Различное в морали и праве 14 страница
А.Ф. Кони в работе «Заключительные прения сторон в уголовном процессе» писал: «Учреждение присяжной адвокатуры, существовавшей при дореформенном строе лишь в узком и зачаточном состоянии, пришедшей на смену прежних ходатаев с «заднего крыльца», было встречено горячим общественным сочувствием. Карабчевский Н.П. Около правосудия: Статьи, речи, очерки / Сост. И.В. По-тапчук. Тула: Автограф, 2001. С. 7. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 гг. М., 1981. С. 78. I. Теоретические вопросы профессиональной этики К сожалению, она не была поставлена в благоприятные для ее развития условия, и наряду с присяжными поверенными появились частные ходатаи и совершенно посторонние адвокатуре лица, имеющие право быть представителями обвиняемого без всякого образовательного или нравственного ценза»1. Отсутствие каких-либо квалификационных и моральных требований для «членов» адвокатуры такой формы сказывалось на уровне оказываемой ими помощи. Именно эта форма адвокатуры и ее представители способствовали созданию в общественном сознании россиянина образа адвокатуры, как ордена «рыцарей наживы», «организованного пособничества неправде», «нанятой совести»2. Подобные суждения об адвокатах стали в 1970-е годы обычным явлением. Вот как наставлял юного В.Г. Короленко, только что окончившего гимназию, обыватель с богатым жизненным опытом: «Сразу, значит, на проторенную дорожку? В чиновники? Нет? А куда же? В адвокаты? Гм... Это еще лучше... Куши, значит, хотите огребать? Правильно-с, молодой человек, очень правильно. Адвокаты действительно... народ благополучный»3. Этот пример достаточно поучителен. Особенно тревожило присяжных поверенных то обстоятельство, что мнение общества подкреплялось авторитетом национальной литературы в лице таких ее классиков, как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Ф. Писемский, а позднее А.П. Чехов, Д.Д. Минаев, В.П. Буренин. Так, Бурениным в сатирическом очерке «Адвокат Орлецкий» (1874) реалистично изображена вереница циничных и алчных даже по фамилиям адвокатов — Наглев, Егозинский, Изъянов, Отъявленный4. Таким же рвачом и циником выставлен адвокат Куницын в драме А.Ф. Писемского «Ваал» (1873). Он ненавидит миллионеров, потому что «завидно и досадно», и презирает собратьев по профессии: «Все ведь это брехачи: «Господа судьи, господа присяжные, внемлите голосу вашей совести!» А сам в это время думает: приведет ли мне Господь содрать с моего клиента побольше да повернее!»5. В том же духе изобразил на страницах «Анны Карениной» своего безымянного «знаменитого петербургского адвоката» Л.Н. Толстой. Этот адвокат «наряден, как жених», мелочен (во время 1 См.: Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1967. С. 359. 2 Троицкий Н.А. Адвокатура в России и политические процессы 1866—1904 гг. С. 189. 3 Короленко В. Г. История моего современника. М., 1965. С. 282. 4 Жасминов Алексис граф [Буренин В.П.]. Очерки и пародии. 2-е изд. СПб., 1895. 5 Писемский А. Ф. Собр. соч.: В 9 т. М., 1959. Т. 9. С. 378-379. 4. Исто рия этических у с тановок в деятельности правоохр. орг анов 159 разговора с клиентом ловит моль, беспокоясь о своей мебели), а главное, алчен: «блестит глазами и лаковыми сапожками» в предвкушении «неумеренного гонорара»1. Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» за февраль 1876 г. внушал читателям, что адвокат — это «обреченный на бессовестность человек»2. Тип такого адвоката ярко представлен писателем в образе «знаменитого Фетюковича», который блудословит на суде, описанном в заключительной книге романа «Братья Карамазовы»3, и речь которого выделена в особую главу под названием «Прелюбодей мысли». Свои взгляды на адвокатуру гениальный художник-реалист в наиболее резкой форме высказал в связи с делом Кронберга, обвинявшегося в истязании своей семилетней дочери, в сечении ее розгами, которые, по мнению одного из экспертов, скорее можно было назвать «шпицрутенами». Защитником по делу выступал В.Д. Спасович. Подсудимый был оправдан. «Я был в негодовании на суд, на присяжных, на адвоката, — пишет в своем дневнике Ф.М. Достоевский, —...теперь и я во многом переменил мнение, прочтя отчеты газет... Я очень рад, что судившегося отца могут уже не принимать за злодея... и что он только «худой педагог», по выражению его защитника»4. Против адвокатов выступал в своих сочинениях и М.Е. Салтыков-Щедрин. Им была выставлена на посмешище целая галерея продажных и алчных адвокатов, которые «такие куши рвут, что даже евреи-железнодорожники зубами скрипят»5: здесь и Перебоев6 из «Мелочей жизни», и Александр Иванович Хлестаков (сын гоголевского Ивана Александровича!) из «Дневника провинциала», Тонка-чев и Ловкачев из «Господ ташкентцев», «штук двадцать адвокатов», юродствующих на «политическом процессе» в Кашинском окружном суде, из «Современной идиллии» и самый поднаторевший из всех — Балалайкин, имя которого стало нарицательным для клеймения всякой продажности и пустозвонства. Периодическая печать также поддерживала такое мнение. «Трудно встретить сословие более несимпатическое в западной России, чем адвокаты, — писалось в «Киевлянине». — Эти господа, являющиеся в разных видах от пишущего за чарку водки в шинке 1 Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. М.; Л., 1934. Т. 18. С. 386-389. Достоевский Ф.М. Поли. собр. художеств, произведений. М.-Л., 1929. Т. 11. С. 195. 3 Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 12 т. М., 1982. Т. 12. С. 171-289. " •Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 12 т. М., 1982. Т. 12. С. 171-289. 5 Салтыков-Щедрин М.Е. Поли. собр. соч. М., 1940. Т. 15. С. 400. Выделено М.Е. Салтыковым-Щедриным. I. Теоретические вопросы профессиональной этики прошение ябедника, до разъезжающего в щегольском экипаже разжившегося и зазнавшегося шляхтича-адвоката, — все одно суть: опыт и ловкость заступает у них место юридического образования, ни пред чем не отступающая смелость — вместо твердых убеждений»'. При этом и Достоевский, и Щедрин не ограничивались лишь художественным осмеянием пороков адвокатуры, а выступали в 1870-е годы как публицисты против ее отдельных ошибок и отдельных представителей (даже из числа самых авторитетных), когда эти последние соглашались защищать людей с репутацией, сомнительной в глазах общества. Однако корифеи присяжных поверенных многое делали для того, чтобы изменить общественное мнение, поднять авторитет отечественной адвокатуры. В справке по Министерству юстиции от 24 февраля 1875 г. сообщалось: «Некоторые из адвокатов <...>, несмотря на обширные свои занятия, находят, однако, время принимать у себя учащуюся молодежь, помогают ей советами и даже деньгами, платят за право слушания лекций»2. Главное же в том, что адвокатура смогла завоевать признание общественности и печати своими выступлениями на громких политических процессах 1877—1878 гг. (участников Казанской демонстрации, «50-ти», «193-х») и по делу Веры Засулич. После этих процессов авторитет адвокатуры необычайно возрос, а нападки на нее в обществе и в печати прекратились. А длинный ряд этих и других выигранных ими дел (морозовских ткачей, мултанских удмуртов, Е. Сазонова, М. Бейлиса) вызвал общероссийский и мировой резонанс. Великая судебная реформа и сопровождавшие ее преобразования в других сферах жизни русского общества породили условия, в которых гласный суд стал центром правового и нравственного воспитания россиян. В зал суда хотели попасть буквально все: и высшие сановники, и корифеи литературы, и неграмотные зеваки, которые не меньше, чем юристы, считали «залу суда местом для плодотворного наблюдения и изучения причин преступления»3. Преобладала же (в громадной степени) учащаяся молодежь. Студенты, чтобы попасть на разбор дела, иногда дежурили напролет всю ночь во дворе судебного здания. Газеты, содержащие отчеты о процессах, были нарасхват. Самые незначительные речи приводились целиком, а иные из них обходи- 1 Цит. по: Гессен И.В. Судебная Реформа. СПб., 1905. С. 27—28. 2 РГИА. Ф. 1405. Оп. 539. Д. 94. Л. 2 об. 3 Кони А.Ф. Отцы и дети Судебной реформы. С. 328. 4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 161 ли и мировую прессу1. Повсюду между обвинением и защитой происходили публичные состязания в благородстве чувств, в правильном понимании закона и жизни, в остроумии, в блеске фраз и в постижении тончайших изгибов человеческой души. По меткому выражению одного из современников, в судебных речах того времени «...встречалось более правового просвещения и воспитания соотечественников, нежели во всей правительственной пропаганде»2. В подтверждение этого, можно также привести фразу из дневника Ф.М. Достоевского, сказанную им более чем через 10 лет после проведения судебной реформы: «Трибуна наших новых правых судов решительная, нравственная школа нашего общества и народа, решительный университет...»3. Свобода, внезапно обрушившаяся на российскую общественность, выдвинула на передний план человеческие личности, оставляя в тени публичные учреждения. Не суд, а судебный деятель, не адвокатура, а адвокат, не прокуратура, а прокурор стали главными явлениями обновленной юридической жизни русского общества. Их имена, а не названия учреждений стали символом этого обновления. С.А. Андреевский, П.А. Александров, К.К. Арсеньев, В.И. Жуковский, Н.П. Карабчевский, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спа-сович, Д.В. Стасов, В.И. Танеев, К.А. Урусов и другие выдающиеся судебные деятели первыми оценили возможности судопроизводства как общественной трибуны. Для них правосудие стало средством, воспитывающим гражданские устремления и правосознание. Они стремились пробудить творческую энергию судебной аудитории, вовлечь ее в процесс живого соразмышления, вызвать потребность в критическом анализе воспринимаемого, научить самостоятельному поиску правовой истины. Успешно применяя в своих выступлениях методы, пробуждающие познавательную активность, они заставляли, _,,,, J Ф.Н. Плевако аудиторию творчески мыслить и самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. Характерный пример приводит попечитель Казанского учебного округа П.Д. Шестаков. В 1878 г. 16-летний сын крупного саратовского помещика «прислал к отцу из Петербурга письмо такого приблизительно содержания: Троицкий НА. Указ. соч. С. 9. 2 Серов Д.Т. Книга чести. М., 2000. С. 123. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 год. Май — октябрь. Подготовленные материалы // Поли. собр. соч. Т. 23. Л., 1981. С. 165. I. Теоретические вопросы профессиональной этики " Батюшка! <...> Был я на <...> процессе, слушал там речи адвокатов. О, какой новый свет они излили на меня, как много я узнал! Да, батюшка, я узнал так много, что с удовольствием сел бы на скамью подсудимых, с наслаждением принял бы участие в их деле"»1. Трудно найти эпоху русской жизни, в которой устная речь благодаря гласному суду играла бы такую воспитывающую роль. Как вспоминали слушатели выдающихся судебных ораторов XIX в., долго еще после каждого их выступления обсуждались высказанные ими мысли. Помогали этому и так называемые «формулы», которые предлагались аудитории. Обычно основная идея речи на суде концентрировалась в виде яркого образного выражения. Одной фразой замечательные судебные ораторы могли охарактеризовать описываемое преступное событие, а иногда и целую человеческую судьбу. Так, раскрывая личностные особенности подзащитной, Ф.Н. Плевако блестяще привлекал необходимые данные о роли наследственности и семейного воспитания в развитии человека: «В период запоя, в чаду вина и вызванной им сладострастной плотской похоти, была дана ей жизнь. Ее носила мать, постоянно волнуемая сценами домашнего буйства, страхом за своего груборазгульного мужа. Вместо колыбельных песен до ее младенческого слуха долетали лишь крики ужаса и брани да сцены кутежей и попоек»2. Образ, найденный судебным оратором, надолго оставаясь в памяти слушателей, вызывал по цепи ассоциаций весь ряд логических построений. Разве можно было не запомнить, например, поведение людей в толпе, после того как Плевако в деле о массовых беспорядках на Коншинской мануфактуре сравнил толпу со стихией, ничего не имеющей общего с отдельными лицами, в нее вошедшими: «Толпа — здание, лица — кирпичи. Из одних и тех же кирпичей создается и храм Богу и тюрьма — жилище отверженных... Толпа — само чудовище. Она не говорит и не плачет, а галдит и мычит. Она страшна, даже когда одушевлена добром. Она задавит не останавливаясь, идет ли разрушать, или спешит встретить святыню народного почитания. Так живое страшилище, спасая, внушит страх, когда оно, по-своему нежничая, звуками и движениями сзывает к себе своих детенышей. Быть в толпе — еще не значит быть носителем ее инстинктов... Совершено деяние, беззаконное и нетерпимое, — преступником была толпа. А судят не толпу, а несколько десятков лиц, замеченных в толпе... Подумайте над этим явлением»3. 1 Русская старина. 1897. № 1. С. 114. 2 Цит. по: Громов И.Л. Златоусты судебного слова. М., 1999. С. Ш. 3 Там же. С. 134. 4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 163 Гласный суд предоставил возможность более широко и нагляд для защитника»1. Гласный суд стал весьма серьезным источником собирания материалов для последующего психологического анализа, приводимого в художественных произведениях многими русскими писателями. В произведениях Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, A.M. Горького, А.П. Чехова, Л.Н. Андреева, И.Ф. Горбунова раскрывался не только внутренний мир и психические переживания лиц, совершивших преступление, но и те изменения в личности, которые возникают и порождаются процессом судопроизводства. Художественные произведения прогрессивных русских писателей помогли полнее выявить нравственные проблемы судопроизводства, стали для всех поколений юристов источником ценнейших знаний об общих свойствах человеческой природы, проявляющихся при подготовке, совершении и сокрытии преступления, привели к постановке вопроса о необходимости рассматривать осуждение не только как наказание, но и как воспитание, перевоспитание2. 4.3. Нравственная составляющая воспитательной деятельности судов в советский и постсоветский периоды Октябрьская революция 1917 г., провозгласив одной из своих целей слом старой государственной машины и создание принципиально новой государственности, естественно, должна была отказаться и от Андреевский С.А. Драмы жизни. Пг., 1916.С. 25. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975. С. 33. I. Теоретические вопросы профессиональной этики «старого», дореволюционного судопроизводства. Острота Гражданской войны, применение чрезвычайных мер и внесудебных репрессий усилили такое традиционное для российской жизни явление, как правовой нигилизм, непонимание роли права в обществе, а вследствие чего — «свертывания правовой формы Советского государства»1. При полном отсутствии законов судили руководствуясь «революционным правосознанием», приоритет которого в качестве источника права основывался на господстве психологической теории права, считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение. А некоторые ученые-юристы того времени вообще выступали против создания гражданских и уголовных кодексов, считая их «буржуазными прейскурантами цен на преступление и наказание»2. Право в нашей стране было объявлено «инструментом построения нового общества», оно стало отражением политических интересов социалистического государства трудящихся. Инструкция о революци перед революционным трибуналом» попытку создания новой инструкции для работы в революционных трибуналах, которые должны были организовываться в каждой губернии для рассмотрения дел о контрреволюционных преступлениях, необходимо было создать коллегии обвинителей и защитников. Прием в коллегии производился по рекомендации местных советов. После Гражданской войны и стабилизации Советского государства возникла объективная необходимость вернуться к кодифицированной форме законодательства. И хотя в советский период «крамольными» признавались практически любые сравнения дореволюционного и действующего законодательства, Устав уголовного судопроизводства 1864 г. был взят за основу при составлении Уго- 1 Крыленко Н.В. Беседы о праве и государстве. М., 1924. С. 33. 2 См.: Тиле А. Занимательная юриспруденция. М, 2002. С. 52. 3 Собрание узаконений. 1917-1918. № 12. С. 170. 4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 165 ловно-процессуального кодекса РСФСР 1922 г. и последующих лет. Кодификационные работы начала 1920-х годов поставили на повестку дня так же вопрос о восстановлении основных институтов юстиции — адвокатуры и прокуратуры. Эти процессы происходили практически параллельно, и после воссоздания прокуратуры в составе Верховного суда фактически была восстановлена адвокатура, деятельность которой подробно была регламентирована в Положении о коллегии защитников, утвержденном Народным комиссариатом юстиции 5 июля 1922 г. Однако адвокатура так и не поднялась как правовой институт. В 1922 г. по числу адвокатов на душу населения СССР уступал странам Восточной Европы в 2—4 раза, а США — более чем в 15 раз1. Советскому суду как органу государственной власти была уготована важная роль в деятельности государства (и его органов) по воспитанию членов общества. Эта роль полностью отвечала тем требованиям, которые предъявлял к суду В.И. Ленин, рассматривая его как «орудие воспитания на прочных основах социалистического общества»2. «Роль суда: устрашение + воспитание»3, — писал В.И. Ленин. В письме к Д.И. Курскому от 20 февраля 1922 г. «О задачах Нар-комюста в условиях новой экономической политики» В.И. Ленин подверг критике Наркомюст за недостаточное внимание к воспитательной роли судебной деятельности. Он, в частности, писал: «Воспитательное значение судов громадно. Где у нас забота об этом? Где учет реальных результатов? Этого нет, а это азбука всей юридической работы»4. Глубоко актуальными по сей день остаются замечания В.И. Ленина о том, что конкретное судебное дело дает возможность «до корня вскрыть и публично осветить все общественно-политические нити преступления и его значение, чтобы вынести из суда уроки общественной морали и практической политики»5. Исходя из многочисленных ленинских высказываний о суде, можно утверждать, что основой достижения предупредительного и воспитательного воздействия судебной деятельности В.И. Ленин считал конкретное судебное, и, прежде всего, уголовное дело, судебный процесс, проведенный с максимальной достоверностью в исследовании доказательств, со строгим соблюдением процессуальной формы, с правильным учетом степени общественной опасности Карабчевский Н.П. Около правосудия: Статьи, речи, очерки / Сост. И.В. Потап-чук. Тула, 2001. С. 21. 2 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 35. С. 270. 3 Там же. Т. 36. С. 547. 4 Там же. Т. 44. С. 397. 5 Там же. Т. 4. С. 407-408. I. Теоретические вопросы профессиональной этики преступления для того, чтобы суд был наиболее торжественным, а приговор достаточно внушительным1. В.И. Ленин высоко ценил судебную процессуальную форму, по словам Н.В. Крыленко, «за гласность процесса и ее массово-воспитательное значение и наибольшие гарантии от ошибок»2. Основные принципы советского правосудия — строжайшее соблюдение социалистической законности, гласность, устность, непосредственность, коллегиальность рассмотрения дел — сами по себе предопредели в разносторонней и многогранной деятельности советских судебных органов осуществление ими воспитательной функции. Важным направлением расширения гласности правосудия стала широкая практика рассмотрения дел с выездом на предприятия, стройки и в другие организации. Действенный воспитательный эффект выездных заседаний достигался при соблюдении ряда условий: рассмотрении дел, имеющих большое общественное звучание, слушании дел в помещениях, приспособленных для торжественного отправления правосудия, проведении заседания в такие часы, когда члены коллектива, где работал подсудимый, или жители населенного пункта, где он проживал, имеют возможность присутствовать на процессе. Дальнейшему развитию ленинского принципа гласности служила ст. 162 Конституции СССР, в соответствии с которой в судопроизводстве допускалось участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Значение этой новой конституционной нормы в данном аспекте виделось в том, что представители общественности не только увеличат судебную аудиторию, но и распространят информацию о нем в своем коллективе, среди знакомых и друзей, многократно усиливая воспитательное воздействие конкретного судебного процесса. Идею о воспитательной роли наказания В.И. Ленин выразил в «Очередных задачах Советской власти», «Конспекте раздела о наказаниях пункта программы о суде» и других работах. Эта идея была отражена и в законодательстве. Анализ ст. 20 Основ уголовного законодательства, ст. 2 Основ уголовного судопроизводства и других законоположений позволяет сделать вывод, что наряду с общей задачей — способствовать искоренению преступности — наказание призвано предупреждать совершение новых преступлений осужденными (частное предупреждение), а также иными лицами {общее предупреждение), исправлять и перевоспитывать осужденных. 1 Там же. Т. 53. С. 286. 2 Крыленко Н.В. О суде и уголовной политике. М., 1935. С. 269. 4. История этических установок в деятельности иравоохр. органов 167 Характеризуя с общих позиций воспитательную деятельность суда в условиях социализма, следует сказать, что она охватывала широкий круг вопросов. Важной составной частью единого процесса коммунистического воспитания являлось нравственное воспитание, под которым применительно к уголовному судопроизводству понимался процесс искоренения у отдельных лиц отрицательных нравственных качеств и формирования у всех граждан положительных, т.е. таких, которые соответствуют требованиям коммунистической морали. Нравственное воспитание теснейшим образом связывалось с другими элементами коммунистического воспитания: идейно-политическим, понимаемым как система воспитательных воздействий, направленных на повышение сознательности, развитие творческой деловой активности, искоренение в сознании отдельных граждан ошибочных антиобщественных и формирование у них правильных убеждений и взглядов на окружающий мир и общество; правовым, понимаемым как система действий, направленных на формирование и развитие у граждан правильного понимания правовых норм, формирования убеждения в необходимости их неукоснительного соблюдения. Перечисленные выше части единого процесса коммунистического воспитания занимали в целом основной объем воспитательной деятельности суда по уголовным делам. Однако социалистическое правосудие осуществлялось более методами принуждения, нежели убеждения, для получения «царицы доказательств» — признания человеком своей вины. Самооговоры стали источниками большей части судебных ошибок, причины которых коренились не только в антигуманных, но и аморальных, по сути, способах воздействия на обвиняемых работников правосудия, в числе которых были: • физическое насилие со стороны органов дознания и следствия; • психологическое давление (допросы без протоколов, в ночное время; оставление без пищи; помещение в одиночную камеру либо к рецидивистам и т.п.); • запугивание тюрьмой либо, наоборот, обещание свободы; • обещание легкого прохождения дела в суде и мягкого наказания; • шантаж доказательствами (типа: «признавайся, все равно на пистолете обнаружены отпечатки твоих пальцев» или «твой подельник уже все рассказал» и т.п.); • запугивание смертной казнью; • неоказание медицинской помощи; • неправильное или неполное разъяснение права и др. I. Теоретические вопросы профессиональной этики Как известно, в этот период были искусственно расширены пределы уголовно-правового регулирования. В разряд преступного были включены обычные для нормального социального бытия деяния
(например, распоряжение личной собственностью, плодами собственного труда, частная торговля, выражение своего мнения и т.д.). Вследствие этого исчезли реальные границы или хотя бы контуры подлинной преступности, масштабы и качественные признаки которой, вероятно, изменились вследствие всеобщего отчуждения людей от собственности (в том числе земли), и производителя от средств производства и результатов труда и перманентной социальной дезорганизации, являющейся результатом революций и войн (в том числе с собственным народом). В нашей стране полностью оправдалось предсказание известного теоретика права Рудольфа Иеринга о разлагающем влиянии несправедливых законов и дурных юридических учреждений1.
По-иному подходили руководители Советского государства и к вопросу об образовательном цензе и организации образования работников правосудия. В целом, проблема организации образования работников правосудия решалась в русле общей политики народного просвещения и рассматривалась как важное направление идеологической деятельности РКП(б)2. Поскольку единственно научным и верным учением, в частности о праве и государстве, признавалось марксистское, все другие автоматически становились «чуждыми» и «враждебными» и преподавание на их основе юридических дисциплин считалось невозможным и ненужным в советской высшей школе. Стала проводиться кардинальная реформа гуманитарного, юридического образования. В январе 19)9 г. Народный комиссариат просвещения упразднил все юридические факультеты университетов и юридические вузы. Кафедры политической экономии, статистики, финансового. 1 Иеринг Р. Борьба за право. М, 1901. С. 56—58. 2 Корнев А.В., Борисов А.В. Правовая мысль и юридическое образование в доре 4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 169 международного и государственного права были преобразованы в кафедру советского законодательства и вошли в состав исторического отделения историко-филологических факультетов. На их основе стали следом создаваться факультеты общественных наук (ФОН) с юридико-политическими, экономическими и историческими отделениями. К работе на них допускались только те преподаватели, которые, как признавал известный еще до революции правовед Н.Н. Полянский, смогли «расстаться с теми представлениями о праве, которые они десятилетиями воспринимали»1. Такой моноидеологический подход к изучению и преподаванию юридических наук не мог сформировать представление о праве как ценности цивилизации, выявить его многообразную роль в жизни общества и государства, что сказалось на характере правовой культуры общества, состояние которой затрудняет решение задач по строительству правового государства, укреплению правопорядка и борьбе с преступностью.
|