Студопедия — Различное в морали и праве 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Различное в морали и праве 5 страница






Категория добра как категория науки не во всем совпадает с обыденными представлениями о добре отдельных людей. Безуслов­но, наиболее общие представления о добре являются одинаковыми для абсолютного большинства людей (возьмем хотя бы десять биб­лейских заповедей), но при всем том в мотивациях конкретных по­ступков отдельных людей эти представления характеризуются ши­роким разнообразием. Для определения истинности добра в этих случаях целесообразно ориентироваться на общественное мнение, являющееся как бы обобщенным представлением людей о добре. Именно эти обобщенные нравственные ценности лежат в основе юридических норм, именно здесь наиболее важные из них охраня­ются правовыми санкциями. И именно здесь происходит слияние морали и права, что дает основание утверждать: борьба со злом, защита и утверждение добра — суть и смысл работы правоохрани­тельных органов.

Очень близко к категории добра примыкает категория справедливо­сти. Справедливость — категория морального, правового, а также политического сознания. Предметом нашего рассмотрения является справедливость, прежде всего, как категория морального сознания. Она реализуется в системе нравственных отношений и повседнев­ной моральной практике людей. Что касается служебной деятельно­сти работников правоохранительных органов, то можно с полным основанием утверждать, что эта категория является ее базой, целью и смыслом.

В самом общем виде справедливость — это соответствие чело­веческих отношений, действий, поступков и т.д. моральным и правовым нормам, включающее равное воздаяние за определенное деяние. Оно может проявляться в следующих основных формах.


1. Научные основы этики



1. Между ролью отдельных людей, социальных групп, профессио­
нальных образований и т.п. и их социальным положением.
Для под­
тверждения приведем такой пример.

Социальная роль колхозного крестьянства в первые годы совет­ской власти была чрезвычайно велика: оно было кормильцем стра­ны, оно было основным источником средств для проведения инду­стриализации, оно поставляло более половины молодых людей для службы в армии. Социальное же положение крестьянства было не­завидным: оно находилось практически на положении крепостных. Колхозники были обязаны выработать определенное властями ко­личество трудодней, им устанавливались обязательные поставки мяса, молока, яиц, шерсти и т.п., даже в тех случаях, когда никакой живности они не имели. Они не имели паспортов, а вознагражде­ние за труд им начислялось не деньгами, а трудоднями, которые после выплаты обязательных поставок государству зачастую имели грошовую ценность. Именно эта несправедливость и обусловила хроническое отставание сельского хозяйства, которое наша страна не может преодолеть до сих пор. Или другой пример. Роль учителей и врачей в жизни общества невозможно переоценить. Но в таком бедственном положении, в каком они оказались ныне, они не были даже в трудные годы Великой Отечественной войны. Разумеется, и в этом случае говорить о справедливости не приходится. Следует добавить, что и социальное положение и материальное обеспечение работников силовых структур также не отвечает той ответственной роли, которую они выполняют в жизни общества и государства. И эта несправедливость по отношению к работникам «службы спра­ведливости» является одной из основных причин правонарушений, совершаемых сотрудниками органов правопорядка.

2. Между преступлением и наказанием. Эту проблему сотрудни­
кам правоохранительных органов приходится решать ежедневно и
ежечасно.

Возьмем для примера такую службу, как ГИБДД. Сотрудник этой службы имеет множество возможностей воздействовать на на­рушителя ПДД — от доброжелательной укоризны до наложения штрафа или лишения водительских прав. Формальный подход в данном случае не выполняет своей главной — воспитательной роли и вызывает у нарушителя только злобу и раздражение. И, наоборот, когда мера воздействия справедлива, т.е. точно соответствует харак­теру нарушения с учетом личности водителя, то такое завершение инцидента не оставляет нехорошего осадка в душе ни у водителя, ни у сотрудника.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


3. Между достоинством людей и его признанием со стороны как граждан, так и представителей государства. Когда человек рассмат­ривается не как цель, а как средство, когда он становится объектом манипулирования, когда бесчестные люди, подхалимы, пустозвоны, приспособленцы преуспевают, а достойных работников дискреди­тируют и унижают — такая несправедливость раскалывает и кол­лектив и общество в целом, ведет к противостоянию социальных групп, административных работников и населения.

Справедливость, как и другие категории этики, — категория конкретно-историческая. Ее понимание, ее наполненность опреде­ляются как существующими условиями, так и близкой к ней кате­горией равенства. Близость этих категорий не означает их тождест­ва. При наличии равенства в тех или иных сферах жизни не всегда можно говорить о торжестве справедливости.

В Средние века, например, признавалось равенство только представителей того или иного класса или социальной группы (т.е. по социальной принадлежности). И лишь такое равенство призна­валось справедливым. Буржуазные революции раздвинули границы равенства до утверждения равенства между всеми людьми — прежде всего равенства перед законом. Принцип «свобода, равенство и братство» всех граждан был провозглашен впервые в «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой в августе 1789 г., и был впоследствии положен в основу французской конституции. Позже он был в той или иной форме включен в конституции прак­тически всех буржуазно-демократических государств. Однако неоп­ровержимым фактом было и остается то, что до подлинной спра­ведливости и равенства (даже перед законом) еще далеко. Так, зна­менитый Билль о правах, принятый в США в 1791 г., не только провозглашал, но и гарантировал всем гражданам свободу слова, собраний, право на охрану личности, жилища и имущества, на ско­рый публичный суд и др. Тем не менее совсем недавно, еще на па­мяти ныне живущих людей, чернокожие в этой стране рассматри­вались как люди второго сорта. То же можно сказать о латиноаме­риканцах и о выходцах из Азии. Да и сейчас в воззрениях многих людей эти предрассудки еще живучи и реализуются в их поступках. Словом, декларированное равенство далеко не всегда и не сразу ве­дет к справедливости и гармонии.

Обратимся к примерам из нашей российской действительности. Глава 2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина». В ней почти в 50 статьях детально рассматриваются права и свободы, провозглашенные в нашей стране. «Все равны пе-


1. Научные основы этики



ред законом и судом», — утверждается в п. 1 ст. 19. Но даже в прессе постоянно описываются случаи, когда сыновья высокопо­ставленных чиновников, да и сами эти чиновники или же те, кто су­мел дать взятку следователю, прокурору, судье, уходили от караю­щей руки закона. В п. 2 ст. 59 записано: «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральными законами». Предполагается, что речь идет о всех гражданах страны. На самом же деле эта обязанность исполняется в основном детьми рабочих и крестьян. Дети политической элиты, бизнесменов, бан­киров, высшего слоя творческой интеллигенции под разными бла­говидными предлогами от службы в армии уклоняются.

В силу этого ныне российская армия действительно стала рабо­че-крестьянской. Образовательный уровень военнослужащих резко упал. Из-за социальных условий жизни ухудшилось физическое и духовное здоровье призывников. Кроме того, материальное и тех­ническое обеспечение армии и правоохранительных органов пере­живает не самые лучшие времена. Однако все требования разо­браться в истинных причинах такого наложения «уходят в песок». Не удивительно, что подобная ситуация вызывает чувство протеста среди рабочих и крестьян и оценивается ими как несправедливая. Армия и флот, спецслужбы, полиция, другие правоохранительные органы должны стать предметом заботы не только властей, но и всего общества, получить обеспечение, соответствующее их само­отверженной деятельности и той пользе, которую они приносят обществу, — в этом подлинная справедливость и социальная и нравственная.

Имея много общего с категориями других наук, этические катего­рии обладают и некоторыми особенными чертами:

• отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с катего­риями других наук, высвечивая в них именно нравственный аспект;

• носят оценочный, аксиологический характер, т.е. их можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. или же наоборот — непорядочный, бесчестный, бесприн­ципный и пр.;



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


• являются средством регулирования взаимоотношений и пове­дения людей как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного;

• авторитет и значимость категорий этики, равно как и всех дру­гих нравственных образований (принципов, норм, требований, правил и т.п.), базируются на силе общественного мнения или самосознании личности;

• в категориях этики и особенно в близких к ним понятиях мо­рали в значительно большей степени, чем в категориях и по­нятиях других наук, выражена эмоциональная сторона обще­ственных отношений.

Категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в нем сконцентри­ровано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания лю­дей. Но оно, это содержание, может по-разному оцениваться людь­ми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также от образа жизни, от принадлежности к определенной социальной группе. Именно этим объясняется то обстоятельство, что нравственная оценка одного и того же жизненного события разными людьми часто бывает различной.

Вот «зарисовка с натуры»: Сотрудники патрульно-постовой службы «грузят» в машину мертвецки пьяного мужчину. Вокруг, как водится, собралась толпа зевак, по-разному комментировавшая происходящее. Особенно активна была одна пожилая женщина. «Антихристы, проклятые! Что же вы делаете, — кричала она, — че­ловек проспится и сам уедет домой...». Сотрудники ППС под ее напором на минутку замешкались, а потом, быстро сделав свое де­ло, уехали. Налицо не только разное, но прямо противоположное понимание таких категорий, как добро, справедливость, заботли­вость. На первый взгляд, можно было бы согласиться с добросер­дечной гражданкой, но это только на первый взгляд. Поддайся со­трудники на уговоры, и трудно даже представить, какие могли бы быть последствия. Пьяного человека могли ограбить, избить и т.п.

Как уже отмечалось, этические категории весьма многочисленны, поэтому в интересах науки и практики их принято классифициро­вать. Одни ученые делят их на структурные и субстанциональные (или сущностные). Критерием для такой классификации является деление категорий в зависимости от их места в системе морали и самой науке этике, где одни из них рассматриваются как ее каркас, а другие — как выражающие ее содержательный, сущностный аспект.


1. Научные основы этики



К структурным категориям относятся такие, как нравственный закон, нравственный принцип, нравственная норма, нравственные убеждения, нравственный идеал, нравственные отношения, нравст­венный поступок и т.п. При таком подходе в составе структурных категорий можно обнаружить и категории морального сознания (нравственные принципы, нравственные убеждения и др.), и кате­гории нравственных отношений (нравственный контакт, нравст­венный конфликт и т.д.), и категории моральной практики (нравст­венный поступок, нравственная санкция и пр.).

К субстанциональным, или сущностным, относятся категории, в которых выражается сущность морали как социального явления, как формы регуляции поведения и взаимоотношений людей (добро, зло, честь, совесть, справедливость, ответственность и т.д.). Именно с помощью этих категорий приобретают соответствующее наполне­ние структурные категории. Более того, именно с помощью сущ­ностных категорий формируются нравственные принципы и требо­вания к поведению людей: «Будь человеком долга», «Береги честь смолоду», «Сам погибай, а товарища выручай» и т.д.

Другие кладут в основу иной принцип: всю классификацию строят на основе одной из категорий, которая рассматривается как функциональная. Например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастья. Аристотель главной считал категорию блага, а Кант — категорию долга. Впрочем, нет единого взгляда на этот счет и в наше время. В отечественной этике всю совокупность категорий часто делят, исходя из структуры морали. В качестве основных эле­ментов этой структуры некоторые авторы выделяют моральную практику, моральное сознание и нравственное самосознание. Одна­ко более традиционной является позиция, согласно которой мораль включает в себя моральное сознание, нравственные отношения и нравственную деятельность. Принципиальной разницы между эти­ми позициями нет, поскольку во втором случае моральное сознание включает и самосознание, а нравственные отношения и нравствен­ная деятельность в совокупности составляют нравственную практику.

Приняв за основу вторую позицию, среди категорий этики можно выделить: категории морального сознания, категории нравст­венных отношений и категории нравственной деятельности. Следует заметить, что и эта классификация весьма уязвима, ибо все катего­рии находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, оказывают взаимное воздей­ствие друг на друга.

Моральное сознание в значительной степени определяет нрав­ственное поведение, дела и поступки личности; в свою очередь только реальная нравственная практика является критерием истин-


56


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


ности нравственных установок сознания. Например, категория долга, ее осознание личностью может быть проверено только практикой. Простое понимание должного, не подкрепленное соответствующи­ми реальными действиями, — пустой звук. Так, заявляя о своей приверженности требованиям служебного долга, молодой офицер в то же время отказывается ехать по распределению в отдаленную или «горячую» точку, хотя он, безусловно, понимает, что тем са­мым вступает в противоречие со своими заявлениями.

Категории этики так тесно связаны между собой, что они как бы аккумулируют в себе содержание друг друга. Дело обстоит таким образом, что содержание одной из них, как правило, раскрывается через использование других. Например, категория чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д. Ка­тегория мужества раскрывается с помощью категорий великодушия, самоотверженности, выдержки, смелости, храбрости и др. Катего­рия справедливости не может быть понята без таких категорий, как человеколюбие, правдивость, милосердие, почтительность, трудо­любие, беспристрастность, признательность и т.п.

1. Категории собственно морального сознания. К ним относятся:
моральный принцип, моральная норма, моральная или этическая
категория, моральное убеждение, нравственная цель, моральный
выбор и т.п.

В принципе можно утверждать, что все категории этики явля­ются и категориями морального сознания, ибо, какие бы стороны морали они не отражали, все они фиксируются в моральном созна­нии. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие — занимают центральное ме­сто в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики, ибо в этом случае они теряют свою земную точку опоры и превращаются в пустые абстракции. Простое морализирование, оторванные от жизни разговоры о добре и зле, справедливости и несправедливости мало чего дают. Более того, они ведут к ханжеству, демагогии, равнодушию. «Читать мо­раль» — нет ничего вреднее для нравственного воспитания. И на­оборот, если категории морального сознания отражают реальные отношения и действия, активно воздействуют на них, то несомнен­но, что они помогают лучше понять суть происходящего.

2. Категории нравственных отношений. К ним можно отнести
такие, как нравственное взаимодействие, нравственный конфликт,
моральный авторитет, моральная репутация и др. По своей функ­
циональной роли нравственные отношения есть выражение взаимо-


1. Научные основы этики



действия моральных субъектов. Эти отношения и оцениваются как нравственные потому, что они характеризуются теми или иными моральными оценками: дружественными, товарищескими, довери­тельными, уважительными, лицемерными, злобными, враждебны­ми и т.п.

3. Категории моральной практики, или функционально-поведен­ческие. В них находит выражение процесс реализации личностью тех или иных нравственных качеств на практике, в обыденном, по­вседневном поведении. К такого рода категориям, например, отно­сятся: моральный (или аморальный) поступок, моральное воздаяние, моральные последствия и санкции. Через них материализуются такие категории нравственного сознания, как моральный долг, честь, дос­тоинство, героизм или трусость, справедливость или несправедли­вость, верность или измена, благородство или низость, великодушие или жестокость и т.п. В категориях данной группы раскрывается в конечном счете назначение морали как регулятора человеческих отношений.

Рассмотренные особенности, классификация и сущность этиче­ских категорий имеют не только теоретическое, но и общеметодо­логическое значение. Без них, в частности, невозможен анализ профессионально-этических категорий, ибо они по сути дела явля­ются конкретизацией категорий общей этики. Набор этих катего­рий достаточно велик, но мы остановимся только на анализе самых существенных из них, поскольку они занимают большое место в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

1.7. Профессиональный долг, честь и совесть —

основа нравственных отношений

в правоохранительной деятельности

Категория долга — одна из важнейших в этике вообще и среди ка­тегорий профессиональной этики в особенности. Долгэто обще­ственная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носи­тель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Сферу морали с дос­таточным основанием именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справедливым. Будь! В долге, как ни в какой другой категории, силен обязательный побудительный момент. Он не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелитель­ный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Быть человеком долга — значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Многие из великих высоко ценили чувство долга. И. Кант пи­сал, что долг — это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. «Не забывай долга, — вторит ему А. Блок, — это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет»1.

Областью, в которой категория долга по­
лучила особенно большое признание, издавна
были сферы военной и правоохранительной
деятельности. Именно там долг, действитель­
ный или мнимый, использовался и использу­
ется как крайне действенная сила, движущая
людьми. Поэтому нередко при преследовании
узкопрагматических или карьеристских целей
возникает соблазн демагогического манипули­
рования этой категорией. Разобраться, где
долг истинный и где ложный, — дело не такое
А.А. Блок простое.

Служебный долг сотрудника правоохрани­тельных органов, будучи составной частью общественного долга, является нравственным в его объективном и субъективном выраже­нии. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой за­дачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том слу­чае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осоз­наются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудника правоохранительных органов — это высокая и почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государст­венно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобраз­ный апофеоз нравственности. Соотношение объективных требова­ний долга и желаний рассматривается разными учеными по-разному. Некоторые считают, что вообще между должным и желае­мым нет противоречий. Однако каждый человек даже эмпириче-

1 Цит. по: Воронцов В.П. Указ. соч. С. 114.


1. Научные основы этики



ским путем приходит к выводу, что это далеко не всегда так. Ко­нечно, личное осознание общественно должного как собственное требование сокращает дистанцию между должным и желаемым, между должным и сущим. Это сближение может быть несомнен­ным, но оно никогда не бывает абсолютным и никогда не стирает определенные противоречия между должным и желаемым.

Вместе с тем неверна и другая крайность, когда долг и желаемое рассматриваются как вечные противоположности, как два полюса, как два взаимоисключающих стремления. Такой крайний взгляд возможен тогда, когда долг выступает как нечто внешнее, чуждое, внутренне невоспринятое. Истина, как это часто бывает, лежит по­средине. Долг и желание — не исключающие друг друга противопо­ложности. Они могут очень сильно сближаться или расходиться, но никогда практически не исключают друг друга.

Задача руководителей, воспитателей и состоит в том, чтобы со­трудники правоохранительных органов видели эту диалектическую связь между долгом и желанием. Долг — это требование общества, коллектива, желаемое — атрибут личности. Важно осознать, что в конечном счете долг работает на достижение желаемого, а желаемое при его правильном понимании ведет к более успешному выполне­нию долга. Человек с высокоразвитым чувством долга может под­няться над своими субъективными желаниями и страстями, под­чинить всего себя требованиям долга, которые как бы растворяют в себе все личное. И таким образом должное становится могучим, несокрушимым желанием, превращается из внешнего во внутрен­нее побуждение личности.

Разлад между долгом и устремлениями и соблазнами личности, между долгом и чувством самосохранения ведет не только к прова­лу порученного дела, но и к самым серьезным последствиям для сотрудника правоохранительных органов, вплоть до собственной гибели. Исковерканная жизнь может стать ценой минутного сомне­ния в необходимости исполнения служебного долга, в справедливо­сти порученного дела.

Категория долга абсолютно несовместима с такими качествами личности, как эгоизм, лживость, жадность, высокомерие, чванство, лицемерие, ханжество и т.п. Они ослабляют моральные силы лич­ности, ее стремление к идеалу, героическому и могут подтолкнуть Даже к измене Родине, к предательству, к преступлениям.

Именно так случилось с бывшим офицером ГРУ Пеньковским. Будучи человеком неглупым, обладая организаторскими качествами, он в то же время был тщеславен и честолюбив, а добиваясь постав­ленной цели, мог заискивать и лгать. Не отличался Пеньковский и



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


супружеской верностью: свободное время проводил в основном вне дома, имел многочисленные связи на стороне1.

Конечная цель как руководителя-воспитателя, так и самих вос­питываемых, подчиненных — добиться органического взаимодейст­вия между долгом и желаемым.

Нравственность охватывает практически все отношения между людьми, их отношения к государству и обществу. Те же требования, которые предъявляются государством и обществом к человеку в его повседневной жизнедеятельности, нравственность отражает и за­крепляет в нормах общежития, соответствующих определенному идеалу. Нормы морали, воспринятые личностью, становятся ее внутренним побуждением, овладевают чувствами, приобретают силу привычки. Общественная мораль способствует дальнейшему укреп­лению общественного и государственного строя, формирует актив­ную личность.

В процессе формирования личности на нее оказывает влияние оценочная и нормативная сторона морали. Если оценочная сторона сконцентрирована в добре и справедливости, то нормативная — главным образом в долге. Долг — это фокус, через который вся со­вокупность моральных норм непосредственно связывается с прак­тической деятельностью людей. В этом фокусе соединяются в единое целое исходное и производное, оценочное и нормативное, достиг­нутое и перспективное.

В нем теория преобразуется в практику, идея добра и справедли­вости — в могучую материальную силу, моральные принципы и нормы — в реальные действия и поступки. В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает чет­кую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их дости­жения. Общественный долг, следовательно, можно назвать дейст­вующим сознанием. Он позволяет лучше всего охарактеризовать нравственность личности, так как о людях и их нравственных досто­инствах и недостатках судят, прежде всего, по действиям, поступкам.

Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив, и духовные силы общества в целом. В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудни­ков. Механизм поведения сотрудников правоохранительных орга­нов, суть нравственных отношений в их коллективах основывается на трех важнейших факторах:

• зависимости сотрудника от коллектива, государства и обще­ства, его заинтересованности в общественной поддержке и

См.: Кандауров А. Обвиняется Олег Пеньковский. М., 1993. С. 4—5.


1. Научные основы этики



одобрении, находящей эмоциональное выражение в чувстве и муках совести;

• определенной свободе, независимости сотрудника, которая выражается в возможности выбора той или иной линии пове­дения в пределах объективно определенного спектра возмож­ностей;

• ответственности сотрудников за результаты и возможные по­следствия «свободы» своих действий, т.е. обязанности каждо­го отдельного сотрудника быть готовым ответить за свой мо­ральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.

Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обес­печения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет чет­ко сформированные задачи, поставленные государством перед пра­воохранительными органами: сознательность и ответственность со­трудников при выполнении возложенных на них задач по укреплению правопорядка, защите безопасности государства и об­щества, прав и свобод его граждан; готовность и способность каж­дого сотрудника осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, определить свое внутреннее отношение к долгу, предъявить высокие требования к самому себе.

Определенные задачи правоохранительных органов становятся добровольной и целенаправленной деятельностью, так как они вос­принимаются сотрудниками как справедливые и истинные. Внут­ренний побудительный мотив органически входит в самую суть нравственного долга каждого сотрудника правоохранительных орга­нов как источник его нравственных сил.

Следует заметить, что требования общественного долга едины для всех членов общества. Однако труд сотрудников правоохрани­тельных органов особый. Специфика требований долга обусловлена характером задач, стоящих перед сотрудниками, особенностями организации, своеобразием условий, в которых протекает их дея­тельность. Эта организация требует особой ответственности, орга­низованности и напряжения нравственных и физических сил.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах гражданской жизни, т.е. в зна­чительной своей части носят деонтологический характер. Поэтому Долг не столько пожелание, сколько требование государства и обще­ства, и его веления должны быть выполнены. Нравственное содер-



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


жание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высо­кие качества — исполнительность и разумная инициатива, самоот­верженность и мужество, достоинство и честь, активное отношение к общественным обязанностям.

Все отношения, которые прямо выражают и закрепляют профес­сиональный долг, обладают нравственным и правовым авторитетом. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновре­менно и нарушением юридических норм. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оцен­ка и правовая норма. В сфере профессионального долга нет юриди­ческих требований, которые были бы лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, лишенных правовой ответственности.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1838. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия