Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Порядок формування даних для складання Балансу за формою 1-мсДата добавления: 2015-10-19; просмотров: 636
Иоганн Гетлиб Фихте (1762-1814 гг.) - немецкий философ, один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм. Основные философские произведения: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение» и другие.
Основные положения философии Фихте: · Стремясь преодолеть учение Канта о «вещи в себе», принципиально отрицает независимое от сознания существования мира; · С позиций субъективного идеализма разрабатывает сложную систему взаимодействия субъекта и объекта. Основанием всего сущего провозглашается всеобщее деятельное начало — абсолютное (божественное) «Я», в лоне которого возникают и развиваются взаимосвязанные противоположности: индивидуальное «Я» (деятельность конкретного субъекта) и «не-Я» (объект деятельности субъекта). · «Полная гармония» между «Я» и «не-Я», объектом и субъектом невозможна. В этом взаимодействии проявляются лишь различные степени этой гармонии. · Мысль в процессе деятельности порождает объект и тем самым реализует свои возможности свободного саморазвития. Но так как свобода является принципом практического (нравственного) разума, то практическое отношение к предмету предшествует созерцательно-теоретическому. · Природа не имеет собственной ценности и представляет лишь средство для реализации нравственной цели (этический идеализм). · Главным побудительным мотивом деятельности индивидуального «Я» является нравственный долг как внутреннее свободное стремление к самосовершенствованию, идеалом которого является совмещение полной свободы каждого со свободой для всех. · Предпосылкой «нравственной» философии Фихте считал теоретическую систему — науку о науке («наукоучение»), обосновывал ее основные положения.
Вопрос 4. Ф.Шеллинг: тождество духа и природы Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854 гг.) - был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Основные сочинения: «О возможности формы философии вообще»; «Я как прин-цип философии»; «Философские письма о догматизме и критицизме»; «Идеи к философии природы»; «О мировой душе»; «Первый набросок системы натурфилософии»; «Система трансцендентального идеализма»; «Всеобщая дедукция динамического процесса»; «Об истинном понятии натурфилософии»; «Изложение моей философской системы»; «Философия искусства».
Основные положения философии Шеллинга: Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить »абсолютное»,то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа: ü натурфилософию; ü практическую философию; ü иррационализм.
В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природыи делает это с позиций объективного идеализма. • Прежние концепции объяснения природы («не-Я» Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются «втиснуть» природу в какие-либо рамки). •Природа есть«абсолютное»— первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное. • Природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум; • Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума; • Природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью(едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет); •Движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
Практическая философия Шеллингарешает вопросы социально-политического характера, хода истории. Философ приходит к следующим выводам: • Ход истории случаен, в истории царит произвол; • И случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить; • Теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего; • В истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму— отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
|