Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Как действует авторское право в информационном обществе?





 

В 1995 г. Европейская комиссия опубликовала " Зеленую книгу", в которой была рассмотрена возможность законодательного регулирования на уровне ЕС вопросов авторского и смежных прав в условиях новой социально-экономической реальности - информационного общества. В результате широкой дискуссии был выдвинут проект Директивы о гармонизации определенных аспектов действия авторского и смежных прав в информационном обществе*(162), утвержденной в мае 2001 г. Основная задача регулирования авторского права в контексте информационного общества заключается в поиске баланса между правами и законными интересами авторов произведений и свободой доступа неограниченного круга пользователей к этим произведениям через сети общего пользования. С развитием новых средств связи, в первую очередь сети Интернет, появились новые способы использования объектов авторского права, которые не могли быть учтены в прежнем законодательстве. Доступ к произведениям литературы и искусства стал как никогда простым, одновременно на порядок возросли возможности незаконного использования произведений и пиратства.

Принятие этой Директивы было необходимо также в связи с тем, что в рамках ВОИС в декабре 1996 г. были приняты два новых международных договора - Договор об авторских правах (WIPO Copyright Treaty) и Договор о выступлениях и фонограммах (WIPO Performances and Phonograms Treaty). В марте 2000 г. Европейское сообщество стало участником обоих договоров*(163), а их положения были включены в Директиву. Комиссия получила право представлять интересы государств-членов в дальнейших переговорах.

К основополагающим положениям Директивы (ст. 2) относится четкое определение круга лиц, исключительные права которых подлежат правовой охране, а также круга объектов таких прав:

- авторы: в отношении оригинала и копий произведений;

- исполнители: в отношении записи исполнений;

- производители фонограмм: в отношении фонограмм;

- производители первой записи фильмов: в отношении оригинала и копий фильмов;

- вещательные организации: в отношении передач.

Права автора, закрепляемые Директивой, состоят в исключительном праве разрешать или запрещать любое сообщение неограниченному числу лиц оригинала или копий произведения. К понятию публикации произведения, и это новелла Директивы, относится само предоставление доступа публики к произведению, даже если место и время обращения к произведению пользователь определяет сам. Очевидно, что описанный случай охватывает размещение литературного или художественного произведения на страницах Интернета или другой сети общего пользования. Аналогичным образом определены и смежные права.

Автору принадлежит также исключительное право на первое обнародование произведения (ст. 4 Директивы). Данное право может считаться исчерпанным только при продаже или ином переходе собственности на произведение на территории ЕС. Таким образом подтверждается территориальный характер прав интеллектуальной собственности, но в качестве территории действия авторского права рассматривается не отдельное государство, а Европейский Союз в целом.

Сформулировав в общем виде исключительные права авторов и субъектов смежных прав, Директива (ст. 5) закрепила длинный (около 20 случаев) перечень исключений, которые могут вводиться в законодательство государств-членов. Общий принцип действия таких исключений определяется так называемым тестом на экономический эффект: использование произведения без санкции правообладателя не должно наносить существенного ущерба его исключительным правам и никак не может служить источником дополнительной прибыли.

Интерес представляют ограничения, дополнительно накладываемые на признанные ранее способы свободного использования произведений. Так, право делать копии с произведений для личного некоммерческого использования физическими лицами обусловлено выплатой справедливой компенсации владельцу исключительных прав. Директива установила также ряд обязанностей государств-членов в отношении борьбы с несанкционированным использованием литературных и художественных произведений. Производство контрафактной (поддельной) продукции и пиратство представляют важнейшую проблему в области интеллектуальной собственности, нанося миллиардные убытки экономике и сокращая количество рабочих мест. Для координации мер борьбы с преступлениями в данной сфере на уровне Европейского Союза Комиссия в 1998 г. представила " Зеленую книгу", а в 2000 г. - План действий на ближайшую и среднесрочную перспективу. Некоторые из этих мер уже реализованы с принятием в 2004 г. Директивы о соблюдении прав интеллектуальной собственности, распространяющей действие и на обладателей промышленной собственности.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 579. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия