Студопедия — Различное в морали и праве 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Различное в морали и праве 2 страница






Например, спекуляция всегда рассматривалась как постыдное и недостойное порядочного человека занятие, но та же спекуляция, переименованная в «свободное предпринимательство», стала одной из наиболее престижных профессий (вот яркий пример перехода зла в добро — он, кстати, характерен как для правовой, так и для моральной точки зрения). Рейтинг профессий, вызывавших когда-то наибольшее уважение в обществе, — инженер, учитель, военно­служащий и др. — сегодня набирает минимальное число баллов, а профессии, считавшиеся в прежние времена «незначительными», такие как бухгалтер, юрист, экономист, работник торговли, стали предметом вожделения «юношей, обдумывающих житье».


1. Научные основы этики



Изменились и требования, предъявляемые к сотрудникам пра­воохранительных органов, причем не только в нашей стране, но и в других наиболее цивилизованных странах. Расширяющаяся демокра­тия, соединенная с растущим всевластием рыночных отношений, по­степенно превращает полицию в своеобразную службу сервиса, где результативность служебной деятельности начинает определяться экономическими категориями, и в первую очередь соотношением «цена — эффект». И если прежде главным достоинством сотрудни­ка считалось четкое и точное исполнение приказов вышестоящего руководства, то в настоящее время делается упор на наибольшую эффективность, на результат служебной деятельности, на получение наивысшего качества при наименьших затратах. Следствием этого подхода стало вытеснение «исправного служаки» специалистом с развитым творческим началом, умеющим в необходимых случаях ломать устаревшие служебные стереотипы, способным к деловой, целесообразной самоорганизации своего труда. Поэтому совершен­но не случайно такие прежде сравнительно «малозначительные» ка­чества, как культура и нравственная воспитанность, т.е. умение са­мостоятельно решать служебные задачи и способность «брать на себя», вышли на одно из первых мест и получили статус «важнейших про­фессиональных качеств» сотрудника правоохранительных органов.

Принцип историзма подводит нас к вышеупомянутому положе­нию диалектики о конкретности истины. Соответственно, отражая конкретное бытие, которое постоянно находится в процессе движе­ния и изменения, сама истина начинает рассматриваться как про­цесс. Отсюда приходится признать, что на конкретном уровне не существует «вечных» норм этики. Они, во-первых, как уже указы­валось, меняются от эпохи к эпохе, а во-вторых, всегда представ­ляют собой диалектическое сочетание истины абсолютной и исти­ны относительной, где абсолютное — абстрактный принцип, а от­носительное — его понимание людьми определенной исторической эпохи. При этом абсолютное определяет (или, как говорят филосо­фы, детерминирует) собой относительное, а относительное обога­щает абсолютное.

Попробуем рассмотреть это положение на конкретном примере. Как гласит Библия, Бог призвал пророка Моисея на гору Синай и поведал ему десять заповедей, по которым должен жить народ Из­раиля и которые вот уже сотни лет почитаются людьми — верую­щими и неверующими — как непреложно истинные, как основные устои подлинной нравственности. Проанализируем седьмую запо­ведь. Она предельно кратка: «Не прелюбодействуй» (Библия, Ветхий завет, Вторая книга Моисеева, гл. 20, п. 14). В том, что прелюбо­деяние — грех, что оно безнравственно, согласны все, и верующие



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


и неверующие, причем такое отношение к прелюбодеянию не ме­няется уже много сотен лет, и на первый взгляд, может показаться, что оно относится к числу «вечных» норм морали. Но стоит перей­ти от этого абстрактного принципа к конкретному вопросу: «Что понимается под прелюбодеянием?», как мы увидим изменчивость его содержания в условиях различных исторических эпох. Заглянем в историю, и вот тут нас ожидают интересные открытия.

В той же Библии (но уже в Новом завете) мы находим опреде­ление прелюбодеяния людьми, жившими в начале новой эры: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот пре­любодействует» (Библия, Новый завет, от Матфея, гл. 5, п. 32). Библия утверждает, что эта заповедь принадлежит Иисусу Христу, но даже если это и так, то, несомненно, здесь отражены взгляды людей той эпохи. В том же виде эта заповедь повторена и далее: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (там же, от Марка, гл. 10, п. 9); «Кто разведется с женою своей и женится на другой, тот прелюбодействует от нее» (там же, п. 11); «И если жена разведет­ся с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (там же, п. 12). Похожие утверждения мы находим и у других евангелистов.

Подобный взгляд на развод существовал незыблемо в течение многих столетий: развод — это прелюбодеяние, он безнравствен, богопротивен, он осуждается обществом, ибо разводиться — это величайший грех.

Обратимся к России: быт и нравы рус­
ского общества получили прекрасное отра­
жение в живописи (картина В.В. Пукирева
«Неравный брак», 1863) и в литературе. В
романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Онегин и Татьяна любят друг друга. Но!.. «Я
другому отдана; я буду век ему верна». Одна­
ко, может быть, в Татьяне говорит просто
внутреннее благородство? Возьмем другое
произведение Пушкина — повесть «Дубров­
ский». Владимир опаздывает на каких-то
полчаса: обряд венчания свершился. Когда
Дубровский открывает дверцу кареты со сло-
Картина В.В. Пукирева вами: «вЬ1 свободны», Маша отвечает ему:
«Неравный брак» «Поздно, я замужем». И оба понимают, что

все кончено, что между ними непроходимая пропасть: брак священен. Однако уже во второй половине XIX в. в России (как и во мно­гих странах, идущих по пути прогрессивного развития) происходят огромные изменения в социальных, а отсюда и в бытовых отноше-


1. Научные основы этики



ниях. Общество не желает дальше мириться с диктатом церкви, с теми брачными цепями, которые она навечно накладывает на се­мью. Великий гений Льва Толстого позволяет ему открыть новые тенденции в брачных отношениях. Появляется роман «Анна Каре­нина», где впервые в русской литературе рассматривается тема раз­вода. В романе инициатор развода — Анна выступает как человек высоконравственный: она любит и не желает дальше «жить во лжи», а противник развода — Каренин, наоборот, представлен как человек безнравственный, ибо не чувство, но лишь боязнь потери общественного престижа руководит его действиями. И Толстой не останавливается на этом! Он пишет пьесу «Живой труп», где нрав­ственны все участники развода. И вместе с тем главный герой — Федор Протасов вынужден окончить жизнь самоубийством. Кто виноват? Виноват закон, препятствующий разводу. Он — безнрав­ствен, он — главное зло.

Произведения Толстого вызвали бурную реакцию в русском
обществе и немало способствовали тому, что «греховность» развода
была поставлена под сомнение. А дальше пришла революция, и
«святость» брака вместе с другими «буржуазными предрассудками»
оказалась выбро­
шенной на свалку
истории. Брак был
объявлен «частным
делом». Он, правда,
регистрировался, но
государство пере­
стало вмешиваться в
дела брачного ин­
ститута, в результате
чего он превратился
в пустую формаль­
ность: развестись
можно было когда
угодно, стоило это Советский суд

три рубля, и другую (худ. Б.в. Иогансон)

сторону извещали

простой открыткой, что она «уже больше не супруг». Естественно, в этих условиях проблема нравственности или безнравственности развода больше никого не волновала.

Однако после Великой Отечественной войны, на которой по­гибло много мужчин, резко возросла детская беспризорность и без­надзорность. Вопрос о прочности брачных отношений со всей ост­ротой встал на повестку дня. В 1944 г. принимается новый Кодекс о браке, семье и опеке, который узаконил для пресечения разводов поистине «драконовские меры». Развод стал невероятно сложной


18 I. Теоретические вопросы профессиональной этики

процедурой: для его осуществления требовалось выполнить массу формальностей, пройти две судебные инстанции, дать объявление в газете, заплатить порядочную сумму денег, и все равно суд имел полное право (и охотно этим правом пользовался) отказать истцу. Соответственно, изменилось отношение к разводу и со стороны общественного мнения: развод снова был объявлен одним из наи­более безнравственных деяний. Его причины подлежали обязатель­ному разбору на общем собрании служебного коллектива, более то­го, он вызывал ряд партийно-административных санкций — мог повлечь исключение из партии (или, по крайней мере, строгий вы­говор), разведенный лишался права на выезд за границу, развод обязательно сказывался на продвижении по службе и т.д. И только в последние годы развод перестал рассматриваться как «прелюбо­деяние» и вызывает осуждение общественного мнения лишь тогда, когда он связан с действительно безнравственными обстоятельства­ми (например, оставление отцом многодетной семьи, расторжение брака с супругом-калекой, нуждающимся в помощи, и т.п.), а само понятие «прелюбодеяние» стало относиться только к супружеской измене. Причем в отличие от прежних времен, когда измена мужа прелюбодеянием не считалась, сегодня это понятие распространено на всех участников брачного союза.

Все вышесказанное позволяет достаточно отчетливо осознать диалектику абсолютного и относительного в морали: само понятие, принцип, норма и пр. в абстрактном виде может осознаваться как нечто «вечное», «абсолютное», но их конкретное содержание изме­няется соотносительно с воззрениями исторической эпохи (а также в различных социальных условиях) и при этом может принимать характер, совершенно противоположный изначальному.

1.2. Сущность и структура морали

Очень кратко сущность морали была сформулирована в предыду­щем параграфе. Однако, поскольку мораль охватывает практиче­ски все сферы поведения людей и их взаимоотношений, то даже для того, чтобы сказать о ней самое главное, необходимо написать огромное количество томов, ибо сфера ее поистине бесконечна и безгранична.

На протяжении веков, начиная еще с античных времен, о морали написано неисчислимое количество трактатов, авторы которых пы­тались выявить в ней «самое-самое». Мораль трактовалась и как исполнение божественных установлений, и как опыт житейской мудрости, и как школа воспитания человека, и как средоточие че-


1. Научные основы этики



ловеческих добродетелей, и как высшая удовлетворенность индиви­да своим поведением, и как возвышенное служение чести, и как непререкаемое исполнение долга, и как инструмент обеспечения общественной стабильности и порядка, и как требование общест­венной пользы, и как обличение несправедливости и орудие утвер­ждения справедливости в обществе, и как средство обеспечения взаимопонимания и сотрудничества людей, и как следование голосу совести, и как путь к достижению высшего смысла человеческой жизни и т.д. и т.д.

Вышесказанное приведено лишь для того, чтобы показать бес­цельность поисков точного определения сущности морали, поэтому мы попытаемся дать хотя бы схематически основной каркас поня­тий, которые «организуют» науку этику. Наполнить этот «каркас» реальным содержанием — дело жизни каждого человека, ибо всю жизнь каждый человек строит, достраивает, совершенствует свою систему ценностей, свою концепцию нравственных представлений о должном поведении, о добре и зле, о счастье, справедливости, порядочности и других этических категориях и понятиях.

Итак, структура морали состоит из следующих компонентов.

Моральная деятельность — важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Только поступок, точнее, только совокупность поступков, характеризующая поведение лич­ности, дает представление о подлинной ее моральности. Таким об­разом, только деятельность, только практическая реализация мо­ральных принципов и норм дают личности право на признание ее _ моральной воспитанности, на наличие у нее подлинной моральной культуры. «Когда человек, — писал Гегель, — совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еше не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения явля­ется постоянной чертой его характера»1. И еще: «...Человек есть не что иное, как ряд его поступков»2.

Поступок, в свою очередь, содержит три компонента:

мотив — нравственно осознанное побуждение совершить по­ступок или же мотивация — совокупность мотивов, означаю­щая предпочтение тех или иных ценностей в моральном вы­боре индивида, совершающего поступок;

результат — материальные или духовные последствия по­ступка, имеющие определенное значение;

оценка окружающими как самого поступка, так и его резуль­тата и мотива.

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права // Соч. М.-Л., 1934. Т. 7. С. 186.

2 Там же. С. 235.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека (людей), коллектива, общества и исходя из тех моральных критериев и норм, которые являются референтными для тех, кто производит оценку. Следовательно, поступок — это не всякое действие, но действие, субъективно мотивированное, имеющее для кого-либо значение и потому вызывающее к себе определенное отношение (оценку). По­ступок может быть моральным, аморальным и внеморальным, хотя и здесь приходится вспомнить о диалектике, требующей конкретно­сти анализа — в данном случае оценки поступка.

Так, например, поднять подразделение в атаку — морально, но если атака безрассудна и неизбежно должна привести к бессмыс­ленной гибели людей, то этот поступок не только аморален, но и преступен. Выступление на собрании с предложением, как улуч­шить решение служебной задачи, — внеморально, но если высту­пающий знает, что своим предложением он вызовет гнев начальст­ва, то такое выступление является актом гражданской смелости и носит сугубо моральный характер. Поступки, ставшие стандартны­ми формами поведения, называются нравами. Социально и истори­чески обусловленная совокупность нравов, существующих в данном обществе, представляет собой определенный элемент культуры это­го общества, обусловливающий определенный тип общественного поведения.

Удивительно точно писал о деятельной природе нравственности В.Г. Белинский: «Так как сфера нравственности есть по пре­имуществу сфера практическая, а практиче­ская сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу — то здесь, т.е. в этих отношениях и больше нигде, — должно искать нравственного чело­века, а не в том, как человек рассуждает о нравственности, или какой системы, какого учения и какой категории нравственности он держится»'.

Моральные (нравственные) отношения — это те отношения, в кото­рые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъек­тивного (побуждения, интересы, чувства индивидов) и объективного

1 Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 7. М., 1989. С. 392.


1. Научные основы этики



(нормы, идеалы, нравы, обычаи и другие социальные факторы, с которыми индивидам приходится считаться и которые имеют для них императивный характер). Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права. Устойчи­вые нравственные отношения присущи стабильному состоянию общества, социальной группы, профессионального коллектива и т.д. В целом установившаяся система моральных отношений лежит в основе морально-психологического климата определенной соци­альной группы (служебного коллектива).

Нравственные отношения в служебном коллективе подразделя­ются, в свою очередь, на три уровня:

субординированные — отношения между начальниками и под­чиненными;

между коллегами;

с гражданами.

В каждой правоохранительной структуре и в определенной сте­пени в каждом служебном коллективе эти формы отношений приоб­ретают свой характер и формируются опять-таки по принципу диа­лектического сочетания общего, особенного и отдельного. Общее и в значительной части особенное определяются служебными докумен­тами: уставами, приказами, служебными инструкциями, наставле­ниями и т.п., а отдельное и некоторая часть особенного вырабаты­ваются в процессе служебного опыта того или иного коллектива, причем значительную роль играет командно-воспитательная дея­тельность и личный опыт руководителя коллектива и работников воспитательного аппарата. Именно служебный опыт — опыт взаим­ной деятельности в процессе решения служебных задач подсказыва­ет формы нравственных отношений, которые невозможно преду­смотреть никакими инструкциями. Так, в частности, позитивное воздействие на нравственный климат оказывает форма отношений между начальниками и подчиненными, основанная не на сугубо приказном тоне («Я приказал, а вы выполняйте»), но на деловом сотрудничестве, где немаловажную роль играет взаимное доверие, взаимная ответственность, обязательность, внимание друг к другу, взаимная заинтересованность в решении задач и т.п. Другим пози­тивным фактором является взаимная культура общения: умение слушать и слышать собеседника, уважительное отношение к его точке зрения, соблюдение правил вежливого тона и вообще правил служебного этикета и пр.

Моральное сознание включает в себя познание, знание, волевое по­буждение и определяющее воздействие на моральную деятельность



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


и моральные отношения. Сюда также относятся моральное самосоз­нание и моральная самооценка, порождающие нравственные чувства: стыд, укоры совести, раскаяние или же моральную удовлетворен­ность своими действиями, сознание правоты, довольство собою, гордость за совершенный поступок и пр. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на опреде­ленную совокупность моральных норм, образцов, принципов, тра­диций, идеалов. В моральном сознании этика тесно сближается с эстетикой, ибо подлинно нравственные элементы нравственного сознания (и порождаемые им поступки и отношения) — прекрасны. Недаром A.M. Горький называл этику эстетикой будущего.

Моральное сознание порождается потребностями общественно­го развития, прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений, и призвано обслуживать эти потребности. Будучи формой отражения действительности, мораль­ное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным (а критерием его истинности служит практика), оно содержит диалектику абсолютного и относительно­го, субъективного и объективного и т.д. Однако оно обладает и не­которыми специфическими свойствами. Прежде всего, по сравне­нию с другими формами общественного сознания оно способно оказывать более активное воздействие на повседневное поведение людей. Моральные представления, принципы, идеалы непосредст­венно вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. В отличие от науки моральное сознание действует в ос­новном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Лишь на высшем уровне — в этике моральное сознание приобретает черты научного познания, а нравственные представления и идеалы становятся осознанными убеждениями.

Моральное сознание, как и моральные знания, носят обязатель­ный характер. Мы можем себе представить человека (и не подверга­ем его за это суровому осуждению), который не обладает знанием философии, далек от политики, не разбирается в искусстве, не инте­ресуется религиозными проблемами, но дико и нелепо обнаружить, что человек не обладает моральным сознанием: не имеет никаких знаний об этических нормах и принципах, не обладает своей систе­мой ценностей, не испытывает моральных побуждений и т.д.

Существенный интерес представляет вопрос о соотнесении мо­рального и религиозного сознания. Существует довольно широко распространенная точка зрения (особенно усиленно она проповеду­ется служителями церкви), что только верующий человек может быть подлинно нравственным, ибо он «живет по-божески», то есть


1. Научные основы этики



уважает и соблюдает и библейские десять заповедей и заповеди, из­ложенные в Нагорной проповеди Иисуса Христа и в других религи­озных текстах. А паче всего он боится «гнева Божьего» на том и на этом свете, и чувство это человеку неверующему недоступно. В подтверждение ссылаются часто на роман Достоевского «Братья Карамазовы», где один из братьев — Иван ставит вопрос так: «Но если Бога нет, значит все позволено!» Однако, во-первых, далеко не все верующие являются людьми богобоязненными: к верующим от­носятся многие представители криминальной среды, что нисколько не мешает им творить зло и нарушать постоянно чуть ли не все за­поведи. Да и сама церковь на этот случай предусмотрела институт покаяния: грешить (то есть совершать безнравственные поступки) в общем можно. Важно только своевременно покаяться, и «Бог про­стит». А во-вторых, сами религиозные тексты в вопросах нравст­венности весьма противоречивы. И если в Ветхом завете утвержда­ется принцип «Око за око и зуб за зуб», «Мне отмщение и аз воз­дам», то в Новом завете, наоборот, предлагается «любить врагов своих» и «ударившему тебя по одной щеке подставить и другую».

И. Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все
более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи­
тельней мы размышляем о них, — это
звездное небо надо мной и моральный
закон во мне»1. Кант не был атеистом, но
суть дела он схватил совершенно точно.
Подлинно нравственному человеку не
нужно бояться законов — ни божеских,
ни человеческих. Он может не знать ни­
чего о Боге и о праве — все равно он бу­
дет жить «по правде», ибо любовь к лю­
дям, нравственное чувство — чувство
справедливости, живущее в его душе, его
совесть будут побуждать его служить добру и. Кант

и противостоять злу.

Следует отметить, что на практике все три компонента — мораль­ная деятельность, моральные отношения и моральное сознание — выступают как единая целостность, где они являются как бы гра­нями, разделение их делается лишь в теории и только для осмысле­ния особенностей каждого из компонентов.

Еще раз подчеркнем, что отнесение поступков и отношений к внеморальным носит условный характер: просто в данном случае (или в данном аспекте) моральная сторона или не рассматривается,

Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 499.


24


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


или составляет малосущественный элемент, которым можно пре­небречь. Что может быть на первый взгляд морального в бухгалтер­ском отчете? Но вовремя представленный, аккуратно и красиво на­писанный бухгалтерский отчет благотворно сказывается на реноме учреждения, вызывает положительное представление о деятельно­сти служебного коллектива, а это уже аспект нравственный: в своей совокупности такие аспекты благотворно влияют на отношение к данному учреждению и в определенной степени на судьбы сотруд­ников, здесь работающих.

Через нравственную деятельность и нравственные отношения человек осознает интересы других людей, коллектива и общества в целом. Именно они вырабатывают и закрепляют в сознании образцы поведения, образующие в своей совокупности систему ценностей, которая включает нормы, правила, запреты, требования, принципы и т.д., и все они являются различными элементами структуры мо­рали. Все они базируются на основном нравственном требовании: твори добро и не делай зла, а также на золотом правиле нравствен­ности: не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

1.3. Основные функции и принципы морали

В этом параграфе будет рассмотрен, так сказать, «рабочий инстру­ментарий» науки этики. Поскольку многие аспекты этических по­нятий уже были рассмотрены, теперь следует изложить их в виде некоторой системы и дать недостающие характеристики тех поня­тий, которые еще не получили достаточно четких определений.

Выше мы говорили о приоритетности моральной деятельности. Теперь же наша задача уяснить, в чем же заключается деятельная сторона морали, каковы ее «функциональные обязанности» или, попросту говоря, функции морали.

1. Регулятивная функция. Функция нравственного регулирова­ния взаимоотношений между людьми является главной и опреде­ляющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулиру­ется правом, и в этом смысле она дополняет право. Однако такое определение будет неполным и неточным, если не принимать во внимание то обстоятельство, что все правовые нормы также утвер­ждают справедливость, также служат добру или благу общества и граждан и поэтому носят безусловно нравственный характер.

Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс при­ведения реального поведения личностей, служебных коллективов и


1. Научные основы этики



государственных и общественных институтов в соответствие с дей­ствующими в обществе моральными нормами. В этих целях исполь­зуются такие «инструменты» регулирования нравственных отно­шений, как морально-этические принципы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обычаи, заповеди, привычки. На непосредственно практическом уровне регуляция осуществляется через посредство норм (простых норм нравственности): норм-ориен­тиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикетных норм). Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные функции — каждая по-своему — в той или иной степени «обслуживают» ее.

2. Оценочная (аксиологическая) функция. Как уже указывалось
выше, любой акт морали (поведенческий или духовный) определя­
ется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под уг­
лом «морально — аморально» или «нравственно — безнравственно»
являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные
воззрения, личностные качества и т.д.

3. Ориентирующая функция. Простые нормы нравственности яв­ляются «простыми» только в теории. В конкретной действительно­сти, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реали­зовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвешивать порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ори­ентир. Именно они способны помочь нам выработать систему мо­ральных приоритетов, являющуюся «компасом», позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.

4. Мотивационная функция. Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.

5. Познавательная (информационная) функция — направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об общественных нравствен­ных ценностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах мо­рального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформу­лировать модель нравственного поведения.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


6. Воспитательная функция. Любая система воспитания — это прежде всего система нравственного воспитания (ряд ученых счита­ет, что воспитанием является только нравственное воспитание, все остальное — просто общение). Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравст­венные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образ­цы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпре­тации нравственных знаний и убеждений применительно к кон­кретным ситуациям.

7. Коммуникативная функция. На кораблях, самолетах и других быстро движущихся объектах устанавливается специальное устрой­ство, которое при получении соответствующего запроса отвечает сигналом, условно называемым «я свой». Точно такой же способно­стью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого «сигнала» воз­можно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение «чувст­ва локтя», поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе слу­жебной деятельности осознание сигнала «я свой» и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но тем не менее он играет в этом процессе одну из главных ролей.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 768. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия