Закат Европы» Освальда Шпенглера и «A Study of History» Арнольда Тойнби
О. Шпенглер, по-видимому, глубже других ощущал субъективность своего построения, но в то же время понимал культурную и историческую обусловленность своей субъективности. Зависимость историка от своего времени и в этом смысле невозможность объективного ис-ториописания осознавал и А. Тойнби. Освальд Шпенглер; «...могу я охарактеризовать суть того, что мне удалось обнаружить, как нечто " истинное", истинное для меня и, верится мне, также и для ведущих умов наступающей эпохи, а не истинное " в себе", т.е. оторванное от условий крови и истории, поскопь-ку-де таковых не существует...»". Арнольд Тойнби: «В каждую эпоху и в любом обществе изучение и познание истории, как и всякая иная социальная деятельность, подчиняются господствующим тенденциям данного времени и места. В настоящий момент жизнь западного мира определяют два института: индустриальная система экономики и столь же сложная и запутанная политическая система, которую мы называем " демократией", имея в виду ответственное парламентарное представительное правительство суверенного национального государства»65. Оба автора, стремясь к целостности исторического построения, не ставят перед собой цель «охватить всю совокупность фактов, без единого исключения». Шпенглер: «Тем резче следует мне подчеркнуть границу, положенную мною самому себе в этой книге. Пусть не ищут в ней полноты. Она содержит лишь одну сторону того, что предстает моему взору, лишь один взгляд на историю, своего рода философию Тойнби: «В наше время нередко встречаются учителя истории, которые определяют свои семинары как " лаборатории" и, возможно не сознавая этого, решительно ограничивают понятие " оригинальное исследование" открытием или верификацией каких- 62 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М., 1993, Т. I.C. 124-125. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 14. Судьбы, к тому же еще и первую в своем роде. Она насквозь созерцательна и написана на языке, силящемся чувственно копировать предметы и отношения, а не заменять их понятийными рядами, и обращена она только к таким читателям, которые способны в равной мере переживать словесную звукопись и образы». Либо фактов, прежде не установленных... Налицо явная тенденция недооценивать исторические работы, написанные одним человеком, и эта недооценка особенно заметна, когда речь идет о трудах, касающихся всеобщей истории. Например, «Очерк истории» Герберта Уэллса был принят с нескрываемой враждебностью целым рядом специалистов. Они беспощадно критиковали все неточности, допущенные автором, его сознательный уход от фактологии. Вряд ли они были способны понять, что, воссоздавая в своем воображении историю человечества, Г. Уэллс достиг чего-то недоступного им самим, о чем они и помыслить не смели». Конечно, никто не оправдывает фактические погрешности в работе историка, его незнание исторического материала. Речь идет о том, что фактологическая точность и исчерпанность не должны быть критерием оценки исторического труда. Мне представляется чрезвычайно важным подчеркнуть именно эту мысль, поскольку сейчас мы постоянно сталкиваемся с двумя взаимоисключающими ситуациями. Во-первых, очень устойчивой оказалась описанная Тойнби тенденция — оценивать исторический труд по наличию в нем нового фактического материала (читай: ссылок на хранящиеся в архиве источники). Эта «позитивистская» традиция в условиях кризиса метанарратива обрела второе дыхание (о чем шла речь в самом начале, см. с. 33—35). Во-вторых, попытка отказаться от самодовлеющего значения фактов часто ведет к пренебрежению к точности исследования, к вольному обращению с историческим материалом, а в конечном счете, к подмене строгого научного исследования исторической эссеистикой. Стремление сочетать строгое отношение к историческому факту с его подчиненностью общей картине мирового исторического процесса, на мой взгляд, в равной мере свойственно и Шпенглеру и Тойнби, но решают они эту задачу по-разному. Тойнби приписывает отношение к факту как к некой самоценности воздействию изживающей себя индустриальной эпохи: «Индустриализация исторического мышления зашла столь далеко, что в некоторых своих проявлениях стала достигать патологических форм гипертрофии индустриального духа. Широко известно, что те индивиды и коллективы, усилия которых полностью сосредоточены на пре- Вращении сырья в свет, тепло, движение и различные предметы потребления, склонны думать, что открытие и эксплуатация природных ресурсов — деятельность, ценная сама по себе, независимо от того, насколько ценны для человечества результаты этих процессов»64. Сравнение удивительно точное. Вспомним забастовки английских шахтеров начала правления Маргарет Тэтчер или российских у «Белого дома» в начале 1990-х годов, среди главных требований которых было не закрывать шахты, даже если они нерентабельны, даже если этот уголь не нужен, а работа по его добыче опасна. Не так ли историк, с удовольствием изучающий документы в архиве, часто предпочитает не только не отвечать на вопрос «зачем?», но и не задавать его себе. Возможно, он утешает себя рассуждениями в духе Дюркгейма: когда-нибудь кто-нибудь обобщит, создаст теорию и т.п. Как гончар не должен превращаться в раба своей глины, так и историк не должен быть рабом факта, считает Тойнби, вполне сознавая отличия труда историка от индустриального производства. Тойнби, приступая к выстраиванию целостной теории исторического процесса, ставит принципиально новую проблему, обусловленную уже не раз упоминавшейся необходимостью выхода за рамки национальных историографии и осмысления исторического процесса в его целостности, — проблему «поля исследования, умопостигаемого самого по себе»65. Исходный момент рассуждений Тойнби — осознание невозможности понимания национальной истории в рамках только европейского исторического процесса: Западное общество ныне отнюдь не занимает того господствующего положения, которое характеризовало ситуацию прошлого века... Приблизительно до 1875 г. два господствовавших тогда института — индустриализм и национализм — действовали сообща, созидая великие державы. После 1875 г. начался обратный процесс: индустриальная система стала резко наращивать свою активность, так что размах ее деятельности обрел глобальный характер, тогда как система национализма стала проникать вглубь, в сознание национальных меньшинств, побуждая их к созданию своих собственных государств...»64. Мы видим, что в середине прошлого века Тойнби уловил тенденцию, которая полномасштабно проявилась в начале 60-х годов во время создания суверенных государств народами Африки, а сейчас приобретает новые формы — антиглобалистского движения. Тойнби выделяет три составляющих исторического процесса — экономическую, политическую и культурную. Определяя границы «про- *" Тойнби А. Дж. Постижение истории. С. 16. 65 Там же. С. 28. fi6 Там же. С. 19. странственного диапазона того общества, частью которого является Великобритания», он приходит к следующему выводу: «Границы его обнаружены нами в пересечении трех планов социальной жизни — экономического, политического и культурного, причем каждый из этих планов имеет свои границы распространения, зачастую не совпадающие с границами исследуемого нами общества. Например, экономический план современного общества, несомненно, охватывает всю освоенную человеком поверхность нашей планеты... В политическом плане также можно констатировать носящую глобальный характер взаимозависимость... Однако как только мы переходим к культурному плану, действительные связи общества, к которому принадлежит Великобритания, с остальным миром окажутся куда скромнее...»67. Эта мысль Тойнби для нас чрезвычайно важна, поскольку в рамках компаративного исследования заставляет ставить вопрос о масштабности и границах сравниваемых социальных структур. Именно для того, чтобы «отличать это общество от других», Тойнби восстанавливает имя той социокультурной общности, в рамках которой может быть определена история Великобритании — «западное христианство». Но само это понятие вызывает потребность дальнейших сопоставлений и заставляет Тойнби выделить еще четыре «живых общества того же вида, что и наше»: православно-христианское (византийское), исламское, индуистское и дальневосточное. Расширение поля исследования приводит Тойнби к идентификации целого ряда цивилизаций, а попытка определить место «западно-христианской» цивилизации в их кругу наводит на следующее размышление сравнительно-исторического характера: Исследуя общество, именуемое нами " западным", мы обнаружили, что оно проявляет тенденцию к постоянному расширению. Однако мы должны признать, что за все время существования общество это так и не добилось доминирующего положения в мире во всех его трех планах — экономическом, политическом и культурном. Это заключение весьма важно для определения метода исследования. Прежде всего отметим наличие двух типов связи: отношения между общинами в рамках одного общества и отношения между обществами в рамках более крупной единицы. В терминологии современных историков, которые игнорируют образования более крупные, чем нация, отношения второго рода называются двусмысленным термином " международные"... Для дела развития исторической науки было бы целесообразно ввести различие между международными отношениями, которые определяют связи между го- 67 Тойнби А. Дж. Постижение истории. С. 31. Сударствами внутри данного общества, и международными отношениями, определяющими связи экуменического характера между самими обществами. И предстоит затратить немало усилий, чтобы исследовать отношения второго типа»66. Исследование отношений второго типа заставляет Тойнби пересмотреть концепцию «непрерывности истории», которую он небезосновательно характеризует как «наиболее привлекательную из всех концепций» и как «построенную по аналогии с представлениями классической физики»:
|