Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Заступник командира батальйону (корабля 3 рангу) з виховної роботи


Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 593



Начало преподавания и научной разработки проблем филосо­фии права в России относится к XVIII в.1. "Наше отношение к запад­ной науке, — писал русский юрист конца XIX в. — начала XX в. Н.М. Коркунов,— можно сравнить с отношением глоссаторов к римской юриспруденции. И нам приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы, и нам прежде всего надо было подняться до уровня иноземной науки... Тем не менее в каких-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юри­стов разницу в шесть с лишком столетий"2.

Уже в начале XVIII в. по указанию Петра I была переведена работа С. Пуфендорфа"Об обязанностях гражданина и человека". Первыми преподавателями в русских университетах были ино­странцы (в основном — немцы, ориентировавшиеся на положения тогдашней немецкой юриспруденции и философии естественного права). Первым русским профессором права был С.Е. Десницкий(1740—1789), который во многом разделял взгляды Г.Гроция о ес­тественном праве. К числу первых работ русских юристов по фи­лософии права относится произведение (во многом, правда, компи­лятивное) В.Т. Золотницкого"Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы Российского общества" (СПб., 1764).

В 1818 г. увидела свет книга русского юриста А.П. Куницына"Право естественное", находившаяся под влиянием идей Канта. Книга эта как проповедующая "вредное учение" вскоре была за­прещена правительством, а ее автор был изгнан из Петербургского университета и Александровского лицея.

l

Глава 4. Философия права в России

Заметной вехой в становлении философско-правовых ис­следований в России явилась "Энциклопедия законоведения"1 КА. Неволина,профессора Киевского университета. Он был одним из немногих (наряду с П.Г. Редкиным, И.В. Киреевским) русских слушателей лекций Гегеля в Берлинском университете и хорошо знал о состоянии европейской философии права в то время.

Задачи научного законоведения Неволин освещал с позиции различения естественного права (естественного закона) и позитив­ного права (положительного закона). При этом естественный законон трактовал как "идею законодательства"(т. е. как правовое на­чало, как правовую сущность позитивного закона), а позитивный закон— как ее "проявление"2. Свой философско-правовой подход к закону он обосновывал так: существо закона — это правда,а "существо правды может быть определено только в философии"3.

Такая трактовка смысла философского изучения права и зако­на вполне созвучна гегелевскому подходу. Хотя вполне гегельянцем Неволин не был, однако он в своей "Энциклопедии законоведения" использовал ряд идей и методологических подходов гегелевского учения. Так, в значительной мере гегельянски трактует К. Неволин проблему сущности воли в ее связи с правом и вопрос о ступенях развития воли; влияние Гегеля присутствует и при освещении им проблем соотношения сущности и явления, необходимости и случай­ности, объективного и субъективного, исторического и логического применительно к тематике энциклопедии законоведения4.

Обстоятельно освещая основные положения гегелевской фи­лософии права, К. Неволин к ее достоинствам относит неразрывное единство субъективного и объективного моментов развития идеи, преодоление разрыва между правом и нравственностью, правом и политикой, философское разрешение всех важнейших вопросов политики на базе права. При определении специфики гегелевской философии права в соответствии с концепциями древних и новых авторов К. Неволин вполне адекватно собственным представлени­ям Гегеля отмечает, что Гегель стремился "примирить древний — объективный и новый — субъективный образ воззрения на пред­меты законодательства друг с другом"5. Весьма высоко, хотя и с некоторым критическим расхождением, звучит общая оценка геге­левской философии права со стороны К. Неволина. "Все части ве­ликого здания права у Гегеля, — пишет он, — отделаны с величай-

1 См. подробнее: Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. С. 26 и ел.

2 Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908. С. 233.

'Неволи« К. Энциклопедия законоведения. Киев, т. I, 1839. Дореволюционный рус­ский юрист, ученик Б.Н. Чичерина И.В. Михайловскийхарактеризовал Неволина как основателя философии права в России. — Михайловский И.В. Очерки филосо­фии права. Томск, Т. I, 1914. С. 36. См. также: Кузнецов Э.В. Указ. соч. С. 101. г Неволин К. Указ. соч. С. 52. 3 Там же. С. 23.

' Там же. С. 24—30, 152—153, 156, 628, 633. 5 Там же. С. 629.

17*

Раздел V. История философии права и современность

Глава 4. Философия права в России

шим искусством и даже изяществом; целое отличается внутреннею твердостью. Но эта философия права находится слишком много под влиянием духа своего времени. Она слишком мало приписывает важности духу других времен и веков. В этом заключается ее несо­вершенство"1.

"Энциклопедия законоведения" К.Неволина — первая в Рос­сии философско-правовая работа, в которой нашли отражение как высокая оценка гегелевской философии права, так и использова­ние ряда ее идей и положений.

К идеям гегелевской философии права обращались в дальней­шем и другие юристы (П.Г. Редкий, И. Максимович, А.Д. Градов-ский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев и др.).

В первый период своей преподавательской деятельности в Московском университете (после возвращения из Германии) П.Г. Редкийисходил во многом из гегельянских представлений. К этому времени относятся его гегельянские статьи "Обозрение гегелев­ской логики" (журнал "Москвитянин" 1841 г., ч.4, кн.8), "Об уголовной кодификации" ("Юридические записки", т.П, 1842 г.), "Какое образова­ние требуется современностью от русского правоведа?" (М, 1846 г.).

В 1848 г. П.Г. Редкий за причастность к "вольнодумству" был отстранен от преподавательской работы, к которой он вновь был допущен лишь в 1863 г. в качестве профессора Петербургского университета. В этот второй период своей творческой деятельно­сти П.Г. Редкий в своих лекциях по энциклопедии юридических и политических наук,а также в работах по истории философии правастоит по существу на позитивистских позициях и критику­ет гегелевские взгляды. Признавая гегелевскую философию в ка­честве вершины духовного развития для прошлого времени, П.Г. Редкий исходит из того, что в условиях современности на смену спекулятивной философиизакономерно пришла положительная философия2.

П.Г. Редкий различал три способа (или метода) систематиче­ского научного освещения права: органический, диалектический и генетический.Органический способ — наименее научный из всех систематических способов; генетический способ, который развива­ет сам П.Г. Редкий, и есть, по его представлениям, подлинно науч­ный (в духе позитивизма).

При характеристике диалектического метода Редкий под­робно останавливается на гегелевской диалектике. При этом он, расходясь с другими позитивистскими критиками Гегеля, при­знает в качестве важной заслуги немецкого философа содейст­вие постановке вопроса о подлинном научном методе. "Гегель, -—

пишет он, — оставил по себе тот важный, глубокий след, кото­рый состоит в постановлении, хотя и не решении, задачи, выпол­нение которой и есть идеал истинного, методического в строжай­шем смысле этого слова изложения содержания нашей науки"1.

В содержательном плане Редкий критикует ряд положений гегелевской философии права с достаточно либеральных позиций.Так, он критикует гегелевскую концепцию нравственности за игнори­рование права и морали индивида. "Гегель, — отмечает Редкий, — напитанный античным духом, в особенности духом Платона и Ари­стотеля, предает индивида своим нравственным организмам так, что индивиды поглощаются ими, в особенности же — в самом выс­шем организме — в государстве"2.

В 7-томном издании лекций П.Г. Редкина по истории филосо­фии права речь идет лишь об античности, однако во вступитель­ных лекциях (том первый) затрагиваются также общие вопросы философии права и ее истории.

Философия права,согласно Редкину, является юридической дисциплиной,поскольку общим предметом и философии права, и позитивной юриспруденции является право.При этом содержа­нием положительной юриспруденции является "положительное право, право реальное, действительное, т. е. когда-либо и где-либо положенное, установленное в действительности, в реальности, в каком-либо государстве или обществе вообще, в виде законодатель­ного или обычного права"3.

Отличительная же особенность философии правасостоит в том, что она "имеет своим содержанием философское, естествен­ное или природное, рациональное, т. е. мыслимое разумом челове­ческим, право, или идеальное право, первообраз права (ius natu-rale или ius naturae), имея в виду представить то, что праведно и справедливо (iustum) или в чем состоит правда и справедливость (iustitia)"4.

Понятие "философское право" в качестве синонима естествен­ного, разумного права восходит к гегелевской философии права, однако в содержательном плане оно трактуется Редкиным в духе либеральных идей. Так, во вступительной лекции 1876/1877 учеб­ного года Редкий, наряду с антииндивидуализмом гегелевской фи­лософии права, подвергает критике гегелевскую концепцию войны и всемирно-исторического права ведущей в данную эпоху нации. Гегеля и его последователей Редкий упрекает в сведении права к силе. "Такая Гегелева теория войны, — пишет он, — комбинирует­ся теперь с известной теорией Дарвина о борьбе в природе за су-

1 Там же. С. 628.

г См.: Редкий П.Г. Энциклопедия юридических и политических наук. СПб.,

1873. С. 18.

' Там же. С. 122. , Там же. С. 1744.

Редкий П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей филосо­фии вообще. Т. I. СПб., 1889. С. 200. Там же.

Раздел V. История философии права и современность

Глава 4. Философия права в России

ществование, так что право силы возвысилось теперь на степень всеобщего закона природы, равно как и истории человечества"1. И далее по поводу тезиса: "сила и есть право" П.Г. Редкий замечает: "Это совершенно гармонирует с тою общею мыслью, что все дейст­вительное разумно, как и все разумное действительно. Но таким образом оправдывается всякое неправо, всякая неправда и неспра­ведливость"2.

Идеи гегелевской философии права оказали определенное влия­ние и на взгляды известного русского профессора государственного права А.Д. Градовского3.Не будучи гегельянцем, он использовал ряд идей Гегеля. Так, его теоретические представления о месте и роли государства в обеспечении исторического прогресса, о госу­дарственно-организованной форме выступления различных наро­дов на арене всемирной истории, его стремление историческое ос­вещение проблем государства, права, политики, нравственности, свободы и т. д. дополнить философским постижением лежащих в их основе идей и понятий, критицизм к революционным теориям, ко всякого рода абстракциям, социально-политическим и государ­ственно-правовым утопиям, попытки "разумного" примирения пре­образовательных и охранительных начал общественной и полити­ческой жизни во многом опирались на положения гегелевской фи­лософии права.Показательно в этом плане, в частности, то обстоя­тельство, что в докторской диссертации А.Д. Градовский, обосновы­вая методологию своего анализа и подчеркивая недостаточность про­стого исторического освещения государственно-правовых институ­тов, прямо ссылается на Гегеля и его методологические положения об идее как единстве понятия и действительности4.

Прямо гегелевской философии права посвящена приуроченная к столетию со дня рождения философа большая статья А.Д. Градов­ского "Политическая философия Гегеля"5. Написанная с целью дать русскому читателю возможно полное представление о системе по­литико-правовой философии Гегеля (А.Д. Градовский намеревался в том же духе осветить взгляды Канта, Фихте, Конта и других мыслителей), статья Градовского отличается большой гегелеведче-ской культурой и компетенцией автора. Так, знаменитый гегелев­ский тезис о тождестве разумного и действительного Градовский трактует не в духе примирения со всем позитивно данным, а с явной критичностью к отрицательным аспектам существующего.

1 Там же. С. 171.

2 Там же. С. 173.

3 См.: А.Ш. Краткий очерк жизни и деятельности АД. Градовского // Градовский А.Д-Собр. соч. Т. IX. СПб., 1904. С. I—VII.

4 См.: Градовский А.Д. Собр. соч. Т. IX. С. XV.

5 ГраЗовский А.Д. Собр. соч. СПб., 1899. С. 269—310. (Статья эта впервые была напе­чатана в июльском номере "Журнала Министерства Народного Просвещения" 3& 1870 г.).

"Неправда, преступление, насилие, — подчеркивает он, — суть явления ничтожные, призраки, не имеющие действительности и права существования"1.

Представляет интерес и методологический подход Градовско­го к истории философии права, его стремление сосредоточить вни­мание на собственно теоретических положениях соответствующего учения, а не на политико-идеологических оценках его автора.

Так, от прямых политических оценок гегелевской философии права А.Д. Градовский, как об этом свидетельствует его статья "Что такое консерватизм?" (1880 г.), воздерживается по принципиаль­ным теоретическим соображениям. Гегель для А.Д. Градовского, пре­жде всего, философ, а применительно к философу, замечает он, уместно говорить о его идеализме, реализме или позитивизме, но не о том, консерватор он или прогрессист, либерал или абсолютист. Такие характеристики говорят лишь об отношении философа к практическим вопросам общественной жизни. "Но подобное отно­шение к общественным вопросам, — подчеркивает Градовский, — нисколько не определяет существа философской системы как тако­вой. На почве идеализма могут одинаково развиться направления в общественном отношении и консервативные, и прогрессивные. Су­щество, например, Гегелевой философии определяется не тем, что Гегель лично идеализировал прусский государственный строй; так называемая левая сторона гегельянцев сделала иное практическое применение из его философских начал"2.

Такой подход к истории философии права свидетельствует не о политическом индифферентизме позиции Градовского или самих философских учений, а о необходимости учета того обстоятельства, что между соответствующими философскими концепциями и поли­тико-идеологическими воззрениями нет прямой, механической связи, и одно не следует подменять другим.

Много внимания гегелевской философии права уделено в твор­честве БЛ. Чичерина и П.И. Новгородцева,где интерпретация уче­ния Гегеля тесно увязывается с обоснованием и развитием своих собственных оригинальных философско-правовых концепций (под­робнее их взгляды будут освещены в следующих параграфах).

Наиболее видным представителем юридического позитивиз­мав России был Г.Ф. Шершеневич(1863—1912), который в своих работах3 по гражданскому праву, истории философии права и тео­рии права развивал формально-догматическую трактовку права, опираясь на позитивистскую философию О. Конта и Дж. Ст. Милля и продолжая традиции английской аналитической школы (Дж. Ос-

2 [Радовский А.Д. Собр. соч. Т. Ш. С. 283.

3 Гам же. С. 314.

См.: Шершеневич Г.Ф. История философии права. Спб., 1907; Он же. Общая теория права. Вып. 1—4. М., 1911—1913.

Раздел V. История философии права и современность

Глава 4. Философия права в России ••*""*'»** */ »,»«

тин) и континентального юридического позитивизма ("ранний" Р. Иеринг, К. Бергбом и др.). В содержательном плане его взгляды и труды по теории права и гражданскому праву отвечали задачам развития русского права и русской юриспруденции в период фор­мирования в России буржуазного законодательства.

Критикуя исторически сложившуюся философию права как философию естественного права (с его противопоставлением по­зитивному праву и т. д.), Шершеневич замечает, что она создана философами, профессионально не знавшими действительного права и задач правоведения1. В противовес этому Шершеневич высту­пает за философию позитивного права,которая своими критиче­скими исследованиями действующего права и понятийного аппа­рата юриспруденции и своими предложениями о совершенствова­нии права (положениями о том, каким должно быть право) долж­на решать важные задачи правоведения "в сфере критики и по­литики"2 права.

Такая позитивистская философия права, согласно Шершене-вичу, включает в себя общую теорию права (в качестве теоретиче­ской части философии права), историю философии права и поли­тику права.

Неопозитивистские взгляды в их экстремистской версии раз­вивал В.Д. Катков,который утверждал, что "право есть закон в широком смысле", и стремился полностью преодолеть понятие "пра­во" как "плод схоластики и рабства мышления" и заменить "право" властным "законом"3. "Нет, — писал он, — особого явления "пра­во", в том смысле, в каком существуют такие особые явления, как "закон", "государство", "правило" или "норма поведения"4".

Заметное развитие — в целом с позитивистских позиций — в доре­волюционной России получили социология права и психология права5.

Так, различные концепции социологии права в конце XIX — начале XX в. развивали Н.М. Коркунов(право как разграниче­ние интересов, как "должный порядок общественных отношений"), М.М. Ковалевский(либеральная генетическая социология права как часть общей социологии, историко-сравнительная юриспру­денция, обусловленность права "ростом культуры и гражданст­венности"), СА. Муромцев(либеральная концепция права как правопорядка — совокупности юридических отношений).

Оригинальная психологическая теория права была разработа­на Л.И. Петражицким(1867—1931), согласно которому право есть

1 См. подробнее: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С. 30 и ел.; Кузнецов Э.Ф. Указ. соч. С. 48—50.

2 Шершеневич Г.Ф. Философия права. Т. I. Вып. 4. М., 1911. С. 805.

3 Каткое В.Д. Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция-Одесса, 1913. С. 407. * Там же. С. 391. 8 См. подробнее: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 102 и ел. * -

психический фактор общественной жизни, "этические пережива­ния, эмоции которых имеют атрибутивный характер", т. е. связаны с притязанием1. "Наши права, — отмечал он, — суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц"2.

Что же касается права как объективной системы норм, то это, согласно Петражицкому, "фантазия", "эмоциональная проекция" — "императивно-атрибутивные нормы (проекционное объективное право)"3. В своей концепции "политики права"Петражицкий (как и с других позиций — Муромцев, Ковалевский, Чичерин, Новго­родцев, Б.А. Кистяковский и другие либеральные русские юристы) выступал за реформистский путь преобразования России в парла­ментарное, конституционно-правовое государство.

В философско-правовых воззрениях Б.А. Кистяковского4идеи неокантианства и трактовка естественного права в духе ценностей либерализма, неотчуждаемых прав и свобод личности, правовой государственности и т. д. сочетались с религиозно-нравственным восприятием "правды социализма" (H.A. Бердяев) в смысле необхо­димости справедливого решения социального вопроса и защиты неимущих на основе христианских представлений об осуществле­нии "солидарных интересов людей"5.

Так, в очерке "Государство и личность", который представлял собой доработку его более ранней статьи "Государство правовое и социалистическое" (1906 г.), Б.А. Кистяковский, характеризуя пра­вовое государство как "высшую форму государственного бытия", выработанную до сих пор человечеством, продолжает: "В идеале утверждаются и постулируются более высокие формы государст­венности, например, социально-справедливое или социалистическое государство"6. Такое социалистическое государство, по представле­ниям Б.А. Кистяковского, тоже будет правовым государством, его дальнейшим развитием после капитализма, в условиях превраще­ния "собственности привилегированных групп в общенародное дос­тояние"7.

Либерально-социалистические взгляды в то время развивали и некоторые другие мыслители (в основном бывшие "легальные" марксисты).

В 1909 г. (с участием Б.А. Кистяковского) вышел в свет сбор­ник статей известных философов и публицистов о русской интел-

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственно­сти. СПб., 1909. С. 85. з Там же. С. 51. t Там же. С. 42, 86—87.

Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социаль­ных наук и общей теории права. М., 1916.

Там же. С. 554. , Там же. С. 556.

Там же. С. 576 :•

•М

Раздел V. История философии права и современность

Глава 4. Философия права в России

лигенции "Вехи"1.Критикуя русскую интеллигенцию за револю­ционный утопизм и правовой нигилизм,авторы "Вех" призыва­ли вернуться к традициям русской религиозной философии, обос­новывали необходимость реформистского пути развития России, отстаивали нравственные и правовые ценности свободной лично­сти, провозглашали "первенство духовной жизни над внешними формами общежития"2.

С религиозно-нравственных позицийоригинальные философ-ско-правовые идеи были развиты B.C. Соловьевым и H.A. Бердяевым (подробное освещение их взглядов — в следующих параграфах).


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Юрисконсульт полку | Заступник командира батальйону з озброєння
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | <== 69 ==> | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.202 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.202 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7