Религиозное значение Москвы
Москва является не просто великим городом, не просто великой столицей, не просто символом гигантской Империи. Москва — базовое понятие богословия и геополитики. Москва названа " Третьим Римом" не просто как метафора или самопотворство узко национальной гордости. Все гораздо, гораздо глубже. В Православии существует особое учение о " трех Римах". Первым являлся имперский Рим до Христа — тот самый, на территории которого Сын Божий сошел на землю. Этот Рим был универсальной реальностыо, объединявшей в цивилизационное единство гигантские пространства, многочисленные народы и культуры. Второй Рим, Новый Рим — Константинополь, столица Римской Империи, принявшей благодать святого крещения. Отныне римская Империя приобрела сугубо церковный, глубоко христианский смысл. Православный Император, василевс, как глава Империи, был отождествлен с загадочным персонажем из 2-го послания св. Апостола Павла к Фессолоникийцам — " держащим", " катехоном", — который должен препятствовать в конце времен " приходу сыну погибели". Приход Христа — центральное событие мировой истории. Все, что предшествовало ему, было предзнаменованием. То, что за ним последовало, было универсализацией Благой Вести. И центром истории в христианскую эпоху, в православном понимании, был именно Рим, Новый Рим, Константинополь и его глава — православный василевс. Иными словами, после Константина Новый Рим (Второй Рим) был истинным субъектом истории, рычагом таинственного домостроительства Спасения и Обожения экумены. Еретический Запад во главе с германскими королями-узурпаторами и обмирщвленным католическим клиром отпал от Рима, а значит, отпал от Церкви. Ватикан был анти-Римом, отрицал православное значение " катехона" -василевса, неправомочно утверждал тотальность папской власти. После раскола Церквей на Западную (католическую) и Восточную (Православную) единственным хранителем истинного христианства остался Новый Рим, Византия, католики же пали в бездну отступничества. От них " катехон" был изъят. Но и Второй Рим обречен был на падение. Когда поколебался в вере и попытался прибегнуть к военной помощи Запада против тур-ков, даже ценой отказа от твердого стояния в православной истине и принятия Флорентийской Унии. Но это его не спасло, может быть, напротив, окончательно погубило. И тогда, казалось, нет больше места " катехону", " держащему", двери для прихода " сына погибели" открыты. Но в северном царстве, во снежных и диких землях, населенных странным, задумчивым, созерцательным, погруженным в стихию своей тайной миссии народом, все вещи остались такими, будто страшного события — " удаления держащего" — не произошло. Как рай был избавлен от декаданса грехопадения всех остальных мест земли, Русь оказалась единственной страной, где чудесно сохранились пропорции и нормы подлинного христианства. Итак, вечный город переместился на Север, в Москву. Москва отныне приняла эстафету субъекта истории. Позже было установлено на Руси Патриаршество, в полной мере утверждена " симфония властей". Москва стала синонимом Православия в поствизантийскую эру. Последним оплотом Спасения, ковчегом истины, Новым Израилем. Москва — это печать богоносности русского народа. Этот город вошел в духовную историю последним. Третий Рим, " четвертому не быти". Но последние станут первыми, значит Москва — самая богоизбранная точка земли. А так как именно нашу человеческую землю Спаситель избрал местом Воплощения, значит место это — центрально во всей Вселенной. Москва — истина, жизнь, путь, благо. Москва — абсолют. Тень антихриста пыталась сломить и этот последний оплот Благой Вести. Двести лет петербургской, романовской России — период " мерзости запустения". Нет Патриарха, нет полноценной симфонической монархии, нет Москвы как столицы. Все сходится. И лишь в 1917 странные разномастные одержимые личности — большевики — как высший парадокс, как странная сотериологичес-кая энигма ставят вещи на свои места. В этот период, несмотря на откровенные антицерковные гонения, восстановлено Русское Патриаршество, упразднена предательская династия, и самое главное: Москва — снова столица, снова Третий Рим. Тем временем в резиденции московских (!) царей чудесно обнаружена икона " Державная". На ней — Царица Небесная на троне, как властительница России, как самодержица Третьего Рима, святого города Москвы, прекрасней и трагичней которого нет, не было и не будет во Вселенной.
|