Студопедия — Различное в морали и праве 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Различное в морали и праве 8 страница






Юридическая ответственность в отличие от моральной всегда конкретно определена, и нарушение правовой обязанности влечет за собой применение санкций, четко зафиксированных в законода­тельстве. Оценка характера противоправных действий осуществля­ется в соответствии с правовыми санкциями.

Моральные санкции, как правило, не зафиксированы формаль­но, они выражены в моральном языке, моральных принципах и поэтому менее определенны, чем правовые.

Различны и субъекты, реагирующие на правонарушения и амо­ральные поступки и применяющие санкции. Применение санкций в случае правонарушений осуществляется государством в лице его органов, субъекты, применяющие санкции в случае нарушения мо­ральных предписаний и запретов, могут быть самыми разными: со­циальная группа; отдельные индивиды, выражающие осуждение аморального поступка; организации (например, религиозная община, профессиональный служебный коллектив, соседи по дому и т.д.).

Различен и характер моральных санкций, применяемых к лицу, совершившему аморальный поступок: словесное осуждение, исключе­ние из той или иной группы или организации, бойкотирование и пр.

Таким образом, моральная и юридическая ответственность имеют и общие и специфические характеристики.

4. Мораль носит в принципе ненасильственный характер и в отли­чие от права исключает прямое принуждение, исходит из доброволь­ности, внутренней побужденное™ поведения людей, предоставляет им широкую возможность выбора. Поэтому моральные нормы неин-ституциированы. Когда же общественное мнение лишено свойства быть действенным регулятором социальной жизни, оно быстро те­ряет свою конструктивную силу и перестает быть гарантом нравст­венности. Поведенческий цинизм, бескультурье и хамство, равно­душие и враждебность в отношениях между людьми, формирование контркультуры, бунт молодежи против социальных рамок и про­грамм активной индивидуальной жизни, нигилизм по отношению к мерам, организующим общество, — верные показатели того, что мо­раль не получает естественных для нее социальных условий сущест­вования. Моральные санкции гарантируются в основном мерами духовного, общественного воздействия, например, через формиро­вание чувства долга, обращение к совести человека, чувству стыда за свои действия и т.д.


2. Мораль в системе социальной регуляции



5. Мораль и право отличаются друг от друга не только по объе­му, но и по способу их образования. Специфика права определяется его связью с государством. Так, правовые нормы возникают непо­средственно в общественных отношениях, однако институциализи-рованный характер, «цивилизованное» выражение они получают в законодательстве государства. Институциализированный характер права является важнейшим признаком, отличающим его от норм морали. Если нормы права устанавливаются властной силой госу­дарства и потом официально закрепляются в виде четких норма­тивных актов, которые приобретают общеобязательное значение с момента их создания, то нравственные нормы исходят непосредст­венно из общества, их формирование осуществляется стихийно, путем коллективного социального опыта. Под влиянием общест­венности большинство граждан приходит к убеждению о правиль­ности тех или иных нравственных норм; эти нормы складываются постепенно, незаметно, в форме обычаев, передающихся из поко­ления в поколение в процессе общения людей, запечатляясь в пре­даниях, произведениях искусства, отражаясь в нравственных писа­ных и неписаных кодексах.

Моральные нормы, возникающие в процессе жизнедеятельно­сти людей, не имеют специальной «законополагающей инстанции». Освоение социально-нормативного опыта осуществляется в ходе межличностного и массового взаимодействия людей, передается от поколения к поколению. Таким же образом осуществляется и соци­альный контроль, который в институциализированных регулятив­ных системах выполняют учреждения.

Самое важное различие между моралью и правом касается спо­соба, каким они обеспечивают выполнение своих норм, как они регулируют поведение людей. Правовые нормы строго определены законом. Моральная регламентация опирается не на закон, указ, постановление и т.д., а на силу общественного мнения, власть об­щественных обычаев или на личную убежденность индивида. Мо­ральные санкции осуществляются мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особы­ми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, об­ществом в целом.

Право по отношению к человеку в принципе насильственно, но, конечно, не в смысле непосредственного грубого физического насилия, произвола, прихоти власти. Оно насильственно потому, что его нормы и требования имеют внешний для индивида харак­тер, обеспечиваются не только по убеждению, но и при необходи­мости принудительными мерами (административными, уголовными


88 I. Теоретические вопросы профессиональной этики

и экономическими санкциями), которые осуществляются должност­ными лицами, наделенными специальными полномочиями.

Конечно же, выполнение требований правовых норм обеспечи­вается не только принудительной силой государства, поскольку в праве содержится объективная основа для добровольного соблюде­ния правовых норм. Большинство граждан соблюдают и исполняют нормы права в силу убежденности в разумности и целесообразности предписаний правовых норм, так как видят в них выражение своих интересов. Короче говоря, право опирается в основном на закон и государственную силу, а требования морали обеспечиваются обще­ственным мнением, доброй волей людей и внутренним убеждением.

6. Мораль и право отличаются друг от друга сферами приложе­ния. Правовые нормы направлены главным образом на регулирова­ние наиболее существенных отношений общественной жизни, тре­бующих государственного воздействия (отношения собственности, политические отношения). Нравственность же пронизывает все стороны (сферы) взаимоотношений между людьми. Нравственные нормы многообразны, более гибки, более чутко реагируют на раз­витие различных сторон общественной жизни.

Таким образом, и право, и мораль обладают способностью про­никать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой со­циальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание «универсальность» морали, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод о том, что нель­зя разграничивать право и мораль по предметным сферам их дейст­вия. Как уже отмечалось, право возникает и действует прежде всего в таких специфических сферах, как отношения собственности и политической власти, однако они не обособлены от морали. В то же время действие права выходит далеко за пределы указанных от­ношений. Поэтому стоит подчеркнуть, что право и мораль не име­ют специфических предметно или пространственно обособленных сфер общественных отношений, а действуют совместно в террито­риально едином поле социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие права и морали. Тесная связь права и морали, оп­ределяющаяся едиными связями общественных отношений, не оз­начает, что во всех исторических условиях они «работают» одно­временно, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга. Реальная картина действия права и морали может быть выявлена лишь в ре­зультате конкретно-исторического анализа.

Все правовые отношения подлежат нравственной оценке. Но не все отношения, регулируемые нормами морали, находят закрепление


2. Мораль в системе социальной регуляции



в праве. Как бы ни был детализирован закон, он всегда оставляет простор для действия требований морали. Например, с человека, совершившего тяжкое преступление, может быть снята судимость, но моральное осуждение остается в силе.

Общность права и морали вытекает также из их структурной ха­рактеристики. Правовая и моральная системы — многомерные обра­зования. Поэтому их социальные действия раскрываются в единстве всех входящих в них элементарно-регулятивных систем, имеющих сплошную и динамическую структуру, объединяющую их в единый комплекс, который, собственно, и составляет содержание этих систем. Так, например, нормативно-регулятивный характер права раскрыва­ется через анализ взаимодействия норм права, правоотношений, правосознания. В морали же выделяют три элемента — моральное сознание, нравственные отношения, моральную деятельность.

Объектом нравственного регулирования могут служить любые отношения, не подлежащие правовому регулированию, например, отношения товарищества, любви, дружбы, долга и т.д. Многие ка­тегории морали (стыд, совесть, раскаяние и т.д.) также остаются вне правового регулирования.

Право же регулирует только те общественные отношения, кото­рые нуждаются в защите государства. Смена государственного строя влечет за собой коренное изменение юридических законов. Но ос­новные духовные (прежде всего, моральные) ценности при этом сохраняются.

7. Нравственные нормы, принципы, категории включают оценку действующего права (как права в целом, так и отдельных законов, правовых норм), а нравственное сознание тесно связано с пережи­ваниями, чувствами и эмоциями людей относительно действующих законов и практики их применения, нарушения законов.

Нормы морали устанавливают, как правило, общие принципы поведения, они обладают, кроме всего, меньшей конкретностью, а вот правовые предписания носят более конкретный, формализован­ный, однозначный характер. Так, с точки зрения нравственности хищение осуждается в целом, право же различает виды хищения и устанавливает ответственность в зависимости от способа соверше­ния (разбой, грабеж, кража) и его размера.

В моральной системе весьма трудно отличить нравственное соз­нание от моральных норм, поскольку мораль не институциализиро-ванная система. Она не имеет специальной «нормоустанавливаю-щей инстанции». Моральные нормы фиксируются в моральном языке в виде требований, предписаний, направленных на преодоле­ние противоречий между личностью и обществом, а также в отно­шениях между индивидами. В зависимости от конкретных истори-



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


ческих условий они могут иметь самые различные формы выраже­ния: это и религиозные заповеди, и определенные обычаи, традиции, ритуалы, и устные предания, легенды, пословицы, поговорки.

 

Можно сделать безусловный вывод: мораль и право даже в своих различиях теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. И если в обществе деградируют нравственные устои жизни, то право обес­ценивается и повсеместно превращается в свою противоположность. Мораль и право — не антиподы, не взаимоис­ключающие противоположности, а тесно взаимо­связанные явления, которые влияют друг на друга. Правовая система оказывает влияние на укрепле­ние и развитие нравственных норм и устоев. Опи­раясь на мораль, право обосновывает необходимость такого устройства, например, уголовного законода­тельства, при котором бы оно не только карало за преступления, но и выполняло роль нравственного воспитания граждан. Профессор Л.Е. Владимиров Л.Е. Владимиров писал: «Нужно так устроить уголовное правосудие и оживить его таким духом, чтобы оно во всех своих составных частях — в кодексе, в суде и выполнении наказания — вызывало не зверское озлобление осужденного, а сознание, что он действовал в прошлом неправильно, безнравственно, противообще­ственно, а потому и должен нести труды, связанные с преобразова­нием своего внутреннего мира»1.

Да, право воздействует на личность правонарушителя средства­ми принуждения. Но исполнение той или иной правовой нормы «не за совесть, а за страх» постепенно переходит в привычку, осозна­ется как разумное и необходимое, превращается в убеждение лично­сти и далее уже используется «не за страх, а за совесть». В этом также нравственно-воспитательное воздействие права на общест­венную мораль.

В свою очередь, нравственность влияет как на процесс создания права, так и на его реализацию. Это заключается прежде всего в том, что право соответствует в основном принципам морали, нравствен­ным идеалам людей, поскольку, как уже было сказано, базируется на принципе справедливости.

Отдельные нормы нравственности, требующие государственного обеспечения, получают санкцию государства. Например, в Консти­туции Российской Федерации закрепляются такие важнейшие нравственные принципы, как охрана прав и свобод человека, соб­ственности, природы, нетерпимость к правонарушителям, защита

Владимиров Л.Е. Уголовный законодатель как воспитатель народа. М., 1903. С. 82.


2. Мораль в системе социальной регуляции



человеческого достоинства и т.д. Нормы и принципы нравственно­сти, как правило, положительно воздействуют на право, укрепляют его и постоянно совершенствуют. Они оказывают большое влияние на разработку новых законов, на их основе формируются кодексы, различные подзаконные акты и т.д. Они также пронизывают все институты права. Например, многие статьи Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации совпадают с требо­ваниями Кодекса проффессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Доказательством силы морального воздействия на право является правотворчество народа: общественное мнение может при опреде­ленных условиях оказывать свое воздействие на формирование но­вых юридических норм. Большинство норм содержит нравственные оценки поведения, способствующие укреплению законности, дис­циплины, правопорядка и соблюдению всеми гражданами их обя­занностей, без которых демократическое, правовое государство невозможно.

В нормах права закрепляются и средства нравственного воздейст­вия на лиц, нарушающих нормы права. Например, статьи Конститу­ции Российской Федерации закрепляют право граждан критиковать недостатки в работе государственных и общественных организаций. Особо следует подчеркнуть, что в ней закреплены подлинно гумани­стические и высокоморальные общечеловеческие принципы взаи­моотношений с другими государствами.

Не все отношения, в которые сотрудники правоохранительных органов вынуждены вступать при отправлении своих обязанностей, урегулированы правом. Моральная регуляция дополняет действия правовых норм там, где и по отношению к чему эти нормы не оп­ределены.

Рассмотрим и другую сторону влияния нравственности на про­цесс реализации права. В условиях развития и совершенствования демократии, духовных начал все больше возрастает роль нравствен­ного сознания, его влияния на правовую жизнь всего общества; оно служит важным условием осуществления законности в обществе, спо­собствует принятию наиболее целесообразных, справедливых решений по конкретным юридическим делам.

Юридические решения, основанные только на формальном применении «буквы закона» и принятые в отрыве от морально-пси­хологического климата в обществе, не могут быть верными и спра­ведливыми. В подавляющем большинстве случаев правовые нормы соблюдаются добровольно, поскольку они соответствуют нравствен-



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


ным представлениям граждан о справедливом и несправедливом. Деятельность правоохранительных органов по предотвращению пра­вонарушений основана прежде всего на нравственном воспитании и убеждении, пропаганде нравственных принципов, требований, идеалов. Нарушение всякой правовой нормы рассматривается как безнравственный поступок и влечет за собой, помимо юридической ответственности, и моральное осуждение. Причем нравственность правосудия — это не только моральная обоснованность уголовно-процессуальных норм, но и этическая безупречность самой деятель­ности лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судей по рассмотрению и доказыванию преступлений, поскольку им дано в руки такое орудие борьбы с преступностью, как закон. Нравствен­ность закона, умноженная на моральные принципы лица, приме­няющего этот закон, способна породить действительно эффективную правовую политику, по достоинству оцениваемую обществом.

Таким образом, если в праве провозглашаются прогрессивные принципы, декларируются идеи о необходимости соблюдения прав человека, а правоприменительная практика (и даже законодатель) игнорирует данные принципы, это ведет к формированию в обще­стве атмосферы неуважения к праву, закону. И подобно тому, как говорят врачу: «Прежде чем лечить, излечись сам», судье с полным основанием можно сказать: «Прежде чем судить, будь высоконрав­ственным». Сказанное, кстати, относится и к работникам всех пра­воохранительных органов.

Взаимопроникновение морали и права заключается еще и в том, что правовое регулирование включает в себя определенный круг нравственных норм, которым придается юридическое значение, в то время как мораль наполнена рядом общесоциальных прав. Гармонич­ность и действенность их достигаются в том случае, когда существует нравственное обоснование права и правовое обеспечение моральных норм. Это является непременным условием функционирования госу­дарственных институтов, предпосылкой обеспечения достоинства и чести человеческой личности. Социальное назначение уголовного законодательства сосредоточивается именно в поиске ответа на во­прос о нравственном оправдании уголовного наказания, справедли­вости возмездия за совершенное преступление. Следует отметить, что мораль воздействует на область правовых отношений и на реа­лизацию законоположений не непосредственно, а лишь преломля­ясь определенным образом в правосознании людей. Воздействие того или иного правового запрета без наличия соответствующего морального запрета или осуждения обедняется, лишается своего


2. Мораль в системе социальной регуляции



воспитательного значения; оно сводится лишь к подавлению, при­нуждению. И наоборот, правовая норма, поддержанная нравствен­но, оказывает огромное воспитательное влияние на общество.

Было бы преувеличением считать, что каждая юридическая нор­ма совпадает с соответствующей нравственной нормой. Но опреде­ленный круг нравственных принципов в обществе, существуя в каче­стве чисто моральных норм, в то же время так или иначе выражается в юридических нормах. Это проникновение нравственных принци­пов в содержание права носит различный характер.

В некоторых отраслях права (например, в семейном праве) юридические нормы прямо выражают известные нравственные нор­мы, конкретизируют их в виде нормативных формально определенных юридических предписаний.

Своеобразием, спецификой взаимодействия нравственности и права является следующее:

• некоторые нравственные нормы могут превращаться в право­вые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполня­ются этическим содержанием;

• отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, традициями;

• нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения, соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного мнения.

С другой стороны, когда мы сталкиваемся с фактом возникно­вения новых юридических установок, это отнюдь не говорит о ка­ком-то «вытеснении» морали правом, ее ущемлении. Напротив, по­добные факты свидетельствуют о силе нравственных начал, об их воздействии на правовые основы.

Многие юридические нормы, прямо не воплощая в своем содер­жании нравственные обязанности, направлены на их юридическое обеспечение, охрану, проведение в жизнь. Таковы, в частности, юри­дические нормы, которые ставят под особую правовую защиту пове­дение людей, активно и самоотверженно осуществляющих принци­пы общечеловеческой морали (например, нормы, устанавливающие обязанности по возмещению вреда, нанесенного гражданином при спасении имущества от грозящей опасности). Сюда же относятся нормы административного и трудового права, регулирующие меры поощрения за труд, честное выполнение общественного и государ­ственного долга и т.д., а также многие юридические нормы, свя-



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


занные с регулированием отношений по трудовому обеспечению и воспитанию, организации труда женщин и подростков и другие.

Особое место здесь занимают нормы уголовного и администра­тивного права, выражающие запреты совершать вредные для обще­ства деяния и содержащие указания на меры воздействия в отно­шении нарушителей этих запретов. Но вместе с тем каждая взятая в отдельности уголовно-правовая норма закрепляет нравственные требования и запреты не непосредственно, а путем указания на про­тивоправные, антиобщественные деяния. Эти деяния всегда явля­ются в демократическом, правовом государстве и антиморальными актами поведения. Следовательно, нормы уголовного и админист­ративного права, предусматривающие юридическую ответствен­ность, направлены и на охрану нравственности, на утверждение принципов морали.

Конечно, в любой правовой системе можно встретить нормы, включающие организационные, технические правила, не несущие этической нагрузки. Так, например, законодательное установление формы протокола судебного заседания, порядка нотариального за­свидетельствования документов или составления протокола задер­жания гражданина в дежурной части подразделений органов внут­ренних дел не затрагивает напрямую каких-либо моральных ценно­стей. Однако введение любых юридических правил и предписаний преследует цель упорядочения общественных отношений, внесения четкости и определенности во взаимоотношения субъектов права, что не может быть безразлично для морали, ибо их несоблюдение наносит ущерб людям. В этом случае в моральных категориях оце­нивается не само организационно-техническое правило, а отноше­ние к его соблюдению. Таким образом, в целом право — категория социально-этическая: оно всегда органично включает мораль той или иной социальной группы общества, волю которой оно выражает, а также взаимодействует в той или иной форме с моралью других социальных групп общества.

Следовательно, при выявлении общего, присущего праву и мо­рали, следует принимать во внимание не большее или меньшее число правовых норм, не подлежащих напрямую моральным оцен­кам, а главную закономерность во взаимоотношениях морали и права, состоящую в том, что мораль неотделима от права, является одной из сторон правовых отношений. Моральность права — прояв­ление его ценностной характеристики.

Соблюдение законов, юридических норм — это нравственное требование: их нарушение осуждается общественным мнением как проявление недисциплинированности и неуважения к обществен­ному долгу.


2. Мораль в системе социальной регуляции



Сфера применения правовых оценок к морали значительно уже, чем моральных оценок к праву. И это понятно, так как моральные оценки универсальны, а правовые ограничены определенными сфе­рами социальной жизнедеятельности. Учитывая специфику морали с ее оценочными категориями, можно сказать, что в применении правовых оценок к моральным аспектам общественных отношений зачастую просто нет необходимости, поскольку все правовое должно быть морально, но далеко не все моральное может быть правовым.

Таким образом, диалектическое единство и взаимосвязь морали и права проявляются в следующем: активно воздействуя на мораль, право способствует более глубокому ее укреплению в обществе, и в то же время право само под влиянием морального фактора посто­янно обогащается — расширяется его нравственная основа, повы­шается авторитет, возрастает его роль как государственного регуля­тора общественных отношений.

Можно сделать вывод из сказанного: вся сфера действия права должна быть и пространством моральности; несовершенство зако­нодательства, правоприменительной деятельности, нарушения за­конности и правопорядка неизбежно влекут за собой дисфункции в сфере нравственного сознания и нравственных отношений и, под­рывая уважение к праву, оборачиваются большими нравственными потерями. Поэтому постоянный учет уровня и состояния морально­го сознания — важный фактор повышения эффективности дейст­вия права и упрочения законности.

Применительно к современным реалиям справедливо будет за­метить: недостаток нравственности не может быть заменен хоро­шим законодательством, судом, администрацией. Без нормального духовно-нравственного развития людей нет правильной политико-правовой, государственной жизни. Подлинно эффективным может стать лишь такое право, которое прочно опирается на нормы обще­ственной морали, соответствует нравственным представлениям об­щества. При всей относительности нравственных норм, идеалов, оценок истинно прогрессивным может считаться лишь тот кодекс (уголовный, гражданский, административный или иной), который вбирает в себя общечеловеческую сущность морали. В настоящее время критерием любого закона должно быть признано его соответ­ствие положениям международного права, которое, в свою очередь, все больше и больше отражает общечеловеческие ценности: гума­низм, справедливость, милосердие, уважение естественных прав человека, его гражданских и политических свобод.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


2.2. Мораль и политика

Наряду с моралью и правом в обществе действует ряд других соци­альных регуляторов, важнейшим среди которых является политика. Поскольку общественные отношения, которые включаются в сферу политики, находятся также под влиянием морали, неизбежно воз­никает вопрос о связи и соотношении этих регуляторов.

Основной вопрос политики — это вопрос о власти, ее завоева­нии, использовании и удержании. После завоевания власти возникает естественная необходимость в том, чтобы обеспечить ее устойчи­вость, стабильность, чему служит система права и весь механизм государства, в том числе правоохранительные органы, являющиеся органами государства, реализующими его политическую волю, а если учесть, что их деятельность в той или иной мере затрагивает интересы каждого гражданина, она не может быть исключена из сферы морального контроля. Поэтому вопросы взаимосвязи политики и морали представляют для их сотрудников практический интерес.

Политиков во все времена обвиняли в использовании безнравст­венных средств в достижении своих целей. Уже с древнейших времен люди задавались вопросом: может ли политика отвечать требовани­ям нравственности? Вариантов ответа на этот вопрос существует множество. Но можно выделить две наиболее отчетливые позиции, которые отстаивают так называемые «политические идеалисты» и «политические реалисты».

«Политические идеалисты» исходят из приоритета морали перед политикой. Политика должна полностью подчиняться морали. Еще Аристотель говорил о том, что лучшая политика вырастает на эти­ческой основе, на основе существующих нравов и обычаев. Цель политики, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечивать сча­стье граждан, такое состояние, которое позволяет им осуществлять свою разумную сущность. Иными словами, цель политики находит­ся в этической сфере.

«Политические реалисты» проповедуют идею о внеморальности политики, полагая, что к ней неприменимы моральные оценки, поскольку, по их мнению, нравственность исходит из абстрактных категорий добра и зла, тогда как политика озабочена процветанием государства и осущестатяется с учетом реальных обстоятельств. Апеллируя к историческому опыту, они доказывают, что государст­венные интересы выше любых других, а потому власть имеет право не считаться с моралью. Для политика важен практический резуль-


2. Мораль в системе социальной регуляции



тат, для моралиста — оценка этого результата и средств его достиже­ния. Следовательно, мораль и политика изначально несовместимы.

Как заявлял известный американский ученый и политик Р. Арон, «если бы я считался с моралью, то перестал бы мыслить политиче­ски». Иначе говоря, в соответствии с данной позицией, если чело­век хочет сохранить верность высшим моральным ценностям, он не будет заниматься политикой, если же он выбрал сферу политики, то он должен забыть о морали.

Абсолютизация первой позиции лишает ее реализма и делает практически непригодной. Крайняя форма второй позиции отдает откровенным цинизмом, когда политический интерес выдается за высшую ценность. Если согласиться с тем, что политика изначаль­но безнравственна и по своей природе не может быть иной, следует признать право власть предержащих на безнравственные действия, если это отвечает их интересам, и обязанность граждан смириться с этим. Но в таком случае государство лишается надежного ориенти­ра, так как именно мораль призвана служить компасом в мире че­ловеческих отношений.

В конце XX в. возникли новые подходы в понимании соотно­шения политики и морали как отражения грозящей человечеству мировой катастрофы перед лицом глобальных проблем.

Суть этих подходов состоит в необходимости преодолеть извеч­ные противоречия между политикой и моралью посредством соеди­нения усилий политиков, общественных деятелей, ученых и всех, способных оказывать влияние на общественное развитие, во имя выживания человечества и человека как биологического вида. Это получило выражение в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми (государственными, классовыми, на­циональными и т.п.). Приоритет общечеловеческих ценностей — это единство политических и моральных требований, отражающих как интересы отдельного человека, так и интересы всего человечества.

Понимание того, что нормы справедливых и гуманных отноше­ний между людьми, политическими партиями, нациями, религиоз­ными конфессиями и государствами должны стать основой полити­ческой жизни, все больше пробивает себе дорогу и завоевывает пози­ции. Реальным проявлением этого понимания соотношения политики и морали стало принятие международно-правовых документов, за­крепляющих основы правового положения личности, основы меж­государственных отношений.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1370. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия