Студопедия — Свет – тень как формы/знаки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Свет – тень как формы/знаки






Освещение. Начнем с примера визуального эффекта, построенного на свете и тени (и их контрасте). На рисунке изображена белая ваза или... два черных профиля, обращенные друг к другу.

В принципе, это есть простое наложение — композиционная закономерность «взаимопроникновение», которую мы рассматривали выше, но если выделить вазу полутонами (скажем, свет падает из верхнего левого угла), то мы уже однозначно воспринимаем только белую вазу. Выделив черные профили и оставив вазу просто белым пятном, мы будем видеть только профили людей, обращенные друг к другу. Этот пример — суть всей таксономии композиционных закономерностей «свет – тень как формы/знаки». Тем не менее, рассмотрим другие аспекты отображения светом и тенью иных смысловых нагрузок, кроме «свет, подающий на объект» и «тень, отбрасываемая объектом». Свет создает пространство. Это движение, которое можно обозначить как стремление к объемности. Прямоугольник на рисунке можно воспринимать одновременно и как выпуклую часть цилиндра, и как вогнутую — выпуклость и вогнутость как композиционные закономерности соответственно.

Простая окружность при определенном освещении (например, слева направо) превращается в трехмерное изображение — шар.

Тень создает пространство. Известно, что «тени могут накладываться либо отбрасываться» (Арнхейм). Накладываться тени могут на какой-либо предмет, отбрасываться, соответственно, от какого-либо предмета. Следовательно, речь может идти только о трехмерном пространстве и об источнике освещения внутри этого пространства. Логично предположить, что к нашему двухмерному пространству, где фактически нет источника освещения, тени не имеют никакого отношения. Логично, но это не так. Тени могут нести как заданную смысловую нагрузку, так и косвенную информацию об освещенном объекте. Например, в фрагменте знаменитой картины Рембрандта X. ван Рейна «Ночной дозор» (1642) черная тень от руки второго стрелка (а) косвенно говорит нам о присутствии рядом второго человека. И мы действительно видим этого второго стрелка (б).

а б

 

Рассмотрим другой пример.

На рисунке показаны тени, отбрасываемые отрядом всадников (а). Фигуры самих всадников трехмерны, тогда как их тени двухмерны. Отдельно рассматриваемые тени (б) отражают прямую информацию о присутствии всадников и, что очень важно, о характере каждого из них. А если это так, то можно создать визуальный рассказ о численности отряда и его этническом составе (если, например, заменить тени лошадей тенями верблюдов или слонов, то у зрителя возникнут прямые ассоциации с Ближним Востоком, Индией или Африкой). То же самое произойдет, если мы акцентируем внимание зрителя на тенях от различного типа оружия, одежды, поклажи и т.д. Тогда зритель (или, правильнее сказать, читатель этого визуального рассказа) только по отбрасываемым теням сможет приблизительно судить об исторической принадлежности шествующего каравана.


 







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 550. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия