Студопедия — Глава 3 НАКАЗАНИЕ ХАРИДАСА МЛАДШЕГО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 3 НАКАЗАНИЕ ХАРИДАСА МЛАДШЕГО






У Шри Чайтаньи Махапрабху был преданный по имени Бхагаван Ачарья, который славился широтой познаний и благородством души. Родом из Халисахары, он был сыном Шатананды Кхана - влиятельного правительственного чиновника, обычного материалиста. Как отец ни просил, Бхагаван Ачарья так и не стал продолжать его дело, потому что государственные дела не интересовали его. Отрешенный от всего мирского, он был поглощен дружескими взаимоотношениями с Господом, потому что на самом деле был воплощением мальчика-пастушка Враджа.

Чтобы ни на мгновенье не покидать лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху, которому предался всем сердцем, Бхагаван Ачарья навсегда поселился в Джаганнатха Пури. Он часто готовил для Господа Чайтаньи и приглашал пообдать. Не было случая, чтобы Господь не посетил его скромного дома. Обычно Шри Чайтанью угощали прасадом Господа Джаганнатхи, однако Бхагаван Ачарья готовил сам.

У Бхагавана Ачарьи был младший брат по имени Гопал Бхаттачарья. Несколько лет этот юноша изучал философию «Веданты» в Бенаресе на основе «Шарирака-бхашьи» Шанкарачарьи и, безусловно, имел имперсональные представления о Боге. Когда Гопал Бхаттачарья пришел в Джаганнатха Пури, Бхагаван Ачарья из сострадания к брату решил представить его Господу Чайтанье. Господь знал, что Гопал Бхаттачарья обучался в школе майявади, и не видел ничего привлекательного в такой встрече. Он общался только с чистыми преданными Кришны. Однако из любви к Бхагавану Ачарье Шри Чайтанья Махапрабху сделал вид, что рад увидеть его брата.

Поскольку Сварупа Дамодара был личным секретарем Шри Чайтаньи Махпрабху, Бхагаван Ачарья сначала обратился к нему. Сварупа Дамодара знал о возвышенном положении этого вайшнава в духовном царстве Кришны и относился очень дружелюбно.

— Мой младший брат Гопал вернулся из Варанаси, — сказал Бхагаван Ачарья. — несколько лет он обучался «Веданте», и я хотел бы просить тебя послушать его толкования «Веданты».

Хотя Сварупа Дамодара Госвами искренне любил Бхагавана Ачарью, слова эти разгневали его:

— Ты утратил всякий разум, общаясь со своим братом, и поэтому готов послушать философию майявады. Когда вайшнав слушает «Шарирака-бхашью», комментарии майявади на «Веданта-сутру», он утрачивает понимание истины, что Господь является владыкой, а живое существо - Его слугой. Майявади считают себя Верховным Господом. Вайшнавы слушают только те комментарии «Веданты», которые написаны ачарьями четырех вайшнавских сампрадай. А «Шарирака-бхашья» подобна яду для вайшнава, к ней нельзя прикасаться!

Философия майявады — это столь умелое жонглирование словами, что даже маха-бхагавата, исключительно возвышенный преданный, для которого Кришна — сама жизнь и душа, падает с уровня чистого преданного служения, слушая ее.

Однако Бхагаван Ачарья позволил себе не согласиться:

— Наши сердца и души целиком принадлежат лотосным стопам Кришны! Неужели «Шарирака-бхашья» может изменить это умонастроение?

— Слушая рассуждения майявади о том, что Брахман представляет собой знание и при этом имперсонален, а космическое проявление, созданное майей, ложно, мы утрачиваем духовное понимание. Эти философы пытаются доказать, что живое существо — лишь плод воображения, нет ничего, кроме духовного сияния. В конце концов, они провозглашают, что Верховная Личность Бога тоже находится под влиянием майи. Люди думают о Боге лишь по невежеству. Когда Верховная Абсолютная Истина одурачена майей, внешней энергий, Она становится дживой, живым существом. Подобные комментарии разрушают сердце и жизнь преданного, их нельзя слушать!

Испуганный и пристыженный Бхагаван Ачарья молча смотрел на своего друга. На следующий же день он попросил Гопала Бхаттачарью отправляться к отцу.

* * *

Поджидая как-то Шри Чайтанью Махапрабху к обеду, Бхагаван Ачарья обнаружил, что у него в доме нет риса. Блюда из овощей были уже почти готовы, но нужен был рис, без которого не обходится ни одно поклонение божеству. Тогда Бхагаван Ачарья позвал Чхоту Харидаса, который оказался поблизости. Преданные называли его Харидасом Младшим, чтобы не путать с Харидасом Тхакуром. Он был совсем юным и очень любил петь для Чайтаньи Махапрабху.

— Пожалуйста, сходи к Мадхавидеви, сестре Шикхи Махити, и скажи, что я прошу белого риса, — сказал он.

Шикхи Махити, возвышенный преданный Шри Чайтаньи Махапрабху из Пури, был воплощением близкой подруги Шримати Радхарани по имени Рагалекха. Его сестра Мадхавидеви в Кришна-лиле была Калакели, еще одной подругой Радхи. Шикхи Махити и его младший брат Мурари Махити были чистыми преданными Господа Чайтаньи и ни на мгновенье не расставались с Его лотосными стопами.

Сестра их Мадхави была очень строга в исполнении обетов и часто постилась. Господь Чайтанья не раз говорил, что в этом мире у Него три с половиной чистых преданных - Сварупа Дамодара, Рамананда Рай и Шикхи Махити, а «половинкой» была Мадхави, его сестра.

С семьей этих великих преданных связано немало удивительных историй. Одна из них повествует о том, как Шикхи Махити увидел исполненный трансцендентного блаженства сон, который стал явью. Мысли Шикхи Махити всегда были заняты служением Господу, с ними он ложился спать и вставал. Однажды ночью он увидел во сне, как Господь Чайтанья, находясь в храме Джаганнатхи, входит в тело Джаганнатхи, а затем выходит из него и смотрит на божество. Когда брат и сестра пришли разбудить Шикхи Махити, они увидели, что он пребывает в глубоком экстазе. Придя в себя, Шикхи Махити обнял своих брата и сестру, обливаясь слезами:

— Дорогие мои, мне было необыкновенное сновидение! Сейчас я вам расскажу. Деяния Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, сына матери Шачи, - самое замечательное, что есть в этом мире! Я видел, как Господь Чайтанья, стоя перед божеством Джаганнатхи в храме, входил и выходил из тела Господа Вселенной. Я до сих пор вижу этот сон! Ты думаешь, я сошел с ума? Я до сих пор вижу этот сон! И самое удивительное, что как только я подошел к Чайтанье Махапрабху, Он обнял меня Своими длинными руками!

Голос Шикхи Махити дрожал и слезы текли из глаз. Оба брата и сестра поспешили в храм и увидели там Господа Чайтанью, который любовался красотой божества Джаганнатхи, в точности как во сне Шикхи Махити. Господь был так великодушен, что тут же обнял Шикхи Махити, воскликнув:

— Ты старший брат Мурари!

В эти минуты Шикхи Махити находился во власти трансцендентного блаженства.

В дом к такой возвышенной и уже пожилой женщины и направился юный Чхота Харидас за белым рисом. Они немного поговорили, Мадхавидеви охотно дала рис, и Чхота отнес его Бхагавану Ачарье.

Бхагаван Ачарья с удовольствием отметил превосходное качество риса и со всем тщанием приготовил овощи и другие любимые блюда Господа. Вместе с тем он принес прасад из храма Джаганнатхи, а также разложил на тарелки имбирь, лимон с солью и другие пряности. Теперь все было готово, и Бхагаван Ачарья стал поджидать Шри Чайтанью Махапрабху.

К обеденному часу Господь Чайтанья, как обещал, пришел принять подношения Бхагавана Ачарьи. Больше всего Ему понравился рис.

— Где ты взял такой хороший рис? — спросил Он Бхагавана Ачарью.

— Его дала мне Мадхавидеви, - ответил Бхагаван Ачарья.

— А кто же к ней ходил?

— Харидас Младший.

Господь ничего не сказал. Нахваливая рис, Он продолжал принимать прасадам. Однако дома Он подозвал Говинду, Своего личного слугу, и повелел:

— Впредь не пускай ко Мне Чхоту Харидаса!

Юный Харидас был как громом поражен, когда услышал, что ему запрещено приближаться к Шри Чайтанье Махапрабху. Вайшнавы никак не могли понять, за что Господь на него разгневался. С горя Харидас перестал есть. Прошло три дня, и преданные, волнуясь за его жизнь, решили выяснить, что же случилось. Сварупа Дамодара и другие близкие спутники Господа пришли к Шри Чайтанье Махапрабху.

— Скажи нам, чем оскорбил Тебя Харидас Младший? — спросили они. — Почему Ты запретил ему подходить к двери Своего дома? Он в глубоком горе, и постится уже третий день.

Господь ответил:

— Мне нестерпимо видеть лицо человека, который принял отречение от мира, но в нарушение всех обетов разговаривает с женщинами. Это очень опасно для санньяси. Чувства с невероятной силой стремятся к обектам наслаждения, поэтому даже деревянное изваяние женщины может потревожить ум великих святых. «Санньяси не должен сидеть рядом со своей матерью, дочерью или сестрой, потому что чувства столь сильны, что могут одолеть самого сведущего человека». Что же говорить о других женщинах! Кругом столько людей, которые, не имя ничего, приняли отреченный образ жизни обезьян. Обезьяны живут в лесу, питаются фруктами и не прикрывают свох тел. Этим они напоминают святых, но все их мысли заняты поисками самки. Подобные им санньяси лишь ищут удовлетворения чувств и близкого общения с женищнами. Беседовать с женщинами и думать о них приносит такое же насладжение, как и другие шесть видов общения с ними.

Господь Чайтанья гневно обличал лживых санньяси, принявших отречение лишь ради дешевого признания невежественной толпы. Такие обманщики никогда не обретают успеха в духовной жизни Не дожидаясь ответа, Он повернулся и ушел в Свою комнату. Изумленные преданные хранили молчание. Они еще не видели Его в таком гневе.

На следующий день они набрались мужества и вновь обратились к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху:

— Проступок Харидаса не так уж велик, - смиренно молили они. - Пожалуйста, будь милостив к нему. Он получил хороший урок и впредь не допустит подобного оскорбления.

— Я не в силах справиться с Собой, - отвечал Господь Чайтанья. - Неприятно видеть человека, который, живя в отречении, разговаривает с женщинами. Лучше не тратьте попусту время и займитесь делами. Если вы еще раз попросите за Харидаса Младшего, Я уйду из этого города, и больше вы Меня не увидите.

От этих слов преданные закрыли руками уши и поспешили вернуться к своим ежедневным занятиям. Господу Чайтанье тоже пора было исполнить Свои полуденные обязанности, и Он покинул дом. Без Его милости никому не постичь Его трансцендентных игр.

Обещание Шри Чайтаньи Махапрабху покинуть Джаганнатха Пури всех очень испугало. Однако судьба Чхоты Харидаса волновала не меньше, и, желая ему помочь, вайшнавы отправились к Парамананде Пури с просьбой умилостивить Господа:

— Шри Чайтанья Махапрабху почитает тебя. Пожалуйста, успокой его и постарайся уговорить простить Чхоту Харидаса.

Не откладывая, Парамананда Пури направился к дому Господа Чайтаньи, а остальные стали ждать. Лишь только он показался на пороге, Господь почтительно поклонился ему и усадил рядом.

— Скажи Мне, чего ты желаешь и с чем пришел? - спросил Он.

Парамананда Пури стал молить Господа о милости к Харидасу Младшему. Но едва услышав это имя, Господь сказал:

— Дорогой господин, послушай. Оставайся здесь со всеми вайшнавами, а Мне, Я думаю, лучше уйти. Прошу, позволь Мне удалиться в Алаланатху, там Я обрету уединение. Только Говинда пойдет со Мной.

Господь тут же позвал Говинду, еше раз поклонился Парамананде Пури и поднялся, чтобы навсегда покинуть Пури. Парамананда поспешно кинулся к двери, закрыв собой выход.

— Дорогой Господь Чайтанья! — взмолился он. — Ты - независимая Личность Господа и волен делать все, что пожелаешь. Кто может приказывать Тебе? Твои деяния несут миру благо, и мы не в силах их постичь. Мы знаем, что намерения Твои глубоки и величественны. Больше мы не будем надоедать Тебе своими просьбами!

Внемля смиренным мольбам Парамананды Пури Гошани, Господь остался. Парамананда вернулся к себе и больше не заговаривал с Чайтаньей об этом. Вайшнавы окончательно убедились, что просить Господа бесполезно и отправились к Харидасу Младшему.

— Послушай, Харидас, - сказал ему Сварупа Дамодара Гошани. - Все мы желаем тебе добра. Пожалуйста, поверь. В настоящий момент Шри Чайтанья Махапрабху все еще пребывает в гневе, потому что Он — независимая Верховная Личность Господа, и не нам обсуждать Его поступки. Однако наступит день, когда Он непременно явит тебе милость, потому что сердцем Он очень добр. Сейчас Господь упорствует, и если ты тоже будешь упорствовать, Его гнев только усилится. Лучше тебе выйти из поста. Соверши омовение и прими прасад. Наберись терпения, и гнев Господа пройдет.

На этом они простились, но с тех пор никто не заговаривал с Господом о Харидасе Младшем. Сам же Харидас не смел приблизиться к Нему. Иногда он шел за Господом на большом расстоянии, издали наблюдая, как Шри Чайтанья посещает храм Джаганнатхи.

Шри Чайтанья Махапрабху - океан милости. Кто постигнет Его? Он наказывает Своих дорогих преданных лишь затем, чтобы восстановить законы религии или обязанности людей. Шри Чайтанья Махапрабху — духовный учитель всего мира. Он преподал этот урок ради того, чтобы показать: философия вайшнавов не позволяет незаконного общения с женщинами, грубого или тонкого. Хотя Он был самым милостивым воплощением Бога, в этом отношении Он был неумолимо строг.

Суровый пример Чхоты Харидаса испугал преданных. Они прекратили беседовать с женщинами даже во сне. Теперь не только санньяси, но и домохозяева избегали подобного свободного общения, относясь ко всем женщинам, кроме жены, как к матери.

Прошел год, но Господь Чайтанья по-прежнему не допускал к Себе Харидаса Младшего и нисколько не смягчился. Не в силах сносить эти страдания, Чхота Харидас принял решение. Близился рассвет, когда Харидас вознес почтительные молитвы Шри Чайтанье Махапрабху и покинул Джаганнатха Пури. Он ушел в Праяг, но никто не знал об этом.

Харидас Младший был полон неуклонной решимости обрести прибежище у лотосных стоп Шри Чайтаньи. В Тривени, где сливаются Ганга, Ямуна и Сарасвати, он вошел глубоко в воду и расстался с жизнью во имя вечного прощения.

Едва это случилось, Харидас обрел чудесное духовное тело, подобное телу гандхарва, певца с райских планет. Немедля он предстал перед Шри Чайтаньей Махапрабху и вновь обрел Его милость. Всю ночь Харидас пел для Господа, а Шри Чайтанья Махапрабху слушал. Однако для людей он оставался невидимым, никто из преданных не слышал его пения и ничего не знал.

Настал день, когда Господь Чайтанья спросил:

— Где Чхота Харидас? Приведите его.

Но преданные с грустью ответили:

— Как-то ночью в конце года Харидас Младший покинул Джаганнатха Пури. Никто не знает, где он.

Господь Чайтанья с мягкой улыбкой слушал полные скорби слова преданных, и они не понимали этой улыбки.

Вскоре после этого разговора Джагадананда, Сварупа, Говинда, Кашишвара, Шанкара, Дамодара и Мукунда пошли к берегу моря совершить омовение. Море было спокойным и безлюдным, и среди прибрежной тишины они услышали вдруг далекое пение. Сомнений не было, это голос Харидаса! Преданным казалось, этот сладкий голос зовет их. Видеть его они не могли, зато явственно слышали.

— Должно быть, Харидас совершил самоубийство, приняв яд, — предположили они. — Поскольку это грех, он стал брахманом-привидением. Мы не видим его, но слышим это сладкое пение. Сомнений нет, он стал призраком.

— Этого не может быть, - возразил Сварупа Дамодара. - Харидас Младший всю жизнь повторял Харе Кришна мантру и служил Верховному Господу, Шри Чайтанье Махапрабху. Более того, он дорог Господу и встретил смерть в святом месте. Харидас не мог пасть так низко, напротив, он, должно быть, обрел освобождение. Скоро вы сами убедитесь в этом.

Как раз в те дни из Праяга в Навадвипу пришел вайшнав, который во всех подробностях рассказал всем, как умер Чхота Харидас. Шривас Тхакур и другие преданные очень удивились, услышав, что Харидас Младший вошел в воды Тривени и расстался с жизнью.

В конце года Шивананда Сена, как обычно, привел в Джаганнатха Пури бенгальских вайшнавов. Встреча с Господом Чайтаньей была исполнена ликования. Господь тепло беседовал со Своими друзьями, и во время разговора Шривас Тхакур спросил Его:

— Что случилось с Младшим Харидасом?

— Каждый обретает плоды своей деятельности, - отвечал Господь.

И тогда Шривас Тхакур рассказал о решимости Чхоты Харидаса и обстоятельствах его смерти. Шри Чайтанья слушал его с улыбкой, казалось, Он был доволен.

— Если санньяси сладострастно смотрит на женщину, то подобная смерть — единственное искупление. Он должен быть наказан, чтобы очиститься от греха и обрести прибежище Господа. Иначе это недостижимо.

Все вайшнавы во главе со Сварупой Дамодарой Госвами поняли, что Чхота Харидас обрел благословение Господа Чайтаньи.

Этот случай, раскрывший милость Шри Чайтаньи Махапрабху, очень поучителен. Всем поколениям вайшнавов Господь показал, что санньяси должен оставаться в отречении, храня глубокую привязанность к Нему. Эта лила явила славу святых мест и показала, как Господь дает прибежище Своему искреннему преданному.

Завершая комментарии к этой главе «Шри Чайтанья-чаритамриты», А.Ч. Бхактиведанта Свами пишет:

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, подводя итог этой главе, говорит, что человек должен извлечь из нее следующие уроки. 1 — Хотя Шри Чайтанья Махапрабху, Верховная Личность Бога, является воплощением милости, Он тем не менее лишился общения со Своим близким спутником, Харидасом Младшим, потому что в противном случае псевдо-преданные воспользовались бы ошибкой Харидаса и стали вести образ жизни преданных, в то же время вступая в незаконные сексуальные связи. Подобная деятельность разложила бы движение Шри Чайтаньи Махапрабху, и в результате преданные, без сомнения, опустились бы до адской жизни «с благословения» Шри Чайтаньи Махапрабху. 2 — Наказав Харидаса Младшего, Господь установил стандарт для санньяси, возглавляющих проповедь учения Шри Чайтаньи, а так же для всех деятельных преданных. Шри Чайтанья Махапрабху хотел поддерживать самый высокий стандарт. 3 — Шри Чайтанья Махапрабху учил, что чистый преданный должен быть простым и свободным от греховной деятельности, потому что только тогда он станет Его bona fide слугой. Шри Чайтанья Махапрабху учил Своих последователей, как строго нужно блюсти отреченный образ жизни. 4 — Шри Чайтанья Махапрабху хотел доказать, что Его преданные возвышенны и качества их идеальны. Он милостиво принимает Своих праведных преданных и учит их, сколько горя и беспокойств приносит малейшее отступление от строгих правил жизни в преданности. 5 — Наказав Харидаса Младшего, Шри Чайтанья Махапрабху пролил на него Свою милость и показал, как дорога Ему его преданность. Благодаря этим трансцендентным отношениям, Господь исправил ошибку, допущенную Его чистым преданным, даже самую незначительную. Поэтому тот, кто хочет стать чистым преданным Шри Чайтаньи Махапрабху, должен оставить всякое желание чувственного наслаждения; иначе лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху обрести очень трудно. 6 — Если человек умирает в таких праславленных святых местах как Праяг, Матхура или Вриндавана, он освобождается от всех последствий своей греховной жизни и обретает прибежище Верховной Личности Бога. 7 — Хотя чистый или праведный преданный может пасть, он все же обретает шанс вернуться к Богу благодаря милости Господа».

Игры Шри Чайтаньи Махапрабху подобны нектару и глубоки, как океан. Миряне не понимают их, но вайшнавы внимают им с величайшим наслаждением. Слушайте повесть об играх Шри Чайтаньи Махапрабху с глубокой верой и без возражений, чтобы вместо блага не навлечь беды на свою голову.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 499. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия