Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 4. Стиль разговорной речи обслуживает сферу неформальных


Стиль разговорной речи обслуживает сферу неформальных


от­ношений, которые бывают не только в быту, семье, дружественном кругу, но и в профессиональной сфере. Разговорная речь,как из­вестно, выполняет функцию общения,поэтому наиболее часто


проявляется в устной форме, в диалоге, в котором говорящие участ­вуют часто спонтанно. Предварительное обдумывание в таком об­щении не предусмотрено.

Поскольку разговорная речь способствует самовыражению, про­явлению индивидуальных особенностей личности, постольку она эмоционально окрашена. Большую роль здесь играют невербаль­ные средства коммуникации, то есть мимика, жесты, взгляд, интониро­вание,


дистанцирование и другие экспрессивные сигналы языка тела.

В отличие от функционально-деловой речи, в разговорной почти отсутствуют книжная лексика, иностранная терминология, зато ши­роко используется обиходно-бытовая лексика:просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоционально окрашенные. Кроме того в неформальном общении достаточно часто использу­ются разнообразные упрощения типа: читалка, вечёрка, общага, прокурорша и т. д., а также разговорно-бытовая фразеология,например: гол как сокол, бежит как угорелый, как снег на голову, за­морить червячка, упрям как осел, где тебя черти носили и др.; гла­гольные междометия типа прыг, шмяк, скок, шмыг. Часто исполь­зуются частицы:этот-то, дай-ка, ну, вот, ведь и т. п.

Эмоциональность разговорной речи реализуется не только через жестикуляцию и мимику, паузы и многозначительные позы,но и через использование вопросительных, побудительных и восклица­тельных предложений. Таким образом, разговорная речь специфич­на, поэтому она тоже должна быть ситуативно уместна.

§ 7. ПОДТЕКСТ

Подтекст - это неявный смысл речевого сообщения, осознавае­мый лишь в контексте общения.

Признаки подтекста могут скрываться:

в содержании речи;

(Опера Генделя "Ринальдо" была издана одним ловким коммер­сантом и в течение нескольких дней распродана, принеся боль­шую сумму денег, из которых Гендель получил лишь ничтожную часть.

-Послушайте, - сказал коммерсанту Гендель, когда получил свои деньги, - чтобы между нами не было обиженных, в сле­дующий раз вы напишите оперу, а я ее издам.);

— в характеристиках ее звучания (тон, сила голоса, паузы, смеш­ки и пр.);

(Врач-косметолог сделал пациентке древнегреческий профиль, разгладил морщины, удалил двойной подбородок, уменьшил рот.

- Что изволите еще?

- А можно сделать большие выразительные глаза?

- Конечно, - тихо сказал врач. - Взгляните на счет.);

— в невербальных характеристиках поведения (позы, размеще­ние деловых партнеров в пространстве, мимика, жесты); (Например, стоят двое и разговаривают на конфиденциальную тему, подошел третий. Двое постояли несколько секунд и разо­шлись, договорившись встретиться позже: подтекст здесь в том, что не впустили третьего в пространство общения, замолчали; но третий не понял намека на нежелательность вторжения, поэтому пришлось закончить разговор и разойтись).

Та или иная информация может быть воспринята как скрытый смысл тогда, когда между элементами, составляющими ее основу, есть смысловое противоречие или несоответствие.

Известна острота, которая приписывается английскому драматургу Б. Шоу. Оркестр в ресторане играл шумно и не очень хорошо. Один из посетителей спросил у официанта: "А играют ли музыканты по за­казу?" - "Конечно". - "В таком случае передайте им фунт стерлингов, и пусть они сыграют в покер". Суть остроты в том, что слово "игра" имеет не одно толкование; кроме того, здесь явный намек на плохую игру му­зыкантов: посетитель готов заплатить, лишь бы оркестр замолк.

По характеру передачи и приема информации можно выделить три вида подтекста:

1. Действительный подтекст - скрытый смысл имеет место и воспринят.

2. Скрытого смысла в сообщении не было, но он был приписан, то есть подтекст мнимый.

3. Скрытый смысл был, но остался незамеченным - пропущенный подтекст.

Деловым людям, общаясь с деловыми партнерами, важно пом­нить следующее:

а) если вы не сумели раскрыть содержание подтекста - вы рис­куете не понять собеседника; к тому же если человек не понимает намека, то его оценка в глазах партнера снижается;

б) юмор, ирония и сарказм выступают как своеобразный способ проверки собеседника: на живость ума, на "адекватность", на то, из "нашего лагеря" партнер или нет;

в) обнаруженный намек на подтекст не является гарантией пони­мания самого подтекста.

Доказано, что все непонятное, оригинальное и неожиданное для других - ПОДТЕКСТОГЕННО.

С понятием подтекста соприкасается понятие РЕДУЦИРОВАН­НОГО ДИАЛОГА, то есть обмена "свернутыми", краткими, как бы пунктирными репликами. Обычно они используются между партне­рами, понимающими друг друга с полуслова. В деловом взаимодей­ствии такое общение весьма распространено как в менеджменте, так и в бизнес-практике.

Глава 4




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ. Стиль разговорной речи обслуживает сферу неформальных | 

Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 297. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия