Различное в морали и праве 1 страница
Ш. Юн ити UNITY Закон и право • Москва «2012
Коллектив авторов: В.Я. Кикотъ, И.И. Аминов, А.А. Гришин, К. Г. Дедюхин, J1.A. Казанцева, Н.А. Костиков, А.В. Опалев, С.С. Пылев, А.Р. Усиевич, А.В. Щеглов Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Профессиональная этика и служебный этикет: учебник П84 для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Кикоть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 559 с. ISBN 978-5-238-01984-0 Агентство CIP РГБ Применительно к реалиям современного общества систематизиро-ванно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений. Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов. ББК 87.75я73-1+ 67.7п5я73-1 ISBN 978-5-238-01984-0 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2011 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ФЗ № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.). Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2011
Введение Деятельность правоохранительных органов всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов и ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. Работа правоохранительных органов сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Уже одно то, что обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан, защиту их прав, свобод и собственности приходится с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, вызывает комплекс противоречий как в общественном, так и в индивидуальном сознании. При этом особое значение приобретает четкая постановка обществом задач для правоохранительных органов, определение их функций и полномочий, возможных и допустимых средств борьбы с правонарушениями. Предоставление обществом сотрудникам правоохранительных органов не только правовой, но и моральной санкции на проведение соответствующей деятельности по охране и защите прав граждан — с использованием властных полномочий — налагает на этих сотрудников высокую ответственность за строгое и точное соблюдение законности и сохранения границ допустимости действий, связанных с выполнением служебных обязанностей. И в этом случае речь идет о нравственных требованиях к поведению сотрудников правоохранительных органов, иначе говоря, о профессиональной этике. Для правоохранительных органов России эта проблема приобрела в последние годы особое значение. Как в условиях роста преступности сохранить и повысить нравственный потенциал сотрудников этих органов? Как на фоне сложных процессов, происходящих в обществе, добиться осознания каждым борцом за правопорядок своего профессионального и гражданского долга? Какие социально-политические явления оказывают наиболее существенное
При этом следует признать, что на государственную службу сейчас идут люди, многим из которых в так называемые «лихие 90-е» ни семья, ни школа по объективным причинам не смогли внушить базовые критерии, свойственные социальному общежитию. Многим молодым людям присуща вера в то, что учиться не надо, так как любые дипломы покупаются, получить престижную работу можно лишь за деньги или по знакомству. А жизненный лозунг большинства современных студентов-юристов — «финансовый успех любой ценой», ибо сегодня это единственная гарантия счастливого будущего. Общеизвестно и то, что государственный аппарат, особенно в последнее время, вынужденно черпает свое пополнение из тех слоев общества, которые не способны достичь высот в бизнесе, но желают жить богато. Если к этому добавить, что «поход» в правоохранительные органы за достойным легальным заработком — утопия, а в условиях безработицы любителю красивой жизни податься больше некуда, то остается доход, пусть нелегальный и в силу этого несколько опасный, но в то же время достаточно высокий. Естественно, для лиц, заброшенных таким образом «на поиск денег и чинов» на службу в органы правоохраны, высокий моральный облик — явление, мягко говоря, чуждое. Поскольку понятие «правоохранительные органы» пока еще не получило ни единого определения, ни отражения в законодательстве (это относится также и к перечню органов), представляется необходимым также рассмотреть вопрос о том, что понимается под правоохранительными органами и какими качественно-правовыми характеристиками они обладают. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие — меньшее. Для одних, соответственно их пониманию содержания рассматриваемого вида государственной деятельности, правоохранительными являются только те органы, что непосредственно ведут борьбу с преступностью, для других — те, которые искореняют преступления и иные посягательства, для третьих — те, которые поддерживают порядок в общественных местах, и т.д.
Вполне понятно, что такой «нестандартный» подход к определению круга правоохранительных органов признать приемлемым нельзя. В этом деле следует руководствоваться тем, что законодателем в качестве правоохранительного органа выделен специальный субъект правоохранительной деятельности с четко обозначенным его правовым положением, а соответственно: • определены способ и формы его деятельности, нарушение которых сотрудниками данного органа влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность; • имеется специально изданный нормативный акт, определяющий место правоохранительного органа в правовом пространстве России и в системе иных государственных органов; • он обладает хотя бы одной из правоохранительных функций и имеет право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение; См.: Гуненко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 2005. С. 14—15.
• наличествует специальная символика, атрибутика и т.п., что отличает или выделяет его среди других организаций. С учетом вышеупомянутых требований, специфики правоохранительной деятельности и ее функций (направлений) к таким органам можно отнести: 1) суды (Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации); 2) учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные федеральные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица); 3) прокуратуру; 4) следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроль1); 5) органы и должностные лица, уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы, Федеральной службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы исполнения наказаний2; 1 Так сокращенно именуется названное учреждение в Указе Президента РФ от 2 Наименования перечисленных министерств и федеральных служб даны так,
Перечисленные органы (учреждения, должностные лица) наделяются государством соответствующими полномочиями, содержатся за счет государственного бюджета, выполняют свои функции от имени государства и должны действовать в интересах как граждан, так и общества в целом. В силу этого их нередко именуют правоохранительными органами государства или государственными правоохранительными органами. Они и несут ответственность за осуществление: • конституционного контроля; • правосудия; • организационного обеспечения деятельности судов; • прокурорского надзора; • выявления и расследования преступлений; • охраны общественного порядка. Что касается функции оказания юридической помощи, то она осуществляется, как правило, негосударственными организациями либо обладающими соответствующими полномочиями (лицензиями) частными лицами-профессионалами. В этой сфере призваны действовать, как правило, адвокатура, нотариат и некоторые другие структуры. Их можно называть правоохранительными органами лишь с большой долей условности — с оговоркой, что они ни в коей мере не входят в структуру государственных органов и при принятии решений, связанных с оказанием юридической помощи (в том числе защиты по уголовным делам), должны действовать независимо, отстаивая с использованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается к ним с различного рода просьбами, в том числе с просьбами об обжаловании действий и решений государственных учреждений и должностных лиц. В системе всех правоохранительных органов (как государственных, так негосударственных) в силу специфики их деятельности, как известно, правовые средства воздействия, оценки, управления преобладают, а нравственные зачастую присутствуют как сопутствующие. Однако мораль редко бывает нейтральной и находится в этом состоянии весьма ограниченное время. На практике она ак-
Нельзя не отметить, что моралью руководствуются не только высоконравственные люди, но их антиподы — люди с низкой нравственной культурой и преступники с их ущербной и извращенной моралью. Человек, совершающий противоправные действия или преступления, как правило, морально оправдывает их. Такая позиция создает подобным субъектам условия морального комфорта в тех ситуациях, где морально здорового человека одолевали бы раскаяние, сожаление, стьщ. Эту особенность морали преступных элементов также нельзя не учитывать в профилактической работе и борьбе с преступностью. Предлагаемый учебник ставит своей целью дать систематизированное изложение нравственных основ правоохранительной деятельности, а также специфики деятельности некоторых правоохранительных служб и учреждений.
Глава 1 Научные основы этики Глава 2 Мораль в системе социальной регуляции Глава 3 Нравственное содержание правоохранительной деятельности правоохранительных органов Глава 5 Духовно-нравственная культура сотрудника правоохранительных органов и ее формирование Глава 6 Моральный фактор в правоохранительной деятельности правоохранительных органов коллективе правоохранительных органов
Глава 1 Научные основы этики 1.1. Философия как методологическая основа профессиональной этики. Этика и мораль Любой человек располагает определенными знаниями об этике и морали на уровне, так сказать, обыденных представлений. Нам же предстоит познакомиться с этикой как с научной теорией. Начнем с основных определений. Этика (от греч. ethos, лат. ethica — обычай, характер) — область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль во всех формах ее проявления. Мораль (от лат. mores — характер, нрав, проявляющийся в общении) — форма общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. В отличие от права мораль носит в основном неписаный характер, предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений. Нравственность — практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними1. Поскольку этика относится к области философских наук, то здесь зачастую приходится прибегать к языку философских категорий, не говоря уже о том, что ее сущность и все основные принципы базируются на философской методологии. Главной составляющей философской основы этики является диалектический метод познания. Поэтому нам прежде всего следует вспомнить, в чем заключается сущность этого метода и некоторые его принципы, которые имеют к этике непосредственное отношение. 1 Некоторые ученые рассматривают понятия «мораль» и «нравственность» как синонимы.
• абстрактной истины нет, истина — конкретна; и процесс познания есть прежде всего процесс движения «от абстрактного — к конкретному»; • одноплановьгх явлений не существует, всякое явление представляет собой единство противоположностей (и их борьбу), причем иногда может осуществиться их взаимопереход; применительно к этике в ряде ситуаций то, что воспринималось как зло, начинает рассматриваться как добро, и наоборот; • всякое количественное изменение, перейдя определенную границу, называемую мерой, придает явлению новое качество1. знание, состоит из двух основных компонентов. Одним из них явля ется постижение и усвоение свойств и характеристик (в конечном счете сущности) объектов; т.е. предметов и явлений, а также связей между ними, другим — их оценка, т.е. определение их важности, значимости с точки зрения познающего субъекта. Поэтому объект познания предстает для познающего субъекта, с одной стороны, как понятие, а с другой — как ценность. Совокупность понятий и связей между ними являет собой содержание знания, а совокупность оценок — систему ценностей. Коренное отличие этики от других сфер философской науки заключается в том, что ее принципы, категории, нормы и т.д. носят по преимуществу не понятийный, а ценностный, т.е. аксиологический характер (аксиология — наука о ценностях). Это не значит, что она не содержит позитивных знаний, но знания вырабатываются на основе оценки человеческих отношений и явлений социальной действительности. Главными критериями оценки являются представления людей о том, что есть добро и что есть зло — его антипод. Это основные категории этики и вместе с тем основные критерии морального и аморального, нравственного 1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 2006. Т. IV. С. 264.
Таким образом создается общественная и индивидуальная системы нравственных ценностей. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем у каждого человека носят своеобразный, только ему присущий характер, являя собой диалектику объективного и субъективного. В том случае, когда индивид признает приоритет общественной системы ценностей, он легко адаптируется к общественной системе, активно участвует в общественной жизни и одним из его главных мировоззренческих устоев становится принцип коллективизма. В противном случае человек сосредоточивается на своих личных интересах и его главной мировоззренческой установкой становится принцип индивидуализма. Когда «противостояние» общественного и личного, коллективного и индивидуального приобретает ярко выраженный, более того, непримиримый, антагонистический характер, человек «выламывается» из общества, становится диссидентом. Но в отличие от конкретного индивида общество не представляет собой некоей целостности. Точнее сказать, и представляет и не представляет. С одной стороны, всякое общество существует как целостное образование с едиными принципами общественной организации и управления, с определенными правовыми и иными государственными институтами, с едиными общественными интересами и целями. С другой стороны, общество — это сложный конгломерат людей, занимающих различное общественное положение и соответственно объединенных самыми различными интересами, целями и в силу этого формирующих различные системы ценностей. То есть можно говорить о различных нациях, классах, религиозных конфессиях, социальных слоях, типах культур и, наконец, профессиональных группах. Поэтому наиболее уместно использовать диалектическое соотношение категорий «общее», «особенное» и «отдельное, единичное», где общее — это общесоциальная, общечеловеческая мораль, особенное — моральные принципы и нормы, диктуемые спецификой (если говорить о профессиональной этике) той или иной профессиональной среды (в нашем случае — спецификой служебной деятельности правоохранительных органов вообще), и, наконец, единичное — действующее исключительно в сфере определенной службы. В последнем случае некоторые моральные нормы могут иметь парадоксальный характер — вплоть до
Во все времена и во всех странах кража квалифицируется как преступление. Таким образом, на этом — предельно абстрактном — уровне кража выступает как «общее». Двигаясь от абстрактного — к конкретному, мы уясняем, что в различных странах и в разные времена санкции, т.е. формы и степени наказания за виды кражи довольно существенно различались. И если в прежние времена где-то вору отрубали руку или же выжигали на лбу позорное клеймо, то сегодня санкции ощутимо гуманизировались и приняли сравнительно более цивилизованные формы. Этот «разброс» санкций с полным основанием можно обозначить как «особенное». И наконец, квалификация всякой кражи, рассматриваемой на конкретном уровне, т.е. в процессе конкретного судопроизводства, даже в пределах одного и того же законодательства и в один и тот же временной период, в разных судах может получить различную оценку. В данном случае мы имеем дело с «единичным» (или же «отдельным»). Кстати, на этом — предельно конкретном — уровне при вынесении приговора огромную роль играет нравственный фактор, и прежде всего при уяснении мотивации совершения кражи. Диалектика общего, особенного и отдельного в правоохранительных органах заключается в том, что в конкретных службах, как правило, действуют все три вида моральных принципов и норм. Так, основное содержание профессиональной морали во всех службах правоохранительных органов составляют общечеловеческие моральные нормы. Однако некоторые из них «окрашиваются» своеобразной спецификой. Например, такие моральные качества, как мужество, верность долгу, способность к самопожертвованию, чувство справедливости, здесь выходят на передний план, тогда как в других профессиях на первый план выходят иные моральные качества (скажем, в фармацевтике главным моральным качеством являются точность и аккуратность, ибо именно они играют решающую роль при изготовлении лекарства). Кроме того, здесь действуют, так сказать, «свои» моральные нормы, например обязательность неразглашения информации, имеющей конфиденциальный характер и полученной исключительно в силу возможностей той или иной службы. В своей совокупности такие специфически преломленные общечеловеческие нормы и принципы, присущие только правоохранительной деятельности, относятся к категории особенного. Третья же группа норм, относящихся к категории отдельного, единичного, характерна только для той или иной службы. Как правило, такие
Для того чтобы все это не показалось софистикой, нужно сказать несколько слов о возникновении и эволюции морали. Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. То поведение людей, которое соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное — аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов, что приносит наибольшую пользу. Естественно, эти представления менялись от эпохи к эпохе, и, кроме того, они, как уже отмечалось выше, были различны у представителей разных классов и социальных групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все это дает нам основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер. Но в конечном счете в ее основе всегда лежит социальная целесообразность. Таким образом, этика «заимствовала» у философии принцип социально-классового подхода и принцип историзма. На последнем стоит остановиться поподробнее, поскольку XX век, в частности последнее десятилетие, особенно в нашей стране, знаменуются столь бурной моральной «сменой вех», что это многими воспринимается как крушение моральности вообще.
|