Студопедия — Различное в морали и праве 19 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Различное в морали и праве 19 страница






2. Универсальная связь социальной среды и нравственного самовос­
питания находит свое преломление в зависимости самовоспитания
сотрудников правоохранительных органов от сплоченности и зрелости
служебного коллектива.
Это означает, что чем более сплочен и зрел
коллектив, тем выше уровень нравственного самовоспитания его
членов, и наоборот. Отсюда вытекает важный методологический
принцип —
воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Обще-



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


социологические формы проявления этой закономерности (сопер­ничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформиру­ются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.

Влияние на человека всех общественных отношений осуществ­ляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой. Деятельность, труд — основной источник формиро­вания личности. Труд как целесообразная деятельность — объек­тивная основа нравственного самовоспитания, генератор всех лич­ностных качеств. Эту деятельную сущность самосовершенствования следует особо освоить сотрудникам: нравственное самовоспитание осуществляется сугубо в деятельности: в напряженной учебе, обще­ственно-полезной работе, на службе, в быту на отдыхе — всюду. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от деятельности. Зависимость — прямо пропорциональная: всесторон­няя и гармоническая жизнедеятельность — основа самовоспитания всесторонней и гармонической личности, однобокая жизнедеятель­ность — залог уродливого самовоспитания. Нравственная деформа­ция человека возрастает в той мере, в какой растет неприятие труда.

3. Особо важную роль в развитии нравственного самовоспитания
играет творческая деятельность, к которой в полной мере относится
и служба в правоохранительных органах.
Творчество специалиста
этих органов — высшая, наиболее активная и продуктивная основа
его самовоспитания, возникающая в результате сложного соотно­
шения труда, познания и общения. Творчество требует фантазии,
самостоятельности, активности, повышенной интеллектуальной и
эмоциональной напряженности, оперативности мышления, преодо­
ления догматизма. Самоанализ всех этих проявлений человека и
означает начало выработки их у себя. Из закономерной зависимо­
сти нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности
вытекают два важнейших принципа:

1) использования для нравственного самовоспитания всех повседнев­ных жизненных обстоятельств;

2) принцип опосредованного импульса — введение субъекта нравст­венного самовоспитания (сотрудника) в такую обстановку, которая бы требовала определенной деятельности как основы выработки соот­ветствующих качеств. Еще Аристотель говорил, что нельзя воспи­тать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в которых бы он мог проявить мужество.

4. Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю дея­
тельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний.
Успех
в нравственном самовоспитании идет рука об руку с ростом знаний.
Иначе говоря, самовоспитание зависит не только от самопознания,


5, Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 217

но и от познания окружающей действительности — от уровня зна­ний, образования, эрудиции, духовной культуры индивида вообще. Образованный человек, отмечал Гегель, чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством1.

5. Развитие способности господствовать над самим собой, управ­лять своей собственной жизнью органически связано с развитием ду­ховной культуры личности. Уровень достигнутой культуры человека становится действенным фактором его дальнейшего совершенство­вания. Развитие интеллекта и самосознания, нравственных и эсте­тических чувств, воли и характера специалиста правоохранительных органов во многом зависит от его общей культуры. Существует прямая зависимость нравственного самовоспитания сотрудника от его культурного развития в широком смысле этого понятия. Из за­кономерной зависимости нравственного самовоспитания сотрудни­ка от уровня его культуры вытекает принцип: для успехов в нравст­венном самовоспитании следует активнее приобщаться к общечело­веческим культурным ценностям.

В истории общества действует закон расширения и возвышения потребностей. Этот закон применим и к потребностям в нравствен­ном самосовершенствовании. Если какая-либо потребность человека не удовлетворена, то он находится в состоянии недовольства, а это, как правило, побуждает к самовоспитанию. Из закономерной зави­симости самовоспитания от потребностей вытекает один из важных принципов развития самовоспитания и руководства им — принцип. _ форсированного формирования разумных потребностей специалиста. При этом особое значение принадлежит формированию перспек-тивных, общественно и лично значимых прогрессивных потребно­стей. К их числу можно отнести и потребность в самовоспитании: «Самая существенная, самая человеческая потребность в человеке, — по замечанию К.Д. Ушинского, — есть потребность совершенство­вания развития»2. Здесь также ярко проявляется диалектика: нрав­ственное самовоспитание зависит от потребностей, потребности — самовоспитываются.

Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от по­требностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмот- рении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.

1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 2006. Т. IV. С. 269.

2 Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1988. С. 63.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


К числу внутренних закономерностей относится и такая, как единство целей и средств нравственного самовоспитания. Совершенст­вование личности осуществляется через систему различных средств и методов, но эти последние органически, закономерно связаны с целями самовоспитания. Цель человека определяет средства и спо­собы его деятельности, в том числе методы и приемы самовоспита­ния. Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Отсюда следует, что средства и методы са­мовоспитания сотрудника могут привести к желаемой цели только тогда, когда их характер соответствует характеру цели. Благородные цели не могут реализоваться порочными средствами и методами. Если для осуществления цели требуются дурные средства, то такая цель не может быть высокой и справедливой.

Нравственное самовоспитание объективно обусловливается не толь­ко социальной средой, но и биологической природой человека. Выдаю­щийся физиолог И.П. Павлов сформулировал закон соответствия

организма окружающей среде, согласно ко­торому человек может существовать до тех пор, пока он уравновешивается с окружаю­щими условиями путем саморегуляции. «Наша система, — писал он, — в высшей степени саморегулирующаяся, сама себя под­держивающая, восстанавливающаяся, направ­ляющая и даже совершенствующаяся»1.

Самовоспитание есть высшее проявле­ние и дополнение биологической саморегу­ляции. Биологическая и социальная сторо­ны самосовершенствования тесно связаны между собой, обусловлены друг с другом, что может быть выражено закономерностью единства социального и биологического в само­воспитании. Интенсивный процесс социализации вообще и само­воспитания, в частности, оказывает существенное влияние на био­логическую природу человека и на его физиологическую саморегу­ляцию (воздействует на среднюю продолжительность жизни, общие физические показатели, устраняет расовые различия и т.д.). В той же мере биологическое воздействует на социальное, в том числе и на самовоспитание. Закономерная связь нравственного самовоспи­тания как социального явления с биологической природой человека носит диалектический характер: самовоспитание не только выраста­ет из биологической саморегуляции, определяется ею, но и оказы­вает на нее существенное влияние.

Павлов И.П. Двадцатилетний опыт. М., 1951. С. 364.


5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 219

Таковы некоторые закономерности и принципы развития нрав­ственного самовоспитания человека вообще и сотрудника правоох­ранительных органов, в частности. Эти закономерности носят объ­ективный характер, они так или иначе пробивают себе дорогу: сти­хийно или сознательно. Важно устранять моменты стихийности, вооружать сотрудников знанием закономерностей и принципов соб­ственного развития. Реализация названных закономерностей проис­ходит не самотеком, а требует волевых усилий, инициативы и твор­чества, применения определенных методов.

В процессе самопознания и нравственного самовоспитания исполь­зуются многочисленные методы и приемы. Ограничить их какими-либо жесткими рамками невозможно. Дело в том, что теоретически стройной системы таких методов и приемов не создано, а практика самопознания и самовоспитания настолько индивидуальна, что можно сказать: сколько людей, столько и систем; каждый осознает и воспитывает себя по-своему. Учитывая это и не претендуя на ис­черпывающий обзор, рассмотрим сущность, познавательные и вос­питательные достоинства некоторых, наиболее важных методов и приемов самопознания и нравственного самовоспитания сотрудников.

1. Самонаблюдение. Самонаблюдение носит преднамеренный,
целенаправленный характер, включает в себя определенный замы­
сел и систему приемов, но все же это только восприятие личностью
самой себя, только чувственная опора для абстрактно-логического
мышления о себе. Данные самонаблюдения — это лишь эмпириче­
ский материал, один из начальных моментов самопознания, форма
проявления сущности. Результаты самонаблюдения необходимы для
практических действий по самовоспитанию, а не являются самоце­
лью. Превращение самонаблюдения в самоцель выливается в бес­
плодное и вредное «самокопание».

2. Самоконтроль. Он предполагает наличие установки и крити­
ческое отношение к отклонениям от нее. Это одна из важнейших
функций самопознания личного состава правоохранительных орга­
нов и в то же время метод его самовоспитания. Следует отметить,
что самоконтролирование необходимо распространять на всю ду­
ховную и практическую деятельность личного состава на службе и в
быту. При этом эффективность самоконтроля возрастает вместе с
ростом надежности самонаблюдения.

В своем развитии самонаблюдение достигает этапа осмысления результатов, и тогда оно перерастает во вторую — логическую сту­пень самопознания. Дальнейшее углубление знаний сотрудника о себе, проникновение им в собственную духовную сущность связаны с применением всего арсенала познавательных методов.


220 I. Теоретические вопросы профессиональной этики

3. Самоанализ. В практике самопознания и самовоспитания спе­циалистов правоохранительных органов он применяется широко, но не всегда верно. Научный подход к самоанализу требует, чтобы объектом его были главным образом конкретные поступки, дейст­вия, отношения, а не «чистые» переживания, ибо ориентиром ис­тинности самоанализа являются результаты труда. Нельзя допускать также односторонней направленности самоанализа, увлекаться, на­пример, анализом только своих отрицательных или только положи­тельных черт. Анализу должны подлежать все главные стороны профессиональной деятельности, а завершая определенный этап анализа, надо сделать из него правильные выводы, поставить задачи и энергично их реализовать. Излишне глубокий самоанализ мело­чей не приносит пользы.

4. Самооценка. Она выступает как результат применения само­анализа и других методов самопознания (синтез, аналогия, сравне­ние) сотрудника. Самооценка является одной из основных функций самопознания и предпосылок нравственного самовоспитания. Аде­кватность ее зависит от степени зрелости специалиста и развивается вместе с его развитием. Критериями оценки человеком самого себя выступают те требования, которые он предъявляет к другим. Осно­ва самооценки — не чистая умозрительная рефлексия, а прежде всего анализ деятельности (учебы, службы).

В правоохранительных органах сложилась и успешно применя­ется достаточно эффективная система оценки и самооценки, кото­рая включает: применение специальных методик по самооценке различных психических свойств, личностных качеств и черт харак­тера; составление самохарактеристик; метод независимых характе­ристик; общественное аттестование; служебные характеристики; служебное аттестование и др. Для примера приведем методику са­мооценки своей личности по количественному показателю.

Сотруднику предлагаются слова, характеризующие отдельные личностные черты: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыль­чивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искрен­ность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, неж­ность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдер­жанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, пе­дантичность, подвижность, любознательность, принципиальность, логичность, презрительность, радушие, развязность, рассудитель­ность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадатель­ность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.


5. Д уховно-нравствен ная культура сотрудника правоохр. органов 221

Из приведенных слов составляются две колонки (ог 10 до 20 слов в каждой). В первую колонку вписываются слова, которые, по мнению сотрудника, характеризуют положительные черты лично­сти, во вторую — отрицательные. Затем из той и другой колонки выбираются те черты, которыми сотрудник, по его мнению, обла­дает. Для каждой колонки подсчетывается количество выбранных сотрудником черт и делится на общее количество слов в соответст­вующей колонке. Если коэффициент по положительной колонке близок к единице, то сотрудник склонен к переоценке своей лич­ности, некритичен к себе. Если коэффициент по отрицательной колонке близок к единице, то сотрудник недооценивает себя, слишком самокритичен. Коэффициент по положительной колонке, близкий к нулю, указывает на недооценку себя; коэффициент по отрицательной колонке, близкий к нулю, указывает на завышенную самооценку. Коэффициенты, близкие к 0, 5, свидетельствуют о нор­мальной, средней самооценке сотрудника.

Социологический анализ, проведенный среди сотрудников с использованием «таблиц самооценок», показал, что 86, 4% частных самооценок (всего обследовано 249 человек) совпадали с оценками, даваемыми им командирами и начальниками. 13, 6% самооценок оказались завышенными или заниженными. Следует подчеркнуть, что отклонение от истины в самооценке незамедлительно сказыва­ется на служебной деятельности и совершенствовании человека. Если индивид переоценивает себя, то он обычно перестает работать над собой. Недооценка же своих сил, возможностей порождает не­верие в успех и также может повлечь прекращение самовоспитания. Без верного отношения к собственной личности не может быть эффективного нравственного самовоспитания и успехов в службе.

Адекватность самооценки свидетельствует о высоком уровне и зрелости специалиста, определяет веру его в себя, достоинство, ме­ру активности. На основе такой самооценки осуществляется опти­мальное саморегулирование поведения и деятельности в системе межличностных отношений, в служебном коллективе, обществе в целом. Следует развивать и поощрять строгую самооценку специа­листов. Объективно оценивая подчиненных, начальник тем самым учит их строгой самооценке.

5. Следование положительному примеру. Это весьма действенный метод самовоспитания. А. В. Суворов советовал изучать жизнь вы­дающихся личностей, хранить в памяти их имена и поступки, а в боевой деятельности следовать их примеру. При этом не слепо под­ражать, а заимствовать лишь те качества, которые достойны подра­жания: «Последуй Аристиду в правоте, Фабрициану в умеренности,


222 I. Теоретические вопросы профессиональной этики


 

Эпаминоду в нелживости, Катону в лаконизме, Юлию Цезарю в быстроте, Тюреню в постоянстве, Лаудону в нравах»1, — говорил великий русский полководец. Используя исторические примеры и собственный боевой опыт, Суворов создал образ «истинного героя» для подражания и наделил его такими чертами: смел без запальчи­вости, скор без опрометчивости, деятелен без легкомыслия, подчинен без униженности, на­чальник без самонадеянности, победитель без тщеславия, честолюбив без кичливости, благо­роден без гордости, непринужден без лукавства, тверд без упрямства, скромен без притворства, основателен без педантства, приятен без ветре­ности, целен без примеси, благожелателен без коварства, принципиален без пронырства, от­кровенен без простодушия, приветлив без око­личностей, услужлив без корыстолюбия. Собст­венная жизнь и деятельность А.В. Суворова и его мысли о нравственном самовоспитании дос­тойны подражания и в наши дни сотрудниками правоохранительных органов.

6. Самоучет и самоотчет. Способность отдавать себе отчет во всех своих действиях — важное качество сотрудника правоохрани­тельных органов. Развитию этой способности служит регулярное подведение итогов боевой, служебной, специальной подготовки. По­ложительную роль в развитии самосознания и нравственного само­воспитания специалиста оказывают высказывания о нем команди­ров, начальников, товарищей. Способствуют этому и характеристики, отзывы, аттестации, в которых проявляется к сотруднику максимум объективности и доброжелательности. Все это стимулирует самоучет и самоотчет будущих специалистов. Они начинают применять еже­дневный самоучет. Эффективность самоучета-самоотчета повышает­ся, если распределить работу на день по часам. Такая система дает хороший материал для анализа, выводов и планирования дальнейшей работы над собой.

7. Самопринуждение. Это особая функция воли, направленная на принуждение себя совершать определенные действия, причем очень важно учитывать, что ценность и действенность самопринуж­дения повышаются, когда оно вызывается внутренними побужде­ниями, готовится заранее. Наибольшего усилия воли требует ситуа­ция, когда человек побуждает себя к действию, которое ему «не по душе». Одной из форм самопринуждення выступает осознанное

Заветы Суворова: Сборник суворовских изречений. М, 1943. С. 27.


5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 223

подчинение себя другому лицу (командиру, товарищу) или обстоя­тельствам службы. Выполнение уставных положений, наставлений по службе, соблюдение всех требований дисциплины — это тоже нравственное самовоспитание, которое происходит иногда с трудом, противоречиво.

8. Самообладание. Оно выступает важным средством борьбы с
вредными привычками, нездоровыми настроениями. Самооблада­
ние — это способность «не терять» себя в минуты опасности, по­
давлять в себе страх, другие сильные отрицательные чувства, сохра­
нять ясность ума и силу воли. «Тот, кто владеет собой, владеет ми­
ром»1, — говорил Д. Галифакс.

Самообладание характеризуется: наличием моральных чувств высшего порядка (любовь к Родине, непоколебимый оптимизм, вера в правоту своего дела и т.п.); умением ориентироваться в сложной обстановке; наличием сильной воли. Опыт правоохрани­тельной деятельности показывает, что проявления героизма и само­пожертвования связаны именно с самообладанием. Самообладание обычно проявляется во внутреннем спокойствии. Это спокойствие, хладнокровие легче достигается рассудительным человеком, при­выкшим взвешивать, и обдумывать, чем импульсивным, у которого побуждение к действию непосредственно переходит в исполнение. От сотрудников правоохранительных органов оперативная обста­новка часто требует не меньшего самообладания, чем на войне, и развивать его следует смолоду.

9. Самодисциплина. Значение дисциплины в правоохранитель­
ных органах общеизвестно, но задача состоит в том, чтобы превра­
тить дисциплину в самодисциплину — высшую форму дисциплины
сотрудника, основанную на глубоко осознанной необходимости
всегда и во всем действовать в строгом соответствии с требования­
ми службы. Это полная власть над самим собой в интересах дела,
которому служишь, повышения боеспособности и боеготовности
подразделения. Она охватывает не только вопросы, связанные со
службой, но и все вопросы жизни сотрудника.

10. Самокритика. Она является одним из важнейших методов
самовоспитания. Вскрывая недостатки личности, самокритика в
конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успе­
хов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали,
нравственных отношений. В жизнедеятельности сотрудника «хочу»
и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противо­
речий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо соз-

Борохов Э. Энциклопедия афоризмов (В мире мудрых мыслей). М., 2000. С. 464.


224 I. Теоретические вопросы профессиональной этики

нательное нравственное совершенствование. Важнейшее требование действенности самокритики — учет собственного достоинства, по­скольку подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обес­печения дальнейшего развития. Цель самокритики — не самоунич­тожение, а утверждение себя.

11. Самоограничение, самоотказ, самообязательство. Этих методов самовоспитания требуют условия службы и обстоятельства жизни. Самообязательство, в частности, широко применяется в процессе учебы, в ходе подготовки к экзаменам и т.д. Высшей степенью обя­зательства и самообязательства является принятие Присяги. Про­возглашая торжественную клятву, призывник берет на себя высокие обязанности защитника интересов Родины, заявляет о своей лич­ной ответственности за священное дело. Этот торжественный акт оставляет в сознании человека глубокий след и навсегда сохраняет­ся в памяти как одно из самых значительных событий в его жизни. Требования Присяги необходимо использовать в качестве побуди­теля самовоспитания не только молодых, но и опытных кадров правоохранительных органов.

12. Переключение. Некоторые сотрудники для выработки власти над собой применяют этот метод, который заключается в том, что человек переключает свое внимание от вредной, ненужной мысли и направляет его на полезную, нужную. Переключать можно не только мысли, но и действия, поступки. В основе переключения лежит волевой акт, а лучшим средством переключения является самоотверженный труд. Развитию этого качества способствуют занятия спортом, художественной самодеятельностью, увлечение литературой и т.п.

 

13. Самоободрение. Оно оказывает положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания. Трудная ситуация может повлечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твер­дость духа. Самоободрение может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего). Песня о героических действиях и крик «ура!» в атаке — примеры самоободрения.

14. Самоприказ. Он может применяться при выполнении слож­ных задач, требующих больших волевых усилий. Самоприказ отда­ется во внутренней или внешней речевой форме. Например, «Подъ­ем!» «Бегом, марш!» «Будь выдержан!» «Молчать!» и т.п. Выдаю­щийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Человек — это


5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 225


прежде всего сила духа, умение приказывать себе, заставлять себя»1. Воздействие самоприказа основано на силе словесного раздражителя. Использование этого метода предполагает основательную волевую подготовку и практику самовоспитания.

15. Самонапоминание. Приступая к выполне­
нию задания, сотрудник напоминает себе, что
выполнение этого задания должно служить раз­
витию нужных ему качеств. Исходя из этого, он
определяет подходы, правила и соответствую­
щие действия при выполнении служебной зада­
чи. Самонапоминание может при этом перерас­
тать в самоинструктирование, в детальное «про-
шгрывание» предстоящей операции и способов
' ее осуществления.

В.А. Сухомлинский

16. Самоубеждение. Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иных действий, у человека может появиться сомнение в их целесообразности. Здесь возникает потребность в самоубеждении. В процессе самоубежде­ния приводятся различные аргументы, подкрепляющие целесооб­разность предварительного решения, и только после этого начина­ется его выполнение. В итоге самоубеждения может появиться и ре­шение об отказе от вредных привычек, поступков.

17. Самовнушение. Большую роль в процессе нравственного са­мовоспитания призвано играть правильно поставленное самовну­шение. Самовнушаемость — нормальное свойство человеческой психики. Ее основой выступает нейтрализация задерживающих ме­ханизмов и критической способности личности. Такая нейтрализа­ция достигается благодаря командной роли второй сигнальной сис­темы относительно первой.

Сила внушения и самовнушения может быть чрезвычайно боль­шой. Боевые уставы и наставления не только берут на вооружение эту силу, но и возводят ее применение в ранг обязанностей коман­диров и начальников: командир обязан внушить всем подчиненным непоколебимую уверенность в успехе. И в повседневной службе начальник внушает подчиненному личному составу и себе самому, что в дисциплине, организованности и порядке нет и не может быть мелочей. При этом очень важно отбирать внушаемые идеи, остере­гаться отрицательного самовнушения: «не могу», «невозможно» и т.д. Считать себя неспособным — это значит начинать быть таковым. И, наоборот, уверенность в успехе — это уже начало успеха.

Сухомлинский В А. Стать человеком // Новый мир. 1974. № 3. С. 183.


226 I. Теоретические вопросы профессиональной этики

В целом, как видим, методы и приемы нравственного самовос­питания охватывают все духовные и физические проявления чело­века — его чувства, разум, волю и практическую деятельность. Сущность действенного применения методов и приемов самовоспи­тания состоит в том, чтобы найти в духовном мире собственной личности точки своего приложения в виде желаний, стремлений, интересов, задатков и т.д. и так организовать их реализацию, чтобы потерпело поражение негативное.

Часто для удержания себя от вредных поступков и действий, а так­же для развития положительных качеств сотрудники составляют личные правила самовоспитания, например: «Не избегать никаких трудностей», «Обязательно доводить начатое дело до конца», «Под­водить итоги своей работы за день», «Не поступать, как хочется, а поступать, как надо», «Говорить другим только правду и не терпеть лжи от других», «Все, что можно сделать сегодня, не откладывать на завтра», «Экономить время», «Постоянно учиться», «Во всем со­блюдать порядок», «Стойко переносить критику и правильно реаги­ровать на нее», «Не грубить собеседникам, не оскорблять их», «Не лениться», «Не зазнаваться», «Не завидовать», «Избегать дурных привычек» и др.

В работе над собой весьма полезно составлять индивидуальный (личный) план нравственного самовоспитания — на день, на неде­лю, на месяц. Ущербно начинать день с размышления о том, чем бы сегодня заняться. Целесообразно уже накануне представлять себе завтрашний день. Не исключено, что жизнь может внести по­правки, но это будут поправки к плану, а не к пустому месту. При этом важно фиксировать свои отрицательные качества и планиро­вать их искоренение. Великие люди, как правило, были недовольны собой и бичевали себя за собственные недостатки.

Так, Л.Н. Толстой 4 июля 1854 г. записывает в своем дневнике. Главные мои недостатки: 1) Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность). 2) Непри­ятный, тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбие, тщеславие. 3) Привычка к праздности. Буду стараться постоянно наблюдать за этими тремя основными пороками и записывать вся­кий раз, что буду впадать в них1.

Недовольство собой следует рассматривать как стимул нравст­венного самовоспитания. Такие правила могут носить характер де-

1 Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 20 т. М., J965. Т. 19. С. 135.


5. Духовно-нравств енная культу ра сотр уд ника правоо х р. ор ганов 227

виза: «каждая секунда на учете, каждая минута — для пользы»; «преграды на то и существуют, чтобы их преодолевать»; «тяжело в учебе, легко в бою»; «дал слово — подтверди делом» и др.

Нередко личный план вырастает в программу самовоспитания, в ко­торой ставятся конкретные задачи нравственного самовоспитания на определенный период. Такую программу имеют многие молодые люди. Программа нравственного самовоспитания нормативно долж­на основываться на общечеловеческих и профессиональных нравст­венных требованиях к сотрудникам правоохранительных органов. Примерные задачи нравственного самовоспитания общечеловече­ского плана:







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 911. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия