Формы/знаки как внутренняя форма
Формы/знаки при группировке подчиняются определенным композиционным закономерностям. Закономерность 1: подобие по размерам. Разница в размерах форм/знаков обладает группирующим эффектом: чем крупнее объекты, тем больше они стремятся к объединению. Закономерность 2: подобие на основе формы. Знаки одной формы всегда стремятся объединиться и отойти от знаков другой формы. Закономерность 3: подобие на основе света и тени. Темные формы/знаки всегда стремятся отделиться от белых форм/знаков и наоборот. Закономерность 4: подобие по расположению. Закономерности 1 –3 всегда подразумевают образование зрительных групп из форм/знаков. Закономерность 5: подобие путем пространственной ориентации. Хаотично разбросанные отрезки прямой линии или стрелки всегда стремятся к самоорганизации в группу (группы). Закономерность 6: подобие по направлению. Чем менее хаотично расположены отрезки прямой линии или стрелки, тем более сгруппированными они кажутся. Закономерность 7: подобие по скорости. Формы/знаки, движущиеся быстрее (расположенные в движении, наклоне), всегда кажутся ближе расположенными к наблюдателю. Известный американский ученый Р. Арнхейм, первым попытавшийся систематизировать композиционные закономерности и объяснить их через визуальное восприятие человеком (конкретно — через гештальтпсихологию), пишет: «...подобие дает больший зрительный эффект, чем только заставляет предметы " принадлежать друг другу". Части, имеющие подобие, образуют и формируют зрительные модели. Например, темные круги (три темных круга, где один расположен выше, а два ниже. — П.П.), имея тенденцию к сближению, в итоге образуют треугольник. То же самое можно сказать и про белые круги. В моделях, используемых для проверки зрения на цветовую слепоту, правильные геометрические фигуры образуются за счет цветовых оттенков. Чем проще модель, образованная таким путем, тем сильнее бросается в глаза группировка из составляющих ее частей»[145]. Закономерность 8: согласующаяся форма. Отрезки линий показывают, что когда существует выбор между продолжениями прямых или кривых, то зрительное предпочтение всегда отдается: 1) прямым линиям, которые визуально смотрятся ближе к зрителю, нежели кривые. Так, на рисунке прямая линия смотрится лежащей на кривой линии:
2) тем линиям, которые меняют свою структуру. Например, на рисунке выпрямляющаяся синусоида обращает на себя больше внимания, нежели не меняющаяся синусоида.
|