Студопедия — Классические концепции воспитания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Классические концепции воспитания






 

Как только люди попытались осмыслить свое бытие, свой социальный опыт, они начали вести поиск наиболее приемле­мых для общества моделей воспитания. Эти модели или кон­цепции были самые разные. Их отличие друг от друга было обусловлено как объективными факторами (характером об­щественных отношений и государственной власти), так и субъективными, связанными с личностью педагога-ученого.

Еще в древней Греции в двух соперничающих городах — в Спарте и Афинах были различные подходы к воспитанию молодежи. Если в Спарте главной целью воспитания была подготовка к военной службе, то в Афинах дети получали широкое философское, литературное и политическое обра­зование.

В трудах древнегреческих философов довольно полно рас­сматриваются вопросы воспитания. Демокрит (460—370 гг. до н. э.) одним из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания, указывал на огромную роль труда в нем. Сократ (470—399 гг. до н. э.) считал, что главное — познать вечные нравственные понятия и применять их в жизни. Платон (428—347 гг. до н. э.) впервые поставил вопрос о дошкольном воспитании и дифференцированном подходе к подготовке человека к жизни. Кто проявляет склонность к умственным занятиям, тот должен становиться филосо­фом, а кто не имеет этой склонности — воином. Аристотель (384—322 до н. э.) считал необходимым учить детей делать правильный выбор между недостатком и излишеством.

В древнем Риме Квинтилиан (35—96 гг. до н. э.) выска­зал мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании.

В эпоху Возрождения шло дальнейшее развитие педаго­гической мысли. Эразм Роттердамский (1439—1536) выс­тупал против схоластики и догматической религиозности, признавая равенство всех людей, независимо от их проис­хождения. Воспитанию личности он отводил решающую роль в деле преобразования мира. Франсуа Рабле (1494— 1553) считал, что воспитание должно развивать личность и отвечать интересам экономического развития общества. Мишель Монтень (1533—1592) провозгласил опыт основой человеческого знания. Он считал, что нельзя ребенку вну­шать готовые истины. Все, что ему нужно, достигается его собственным опытом.

Особое значение для развитие теории воспитания имели работы Яна Амоса Коменского (1592—1670) — выдающе­гося чешского педагога. Он считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее всеобщим законам, действую­щим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Коменский указывал, что «точный порядок шко­лы надо заимствовать от природы», что необходимо исхо­дить из наблюдения «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях».

Принцип природосообразности предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласова­ния с ними всех педагогических воздействий.

Воспитательные усилия Коменского были направлены на просвещение всего человечества. «Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, мог­ли с пользой пройти настоящую жизнь... Если мы позволим развивать ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы по отношению к тем, кто обладает той же природой».

Джон Локк (1632—1704) —английский философ, поли­тический мыслитель и педагог. Его педагогические взгля­ды изложены в трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693). Он стремился доказать, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, и обосновать опытное происхождение человеческого знания. Из этих положений вытекал тезис о решающей роли воспитания в формирова­нии личности и значении среды в процессе воспитания.

В то же время Локк не отрицал врожденной предрас­положенности к тем или иным способностям. Существую­щие различия между людьми, по мнению Локка, определя­ются различием жизненных условий и воспитания. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, — писал он, — девять десятых становятся теми, что они есть — добрыми или злы­ми, полезными или нет — благодаря воспитанию». Душа человека — чистая доска, «без всяких знаков и идей, кото­рую надлежит заполнить воспитанием».

Локк ориентировался на воспитание «делового человека, джентльмена». Целью жизни, а следовательно, и воспитания, он считал обеспечение «здорового духа в здоровом теле» и выделял три взаимообусловленных компонента воспита­ния: физическое воспитание, воспитание души (нравствен­ное) и образование.

Жан-Жак Руссо (1712—1778), французский мыслитель и педагог, в своих произведениях утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совер­шенствования. Цель воспитания отнюдь не заключается в подготовке человека к загробной жизни или в формирова­нии джентльмена. Он считал, что существующие в обществе условия должны быть приведены в соответствие с потребнос­тями и правами, которыми наделила ребенка природа. Ключ к решению проблемы Руссо видел в осознании решающей роли воспитания в формировании человека.

Задача заключается в том, чтобы воспитать человека, ко­торый ни от кого не зависел бы, жил плодами своих трудов, ценил и умел защищать свою свободу. Детей тружеников вос­питывать не нужно, они уже воспитаны самой жизнью, надо правильно воспитать детей аристократов, и мир станет иным. По Руссо, дети должны воспитываться естественно, сообраз­но с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности.

Руссо считал, что воспитание получают от природы, от окружающих людей и вещей. Воспитание природой осуще­ствляется путем внутреннего развития человеческих спо­собностей, развития органов чувств; воспитание людьми приучает человека использовать эти способности и органы; воспитание от вещей — это собственный опыт человека, при­обретаемый им в процессе общения с вещами.

Естественное воспитание по Руссо немыслимо без свобод­ного воспитания. Первое из естественных прав человека, заявлял он, — свобода. Он требовал уважать личность ре­бенка, считаться с его интересами, запросами, отрицал при­нуждение как метод воспитания. Исходя из этого, Руссо своеобразно определяет роль воспитателя, который лишь наводит своего воспитанника на решение вопросов, оказы­вает на ребенка, главным образом, косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влия­ния так, что они подсказывают определенные решения.

Генрих Песталоцци (1746—1827) — известный швейцар­ский педагог, ставил целью развитие в детях истинной че­ловечности, их нравственное самоусовершенствование. Он считал, что необходимо развить все природные силы и способности человека — разносторонне и гармонично. Воспи­тание должно находиться в согласии с природой ребенка, т. е. быть природосообразным. Оказать детям помощь в раз­витии всех человеческих сил должно правильно поставлен­ное воспитание. Оно начинается с рождения ребенка в се­мье. Песталоцци различал силы человеческой природы тро­якого рода: умственные, физические, нравственные. Эти силы следует развивать во взаимосвязи, избегая односто­ронности.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) — крупнейший немецкий педагог, считал, что цель воспитания состоит в формировании добродетельного человека, уважающего су­ществующий порядок и подчиняющегося ему.

В педагогическом процессе Гербарт выделял три части: управление, обучение и нравственное воспитание.

Главная задача управления — поддержание порядка, обуз­дание «дикой резвости ребенка». Управление, по мнению Гербарта, еще не воспитание, а создание предпосылок для вос­питания. Средства: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание, умение занять детей. Дополнитель­ные: авторитет и любовь к ребенку. Гербарт считал допус­тимыми телесные наказания, но важна не физическая боль, а страх перед ней.

С точки зрения Гербарта обучение и воспитание нельзя разделять — это единый, сложный процесс (воспитывающее обучение).

Нравственное воспитание, с точки зрения Гербарта, воз­действует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Необходимо бережно относить­ся к ребенку, опираться на то хорошее, что есть в его душе.

Гербарт разработал конкретные средства нравственного воспитания, к которым он относил следующее: удерживать воспитанника, определять воспитанника, устанавливать четкие правила поведения, поддерживать в душе воспитан­ника «спокойствие и ясность», «волновать» душу ребенка одобрением и порицанием, «увещевать» воспитанника, ука­зывать и исправлять его промахи.

Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866) — выдающийся немецкий педагог, выдвинул идею общечело­веческого воспитания. Для достижения успеха в воспитании следует опираться на три принципа: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Под природосо-образностыо он понимал следование за процессом естествен-

ного развития человека с учетом его возрастных и индиви­дуальных особенностей; под культуросообразностью — учет в воспитании условий места и времени, в которых родился человек, особенности страны, являющейся родиной учени­ка; под самодеятельностью — активность, направленную на служение истине, красоте и добру.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) — ве­ликий русский педагог, обосновал антропологическую кон­цепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний о нем, накопленных все­ми науками.

Большая заслуга К. Д. Ушинского в разработке идеи народности воспитания. Реализация принципа народности предполагала:

■ создание широкой сети народных школ, обеспечиваю­щих обязательность обучения всех детей; делом воспи­тания должен руководить сам народ;

■ воспитание должно давать детям реальное образование, развивать их умственные способности с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа;

■ центральное место в формировании человека должен за­нимать родной язык — «сокровищница духа» народа;

■ воспитание должно формировать человека, для кото­рого труд является первой потребностью, формировать патриота с твердой волей и характером;

■ женщинам должно быть обеспечено образование, рав­ное с мужчинами;

■ недопустимо слепое заимствование и внедрение в прак­тику иноземных систем, не соответствующих духу рус­ской народности.

Идею народности воспитания Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными устоями православия.

Петр Федорович Каптерев (1849—1923) вслед за Ушинским общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Педагог отстаи­вал мысль о разносторонности деятельности учителя, фор­мирующей всю личность ученика. Им была выдвинута идея нравственного закаливания ребенка. Он считал, что опре­деляющую роль в воспитании должно играть саморазвитие личности. Одной из центральных задач воспитания он счи­тал воспитание характера и воли.

Распространенной сегодня концепцией воспитания явля­ется концепция Рудольфа Штайнера (1861—1925), основоположника антропософии. Свои идеи Штайнер воплотил в Вальдорфской школе, которую открыл в 1919 г. в Штут­гарте и которой руководил до конца своих дней. Необходи­мым элементом данной концепции является положение о том, что воспитание осуществляется на основе подража­ния верным образцам поведения взрослых. Игровой мате­риал, используемый в детском саду, направлен на пробужде­ние творческой фантазии. Чаще всего это полуфабрикатные игрушки, которые позволяют ребенку при работе с ними самовыражаться.

Американский философ и педагог Джон Дьюи (1859— 1952) утверждал, что всякая идея или теория, раз она по­лезна данному индивиду, рассматривается как «инструмент действия».

В воспитательной практике Дьюи теория инструмента­лизма претворялась следующим образом. Он считал, что умственные и физические свойства индивида передаются по наследству; следовательно, в воспитании их не надо вы­являть, а затем развивать через учебную программу. На­оборот, надо подчинить учебно-воспитательный процесс ин­тересам и желаниям ребенка. Таким образом, воспитатель и учебный процесс ставятся в прямую зависимость от жела­ний ребенка; не воспитатель ведет ребенка, а ребенок ведет, воспитателя за собой. Такой подход к воспитанию называ­ется педоцентризмом (ребенок в центре внимания).

По мнению Марии Монтессори (1870—1952), ребенок до­стигает своего высшего развития при условии наибольшей свободы.

В школе, организованной Монтессори, занятия по воспи­танию чувств были направлены на развитие органов воспри­ятия. Малыши учились дифференцировать теплую и холод­ную воду, шероховатую и гладкую поверхность (термическое чувство); вес и давление (барическое чувство); запахи; цве­та; размеры предметов; звуки. Творчество, интерес, занима­тельность, индивидуальность, самостоятельность, свобода со­ставляли основу системы воспитания Монтессори.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) — выдающий­ся педагог советского периода, внес большой вклад в теорию и методику воспитания. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспита­ния и обучения с трудом. Его воспитанники участвовали в производительном труде: работали в мастерских и в це­хах заводов, на полях и на фермах, в саду и на огороде.

Настоящий, «взрослый» характер придавали труду детей такие элементы, как норма, зарплата, заказ, расценки, при­быль, себестоимость и т. д.

Ядро учения Макаренко — теория воспитательного кол­лектива, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разрабатывал вопросы строения и организации коллектива, методов вос­питания в нем, взаимоотношений с личностью ребенка и связи с другими коллективами, методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования со­знательной дисциплины, создания воспитывающих тради­ций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. Его организационно-педагоги­ческие находки — разновозрастные отряды, советы коман­диров, общее собрание — были привлекательны для воспи­танников и позволяли достигать намеченных воспитатель­ных целей.

Януш Корчак (Генрих Гольдшмидт) (1878—1942) — из­вестный польский педагог. Своей жизнью доказал предан­ность детям, отправившись с ними на казнь.

Исходный пункт педагогической концепции Корчака — ребенок как личность и его благо. Ребенок — это самостоя­тельная «отдельность» и независимая от другой воли лич­ность. Согласно Корчаку ребенок имеет право даже на смерть. Готовы ли мы сегодня даже профессиональным на­шим педагогическим сознанием, сложившимся в русле тра­диционных авторитарных установок, безоговорочно при­нять этот принципиальный тезис?

Вопреки принятому представлению, что ребенок лишь бу­дущий человек, а детство — подготовительный этап взрослой жизни, Корчак решительно утверждает тезис о полноценнос­ти ребенка как человека и о самоценности детства как подлин­ного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни. Он утверждал, что дети — такие же, как и взрос­лые люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Отсюда, под­черкивал он, одна из грубейших ошибок — считать, что пе­дагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.

Ребенок есть отличающаяся, но отнюдь не низшая или более слабая психическая организация. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано тор­можение. В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта. Его-то и накапливает ребенок.

Основой психической жизни младенца, подчеркивал Корчак, является стремление к овладению неведомыми стихиями, тайнами окружающего его мира, откуда идет добро и зло. Он сравнивал ребенка с ученым в лаборатории, напрягшим всю свою волю и ум для решения труднейших задач.

Януш Корчак требует полной и решительной ломки су­ществующего отношения к детям, изживания общеприня­того пренебрежения ребенком, манипулирования его лич­ностью, проявляющихся как в бездумной бесцеремонности родителей, так и в тотальной нивелировке детей государ­ством, в социальной обездоленности детства.

Признание равноценности и самоценности личности ре­бенка означает, наконец, признание за ним права «быть тем, что он есть» — права на индивидуальность.

Целью воспитания является полное, свободное и гармо­ничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности «в уважении к добру, к красоте, к свободе», личности, свободной от кон­формизма и эгоцентризма, уважающей нормы человечес­кого общежития и достоинство другого человека, личнос­ти, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства.

Во второй половине XX в. в нашей стране общеприз­нанной стала концепция коллективного творческого воспи­тания, разработанная И. П. Ивановым.

Отношения воспитателей и воспитанников — это главная идея его концепции. Главным средством воспитания и раз­вития ребенка автор определяет деятельность. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир и себя. Чем глубже человек улучшает окружающую жизнь, тем полнее и глубже развивается сам как строитель, заботливый тру­женик, товарищ других людей.

В основе деятельности детей лежат следующие идеи:

■ забота об улучшении окружающей жизни (забота о близких и далеких людях, о своей школе, селе, городе, о самом себе как товарище других людей);

■ творчество, т.е. совместный поиск новых, лучших ре­шений, жизненноважных проблем или задач;

■ коллективность, т.е. объединение усилий участников деятельности, в которой каждый может проявить себя, внести реальный вклад в общее дело, ощутить свою зна­чимость в достижение общего результата;

■ сотрудничество старших и младших, взрослых и детей.

Эти идеи нашли воплощение в разработанной И. П. Ива­новым методике организации коллективной творческой де­ятельности.

Конечно же, в данном обзоре перечислены далеко не все классические концепции воспитания. Мы остановились лишь на тех, которые, по нашему мнению, в той или иной мере отражают развитие теории воспитания от древности до наших дней.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 614. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия