Различное в морали и праве 11 страница
В совершенствовании и развитии традиций огромную роль играют дворцы культуры. Талантливые и одержимые культпросветработники стоят в первых рядах воспитателей солдат правопорядка. Немалый вклад в это внес заслуженный работник культуры России, начальник Дворца культуры ГУВД Москвы Анатолий Алексеевич Епишин, певец, композитор, режиссер, руководитель ансамбля «Горница» Владимир Уфимцев и многие другие, благодаря которым в самые широкие профессиональные слои проникает один из величайших в мире воспитателей — искусство. Именно к таким людям можно отнести слова В.О. Ключевского: «Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов — тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начинать сначала»2. Неудивительно, что значительную роль в формировании нравственно-патриотических установок сотрудников играют музеи. Более ста музеев системы МВД России ведут пропаганду славных боевых и трудовых традиций солдат правопорядка, укрепляя тем самым связи сотрудников с населением. Центральный музей МВД России (Москва, Селезневская ул., 11) был открыт 4 ноября 1981 г. в старинном здании, известном как «Сущевская часть». Здесь хранятся подлинные документы, боевые награды, фотографии, личные вещи, 1 История Петра Великого. М: РООССА, 2007. С. 88. 2 Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1987. Т. IV. С. 80. 3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности рассказывающие о тех, кто стоял у истоков создания правоохранительных органов, боролся с преступностью в 1920-е годы, годы Великой Отечественной войны, о тех, кто поддерживает правопорядок сегодня. Для понимания воспитательного значения музеев сошлемся на выдержку хранящегося в фонде Краснодарского краеведческого музея письма минера, старшины милиции Василия Ильича Воронина, который, находясь в лагере смертников, нашел силы написать обращенные в будущее пламенные слова: «Я сделал для счастья и свободы народа все, что было в моих силах. И безмерно удовлетворен тем, что в нашей победе будет доля и моего личного мужества». Экскурсоводы музея знакомят молодых сотрудников с его экспонатами, рассказывают об истории органов внутренних дел, о подвигах во имя защиты интересов людей, безукоризненном выполнении требований присяги. Здесь же в музее проводится церемония посвящения в сотрудники органов внутренних дел. Из рук ветеранов, передовиков службы вручается молодому пополнению табельное оружие, форма одежды, удостоверения, памятные сувениры, цветы.
Продолжая тему традиций, следует сказать и о том, что в целом ряде органов и подразделений внутренних дел накоплен значительный опыт наставничества. В практику работы городских и районных отделов внутренних дел Российской Федерации прочно вошла традиция закрепления за каждым вновь принятым сотрудником наставника из числа отличников службы. В воспитании молодежи исключительно большое значение имеют личный пример наставника, его деловые, политические и просто человеческие качества, всегда вызывающие желание подражать неформальному лидеру, походить на него. Кроме того, всячески пропагандируются династические традиции семей, которые свою трудовую биографию связали с благородным делом обеспечения правопорядка и безопасности граждан страны. Это один из путей укрепления, развития и повышения авторитета органов внутренних дел. I. Теоретические вопросы профессиональной этики В добавление к сказанному приведем такой пример. 27 мая 1998 г. в Санкт-Петербурге на ул. Малая Конюшенная по проекту заслуженного художника Российской Федерации А. С. Маркина установлена скульптура «Городовой». Прообраз городового — хозяина города появился в Санкт-Петербурге 280 лет назад по высочайшему указу Петра Великого. Градские стражники в красивой небесно-голубой форме вышли на улицы северной столицы 27 мая 1718 г. для поддержания порядка и благочиния. В любое время суток, в любую погоду городовые всегда находились на посту, готовые прийти на помощь человеку, попавшему в беду. Сегодня по Невскому проспекту патрулируют молодые, подтянутые парни в новой форме — городовые новой формации. 250 лучших сотрудников из всех районных управлений внутренних дел, прошедшие хорошую специальную и физическую подготовку, составляют элитную часть патрульно-постовой службы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области — службу городовых. Возвращение к историческим формам охраны общественного порядка — институту городовых — стало связующим звеном на пути сохранения и приумножения нравственных традиций сотрудников правоохранительных органов России прошлого и настоящего. Однако, к сожалению, бывает и так, что в клубах гаснут люстры, приспускаются боевые знамена. Сотрудники провожают в последний путь своих погибших товарищей. Погибнуть в мирное время. Что может быть трагичнее этого? Но если жизнь отдана за людей твоей Родины, ради уничтожения зла, которое мешает спокойно 'жить и трудиться, растить детей, — честь и слава этим сотрудникам. Вот почему в Пьета. Барельеф к памятнику Москве на Трубной площади открыт па-«Благодарная Россия — мятник «Благодарная Россия — солдатам солдатам правопорядка, правопорядка, погибшим при исполнении погибшим при исполнении служебного долга». Величественную ко-служебного долга» (1994) лонну венчает образ Георгия Победоносца — символ борьбы добра со злом. Автор памятника — народный художник России, скульптор А.А. Бичуков. Сооружение памятника стало всенародным признанием заслуг сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, которые ценой своей жизни подтвердили беззаветную преданность Отечеству, верность Присяге и закону. 3. Нравственное со держание п равоохранител ьной деятел ьности 125 Одним из важнейших субъектов нравственного воспитания личного состава, бесспорно, являются Советы ветеранов органов, учреждений, подразделений внутренних дел. Обладая колоссальным служебным и жизненным опытом, к тому же нередко приобретенным в боевых условиях и чрезвычайных ситуациях, ветераны несут в ряды молодых сотрудников слова правды, верности Присяге и служебному долгу, любви к Отечеству и заботы о человеке. Участие ветеранов в служебной деятельности, в роли кураторов или наставников, в массовых торжествах, посвященных государственным или ведомственным праздникам, в различных ритуалах делает их особо значимыми и запоминающимися. Погоны или табельное оружие, полученные из рук ветерана родного учреждения, подразделения или органа внутренних дел с его напутствием и рукопожатием приобретают особый смысл. Участие ветеранов в «уроках мужества», работе различных комиссий, в Советах наставников, судах чести и т.д. наполняет их нравственным содержанием, благотворно влияет на моральное состояние личного состава. Новый импульс к активизации роли ветеранов в нравственном воспитании молодых сотрудников дал Приказ МВД Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» от 3 ноября 2006 г. № 875. Данным Приказом существенно повышен статус руководителей ветеранских организаций. Они включаются в состав коллегий, членов оперативных совещаний и ученых советов. Их стали назначать помощниками крупных руководителей по работе с ветеранами. Рекомендовано включать ветеранов в состав групп, выезжающих на места для контроля и оказания помощи. 3.3. Уважение закона — понятие нравственное Особое внимание следует обратить на нерушимое соблюдение законности, высокую культуру в работе. Это важнейшие параметры, высокие критерии оценки воспитания. Весь стиль и содержание работы в каждом звене правоохранительных органов должны быть пронизаны высочайшим уважением к человеку, неустанной заботой об охране интересов общества и государства, законных прав труженика. Точное и неуклонное осуществление законов всеми и повсеместно — именно так ставится вопрос. Ни один виновный не должен уйти от ответственности, ни один невиновный не должен быть ущемлен в правах. Это старое правило никто не должен забывать. Абсолютное большинство сотрудников служит образцом дисциплины, добросовестности, принципиальности и высокого долга в 126 I. Теоретические вопросы профессиональной этики отстаивании требований законов, простоты и скромности в личной жизни. И люди воспринимают это как должное. Но малейшее забвение чести и долга, злоупотребление властью, непомерные амбиции, неуместное и показное служебное рвение вызывают резко негативное отношение, порождают серьезные эксцессы, пятнают честь и доброе имя правоохранительного органа. Правоохранительные органы наделены большой властью, и силу этой власти они черпают в законе, в преданности долгу и справедливости. Именно это укрепляет поддержку и уважение населения. Но человек не простит бестактности, хамства, злоупотреблений властью, грубости и произвола. Кто этого не хочет или не может понять, тот не работник для правопорядка. Укрепление законности, повышение служебной культуры — это первейшая забота каждого руководителя, воспитательного и кадрового аппарата. Идеологическая, воспитательная работа повсеместно должна подкрепляться вниманием к людям, условиям их труда и быта. Если ради производства или под любыми служебными предлогами отодвигать на второй план заботу о нуждах людей, то в итоге пострадают не только люди, но и само дело. Независимо от личных политических пристрастий каждый сотрудник должен быть сторонником политики, которую проводит власть через закон. Он служит закону — закону о безопасности, закону об общественном порядке, закону об обороне, закону о неприкосновенности наших границ, закону о правах личности наших граждан и т.д. Это тоже одна из граней нашего патриотизма — служение закону, уважение закона. К сожалению, в обществе наблюдаются и иные настроения. Закон нередко попросту игнорируют на любых уровнях. А вот англичане, например, до сих пор считают своим основным законом Великую хартию вольностей 1215 г. Если это и консерватизм, то не мешало бы нам поучиться подобному консерватизму. Поскольку уважение закона — основа государственности во все времена, было бы уместным обратить внимание на взгляды выдающегося русского философа B.C. Соловьева, который, в частности, отмечал: «В самом существе безусловного нравственного начала как заповеди или требования совершенства, еще не достигнутого, уже заключается признание относительного элемента нравственности — именно необходимых реальных условий достижения. Сравнительное преобладание этой относительной стороны образует правовую область отношений, а сравнительное преобладание стороны безусловной — собственно нравственную область... Общее определение: право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Основание для этого в 3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 127 нравственности. Нравственный интерес требует личной свободы как условия для человеческого достоинства и нравственного совершенствования; но человек не может существовать и, следовательно, иметь возможность свободы и совершенствования иначе, как в обществе; итак, нравственный интерес требует, чтобы внешние проявления личной свободы сообразовались с условиями существования общества, то есть не с идеальным совершенством некоторых, а с реальной безопасностью всех. Эта безопасность, не обеспеченная безусловным законом, нравственным самим по себе, как не существующим для людей безнравственных, ограждается принудительным законом юридическим, имеющим силу и для них»1. Уважение к праву — явление, формирующееся в процессе развития общественных отношений, правовой культуры общества. Об уважении к праву говорилось с момента его зарождения. И сегодня проблема знания законов и воспитания граждан в духе уважения их остается одной из актуальных. «Почтительное», «уважительное» отношение — это связь между людьми. Всякая такая связь проявляется в соответствующем поведении. А поведение, основанное на уважении, обязательно предполагает удовлетворение притязаний уважаемого. Именно такой смысл следует вкладывать в понятие «уважение к закону». Понимая уважение как «почтительное отношение», как «чувство», необходимо заметить, что задача воспитания и уважения к закону состоит не только в том, чтобы воздействовать на чувства человека, но и в том, чтобы влиять на поведение, соответствующее этим чувствам. Термин «уважение» в русском языке не однозначен. Он распространяется как на сферу чувств, так и на сферу поведения, в которой под уважением понимается совершение требуемых кем-либо определенных действий. Обратившись к «Словарю русского языка», читаем: «Уважить — 1. Исполнить, признав основательным (разг.). Уважить чью-нибудь просьбу. 2. Оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание» (прост.)2. Наиболее полная характеристика понятия «уважение» дана в философской литературе. В частности, в «Словаре по этике» говорится: «Уважение — одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности. Уважение предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более пол- Соловьев B.C. Нравственность и право // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С 72-73. 132. 2 Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1978. С. 754. I. Теоретические вопросы профессиональной этики ное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, скромность»1. Таким образом, уважение к закону предполагает поведение, соответствующее его нормам, и проявляется в готовности сознательного исполнения его требований. Но для того чтобы достичь в этом деле положительных результатов у населения, необходимо комплексно решать задачу, связанную с его правовым воспитанием. И здесь первостепенная роль принадлежит сотрудникам правоохранительных органов. В этих целях они активно используют печатную пропаганду, телевизионные передачи, правовое обучение, художественные средства правового воздействия и т.д. Правовая пропаганда представляет собой определенный вид массовой идеологической работы, в ходе которой сотрудниками правоохранительных органов на основе научной информации о правовой деятельности вырабатывается у людей прежде всего эмоциональное восприятие процесса правового регулирования общественных отношений и формируется готовность беспрекословно выполнять содержащиеся в законе правила поведения. Она понимается в единстве трех основных функций: изучать, пропагандировать, организовывать правовое бытие2. Передавать кому-либо любые знания нельзя, не объясняя их. Отсюда выходит, что пропаганда и обучение — родственные понятия. Именно здесь заложены известные резервы углубления знаний о государстве, демократии и праве. Не случайно в нашей стране получили широкий размах соответствующие классы в общеобразовательных школах, специализированные колледжи, где учащиеся изучают азы правовых знаний; на курсах повышения квалификации инженерных, хозяйственных специалистов стали правилом выступления сотрудников правоохранительных органов. Воспитание уважения к закону должно начинаться с детства. Оглядываясь в прошлое, вспомним, что еще Ф.Э. Дзержинский уделял этой острейшей проблеме наипервейшее значение. Именно тогда была заложена традиция гуманного, благородного отношения к детям, оставшимся без родителей или попечительства. Задача ставилась так: работники правоохранительных органов должны идти в места, где деформируется психика, уродуется физическое и нравственное здоровье детей. Взрослых преступников — к ответу, а детей — под защиту закона, воспитывая у них уважение к нему и исполнение его. Здесь все может сыграть свою роль: и лек- '■ Словарь по этике. 5-е изд. М., 1983. С. 367. 2 См.: Сальников В.IT. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел. Л., 1987. С. 74. 134. 3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 129 ции профессионалов правоохранительных органов, тематические дискуссии, вечера вопросов и ответов, и индивидуально-воспитательная работа с каждым молодым человеком, пропаганда по радио и в газетах ярких положительных примеров уважительного отношения детей к закону, и работа с трудновоспитуемыми подростками. В деле правовой пропаганды особенно велика роль династий сотрудников правоохранительных органов и наставников. «Именно в династиях замечательно соединяются не только родственные узы, но и наставничество», — отмечал выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский1. Наставники олицетворяют собой совесть коллективов, дают пу отношений с молодежью2. Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные качества — нравственного порядка, т.е. наставничество есть действенная форма нравственного воспитания молодых сотрудников. Вместе с тем важно понять, что происходящие в настоящее время социальные преобразования ставят перед правоохранительными органами все новые проблемы и одна из них — профилактика преступлений среди несовершеннолетних. Главную роль здесь призваны сыграть руководители всех ступеней и рангов, воспитатели, сотрудники всех правоохранительных органов — их юридический профессионализм, нравственные устои. Например, принятый 5 декабря 1866 г. Закон об исправительных приютах дал основание для создания уставов конкретных исправительных учреждений, а дальнейшее развитие этого направления прослеживается в Законе о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних (19 апреля 1909 г.). В этих докумен- 1 Ушинский К.Д. Былое. М, 1999. С. 122. Наставничество в правоохранительных органах // Право и правопорядок. Материалы II Всероссийской конференции. Тамбов, 2010. С. 23. I. Теоретические вопросы профессиональной этики тах была определена конечная цель воспитательно-исправительных заведений — формирование нравственного, грамотного, знающего ремесло, честного работника. Ко всем без исключения специалистам уже тогда предъявлялись требования: быть высоконравственным человеком, интеллектуально развитым, иметь педагогическую подготовку, постоянно изучать личные особенности и характер воспитанников, быть с детьми как можно чаще. С этим прямо связывались результаты их деятельности: будут хорошие воспитатели, будут и хорошие школы, и хорошие воспитанники, а впоследствии — законопослушные граждане. Работа в системе правоохранительных органов выковывает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего уважения. В отличие от человека, который или позволяет себе «не замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодованием, настоящий солдат правопорядка при любых обстоятельствах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственным требованием, жизненной установкой, которую можно было бы кратко сформулировать такими словами: «смелость, инициатива, великодушие». Нельзя забывать, что сотрудникам нередко приходится действовать в сложных, а иногда и экстремальных ситуациях, требующих от них таких черт, как личная храбрость, мужество, беззаветная преданность служебному долгу, готовность в любой момент прийти на помощь людям. Опытом доказано, что основные теоретические положения превращаются в личные убеждения, в жизненную позицию человека только в процессе практики, в процессе выполнения своего долга. Эта практическая сторона трудовой деятельности играет колоссальную роль в формировании нравственных устоев и характера сотрудников, что, в свою очередь, содействует их влиянию на граждан. Приходится, к сожалению, констатировать, что сегодня престиж правоохранительных органов явно недостаточен. Это осложняет налаживание эффективного взаимодействия с другими государственными органами, общественными институтами, населением в деле укрепления духовно-нравственных основ, правопорядка, противодействия преступности. К факторам, снижающим авторитет правоохранительных органов, следует отнести: • недостаточное ресурсное обеспечение; • низкий уровень культуры общения с гражданами; • слабый профессионализм; • бюрократизм и волокиту; • поборы и коррупцию; • использование служебного положения в корыстных целях. 3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 131 Поэтому эффективной деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, всех общественных институтов по укреплению нравственных основ правопорядка, преодолению духовного кризиса в обществе способствует выработка правовых, материальных, моральных и иных стимулов обеспечения законопослушного поведения граждан, поддержка общественных институтов, деятельность которых направлена на духовно-нравственное правовое воспитание населения. Необходимость усиления правового воспитания населения обусловливается сегодня возрастанием роли права в регулировании общественных отношений, повышением активности народа в сфере государственно-правового строительства. Сотрудники правоохранительных органов должны проводить широкое информирование граждан о действующем законодательстве, обеспечивать воспитание у них убежденности в целесообразности и социальной справедливости законов, в необходимости сознательного их исполнения как главной предпосылки искоренения правонарушений, укрепления законности и правопорядка. Эффективность работы по правовому воспитанию, уважительному отношению к закону во многом определяются наличием системы, охватывающей различные категории населения с учетом их возрастных, образовательных, профессиональных и других особенностей и предусматривающей целеустремленность и последовательность в изучении основ законодательства и конкретных правовых норм. Особое внимание надлежит уделять при правовом воспитании подрастающего поколения, налаживанию работы в условиях учебного и трудового коллективов, повышению правовой подготовки должностных лиц, хозяйственных руководителей, руководителей различных коммерческих структур. В работе по формированию правосознания населения громадная роль отводится средствам массовой информации — печати, телевидению, радио, а также литературе и искусству. В деятельности по воспитанию высокой правовой культуры трудящихся, их уважительного отношения к закону особая ответственность ложится не только на юридические органы и учреждения — суды, прокуратуру, милицию, адвокатуру, но и правовую службу различных банковских, коммерческих и иных формирований. Строжайшее соблюдение законности в деятельности юридических учреждений, всемерное усиление профилактической направленности в их работе, повышение профессиональной культуры и воспитательного значения судопроизводства, улучшение приема граждан, рассмотрение их жалоб и заявлений — важная предпосылка укрепления правосознания граждан, их уважительного отношения к закону. Личный состав правоохранительных органов в работе по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью должен опи- I. Теоретические вопросы профессиональной этики раться на исторические традиции верного служения отечеству, нравственные и духовные устои общества, быть достойным представителем своего народа, твердо стоять на страже законности, Конституции Российской Федерации, неуклонно выполнять свой служебный долг. 3.4. Профессиональная этика в учебном процессе Давно известно, что есть особый круг профессий, в компетенции которых находятся жизнь и судьба человека. К ним можно отнести профессию врача, учителя, судьи, адвоката и, разумеется, сотрудника органов внутренних дел. Именно к ним общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные критерии. В нынешнее непростое время одной из важнейших задач становится укрепление правопорядка и законности. В свою очередь, авторитет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и безопасность. Надев форму сотрудника органов внутренних дел, человек становится своеобразным символом государства и закона, поэтому его, казалось бы, глубоко личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве становятся делом государственной важности. Изучение профессиональной этики и служебного этикета помогает курсантам и слушателям овладеть знаниями о нравственной сущности милицейского труда, моральных требованиях к его представителям, как в профессиональном, так и в общечеловеческом смыслах. Есть и практическая направленность — воспитание устойчивых убеждений, навыков и умений соблюдения норм морали и права сотрудниками органов внутренних дел, как на службе, так и в быту. В то же время, постижение этической теории, честно признаемся, вряд ли «сделает» из эгоиста — альтруиста, из грешника — праведника, а из нравственно юродивого — благопристойного и порядочного. Человеческая история со всей очевидностью подтверждает это. Но того, кто сознательно посвятил свою жизнь противоборству со злом, прикосновение к этике или нравственной философии (по меткому выражению B.C. Соловьева) может серьезно предостеречь от опасного компромисса, наконец, просто поможет быть порядочным, честным человеком. Вместе с тем, криминальная ситуация в стране продолжает серьезно осложняться и уже прочно заняла свое место в ряду проблем национальной безопасности. Никакими материальными благами, никакими карательными, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, честным, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества. Именно поэтому сегодня профессионально-этическое и 3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 133 духовно-нравственное воспитание личного состава рассматриваются как моральная и духовная основы эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. В органы МВД приходят работать люди, как правило, с обостренным чувством социальной справедливости и с достаточно конкретными представлениями о добре и зле, благородстве и подлости. Однако это чувство и эти представления необходимо умело поддерживать и грамотно развивать. Не секрет, что многие сотрудники органов внутренних дел остро нуждаются в подтверждении правильности выбранной ими ценностной ориентации, в нравственном оправдании сделанного ими профессионального выбора. Далеко не всегда от нас зависит принятие важного государственного решения, однако вопросы чести и достоинства, совести и долга находятся в нашей полной власти. Несмотря на то, что мы живем в обществе, взаимосвязаны и взаимозависимы, на самом деле живем мы только так, как сами себе позволили. Основную задачу курса можно сформулировать двояко: во-первых, научить наших курсантов и слушателей распознавать Добро и Зло, в какие бы «одежды» одно и другое ни рядились; во-вторых, воспитывать у них потребность — этически мыслить и нравственно поступать. Что касается методологической задачи, то она состоит в том, чтобы рассмотрение реальных духовно-нравственных и эстетических проблем, возникающих в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, осуществлять в широком контексте подходов и решений, содержащихся в этике классической. Целевая направленность педагогической работы состоит в формировании, развитии и закреплении у курсантов и слушателей ценностного отношения к миру, знания основных вех исторического развития морали, представления об основных этических теориях, а также любви к своей профессии, профессионального отношения к избранному делу, профессиональной чести и профессионального долга, умения объяснить нравственную престижность труда в органах внутренних дел и находить пути предотвращения профессиональной нравственной деформации.
|