Структура правосознания
Правосознание имеет сложную структуру и состоит из трех компонентов: правовой психологии, правовой науки и правовой идеологии. Названные компоненты, будучи различными по своему непосредственному содержанию, взаимно предполагают друг друга. Правовая психология представляет собой совокупность правовых оценок, чувств, эмоций, воли, которые проявляются у отдельных граждан, социальных групп и общества в целом в процессе их предметно-практической деятельности по толкованию норм права и их реализации в конкретных правоотношениях. Для этого компонента правового сознания характерны два признака: 1) процесс отражения, познания права ограничивается усвоением (толкованием) норм права, знанием происходящих в стране и мире правовых событий и формированием на основе познанного психологических феноменов: оценок, чувств, эмоций, волевых актов; 2) познание осуществляется сугубо с практическими целями, для осуществления каких-либо юридически значимых действий, поступков. Любой взрослый человек обладает той или иной совокупностью правовых знаний, которые он получает из собственного опыта, в процессе воспитания и образования, через средства массовой информации и иных источников. На основе этих знаний — не имеет значения, что они являются неполными и неточными, а то и вовсе неверными, — человек формирует собственное мнение о полезных и необходимых свойствах права и действующих нормах права. У человека складывается устойчивое мнение о том, какие свойства права обеспечивают удовлетворение материальных и духовных потребностей, свободу деятельности и надежно защищают от правонарушений. Например, законопослушные граждане полагают, что действующее право должно быть справедливым, гуманным, должно обеспечивать охрану их законных интересов, защищать от произвола должностных лиц и государственных органов, не содержать суровых санкций за незначительные правонарушения. В результате у них создается некий идеал «хорошего», «справедливого» права или, иначе говоря, формируются ценностные ориентации в области права. Граждане положительно оценивают принимаемые государством нормативно-правовые акты и меры по совершенствованию практики реализации норм права, если эти акты и меры соответствуют их ценностным ориентациям. И, наоборот, граждане дают негативные оценки нормативно-правовым актам и действиям государства, которые не соответствуют ценностным ориентациям граждан. Как позитивные, так и негативные правовые оценки вызывают у граждан определенные эмоции, чувства. Под эмоциями в психологии понимают психические реакции человека на предметы внешнего мира и собственное поведение. Это могут быть радость, грусть, страх, восторг, досада, разочарование, смущение и др. Длительные или постоянные эмоции личности понимаются как чувства. К их числу относятся, например, чувства долга, дружбы, справедливс сти. Весь спектр эмоций и чувств человека проявляется в его отношениях и оценках к праву. Так, правовые эмоции и чувства могут выражаться в осознании необходимости исполнять юридические обязанности, в гуманном отношении к лицам, совершившим правонарушение, в раскаянии за содеянное, разочаровании вновь принятым актом и т.д. Правовые оценки, эмоции, чувства оказывают существенное влияние на выбор человеком конкретного варианта поведения, т.е. на процесс формирования воли. В социальной психологии под волей понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, сознательное принятие решения действовать определенным образом. В тех случаях, когда действующие нормы одобряются и поддерживаются гражданами, вызывают у них положительные эмоции и чувства, граждане, как правило, выбирают правомерный вариант поведения. Они удовлетворяют свои интересы и потребности в установленном законом и иными актами порядке, вступая в конкретные правоотношения. Граждане могут избирать правомерный вариант поведения и в случае негативного отношения к действующим нормам права, боясь быть привлеченными к уголовной, административной или иной ответственности. В современном обществе не так уж редки случаи, когда граждане или иные лица решаются действовать противоправно, в обход закона, совершать правонарушения. Подобный вариант действий избирается как по мотивам несогласия с действующим правом, так и вследствие затруднений, которые субъект не может преодолеть, действуя только правомерно. Например, гражданин желает иметь в собственности автомобиль, но не имеет достаточных средств для его приобретения. В этих условиях он принимает решение достать деньги на покупку автомобиля незаконным путем, совершив ограбление магазина или банка. Процесс формирования воли нередко представляет собой сложный акт, где решающее значение имеют мотивы и правовые установки. Мотивы — это побуждения, которыми человек оправдывает необходимость и целесообразность осуществления избранього им ва рианта поведения. Человек как бы самому себе объясняет, почему в этой ситуации он должен действовать так, а не иначе. В числе мотивов могут выступать самые различные обстоятельства: эмоции и чувства, нравственные требования, желание достичь поставленной цели, недостаточно активная или, наоборот, активная деятельность правоохранительных органов государства, гарантированность успеха в реализации принятого решения. В сложных ситуациях, допускающих возможность многовариантного выбора варианта поведения, происходит борьба мотивов. Человек долго и тщательно продумывает оптимальный вариант своего поведения и соответствующим образом мотивирует его. Процесс формирования воли может быть значительно упрощен благодаря правовым установкам, побуждающим человека действовать определенным образом — правомерно или противоправно. Большинство граждан имеют установки на правомерное поведение. В любой, самой благоприятной для правонарушения ситуации гражданин с такими установками неукоснительно соблюдает и исполняет действующие нормы права. Его ценностные ориентации в виде осознания необходимости уважать действующие в обществе законы, права и законные интересы других лиц, добросовестно относиться к своим обязанностям удерживают его от совершения правонарушений. В то же время у определенной части населения установки на правомерное поведение выражены недостаточно четко либо отсутствуют вовсе, но обнаруживается склонность к совершению противоправных деяний, особенно если для этого созданы благоприятные условия. Ценностные ориентации, чувства, эмоции, воля, мотивы, правовые установки и другие компоненты правовой психологии в полной мере присущи и лицам, обладающим профессиональными юридическими знаниями, осуществляющим юридическую деятельность в суде, прокуратуре, иных государственных органах, адвокатуре и иных общественных объединениях. В процессе практической деятельности юристы-профессионалы, руководствуясь собственным правосознанием и имеющимися ценностными ориентациями, определяют свое отношение к действующим нормам права, выражают правовые чувства, формируют свою волю и мотивируют ее. Все правовые реше-иия юристов-профессионалов носят более компетентный, осознанный и мотивированный характер, нежели у граждан, не имеющих системных юридических знаний. Таким образом, правовая психология отражает право, иные правовые явления на уровне того, что реально существует, а творческие познавательные акты ограничиваются формированием воли и принятием юридически значимых решений с целью ВОЗНР кновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений. Однако для развития, совершенствования действующих норм права таких знаний и действий оказывается явно недостаточно. Правовое регулирование, как и любая сложная социальная проблема, требует научного подхода и знания закономерностей, по которым функционирует и развивается право. Знания такого рода составляют содержание правовой науки — правоведения. В настоящее время правоведение представляет собой достаточно развитую систему, состоящую из общей теории права и государства, истории государстря и права, науки государственного (конституционного) права, науки гражданского права и других юридических наук. Как относительно самостоятельный компонент правового сознания правовая наука отличается от правовой психологии прежде всего глубиной познания права и практики его реализации в конкретных правоотношениях. Научное познание права начинается с изучения действующих норм и практики их реализации в конкретных отношениях. Однако ученые-юристы не довольствуются этими знаниями и конечную цель своих исследований видят в выявлении закономерностей, которые лежат в основе права и определяют его развитие. Словом, правоведение призвано отвечать не только на вопрос о том, каково существующее право, но и, главным образом, на вопрос о том, каким должно быть совершенное, эффективно действующее в обществе право, каковы его внутренние глубинные свойства, признаки, закономерности. Правовая наука отличается от правовой психологии и особыми методами познания. Сложный процесс выявления закономерностей права требует применения специальных и весьма сложных приемов, способов научного познания. Так, эмпирическое познание права и практики его действия осуществляется с помощью конкретно-социологических методов, методов толкования права, разного рода статистических приемов. Теоретические знания о праве получаются с помощью методов абстрагирования, системного анализа, моделирования и др. Правовая наука предъявляет весьма строгие требования и к познающему субъекту, специалисту, осуществляющему научные исслеювания. Если на уровне правовой психологии познавательные акты осуществляет любой здравомыслящий человек, то способностью ге-юрировать новые научные знания обладает далеко не всякий специ-лист, имеющий высшее юридическое образование. Для занятия наукой требуются углубленные теоретические знания в соответствую-1сй области правоведения, умение творчески применять научные 1етоды познания, способность к абстрактному мышлению и уме-1ию открывать новые, ранее не известные знания о праве, его зако-юмерностях. Процесс подготовки ученого-юриста занимает доста-)чно длительный период, требует длительных и системных заня-ш, большой эрудиции. Поэтому круг лиц, занимающихся научной деятельностью в области правоведения, не очень велик. Третьим компонентом правового сознания выступает профессиональ-сознание юристов. Его содержание составляют научные знания, соторые профессионалы-юристы получили в процессе обучения в юри-*ческих вузах или на юридических факультетах университетов. Однако в отличие от ученых-юристов, юристы-профессионалы используют аучные знания для решения проблем, которые возникают в ходе их фавотворческой, правоприменительной либо правоохранительной деятельности. Поэтому результатом применения профессионального дознания выступают не новые научные знания, а документы, право-фименительные, нормативно-правовые и иные акты, принимаемые в юде практической юридической деятельности. Четвертый компонент правового сознания составляет правовая иде-югия. Ее содержание составляют идеи, взгляды, предложения о путях жершенствования действующего права в целях придания ему наиболь-ieft адекватности социальным и иным условиям того общества, в кото-эм это право действует. Правовую идеологию разрабатывают прежде: его политические партии с учетом интересов, чаяний социального юя, класса, представляемого соответствующей партией. Вследствие противоречивости интересов, целей отдельных сло-в, классов общества правовая идеология, выражаемая одной по-штической партией, может существенно отличаться от правовых взглядов, идей других партий. Наиболее острая борьба идеологий шблюдается между буржуазными и коммунистическими, рабочими партиями. Все буржуазные партии стремятся укрепить буржу-шое законодательство, объявляют его самым справедливым, са-1ым демократичным и даже «естественным». Рабочие, коммунистические партии основательно критикуют буржуазное право, показывают его исторически преходящий характер и предлагают конкретные пути преобразования буржуазного права в право, защищающее интересы рабочего класса и всех трудящихся, в с оциалис-тическое право. В юридической литературе правовая идеология нередко трактуется как составная часть правовой науки. По нашему мнению, подобный взгляд на правовую идеологию является неточным. Во-первых, правовая идеология может возникать и развиваться вне связи с правовой наукой. Например, в ряде исламских государств правовая идеология основывается на религиозных догматах: Коране, Сунне и других источниках. Идеология индусского права также отражает систему религиозных, философских и социальных норм, именуемую индуизмом, который также весьма далек от научной трактовки права и закономерностей его развития. Во-вторых, правовая наука и правовая идеология имеют разные задачи. Правоведение стремится раскрыть объективно-истинные знания о праве, не связанные с чьими бы то ни было классовыми интересами. Хотя это требование трудновыполнимо, тем не менее имеется ряд общепризнанных теоретических положений, выводов, отражающих действительные связи, свойства права. Это, например, знания о содержании и строении таких явлений, как норма права, правоотношение, правонарушение, система права. Лишены классовой политической окраски и многие правовые понятия, категории, раскрываемые отраслевыми юридическими науками. Правовая идеология, наоборот, связана прямо и непосредственно с интересами определенных классов, социальных слоев, отражает их представления об идеальном, наиболее совершенном праве. При этом идеология органически дополняет научные знания тем, что разрабатывает пути их непосредственного претворения в предметно-практическую деятельность, в процессе совершенствования наличного права, законодательства. Тем самым правовая идеология является необходимым связующим звеном между правовой наукой и юридической практикой, обеспечивает их взаимодействие и дальнейшее развитие. Вышеизложенное позволяет, таким образом, рассматривать правовую идеологию в качестве самостоятельного компонента правового сознания.
|