Макрокосм и микрокосм
Одно из основных положений теории йоги и других восточных учений состоит в соответствии структуры и свойств человека структуре и свойствам Вселенной. Это положение может быть охарактеризовано формулой: " все, что есть во Вселенной, существует и в человеке", и в ней пересекаются, в частности, йога и тибетский тантризм, теория боевых искусств (шаолиньская школа, кэмпо, у-шу) и китайские системы иглорефлексотерапии, динамическая йога шиваитов и до-ин. Теорию соответствия микрокосма макрокосму, т. е. мира человека миру Вселенной, таким образом, следует рассматривать как рудимент древних эзотерических знаний, осколки которых зачастую разбросаны по разным народам и континентам в современную эпоху. Восстановить эту концепцию в полном объеме пока не представляется возможным, и мы остановимся только на отдельных, самых характерных чертах этой части учения Востока. Свами Шивананда указывает [131 ]: " Человек подобен Космосу: что есть в Космосе, существует и в нем. Центр тела человека лежит в середине спинного мозга. Тело и ноги ниже центра составляют семь нижних миров, поддерживаемых Шакти, или силами Вселенной. Сверху находится семь лок.., которые выражают себя и дают плоды Кармы в виде определенных рождений. Этим локам (планам, областям, мирам — Ю. К.) — Бхув, Бхувах, Свах, Тала, Нана, Маха и Сатья — соответствуют семь центров; пять в туловище, шестой — в нижней части области мозга, а седьмой — в мозге, или Сатьялоке, — вместилище Верховной Шива-Шакти. Там находятся главные центры, такие как Манас, Лалана и Сома Чакры. Однако седьмая область выше них... Человек как микрокосмос — это всеохватывающая душа, когда полностью проявляется в Сахасраре. Связанная Шакти в виде разума и материи находится в пяти нервных центрах тела, им соответствуют пять чакр. Ида и Пингала — два потока — связываются между собой в солнечном сплетении. В основании спинного мозга находится Брахма-Двара, или Врата Брахмана. Агни соединяется с Сушумной тройной точкой — Тривени. Эта точка является началом симпатической системы.". Таким образом, основная идея теории соответствия макро- и микрокосма заключается не в том, что человек вмещает в себя всю Вселенную, так как это невозможно, а в том, что каждому миру, плану, области или отдельной части Космоса соответствует вполне определенная часть человека, т. е. комплекса души и тела. Астральные (тонкоматериальные) планы Вселенной отражаются в соответствующих им планах Сукшма-шариры человека, грубоматериальные элементы Вселенной также проявляют себя в грубоматериальном теле человека. Эти соотношения между макро- и микрокосмом проявляются, следовательно, двояким образом. С одной стороны, ряд структур человека рассматривается в этой теории как ЧАСТИ различных миров, планов или областей Вселенной. Так, физическое, эфирное, астральное, ментальное, каузальное, буддхическое и атмическое тела (оболочки) человека по частотам своих вибраций соответствуют различным мирам Вселенной, включая так называемый " мир Брахмы", или Нирвану, частью которого является атмическое тело. Поэтому, на языке теории соответствия макро- и микрокосма, цель ортодоксальной йоги состоит в " возвращении" атмического тела его изначальной " родине", т. е. воссоединении его с Нирваной. Наоборот, культивирование плотских желаний, аморальные качества ведут к деградации высших оболочек человека и в итоге толкают его после смерти на путь к адовым мирам с их низкими вибрациями. Так или иначе, именно распад оболочек человека и их различная судьба после смерти, которая неоднократно четко прослеживалась высокоразвитыми сенситивами [см. 22; 146; 150] дают основания сделать такой вывод. Другой элементарный и известный даже на Западе пример — распад физического тела на составные элементы и круговорот их в природе биосферы. Таким образом, человек представляет собой сложный конгломерат частей из различных планов и областей Вселенной, которые после смерти " возвращаются" в их исконные обители. Практически все религиозно-философские учения Востока, а также эзотерические доктрины Запада содержат представления о пяти " грубых" элементах, или первоэлементах. При этом в разных системах называется разное количество таких субстанций, и они иногда по-разному обозначаются. Однако цель лечебной или оздоровительной (профилактической) практики везде одна — благодаря контролю над этими " первоэлементами" добиться крепкого здоровья, гармонии тела и души. Так, в индийской йоге контроль над пятью грубыми элементами может быть достигнут практикой Дхараны над соответствующими местами их размещения в теле: земля — от ступней до колен; вода — от колен до пупка; огонь — от пупка до горла; воздух — от горла до Аджна-чакры; эфир — от Аджна-чакры до Брахмарандры (чакр в центре головы между Трикутой и Сахасрарой) [131 ]. Особую значимость теория " первоэлементов" и их взаимовлияний-связей получила в учениях древнего Китая. Прежде всего, это — концепция у-син (т. е. " пяти стихий"). Она сводится к следующим представлениям [33; 56 ]. Печень и сердце соответствуют " дереву", сердце и тонкая кишка — " огню", селезенка и желудок — " земле", легкие и толстая кишка — " металлу", почки и мочевой пузырь — " воде". Важно отметить, что китайские обозначения органов типа " сердце", " легкие" и т. д. нетождественны западным. Так, под " печенью" понимается не только сама печень, но и вся система протоков, с нею связанная. Аналогично " легкие" — это не только легкие, но и вся система дыхательных путей. Далее, все процессы во Вселенной подразделяются на две большие категории: продуктивные (связанные с функциональной помощью той или иной системе органов) и деструктивные (означающие угнетение функций). Первая группа характеризуется правилом: " вода" способствует росту " дерева", " дерево" может произвести " огонь", " огонь" дает " землю" (пепел), " земля" дает " металл", " металл" может превращаться в жидкость (" вода"). Наоборот, деструктивные процессы описываются следующей формулой: " вода" гасит " огонь", " огонь" размягчает " металл", " металл" режет " дерево", " земля" поглощает " воду". Первоэлементы " металл" и " вода" отнесены к ИНЬ, " дерево" и " огонь" — к ЯН; первоэлемент " земля" образует поворотную точку между ИНЬ и ЯН [33]. Эти соотношения, вобравшие в себя в синтетической форме огромный по длительности и объему эмпирический материал, с успехом используются на практике в восточных методах врачевания, например в знаменитом иглоукалывании. Эти воззрения, на которых построена теория медицинской науки Китая, Вьетнама и других районов Юго-Восточной Азии, дополняются, впрочем, и другими правилами, которые здесь ввиду их частного характера не рассматриваются [см. 33; 144 ]. Элементу " дерево" ставятся в соответствие: весна, ветер, рождение, зеленый цвет, кислый вкус, гнев; " огню" — лето, жара, наибольшее развитие, красный цвет, горький вкус, радость; " земле" — конец лета, влажность, изменение, желтый цвет, сладкий вкус, размышление; " металлу" — осень, сухость, увядание, белый цвет, острый вкус, тоска; " воде" — зима, холод, исчезновение, черный цвет, соленый вкус, страх [33; 145 ]. Триграммы, из которых составляются гексаграммы знаменитой " И-Цзин" (" Книги перемен") древнего Китая, имели сходную символику [111]: Западный человек неизбежно запутается во всей этой символике огромного числа соответствий органов, " стихий", сторон света, растений и животных, звезд и планет (см. ниже), тогда как на Востоке к ним приучены с детства, начиная с участия в многочисленных религиозных церемониях и ритуалах. С другой стороны, и это будет составлять второй тип соответствий в теории подобия макро- и микрокосма, различные структуры человека испытывают влияние тех или иных космических структур. Так, Пин-гала соответствует Солнцу, а Ида — Луне, ввиду того, что они находятся под непосредственным воздействием энергий этих планет. Обсуждавшиеся выше (см. раздел 3.4) " оболочки" человека тоже испытывают влияние: физическое тело и его эфирный двойник подпадают под влияние Луны и Сатурна, астральное и буддхическое — Венеры и Марса, ментальное и каузальное — Меркурия и Юпитера, а атмичес-кое тело находится под влиянием Солнца и Сатурна. Кроме того, физическое тело и его двойник соответствуют (испытывая их влияние) Козерогу и Раку; астральное тело — Тельцу и Скорпиону; ментальное тело — Деве и Рыбам; каузальное тело — Близнецам и Стрельцу; буддхическое тело — Весам и Овну; атмическое тело — Водолею и Льву [Ливан ]. Более того, каждый орган " грубого тела" испытывает влияние тех или иных созвездий и планет, согласно древней эзотерической астрологии. Эти воззрения могут быть суммированы следующим образом [114]. В зодиакальном управлении человеческого тела выделяют три аспекта: внешнее управление, относящееся к наружным частям и органам, внутреннее — относящееся к витальным органам, а также — структурное управление, которое относится к структуре или скелету. Эти воздействия отражаются схемой: 1. Внешнее управление o Овен — голова, лицо; o Телец — шея, глотка; o Близнецы — плечи; o Рак — грудные железы, грудная клетка, эпигастрий; o Лев — позвоночный столб, спина; o Дева — абдоминальные и тазовые области; o Весы — поясничная область и кожа; o Скорпион — мочеполовые органы и анус; o Стрелец — бедра и поясница; o Козерог — колени и ягодицы; o Водолей — ноги и лодыжки; o Рыбы — ступни и большой палец; 2. Внутреннее управление o Овен — мозг; o Телец — пищевод, глотка, мозжечок; o Близнецы — легкие, дыхание, кровь; o Рак — желудок и органы пищеварения; o Лев — сердце; o Дева — толстые и тонкие кишки; o Весы — легкие; o Скорпион — органы воспроизведения и мочевой пузырь; o Стрелец — артериальная система, нервы; o Козерог — кости, связки; o Водолей — кровь и циркуляция; o Рыбы — лимфатическая система; 3. Структурное управление o Овен — кости черепа и лица; o Телец — кости шеи; o Близнецы — плечи, ключицы, кости рук и ног; o Рак — грудина, ребра; o Лев — позвоночник; o Дева — часть позвоночника; o Весы — кости поясничной области; o Скорпион — кости таза; o Стрелец — кости бедер и поясницы; o Козерог — коленная чашечка и связки; o Водолей — кости голени и лодыжки; o Рыбы — кости стопы и пальцев. Стихия " огня", согласно системе Рафаэля [114], соответствует голове и лицу, сердцу, пояснице и бедрам; элемент " земля" — глотке, кишкам, коленям и коже; " воздух" — легким, дыханию, почкам, крови; " вода" — желудку, выделительной системе, ступням. Кроме того, " огонь" соответствует трем знакам — Овну, Льву и Стрельцу; " воздух" — Близнецам, Весам и Водолею; " земля" — Тельцу, Деве и Козерогу; " вода" — Раку, Скорпиону и Рыбам [3; 114; 175 ]. Управление телом и отдельными органами, следовательно, необходимо приурочить к благоприятному в астрологическом отношении времени, учесть характер влияния (каждый нечетный из 12 знаков оказывает положительное воздействие, четный — отрицательное) и особенности времени рождения. Астрология — точная, но сложная наука, освоение которой требует как минимум несколько лет. Однако она не противоречит практике йоги или другим духовно-оздоровительным и философско-религиозным системам, а лишь дополняет их, что позволяет в ряде случаев усиливать эффект от практики медитации или других упражнений в несколько раз. Большинство из перечисленных соответствий сейчас не могут быть описаны в точных терминах западной науки, их формализация возможна, пожалуй, лишь в терминах таких самостоятельных знаково-информационных систем, как, например, буддийская логика. Однако идея принципа " большое отражается в малом" имеет огромное методологическое значение, и, надо полагать, детальное научное изучение астрологических соответствий и влияний планет найдут свое объяснение. Тогда представится возможность использовать все эти соответствия в медицинских целях, если к тому времени, конечно, она не перешагнет на другой, качественно более высокий уровень. Согласно же теории йоги и других религиозно-философских систем существует и обратная связь таких соответствий — от " малого к большому", т. е. работа с одним органом или " оболочкой" — телом вызывает адекватные воздействия и на макроструктуру. Например, работая с атмическим телом путем особой духовной практики, устремляясь к Нирване, человек сам оказывает воздействие на тонкие субстанции вселенной. Это, например, отражается в создании целой системы духовных оболочек вокруг Земли [см. 109]. Очищая и развивая свои духовные тела, люди становятся мощным преобразующим фактором по отношению к ауре и духовному климату всей планеты [109; 146] (!). Подобное обратное воздействие от микро- к макрокосму отражено, на наш взгляд, и в следующем отрывке [130: с. 25 ]:
" Все великое малого только комплекс, А что мелко — зародыш большого. Все, чему человек поклоняться привык, То в мельчайшем имеет основу: Каждый храм из мельчайших фрагментов велик."
То же относится и к Карме человека: как неоднократно говорил Свами Вивекананда [129], одно большое дело слагается из тысячи малых, и невозможно сделать ничего значительного, не посвятив ему мельчайших частиц кропотливого труда.
|