Заговор квантов
Временная парадигма в ее наиболее совершенной — " либеральной" -— форме основана на дисконтинуальном, " квантовом", " дискретном" подходе к реальности. Так как бытие помещается в момент настоящего, то по аналогии только " моменты", " фрагменты", " порции" берутся в расчет. Этому соответствует индивидуалистическая и рационалистическая подоплека временной парадигмы, так как поступательное время может схватываться только через " индивидуацию" его настоящего, через центральную позицию эфемерного сгустка. Континуальность времени как присущая ему основополагающая характеристика здесь фактически отрицается. Это происходит на том основании, что предшествующее и последующее дезонтологизируется, а следовательно, того, с чем данный " момент" мог бы быть неразрывно, континуально связан, не существует. Так возникает атомарное квантовое время, а следовательно, и атомарные индивидуумы и дискретные рассудочные формы. Вспомним, откуда проистекает дисконтинуальность: она есть ничто иное, как наложение двух разнородных континуальяостей — временной и пространственной. Движение и меру времени мы измеряем только на основании соотношения времени и пространства, которые континуальны сами в себе, но при наложении дают дискретность. Эта точка пересечения и есть отправная черта дисконтинуаль- ности. В радикальной парадигме времени такое пересечение абсолютизируется, выдвигается как центр. Кванты эфемерного времени скользят в ровном виртуальном пространстве Минковского. Такой " душ моментов" и составляет содержание реальности, как ее понимают наиболее радикальные приверженцы современного духа. Истоки этого следует искать в рационалистических конструкциях и позитивизме. Пространственная парадигма онтологизирует обе континуальности, — и временную и пространственную, — а их пересечение, напротив, берет как предикат, как производную и несамостоятельную категорию. Прошлое, будущее и настоящее континуально сосуществуют и в равной степени онтологичны, в равной степени есть. Есть и сейчас и не сейчас. Есть и здесь и не здесь. Атом-свидетель, принимающий импресии и выстраивающий на их основании модели, видится как вторичное, подчиненное, преходящее образование. Все есть и может быть вне его и без него. Или при наличии свидетеля совершено иной природы и онтологической конституции. — Время и пространство могут накладываться друг на друга как угодно и в бесчисленном многообразии комбинаций. Пространственная парадигма предопределяет аналоговое мышление и неиндивидуалистическое, но персоналистическое отношение к антропологии. Человек и структуры его сознания становятся не " индивидуальными", т.е. " не подлежащими делению", но вполне " дивиду-альными", " масочными" — в этимологическом смысле слова " персо-на" (по-гречески " маска") или " личность". Атомарность, дискретность, дисконтинуальность, рациональный, рассудочный метод мышления приравниваются к условному, не обеспеченному самостоятельной онтологией фактору, к прагматическому продукту " договора". Для сторонников радикальной временной парадигмы — квантовый индивидуум есть единственная автономная реальность (отсюда " минимальный гуманизм"), а остальная реальность — продукт договора. Для носителей пространственной парадигмы все наоборот: индивидуум и рассудок суть условности, реальность — онтологична сама по себе (отсюда " антигуманизм" либо " максимальный гуманизм" ницшеанского, сверхчеловеческого типа). Аналоговое мышление вытекает из пространственной парадигмы и основано не на двоичной рассудочной логике (есть-нет), но на логике рельефа. Оно знает убывание и прибавление, но и то и другое взаимосвязаны, никогда не разрывны, никогда не переходят в квантовое " есть" и квантовое " нет". " Есть" и " нет" — условности. В онтологическом качественном пространстве все одновременно в каком-то смысле есть, а в каком-то смысле не есть. Наложение пространственных кругов дает сложный узор, порождает пространственную динамику, учреждает разнообразие времен и циклов. Но субъект рельефа остается условным. Онтологический рельеф сам движется по себе самому, создавая созвездия " персон" — " несуществующих" как автономизированные субъекты, но " вечных" в смысле единства с толщей бытия. Антропология пространственной парадигмы основана на отношении к человеку как к переменной величине, как к математическому " х", способному принимать различные видовые значения. Под " человеком" можно разуметь и животное, и растение, и ангела. Это — межвидовая сцена, высветленная резонансом онтологических возмущений. Поэтому существует столько же разновидностей людей, сколько пространств. Порожденное отдельным (но никогда не абсолютно отдельным) сектором качественного пространства особое время, на-кладываясь снова на это же отеческое пространство, дает псевдоквант, игровую единицу, человеко-роль, персону-маску. Отсюда фундаментальный антропологический плюрализм. Нетемперированная гармония, наонное старообрядческое пение. Континуален не сам индивидуум, но его базовые конституирующие элементы, его онтологический фон, из которого он соткан и которым предопределено его мышление. Человек в онтологическом смысле не появляется ниоткуда и никуда не отправляется. То, что ему предшествует и ему наследует, и строго говоря то, что ему соприсутствует, суть внеиндивидуальные онтологические модификации, волны онтологического рельефа. Человек состоит из гор, рек, камней, лесов, пустынь, ветров, болот, света, мыслей и звезд. Причем в их допредметном, до-вещном, дооформленном состоянии. Это — музыка сфер и глоссолалия планов.
|