Разведчик Честен и Правдив.
Какое самое важное, самое торжественное событие в жизни Юного Разведчика? - Конечно вступление в нашу разведческую среду, дача Торжественного Обещания. Перед строем своего отряда. Перед освященным знаменем дается Т.О. и его первые слова: - Честным Словом Обещаю... Видите, когда мы хотим выразить что-то самое дорогое, уважаемое для человека, мы говорим О Чести. Это мы находим и в народной мудрости, недаром говорит русская пословица: "Береги честь смолоду"... "Честь - это доброе имя, бесчестье - дурная слава"... "Бесчестье - слово, а пилой пилит"... Для каждого свободного, сильного человека честь, доброе имя свое, своей семьи, своего народа - дороже всего. Он ни в коем случае не допустит их бесчестия, оскорбления и унижения. Порядочный человек и служит для чести. Для того, чтобы своим трудом прославить русское имя, а не для личной наживы и спокойной, сытой, но бесславной жизни. Петр Великий говорил: "Кому деньги дороже чести, то оставь службу". Служить родине и ближним может только человек чести. От человека бесчестного, готового на все для личной пользы, - один вред обществу и государству. Обязательно прочтите чудное стихотворение Алексея Толстого: "Князь Михайло Репнин". В нем говорится о том, как во времена царя Ивана Грозного, однажды на пиру, князь Репнин упрекнул царя в том, что тот, забывая свое достоинство, пляшет в машкере (маска). Царь приказал и ему надеть маску, но князь растоптал её сказав: "Да здравствует во веки наш православный царь! Да правит человеки, как правил ими встарь. Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас. Личины не надену я в мой последний час". Князь Репнин погиб, защищая свою честь. Но этим он защитил и честь России. От таких Прямых честных людей была России слава, а от льстецов, притворщиков - одни бесчестье. Как защищал свою честь князь Репнин? Он сказал правду царю. Быть честным, порядочным, справедливым - это значит быть правдивым. Потому то наш народ называет справедливость - Правдой. Разведчик во всех случаях говорит правду. Не притворяется, не кривит душой, а прямо высказывает свою мысль, не колеблясь, сознается в своей ошибке. Говорить правду - удел храбрых. Только трус в низком страхе пугается во лжи, терпит неправду в своем присутствии, скрывается за спинами других. Не легко было Петру Великому переделывать Россию. Его нечеловеческими трудами превращалась она из отсталого, полуазиатского государства в великую европейскую империю. Мало было у него помощников. Одни не понимали царя из-за своей отсталости, другие помогали ему, но сами были часто не чисты на руку и лично не честны. А царь должен был сам всюду поспеть, все сам указать и проверить. Понятно, что суров был царь, крут в приемах и за каждое ослушание грозил ссылкой, а то и смертью. Способные, но вороватые помещики его боялись, как огня. Бывало, что Петр собственноручно наказывал их своей дубинкой, а дубинка была толстая, как кисть руки в обхвате. Вот однажды, объявил царь в сенате свой новый указ, как всегда очень строгий. Время было тяжелое - война со Швецией - и Петр был озабочен и сердит. Сенаторы побоялись сердить его и беспрекословно приняли все, что царь указал. При этом, случайно, отсутствовал один из сенаторов, старый князь Яков Долгорукий. Это был один из самых уважаемых сотрудников Петра Великого. Уже в пожилом возрасте ездил он заграницу учиться. Несколько лет был в плену у шведов и бежал из плена. Своим богатым опытом он много помогал царю и ставился своей честностью. Когда князь Долгорукий приехал в сенат и ознакомился с новым указом, он заметил, что указ несправедлив, что на население и без того истощенных губерний, накладывалось новое бремя. Старый князь был так возмущен тем, что другие сенаторы побоялись сказать царю правду, что он, в присугсвии царя, порвал указ. Это было оскорбление Величества, которое, естественно, должно было за собой повлечь жесточайшее наказание. Но царь Петр сдержался. Не тронув Долгорукого, он разрубил в гневе стол своим палашом и покинул сенат. На следующий день он потребовал объяснений у князя Якова. Князь объяснил свой поступок и повинился перед царем за свое преступление. Но при этом он добавил, что и впредь будет говорить правду в глаза царю. Царь согласился с тем, что он был не прав и слишком поспешно составил указ, но упрекнул князя: - "Зачем же ты порвал указ? Ведь важно было только сказать". На это Долгорукий отвечал: "А затем, Государь, чтобы ты жалел мое усердие, больше так не поступал!" Счастлива та страна, в которой есть такие бесстрашные поборники правды, как Яков Долгорукий! Счастлив тот Государь, у которого есть такие честные сотрудники! Русская честность, русская правда прославляли имя нашей Родины и в далеких, неведомых краях. Далеко, среди теплых вод Тихого Океана, лежит огромный остров Новая Гвинея. И доныне еще не исследована эта страна тропических красок, непроходимых гор и долин, черных воинов, убивающих пришельцев копьями и стрелами. Одним из первых европейцев, исследовавших Новую Гвинею, был славный русский мореплаватель Миклуха-Маклай. Он провел несколько лет среди туземцев острова и хорошо изучил их жизнь, обычаи и страну. Почему же это удалось русскому путешественнику? В то время, как других белых людей дикари беспощадно убивали? - А потому, что он явился к ним, хотя и один, без солдат и снаряжения, но с справедливыми и честными намерениями бескорыстно помочь им. Дикари ценили в нем то, что он не вымогал у них золота и ценных товаров, не старался использовать их, как рабочую силу, а лечил их средствами из походной аптечки и учил их хорошим и полезным вещам. У них даже сложилась поговорка: "Маклай балан худи", что значит -"Маклаево слово одно". Так крепко верили его слову и обещанию. Со своей стороны Миклуха-Маклай доверял туземцам и верил, что на добро они ответят добром. Когда он отправлялся на Новую Гвинею, Он взял обещание с колониальных властей, в случае его смерти не разорять и не убивать туземцев. Будем же помнить, дорогие братья, что слава прошлого России в русской правде, а залог великого будущего нашей Родины - в дальнейшем развитии и распространении возвышенных заветов чести, правдивости и справедливости. * * *
|