Студопедия — Различное в морали и праве 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Различное в морали и праве 12 страница






Преподавание учебной дисциплины призвано обеспечить:

• глубокое изучение курсантами и слушателями этических кате­горий и понятий, лежащих в основе профессиональной мора­ли сотрудников органов внутренних дел;

• уяснение курсантами и слушателями нравственных ценностей службы в органах внутренних дел и особенностей их прояв­ления в деятельности различных служб и подразделений;

• обучение курсантов и слушателей правилам обхождения с людьми, элементам межличностного повседневного общения, в том числе с разными категориями граждан;



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


• формирование у курсантов и слушателей устойчивых умений
и первоначальных навыков соблюдения служебного этикета в
конкретных жизненных ситуациях.

В результате изучения дисциплины курсанты и слушатели должны знать:

• на достижение каких целей (задач), как ближайших, так и стра­тегических, направлена деятельность органов правопорядка и связанные с этим трудности и лишения в службе и личной жизни сотрудников;

• содержание и особенности профессиональной этики сотруд­ников органов внутренних дел;

• содержание и смысл каждого положения Кодекса профессио­нальной этики сотрудника органов внутренних дел Россий­ской Федерации;

• этические аспекты (нравственную специфику) деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел;

• основные международные и российские нормативно-право­вые акты, составляющие правовой (юридический) фундамент профессиональной морали сотрудников;

• соотношение моральных, правовых и организационно-управ­ленческих норм в деятельности сотрудников;

• сущность профессиональной нравственной деформации и пу­ти ее предупреждения и преодоления;

• возможные пути (способы) разрешения нравственных кон­фликтных ситуаций в профессиональной деятельности;

• основные требования этики служебных отношений, а также служебного и общегражданского этикета;

уметь:

• относиться к каждому человеку — с уважением и признанием его личного достоинства, относиться как к высшей ценности;

• осуществлять выбор с точки зрения этики и морали, соотно­шения целей, средств и методов профессиональной деятель­ности, норм поведения в конкретных ситуациях;

• оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с правовой, но и с нравственной точек зрения;

обладать:

• обостренным чувством долга, нравственной чистоплотности, патриотизма;

• способностью принимать ответственные решения в экстре­мальных ситуациях;

иметь представление:

• об основных этических закономерностях и категориях морали;

• о происхождении, структуре, закономерностях развития и зна­чении морали;


3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности 135

• о содержании основных деонтологических документов поли­
ции крупнейших мировых держав.

В сентябре 2001 г. Советом Европы был принят Европейский Кодекс полицейской этики, положения которого носят рекоменда­тельный характер. Кстати, в мае этого года Советом Европы совме­стно с российским МВД на базе Московской Академии МВД Рос­сии был проведен двухдневный международный семинар по про­блемам полицейской этики.

В результате изучения дисциплин курсанты и слушатели долж­ны приобрести навыки:

• соблюдения правил служебного этикета;

• подлинно интеллигентного общения с людьми.

На это нас нацеливают «Общие принципы служебного поведе­ния государственных служащих», утвержденные Президентом Рос­сийской Федерации в августе 2002 г., где в частности, записано: «...проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям наро­дов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать меж­национальному и межконфессиональному согласию».

Следует всегда помнить, что зло существует и небезуспешно действует помимо наших знаний и представлений о нем.

Русский философ И.А. Ильин в своей работе «Чутье зла», не утратившей своей актуальности и в наши дни, писал: «В этом наша беда и наша опасность: мы живем в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознавания и определения его не имеем. Отсюда бесчисленные ошибки и блуждания.

Необходима зоркость к человеческой фальши; восприимчивость к чужой неискренности; слух для лжи; совестная впечатлительность.

Что же нам делать? Отходить от зла и творить благо... Постоян­но крепить в себе чутье к добру и злу. Беречь свое чувство чести; не снижать его требований; твердо верить, что бесчестье есть мое по­ражение и переход в лагерь дьявола...»

Зло, как чума, заразно, поэтому многие сотрудники органов внутренних дел остро нуждаются в постоянном подтверждении аде­кватности их санкций, в нравственной самозащите, «иммунитете» к злу во всех его проявлениях. Как активизировать этот иммунитет, как и из чего выстроить духовную защиту? — вот сегодня важней­шие профессионально-этические и духовно-нравственные пробле­мы сотрудников органов внутренних дел.

Только невежда может считать, что нравственность и профессио­нально-этическое воспитание наших сотрудников не связаны самым тесным образом. Напротив, вопрос о профессиональной этике и эс­тетической культуре личного состава в наши дни в силу известных причин стал особенно актуальным для деятельности МВД. Анализи-



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


руя конкретные служебные ситуации, приходишь к выводу, что зна­чение духовно-нравственных качеств наших сотрудников для эффек­тивности их работы, для мобилизации на решение служебных задач, для укрепления дисциплины и законности будет постоянно расти.

Будущий сотрудник органов внутренних дел больше, чем кто-либо другой, должен получить моральную закалку, те основы, на которых он должен прочно стоять в своем тяжелом, в том числе и психологически, труде; получить не только знания, но и убеждения, принципы поведения. Ведь на человека, пришедшего работать в органы внутренних дел, обрушивается поток негативной информа­ции, которая слабого духом может сломать.

Представляется весьма важным, чтобы в процессе усвоения слу­шателями этических знаний у них не создавалось впечатления оторванности от реальности, замкнутости учебного пространства, локализации в кругу этических «вечных» проблем и абстрактного теоретизирования. Этика как мощная ветвь могучего философского дерева есть живое, изменяющееся образование, само по себе посто­янно нуждающееся в энергии извне.

Надо сказать, что многие сотрудники потеряли уверенность в не­обходимости их деятельности для общества, склоняются к перемене профессии. Это повлекло за собой падение заинтересованности в добросовестном исполнении служебного долга, своих служебных обязанностей. Все это за последнее десятилетие повлекло значитель­ный отток квалифицированных кадров, вымывание профессиональ­ного ядра в ведущих службах, привело к резкому росту нарушений служебной дисциплины и законности. Не единичны и случаи долж­ностных предательств.

На наш взгляд, духовность — тот фундамент, на котором можно строить прочное «здание» из высокого морального духа, нравствен­ности и культуры. Духовность мы понимаем, прежде всего, как нрав­ственный «сплав» чувств, принципов и воли, составляющих мо­рально-нравственную и эстетическую основу человека, гражданина, сотрудника. Важнейшим подспорьем в этой многотрудной работе выступает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внут­ренних дел Российской Федерации, представляющий собой свод профессионально-этических норм, принципов и правил, обращенных к сознанию и совести сотрудника.

Таким образом, изучение Профессиональной этики и служебного этикета будет способствовать возникновению у курсантов и слушате­лей системных элементов духовной защиты личности и, в конце концов, формированию вполне определенного и психически устой­чивого нравственного иммунитета или механизма духовной защиты и безопасности личности сотрудника органов внутренних дел.


Глава История этических установок

в деятельности правоохранительных органов

4.1. Нравственная составляющая судебной власти в России начала XVIII — первой половины XIX в.

Государственная политика Петра I продолжила традиции самодер­жавной власти царя Алексея Михайловича по защите и укреплению основ абсолютизма. Создание регулярной армии и флота, профес­сиональной полиции, института фискалов, прокурорской службы, учреждение Правительствующего сената — высшего распорядитель­ного и исполнительного органа при царе, оформление судов в обо­собленные государственные учреждения, максимальное сосредото­чение власти (как светской, так и духовной) историки и юристы, писавшие в дооктябрьские годы, связывают с главными устремле­ниями петровских преобразований — достижение «добрых порядков» и «общего блага». Но выстраивание красивой правительственной схемы, написание регламентов и инструкций не означали автомати­ческого наступления благоденствия. Необходимо было добиться от всех слоев общества точного выполнения своих обязанностей, со­блюдения норм и предписаний. Воспитательный процесс в эпоху Петра Великого включал в себя абсолютное послушание подопеч­ных, а непослушание грозило наказанием. Какое наказание выберет «отец», зависело от его воли.

Кроме традиционных средств устрашения (угрозы, жесткие за­коны, многочисленные органы наблюдения и контроля) важное место отводилось воздействию убеждением, попыткам воззвать к долгу и чести чиновников. Венцом моральных предписаний Петра стало создание знаменитого «зерцала». Оно представляло собой треугольную пирамиду, каждая из граней которой содержала осо­бый указ царя. Первый указ, увидевший свет 17 апреля 1722 г., предписывал свято блюсти законы, верша все дела в точном соот­ветствии с уставами и регламентами. За любое нарушение полага­лась казнь «без всякие пощады». Второе предписание, выпущенное 21 января 1724 г., определяло поведение должностных лиц и посе­тителей в присутственном месте и повелевало им всем «чинно по-



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


ступать». За брань и крик полагался штраф и арест, а за рукопри­кладство — политическая смерть. Последний указ, изданный 22 ян­варя 1724 г., грозил чиновникам наказанием за незнание законов, так как от них «зависит правое и незазорное управление всех дел». Неоднократная провинность вела к лишению всех чинов и полной конфискации имущества. «Зерцало» полагалось держать на столе каждого присутствия (комиссии, коллегии, судебного учреждения, Сената и т.д.), чтобы любой служащий помнил строгость норм пет­ровского законодательства.

Петр придавал огромное значение инст­рукциям и наставлениям. Причем это касалось не только деятельности государственного ап­парата, но и повседневной жизни людей. Ве­ликий реформатор писал: «Наш народ яко де­ти, неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают»1. Учить и воспитывать подданных «полагалось» от рождения до самой смерти.

«Зерцало» с тремя указами Петра I

За годы правления Петра было выпущено больше законодательных актов, чем за все предшествующее столетие. Каждый петров­ский указ обязательно содержал три части: объяснение необходимости нормы, ее содер­жание и меру наказания за нарушение или несоблюдение предписания.

Но жестокость и суровость монарха, по-видимому, проистекали вовсе не из желания причинять страдания. Он все подчинял идее служения государству. Идее «общего блага» Петр подчинил и собст­венную жизнь, она стала основой ее существования. Служение происходило с полной отдачей сил, с готовностью жертвовать всем ради интересов страны. И собственный пример должен был вооду­шевлять других, толкая их на подвиги и свершения. Поэтому Петр, не задумываясь, брал в руки топор, лез на мачту, вставал к штурва­лу корабля, стрелял из пушек, танцевал на «ассамблеях» и делал тысячи других вещей, которых, казалось бы, вовсе не полагалось делать монарху огромной державы. Во время одной из прогулок на лечебных водах, когда в 1720-е годы у Петра возникли серьезные проблемы со здоровьем, он говорил: «Врачую тело свое водами, а прочих примерами, и в том, и в другом исцеление вижу медленное. Все решит время, на Бога полагая надежду»2.

1 Цит. по: Рудаков Л.И. Идея «всенародной пользы» Петра I. Тверь, 1994. С. 26.

2 История Петра Великого. М: РООССА, 2007. С. 85.


4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 139

Предъявляя высокие требования к своим действиям, Петр не думал щадить других. Известно, что в начале XVIII в. произошло окончательное закрепощение крестьян с одновременным слиянием их в единое сословие, главная обязанность которого заключалась в выполнении повинностей. Однако Петр поставил на службу госу­дарству и все остальные части населения России независимо от бо­гатства, общественного положения, вероисповедования, происхож­дения. Для многих размеренная жизнь в имении сменилась полной опасностей пожизненной службы в армии и на флоте.

В то же время идея «всенародной пользы» способствовала не­бывалому прежде росту правового просвещения и воспитания рус­ского общества. Самым явным свидетельством этого было требова­ние обязательной публикации любого закона. Нравственные идеи правосудия в эпоху правления Петра I выражались не только в за­конодательных актах, но и в политических трактатах, агитационных воззваниях. В указанном столетии большое развитие получает дело­вая письменность, появляется и такой новый литературный жанр, как сатирическая повесть. В форме этого жанра находит свое во­площение критика пороков «судной практики» в России XVII в. Наиболее яркими образцами произведений данного жанра стали народная повесть о Шемякином суде и сатирический «Список с судного дела слово в слово, как был суд у леща с ершом», более известный как повесть о Ерше Ершовиче.

Что же касается процессуального законодательства, то оно сде­лало в этот период огромный шаг вперед. Достаточно сказать, что впервые в истории русского права был создан процессуальный ко­декс, хотя и с несколько ограниченной сферой применения. «Крат­кое изображение процессов или судебных тяжб», а также Артикул во­инский стали первыми кодифицированными актами в российском законодательстве'. Суд призван был стать быстрым и решительным орудием в руках государства для пресечения всякого рода попыток нарушить установленный порядок. Усиливается наказание и за так называемые «процессуальные преступления»: за лжеприсягу, лже­свидетельство; вводится смертная казнь — «обычное украшение, — по словам историка В.О. Ключевского, — законодательства Петра2».

Законодатель пытается объяснить реформу необходимостью борьбы со злоупотреблением процессуальными правами сторон. «Видя жалкое положение правосудия, вследствие ябед, волокит и бесчисленных неправд тяжущихся, он (Петр I — Авт.) понимал, что словесное судопроизводство — суд и очные ставки воспитывают

Клеандрова В.М., Колобов Б.В. и др. Законодательство Петра I. M., 1997. С. 794. 2 Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. IV. С. 87.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


зло, отдавая весь ход процесса во власть тяжущихся и тем откры­вая поле их деятельности. Ему казалось лучшим средством против произвола тяжущихся подчинить их и самое развитие процесса контролю судей, которые уже по званию своему должны быть блю­стителям правосудия1.

Но это были лишь первые шаги, от которых он вскоре отка­зался, продолжая вмешиваться лично в судебные решения, а в 1722 г. вновь вверил такое вмешательство своим воеводам и губер­наторам2.

В книге В.В. Богуславского «Правители России» приводится характерный пример. В 1711 г. Петр впервые узнал о злоупотреб­лениях князя А.Д. Меньшикова, а три года спустя была назначена особая следственная комиссия, которая собрала достаточно доказа­тельств его вины в разного рода чудовищных хищениях и мздоим­стве. Однако когда члены суда, убедившись в виновности Меньши­кова, стали определять ему наказание, колеблясь между ссылкой и лишением жизни, Петр сказал: «Где дело идет о жизни или чести человека, то правосудие требует взвесить на весах беспристрастия как преступления его, так и заслуги, оказанные им отечеству и го­сударю, и буде заслуги перевесят преступления, в таком случае ми­лость должна хвалиться на суде»3. И, перечислив все заслуги Меньшикова, царь заключил свою речь словами: «И так, по мне­нию моему, довольно будет, сделав ему в присутствии за преступ­ления строгий выговор, наказать его денежным штрафом, сораз­мерным хищению; а он мне и впредь нужен и может еще сугубо заслужить оное»4.

С идеологической защитой и обоснованием петровских преобра­зований выступила группа дворян и священников, образно названная «ученой дружиной Петра». Потомственный дворянин В.Н. Татищев, идеолог промышленников и купцов И.Т. Посошков, архиепископ Феофан Прокопович увязывали в единый узел не только экономиче­ские, политические, но и социально-правовые преобразования в России, предлагали пути их скорейшего осуществления. Рассматри­вая вопросы, связанные с нравственным содержанием судопроиз­водства, они настаивали на профессиональной подготовке судей, полагая, что на судебные должности должны определяться лица

1 Кавелин К.Д. Собр. соч. СПб., 1897-1898. Т. 4. Стлб. 401.

2 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юриди­
ческих факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. М, 2005. С. 270.

3 Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. М, 2006. С. 503.

4 Там же. С. 503.


4. История этических установок в деятельности лравоохр. органов



только с соответствующим нравственным и профессиональным цензом. Такая позиция, согласно их мнению, в конечном итоге при­вела бы к правовой и нравственной зрелости всех подданных. С отсутствием же этого в стране Татищев связывал «бунты и разорения», поскольку полагал, что народное недовольство выражается в такой форме именно потому, что народ никакого знания не имеет и в темноте суеверий утоплен», поэтому его так легко мог­ли обманывать всякие «коварные плуты».

В.Н.Татищев

Нравственные идеи правосудия Татищева нашли свое выражение и в разработанных им требованиях к Закону:

1) выполнимость законов (недопустимость чрезмерных угроз
наказаниями);

2) принуждение людей соблюдать законы, если их совесть «молчит»;

3) сохранение обычаев древних, если они не противоречат спра­ведливости и добродетели1.

Возлагая все надежды на царскую власть, идеологи петровских реформ были все-таки дале­ки от мысли о всесилии царских указов. Вот что писал по этому поводу И.Т. Посошков: «Сколько новых статей издано, а немного в них действа, ибо всех их древностная неправда одолевает». До­вольно резко порицая «обветшавшие и искажен­ные неправыми судьями древние уставы», По­сошков предлагал «сочинить правосудную книгу с подлинным рассуждением на всякие дела».

Феофан Прокопович

Представляет немалый интерес точка зрения Феофана Прокоповича на роль верховного прави­теля, исполняющего долг служения народу. Мо­нарх Прокоповича — это просвещенный государь, который обязан заботиться не только об общем благе, но и о рас­пространении просвещения, искоренении предрассудков, устроении правосудия. Такое понимание верховной власти во многом было новым для русской правовой мысли.

Архиепископ пережил нескольких императоров (Петра I, Екате­рину I, Петра II, Анну Иоанновну), и каждому из них он произно­сил и писал панегирики, утверждая, что их божественный статус и великая слава обязывают «чинить правосудие», оказывая целена-

Стародумов В.А. История правовых учений петровской эпохи: Монография. Воронеж, 1966. С. 243.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


правленное воспитательное воздействие на сознание и чувства под­данных1.

Дальнейшее развитие нравственных основ законодательства о пра­восудии и правоохранительной деятельности связано с началом эпохи «просвещенного абсолютизма» Екатерины Великой. Следует отметить, что Екатерина II, чьи права на обладание российской короной с юридической точки зрения были более чем сомнительными, не без успеха использовала образ мудрого законодателя, величественно дарующего законы империи и во всех своих действиях руковод­ствующегося законностью. Справедливость при отправлении право­судия она объявила в числе главных задач своего правления. При этом вполне сознавала, насколько трудно будет ей обеспечить ис­полнение своих обещаний.

Вступив на престол, Екатерина II систему правосудия охарактеризовала следующими чер­тами: «1. Неисчислимое множество законов и приказов. 2. Частыя изменения, какия делают в одних и тех же законах. 3. Небрежное отношение судей и судов к поддержанию законов. 4. Непри­нужденность, с которой скрывают от сведения общества ошибки судей и других чиновников на коронной службе»2.

О том, какое впечатление такое правосудие производило на простой народ, яркое представ­ление дает замечание историка СМ. Соловьева: «При слове «суд» вздрагивает русский человек»3. В этих условиях проблема укрепления и пропаганды законности неизбежно стано­вилась одной из острейших в царствование Екатерины II. Правосу­дие для императрицы было прежде всего эффективным инструмен­том воспитательного воздействия, формой выражения идей, кото­рые она желала внушить своим подданным: «Снисходительность, примиряющий дух властителя, — писала она в одной из своих заме­ток, — сделали бы больше, нежели тысячи законов, а политическая свобода одушевила бы все. Часто лучше внушать преобразования, нежели предписывать»4. Многие законодательные акты, вышедшие

1 Цит. по: Лукин А.Б. Феофан Прокопович // Россия петровской поры. СПб.,
J 897. С. 49.

2 Мысли, замечания имп. Екатерины. Анекдоты // Записки императрицы Екате­
рины Второй. Спб., 1907. С. 641.

3 Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов (В мире мудрых мыслей). М., 2000. С. 345.

4 Мысли, замечания имп. Екатерины. Анекдоты // Записки императрицы Екате­
рины Второй. С. 640.


4, История этических установок в деятельности лравоохр. органов 143

из-под руки этой императрицы, представляют собой не только право­вые, но также настоящие идеологические, программные документы1.

Поскольку на Руси, как известно, во все времена видели в за­коне выражение совести или, как говаривали в древности, — правды, Екатерина П глубоко усвоила этот традиционный русский взгляд на закон. Законодательство западноевропейских стран, где все подроб­но, до мельчайших деталей, регламентировалось, вызывало у нее от­рицательные чувства. В представлении Екатерины правосудие — это не только способ регламентировать поведение людей, не только кара, но и милость, средство воспитания в душах подданных добрых качеств. «И так со стороны поставляем милосердие за основание за­конов и открываем дорогу к достижению правосудия; со стороны же любезных подданных наших ожидаем благодарности и послушания: чрез что сохранится благоденствие, тишина и спокойство государ­ственное»2, — заявляла императрица в Манифесте к сочинению про­екта нового Уложения.

Немаловажен в этом смысле и следующий текст статьи V «На­ставления губернаторам»: «Хотя о душевредном лихоимстве и гнус­ных взятках многими строжайшими указами обнародовано, и МЫ особливо ныне надеемся, что все НАШИ верноподданные, чувствуя матеренское НАШЕ определением достаточнаго им жалованья ми­лосердие, не прикоснутся к толь мерскому лакомству, прелестному только для одних подлых и ненасытным сребролюбием помрачен­ных душ»3.

Составляя тот или иной нормативный акт, российская императ­рица не просто формулировала правовую норму, а, как правило, одновременно выражала свою нравственную позицию. Поэтому тексты законов, вышедшие из-под руки Ее Величества, наполнены эпитетами, причем чаще всего возвышенными и производили ог­ромное воспитательное воздействие.

Реформы Екатерины II, отражавшие в целом предложения и пожелания дворянского сословия, способствовали и совершенство­ванию органов местного управления, включая и судебные органы. Тем не менее, деятельность местных судов по-прежнему характери­зовалась волокитой, взяточничеством, низким образовательным уровнем судей, неоправданной зачастую жестокостью карательных мер, недостаточным соблюдением законности в деле отправления

Томсинов В.А. Императрица Екатерина II о законах и законности. Статья вто­рая // Законодательство. 2001. № 10. С. 84-87.

Законодательство Екатерины II / Под ред. О.И. Чистякова, Т.Е. Новицкой. М., 2000. Т. 1. С. 155. 3 Там же. С. 330-340.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


правосудия и т.д. «В учреждениях, установленных при Екатерине II, — по меткому замечанию А.А. Кизеветтера, — эти новыя начала по­лучили скорее принципиальное признание, чем практическое осу­ществление»1.

Александр I, вступивший на престол в результа­те убийства Павла I, обещал управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой баб­ки»2. Начало его царствования было ознамено­вано широкой подготовкой к реформам систе­мы государственного управления. Воспитанный на идеалах и ценностях эпохи Просвещения, молодой монарх горячо стремился предстать перед своими подданными в образе легитимно­го защитника их интересов.

Вместе с тем он ясно видел, что государственные институты России находятся в плачевном состоянии. Для них были характерны беспорядок, беззаконие, низкая эффективность, бумажная волокита и т.д. Александр I и его ближайшее окружение сознавали, что задачей первостепенной важности является рационализация организации власти и ее централизация. Император стремился создать новый аппарат государственного управления с качественно новыми чиновниками. Для чего считал необходимым улучшить и расширить систему образования.

Выдающийся политический деятель Михаил Михайлович Сперанский также поддерживал и обосновывал этот курс. По мнению Сперанского, причиной неудовлетворительного функционирования судебной системы являлись не плохие законы, а низкий профессиональный уровень и моральная нечистоплотность судей и судейских чиновников.
М.М. Сперанский Однако создать широкую группу обра-

зованных, просвещенных и нравственно зрелых юристов в короткие сроки нельзя. Здесь требуются годы и годы. Поэтому переустройст­во судопроизводства, полагал Сперанский, должно начаться только после общеадминистративных реформ и реформы системы образо­вания, в том числе и правового.

1 Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России IX—XIX вв.: Исторический
очерк. М., 1910. С. 154-155.

2 Там же. С. 204.


4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 145


Следует отметить, что Россия петербургского периода ее истории заимствовала у Запада не только формы организации государствен­ной власти, но и способы подготовки чиновничества. Создание Харьковского и Казанского университетов, а также Петербургского педагогического института (в 1819 г. преобразован в университет) были не менее важными мероприятиями для царствования Алек­сандра I, чем министерская реформа. Главной целью новой системы образования провозглашалась подготовка юношества к государст­венной службе, что было перенесено на время правления Николая Павловича.

Для Николая I закон был сакральным про­явлением личной воли самодержца. В сущ­ности, этот император разделял негодование декабристов и других прогрессивных сил русского общества по поводу отечественно­го судопроизводства. Он не получил специ­ального юридического образования, но на формирование его личности оказало боль­шое воздействие царившее в правящих кру­гах России недовольство отсутствием четких и определенных законов, злоупотребления­ми судейских чиновников и т.д. Николай ™.A. Балугьянскии был твердо убежден, что правосудие и законность суть фундамент любого государства. Контроль за деятельностью основных сановни­ков — таково было его решение проблемы государственного управ­ления. После восшествия на престол он лично со всей тщательно­стью следил за работами по кодификации. Создав II Отделение, поставив во главе его М.М. Сперанского и М.А. Балугьянского, крупнейших юристов той эпохи, император внимательно наблюдал и контролировал подготовку Свода законов.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1165. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия