Этикет Доджо. Значение ритуала. Понятия «РЕЙ», «ОСС»
Каратэ изучают в школе, называемой Доджо. Это не просто спортивный зал или клуб. Доджо – это незабываемое место обучения и братства поклонников каратэ. Но слово «Доджо» включает в себя даже более широкое значение: для преданного ученика Доджо становится идеей, образом жизни. Данное слово является символическим в методологическом, идеологическом и философском аспектах каратэ. Таким образом, процесс обучения каратэ охватывает значительно больше, чем просто обучение физическим приемам. Оно полностью поглощает ученика и его тело в равной степени подвержены влиянию каратэ. Последователи воинских искусств сегодня - это потомки древних самураев. Цель всех мастеров воинских искусств - распространение этого духа древних воинов Дзен, духа, который намного сильнее и значительнее, чем просто умение демонстрировать боевую технику. Это – достижение образа жизни с чувством собственного достоинства. Каратэ можно считать философией, основанной на вере в то, что здравомыслящий ум является результатом создания самостоятельного и добродетельного характера. Здоровое тело достигнуто в результате жестких тренировок. Естественный результат здорового ума и здорового духа – это единство. Единство Дзен (ум) и Кен (кулак, тело). Дзен, Кен, Ишоа: ум, кулак, единство. Настоящие каратэки верят, что тренировочный процесс и мастерства не могут оставаться на том же уровне всегда. Они верят в то, что следует делать невозможное. Они верят в старые каноны мастерства, которые гласят, что постоянный прогресс – общая цель. Они увеличивают усилия и усложняют задачи по мере повышения мастерства. Их тренировки – это отражение их повседневного образа жизни. Вместе с тренировкой тела, которое становиться все сильнее и здоровей, каратэка создает и свой характер, а затем преодолевает возможные физические пределы. Традиционно Доджо представляет собой в какой-то мере патриархат. Сенсей – хозяин Доджо. По-японски слово «сенсей» означает «уважаемый учитель». Сенсей считает своих учеников своими сыновьями и дочерями, видя их такими, какими они сами себя никогда не смогут увидеть. Он оказывает влияние на создание и формирование их тел и характеров, а также считает себя ответственным за это. Доджо действительно является домом сенсея. Ученики приходят к нему домой обучаться его образу жизни. Этот образ жизни и есть каратэ. Сенсей всегда должен быть примером высокого достоинства. Его отношения с учениками должны быть, прежде всего, объективными и четко обусловленными. Только таким образом осуществляется беспрестанный процесс познавания и совершенствования. Поскольку все тренировки в воинских искусствах прежде всего сориентированы на развитие духа уверенности в себе, долг каждого сенсея быть для своих учеников примером во всем: мастерстве, дисциплине, умеренности и мудрости. Сенсей досконально изучает искусство помощи самому себе прежде, чем он приобретет умение помогать другим. Часто в процессе обучения ученик останавливается в своем развитии по причине излишних амбиций, нетерпения, боязни неудачи или по другим эмоциональным или физическим причинам. Исходя из сложившейся ситуации, сенсей должен стать советником или другом, а также учителем, чтобы помочь в решении возникшей проблемы. Перетренированность так же не уместна, как и детренированность; слишком большие усилия говорят о том, что ученик потерял веру в себя; недостаточные усилия адекватны прекращению тренировок. Сенсей поощряет ученика, когда ученик этого заслуживает, и критикует его, когда это необходимо. Поддержание высоких физических кондиций обязательно для всех учеников. От них требуется проводить бои с опытными и неопытными бойцами каждую тренировку. Их обучают практике самовнушения и медитации. Они знают, что победители никогда не уходят, а те, кто ушел, никогда не победят. Обычно, необходимо несколько лет, чтобы утвердить свое положение в Доджо и добиться дружеского расположения сенсея. Извинения никогда не принимаются, и требования к ученикам возрастает по мере совершенствования их мастерства. Этикет в каратэ — установленный порядок поведения — очень важен в КАРАТЭ-ДО. Этикет пришел в КАРАТЭ-ДО из конфуцианства, вместе с практикой четко разработанной церемонии и догмами морали. Положения морали легли в основу " БУСИ-ДО" — кодекса самурайской чести, который и сейчас определяет поведение каратэка. Кодекс БУСИ-ДО сводится к 5 ключевым установкам: I. Верность а) верность народу и любовь к отечеству; б) любовь к родителям и привязанность к братьям; в) усердие. II. Вежливость а) уважение и любовь; б) скромность; в) утонченность. III. Мужество а) храбрость; б) твердость и хладнокровие; в) терпеливость и выносливость; г) находчивость. IV. Правдивость а) прямота и искренность; б) честь; в) справедливость. V. Простота а) простота; б) скромность и чистота. Истинный каратэка постоянно стремиться совершенствовать свой характер, развивает самообладание, честен, уважает других и прикладывает максимум усилий во всем. В КАРАТЭ-ДО эти положения нашли отображение в четко разработанной церемонии (ШИКИ): — При входе в зал (ДОДЖО) все делают ДОДЖО-РЭЙ — РЭЙ залу, выражая тем самым уважение к месту, где они постигают КАРАТЭ-ДО; — В начале и в завершение тренировки делается ШИКИ, где тремя РЭЯМИ ученики выражают уважение: " ШОМЭН-НИ-РЭЙ" — основателям КАРАТЭ-ДО, основателю школы, друг другу. " СЭНСЭЙ-НИ-РЭЙ" — своему учителю; " ОТАКАЙ-НИ-РЭЙ" — своему труду на тренировке. — Регламентированы и отношения между учениками — перед обращением младший по поясу делает рэй и обращается к старшему только после ответного рэя. Каратэ начинается и заканчивается полоном. Первый урок в каратэ начинается с изучения и объяснения значения поклона (Рей). Впоследствии поклон применяется постоянно. Его важность даже выше, чем начало изучения кумитэ. Только те, кто понял глубину значения поклона, достигают высокого мастерства. Мастер Фунакоши в полной мере осознавал важность поклона и часто напоминал об этом своим ученикам. Одним из 20 принципов от Гичина Фунакоши является принцип о том, что каратэ начинается и заканчивается поклоном. Поклон может выражать желание установить отношения, основанные на взаимном доверии, доброте, понимании и уважении. В социальном смысле поклон является средством сохранения гармонии между людьми с целью создания лучшего общества. Соблюдение этикета КАРАТЭ-ДО с первой же тренировки воспитывает в учениках вежливость и уважение, что является очень важным в изучении КАРАТЭ-ДО и в воспитании гармоничной высокоразвитой не только с физической, но и с других сторон личности. Очень важным в каратэ является слово «ОСС», которое имеет японское происхождение и стало почти профессиональным в мире каратэ. Понятное и широко используемое среди каратэк различных национальностей, оно служит не только в качестве приветствия, но и вместо таких выражений, как «спасибо», «рад видеть», «до свидания», «понятно», «я понял». Это слово следует произносить из нижней части живота с соответствующим поклоном, показывая тем самым уважение, симпатию и доверие другой стороне. Слово «ОСС» является фонетической транскрипцией и состоит из двух иероглифов. Первый иероглиф имеет буквальное значение «толкать» и обозначает наличие боевого духа, важность усилий, прикладываемых для противостояния всем препятствиям, устраняя их постоянно с пути. Второй иероглиф дословно обозначает «страдание», «терпение» и выражает смелость и дух стойкости, настойчивости, упорства, преодоление боли и противостояние невзгодам с терпением, настойчивостью и постоянным высоким состоянием духа. Искусство каратэ постигается и совершенствуется только в упорном ежедневном труде. Как говориться: «Терпенье и труд все перетрут». Слово «ОСС» применяется для напоминания занимающимся о трудолюбии, упорстве, в достижении цели и придания каждому решимости и вдохновения. Слово «ОСС» не должно использоваться походя. Каждый должен пересмотреть свое отношение к нему, а также положение тела, состояние ума, произношение и их гармонию. Корпус наклонен слегка вперед, позвоночник прямой, подбородок слегка опущен при произношении. Движение, дыхание и произношение выполняются таким образом, что чувствуется сила в нижней части живота (Танден) и энергия (Ки).
|