Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Облік і відображення в звітності злиття, придбання підприємств та гудвілуДата добавления: 2015-10-19; просмотров: 606
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) — немецкий (прусский) философ, основатель немецкой классической философии. Кант осуществляет своеобразный поворот в философии и закладывает основы понимания философии как особого рода науки. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: • докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); • критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
В течение докритического периодафилософский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. Философские выводы Канта были революционными для его эпохи: • Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаи-модействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц. • природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизмен-на; • природа находится в постоянном изменении и развитии; • движение и покой относительны; • все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологиче-ской эволюции.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: • «Критика чистого разума»; • «Критика практического разума»; • «Критика способности суждения».
Основные взгляды Канта: • Всвоей книге «Критика чистого разума»Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности; • Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия - антиномии. Первая антиномия - ограниченность пространства (мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве - Мир не имеет начала во времени и безграничен); Вторая антиномия - простое и сложное (существуют только простые элементы и то, что состоит из простых - в мире нет ничего простого); Третья антиномия - свобода и причинность (существует не только причинность позаконам природы, но и свобод - свободы не существует. все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы); Четвертая антиномия - наличие бога есть (бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего бога нет. нет никакого абсолютно не-обходимого существа - причины всего сущего); • И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: 1)апостериорное знание; 2) априорное знание; 3) «вещь в себе». Апостериорное знание— то знание, которое получает человек в результате опыта.Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Априорное знание— доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказательства. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. «Вещь в себе»— это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. • Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых «вещей в себе» — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру,которая включает в себя: 1) формы чувственности; 2) формы рассудка; 3) формы разума. Чувственность— первый уровень сознания. Формы чувственности — пространствои время.Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени. Рассудок— следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории— предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений. Разум- высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи,например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. • Кант предложил учение о категориях— высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Категории: -количества — единство, множество, цельность; - качества — реальность, отрицание, ограничение; - отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; - модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.
• Главные понятия «Критики практического разума»: - чистая нравственность— признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; - моральный закон (категорический императив):»Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». • В «Критике способности суждения»— Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: -целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); - целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); - целесообразности духа (наличие Бога).
|