Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Характеристика податкової декларації по податку на прибутокДата добавления: 2015-10-19; просмотров: 620
Диалектика — философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: • законы диалектики; • категории; • принципы.
Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие— общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.
Законы диалектики: Закон— это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: • охватывают все сферы окружающей действительности; • раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики: • единства и борьбы противоположностей; • переход количества в качество; • отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностейзаключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество— исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера— единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название »скачок». Прмер: если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей. При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар). Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: • смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); • ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Основными принципами диалектики являются: • принцип всеобщей связи; • принцип системности; • принцип причинности; • принцип историзма. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: • вечность, неуничтожимость истории, мира; • его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
К основным категориям диалектики относятся: • сущность и явление; • форма и содержание; • причина и следствие; • единичное, особенное, всеобщее; • возможность и действительность; • необходимость и случайность.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Алексеев П. В. История философии. Учебник: Санкт-Петербург, Проспект, 2015 г.- 240 с. 2. Антюшин, С.С. Основы философии: Учебное пособие / С.С. Антюшин. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, РАП, 2010. - 411 c. 3. Горелов, А.А. Основы философии: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.А. Горелов Гуманитарные и социально-. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c. 4. Лешкевич, Т.Г. Основы философии: Учебное пособие / Т.Г. Лешкевич, О.В. Катаева. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 315 c. 5. Спиркин А.Г. Философия: Санкт-Петербург, Юрайт-Издат, Юрайт, 2013 г.- 832 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Балашов Л.Е. Философия: Москва, Дашков и Ко, 2013 г.- 612 с. 2. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 480 c. 3. Губин, В.Д. Основы философии: Учебное пособие / В.Д. Губин. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 c. 4. Жаров, Л.В. Основы философии: Учебник / Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов; Под ред. Т.П. Матяш. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 314 c. 5. Козлов А. А. Понятия философии и истории философии. Философия восточная: Санкт-Петербург, Либроком, 2011 г.- 98 с. 6. Матяш, Т.П. Основы философии: Учебник / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев; Под ред. В.П. Кохановский. - М.: КноРус, 2013. - 232 c. 7. Московченко А.Д. Философия для технических вузов: Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 244 с. 8. Яскевич, Я.С. Основы философии: Учебник / Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. - Мн.: Вышэйшая шк., 2011. - 301 c.
|