Студопедия — Образующееся пространство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Образующееся пространство






Расколотое пространство. Данная композиционная закономерность является как бы продолжением «перехода двухмерных форм/знаков к трехмерным». Например, форма/знак «линия», проведенная на листе бумаги (прямоугольное пространство), воспринимается лежащей не внутри плоскости этой бумаги, а на ней (причем при малейшем отражении света, порождающем блик, даже форма/знак «линия» может стать объемной). Но линия — это всего лишь особый пример формы/знака «цветовое пятно», где его площадь приближена к нулю. Само же цветовое пятно, как правило, находится над пустым пространством, а не внутри его (даже на перевернутой вниз изображением кальке или, тем более, прозрачной пленке). Отсюда можно вывести следующую композиционную закономерность.

Закономерность 13: любое однородное пространство (например, бумага, калька или пленка) при соприкосновении с простой формой/знаком будет выглядеть скорее трехмерным, нежели двухмерным. Таким образом, раскалывание пространства зрительно создает эффект объема.

 


П. Клее. Рукописный шрифт

 

Эту композиционную закономерность наглядно иллюстрирует товарный знак фирмы «Кор-сад», занимающейся разведением и продажей семян. Он представляет собой четко очерченный прямоугольник — пространство, которое раскалывают три формы/знака — «зеленых листа». Эти листья образуют как бы белую дыру, имеющую форму/знак буквы К (от первой буквы названия фирмы). Таким образом, простой двухмерный товарный знак благодаря пустому пространству в виде буквы приобретает видимость трехмерного: вверху листья, под ними черная рамка на уходящем в глубину белом фоне.

 

Товарный знак фирмы «Кор-сад»

 

Контраст, или разделение контуров. Из когнитивной психологии известно, что если в течение доли секунды предъявлять зрителю расплывчатые фигуры, то его головной мозг начинает значительно хуже управлять восприятием образов. Поэтому в проектировании визуальных форм/знаков необходимо прибегать к технике упрощенного воспроизведения, т.е. к сохранению самых существенных и максимально контрастных элементов (или элементов с разделенными контурами). Именно исходя из этой композиционной закономерности абсолютно все товарные знаки изначально создаются, а позже регистрируются черно-белыми (цвет добавляется позже и уже как фирменный цвет, т.е. тоже форма/знак, регистрируется отдельно).

Форма/знак и пространство. Ограничимся простым перечислением ряда композиционных закономерностей, не требующих пояснений.

Закономерность 14: пространство, заключенное в определенные границы, стремится приобрести статус формы/знака, а окружающая его поверхность — статус фона.


 

Закономерность 15: чем меньше пространство, тем больше оно стремится стать при определенных условиях формой/знаком.

 



 

Закономерность 16:. выпуклость пространства способствует восприятию его как формы/знака, тогда как вогнутость порождает восприятие пространства как фона.

 
 


 

Сами понятия «форма/знак» и «пространство» представляют собой два уровня глубины (а, б). Но при этом надо учитывать, что:

• если мы имеем форму/знак и пространство (например, черный круг на белом листе бумаги), то в силу вступают закономерности 14–16 (а);

• если же у нас есть две и более формы/знака, расположенные одна над другой, то появляются уровни глубины, напоминающие пирамиду при виде сверху (б):

 
 

 

 

а б

«Следовало бы попытаться представить в виде диаграмм или пирамид пространственную структуру произведений живописи, скульптурных рельефов, объемной скульптуры или архитектурных сооружений, относящихся к разным художественным стилям. Нам следовало бы найти характерные различия каждого рассматриваемого уровня, а также различия, вызываемые их расположением. Мы могли бы исследовать значительное число объектов, принадлежащих каждому уровню восприятия глубины и их распределению во фронтальной плоскости»[149].

Обрамление. Обрамление любой формы/знака, а также характер изображения ее краев (например, ровный край или рваный) существенно влияют на то, воспринимается ли данная форма/знак как самостоятельный, замкнутый, автономный зрительный объект или как один из элементов целой формы/знака. Отсюда вытекают следующие закономерности.

Закономерность 17: если форма/знак отображает законченную информацию об объекте, его обрамление оправданно.

Закономерность 18: если эта форма/знак является всего лишь одним из звеньев визуальной цепочки форм/знаков, информация которых должна зрителем суммироваться и при этом зритель должен легко переходить от прочтения одного знака к другому (например, в обычном буквенном повествовании), то обрамление таких визуальных знаков нежелательно.

В этом легко убедиться, если просмотреть в любой газете блок рекламных строчных объявлений, где обрамленное объявление как законченная информация на фоне необрамленных объявлений или обрамленная подверстка на фоне необрамленнои статьи акцентируют на себе внимание.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 649. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия