары получили по абсолютному большинству третьих мест, а в этом случае правила гласят, что если два или более участника получили абсолютное большинство на одно и то же место, то лучшим из них считается тот, кто был определен на это место наибольшим числом судей. На этом основании более высокое второе место было отдано советской паре, а третье — фигуристам из ГДР.

Внимательно рассматривая протокол соревнований, можно обнаружить, что такая сложная картина мест создалась в первую очередь из-за решений судьи ЗЧЪ З

В. Кахль (ФРГ), давшего Т. Москвиной — А. Мишину шестое место, и судьи 3%4 8 (Швейцария), давшего этой паре пятое место. Мнение этих судей вызвало увеличение суммы мест и уменьшение общей суммы баллов у советской пары. Но поскольку большинство судей выше оценило советскую пару, оценки судей ЗГ З и ЗГ 8, как мы уже видели выше, практически не имели значения при определении призеров первенства Европы 1968 года.

Подобного рода и еще более сложные вариант распределения мест довольно часто встречаются на соревнованиях фигуристов, близких по классу катания, обслуживаемых судейской бригадой, составлен ной из специалистов, представляющих различные школы и направления мирового фигурного катания, и поэтому имеющих несколько различающиеся взгляды на стиль, технику и другие компоненты фигурного катания. Другими словами: современная система определения победителей «по местам» отражает мнения большинства судей и, как мы убедились на приведенном примере, не принимает во внимание решения судей, точка зрения которых значительно отличается от точки зрения большинства.

***

Каким же будет фигурное катание в будущем?

Думается, в ближайшие годы возрастет сложность исполняемых фигур. Наиболее трудные элементы, комбинации вращений, уникальные прыжки в три и три с половиной оборота, выполняемые сейчас в мужском одиночном катании, будут освоены в женском и парном катании. В свою очередь, одиночники-мужчины совсем скоро начнут выполнять прыжки в четыре оборота.

В то же время будет постоянно возрастать художественное совершенство программ.

Высшая сложность выполняемых фигур в гармоничном сочетании с предельно отточенным исполнительским мастерством — вот будущее фигурного катания, которое уже сейчас проявляется в программах лучших фигуристов сегодняшнего дня.

Литература

Белоусова Л., Протопопов О. Золотые коньки с бриллиантами.

М., «Физкультура и спорт», 1971.

Вьюнкiс В. Автографы на льду. Лениздат, 1968.

Вьючик В. Волшебники ледяных катков. Лениздат, 1970.

Глязер С. Азбука начинающего фигуриста. М., «Физкультура и спорт», 1969.

,Цоброва Л., Чайковская Е. В рамке катка. М., «Советская

Россия», 1970.

Жук С....И серебряный иней... М., «Молодая гвардия», 1971.

Пачки Н. Искусство катания на коньках. М., «Физкультура

и спорт», 1938.

Пачки Н. Искусство фигуриста. М., «Физкультура и спорт»,

1956.

Шелухин А. Что идет впереди славы? М., «Молодая гвардия», 1968.

Шелухин А. Ледовая симфония. М., «Физкультура и спорт»,

1969.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 435. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия