Ожидаемое будущее
Добавляет консультантам оптимизма и тот факт, что мировой рынок консалтинговых услуг растет ежегодно на 25 - 30%. В 1999 году прирост дохода компаний - членов "большой пятерки" составил от 8% до 31% по сравнению с предыдущим годом. Сегодня, пожалуй, именно изменения на мировом рынке в первую очередь влияют на российский рынок и соответственно определяют те запросы, с которыми российские предприниматели обращаются в консалтинговые фирмы. Рост спроса на консалтинговые услуги на Западе связан с развитием электронного бизнеса, оборот которого в прошлом году составил почти $100 млрд. Успех же электронного бизнеса определяется наличием развитой интегрированной системы управления, а именно в этом аспекте Россия пока отстает. Джеймс Балашак отмечает, что сегодня спросом на российском рынке пользуются услуги по внедрению информационных технологий, разработке стратегии электронного бизнеса, анализу совместимости электронного бизнеса с имеющимися информационными технологиями или с интегрированной системой планирования ресурсов предприятия. В частности, в настоящее время многие фирмы стремятся получить консультационные услуги по ведению через Интернет бизнеса между предприятиями (B2B), между предприятием и клиентом (B2C), между государствами (G2G) и т.д. Эксперты PricewaterhouseCoopers оценивают затраты российских предпринимателей на интеграционные процессы в 1 - 2% от доходов. Поняв, что внедрять их рано или поздно придется в куда более глобальных масштабах, PwC активно взялось убеждать россиян в том, что у последних появляется уникальный шанс догнать своих западных коллег, а возможно, и перегнать их. Главное - вовремя обратиться к консультантам. Сегодня PwC делает ставку именно на консалтинговые услуги в области электронного бизнеса, где емкость рынка оценивается в нынешнем году в $3 - 6 млн, а в следующем - $10 - 15 млн. Впрочем, прогнозы других консалтинговых компаний менее оптимистичны. В Andersen Consulting считают, что с электронной коммерцией связаны слишком большие ожидания и надежды, тогда как возможности электронного рынка еще не совсем ясны: "Область электронной коммерции - это развивающийся рынок, к которому нельзя подходить с критериями рынка развитого". Действительно, если у банка не автоматизирован и не оптимизирован back office, то рекламировать свой банк как электронный рановато. В Ernst & Young отмечают, что в сфере российского электронного бизнеса пока больше разговоров, чем реальных программ. При этом в консалтинговых фирмах по-прежнему отмечают недостаточное понимание российскими предпринимателями роли консультационных услуг, их значения для решения сложных проблем и повышения эффективности предприятий и их подразделений. Консультанты ждут большего. Важно, чтобы их ожидания были ближе к тем реалиям, которые будут получены в результате.
Российский рынок консалтинговых и аудиторских услуг Российский рынок консалтинговых и аудиторских услуг, несмотря на присутствие «гигантов», все же является достаточно раздробленным и малоструктурированным. В этой отрасли действует множество мелких и средних компаний, обслуживающих различные сектора рынка. Более того, среди участников рынка существует достаточно распространенное мнение, что данная отрасль до сих пор не сформирована. Мы надеемся, что предложенная ниже модель может быть использована заказчиками консалтинговых услуг и самими консультантами для лучшей ориентации. Модель представляет собой матрицу, по осям которой расположены значения «годовая выручка на консультанта» и «количество консультантов». В получившихся секторах расположены группы консалтинговых компаний, образующие достаточно устойчивые сегменты рынка. Переход компаний из одного сегмента в другой происходит чрезвычайно редко, обычно в результате слияния (поглощения) или разделения. В данной модели не проводится разделение компаний по видам предлагаемых компаниями услуг, т.к. практически все крупные фирмы имеют в своем портфеле несколько десятков различных услуг, целенаправленно реализуя принцип «супермаркета». Однако, на рынке существует и «компании-бутики», сознательно специализирующихся на нескольких или даже на одном виде услуг и прочно занимающих свои ниши рынка. Так, «Про-инвест консалтинг» успешно действует в области стратегического планирования и корпоративных финансов, «Национальное агентство оценки и консалтинга» – в области независимой оценки бизнеса. Такие фирмы избегают лобовых столкновений с универсальными компаниями и при этом являются признанными лидерами в своих сегментах.
1. Представленные в матрице группы компаний конкурируют между собой только по горизонтали. У них разные группы клиентов и разные услуги, даже если иногда они и называются одинаково. Так, например, на рынке аудита по международным стандартам финансовой отчетности безусловно лидирует Большая пятерка. При этом, в аудите по российским стандартам эта группа компаний проигрывает российским коллегам. При этом можно отметить, что иногда компании близкого уровня, но разных сегментов конкурируют за т.н. «пограничных клиентов», возможности которых позволяют им выбирать консультантов. Среди таких клиентов присутствуют и довольно крупные. Например, Юникон/МС Консультационная группа (далее Юникон/МС) после некоторого перерыва выиграла в этом году тендер на аудит Центрального Банка, «Национальное агентство оценки и консалтинга» проводило оценку Тюменской нефтяной компании, и этот список можно продолжить. Уже сейчас среди российских аудиторско-консалтинговых групп можно выделить «Среднюю российскую пятерку», конкурирующую с «Большой пятеркой» за клиентов из высшего ценового сегмента на отдельных секторах рынка. 2. Чем выше компания по вертикали, тем она старше, однако, обратное утверждение не верно. Компания может работать на рынке долгое время, не переходя из одной группы в другую. 3. Чем выше компания по вертикали, тем дороже стоят ее услуги.
|