Политика России на Северном Кавказе. Кавказская война
Вторжение России на Северный Кавказ началось в XVIII в., когда Г.А. Потемкин приступил к сооружению так называемой " Кавказской линии", которая, по его словам, должна была " отделить горские народы от тех мест, коими нашим подданным пользоваться надлежит" и позволить России " войти в тамошние горы... и со временем пользоваться их рудами и минералами". В результате войн с Ираном и Турцией Северный Кавказ оказался окружен российскими владениями. В этом районе проживало множество народов, принадлежавших к разным языковым группам и стоявших на разных стадиях общественного развития. На равнинах, где традиционным занятием было земледелие, в частности садоводство, уже сложилось крупное землевладение. Зависимые крестьяне - раяты - обрабатывали земли ханов и беков, платили им многочисленные подати. Существовали и свободные крестьяне - уздени, самостоятельно владевшие землей. В высокогорных районах основным занятием населения оставалось скотоводство. Местные жители сохраняли традиционный патриархальный клановый строй, неравенство между членами " горских обществ" лишь складывалось. Постепенно русские, играя на противоречиях между горцами, привлекли часть их на свою сторону, а непокорных оттеснили в менее плодородные районы. Долгое время сопротивление горцев носило неорганизованный характер, выливаясь, главным образом, в набеги абреков (разбойников). Однако планомерное лишение горцев принадлежавших им угодий, отягощение их податями и повинностями, карательные экспедиции против непокорных аулов, оскорбительные действия по отношению к исламу привели к росту освободительной борьбы, которая приняла форму священной войны за веру - газавата. В Чечне и Дагестане сформировалось особое воинственное направление в исламе - мюридизм. Главной целю мюрида должна была стать священная война с неверными. Мюрид обязан был безоговорочно подчиняться своему религиозному лидеру - имаму. Мюридизм был привлекателен для массы раятов и узденей и тем, что подчеркивал равенство правоверных перед Аллахом. Во главе газавата встало мусульманское духовенство. Было создано теократическое государство - имамат. Газават начался в конце 20-х гг. при имаме Гази-Мухаммеде, но значительного развития достиг после того, как в 1834 г. имамом стал Шамиль. Бесстрашный и жестокий, энергичный и фанатично упорный, Шамиль был выдающимся политиком и военным организатором . В условиях горной войны, когда знание местности и умение занять выгодную позицию нередко значило больше, чем численность войск и вооружения, горские повстанцы сумели нанести ряд поражений царским войскам и занять большую часть Чечни и Дагестана. Однако в ходе Кавказской войны в имамате началось новое расслоение. На смену изгнанным Шамилем ханам пришли наибы (наместники имама), бесконтрольно властвовавшие над подчиненными им территориями. Рядовые горцы все больше страдали от их произвола и военных тягот. Имамат начал терять поддержку населения. После завершения Крымской войны Россия бросила против истощенного затяжной войной имамата крупные силы. Повстанцы были вынуждены оставить Чечню. В 1859 г. Шамиль был окружен в высокогорном дагестанском ауле Гуниб. После длительной осады, видя бесперспективность дальнейшего сопротивления, он капитулировал. Российское правительство согласилось на почетные условия капитуляции. Шамиль был отправлен в Россию, а впоследствии ему был разрешен хадж в Мекку. Сыновья Шамиля даже служили в российской армии. В истории кавказских народов Шамиль остался национальным героем. С падением Гуниба прекратилась война в восточных районах Кавказа. На Западном Кавказе (в Черкесии) горцы сражались до 1864 г. После того, как сопротивление черкесов было подавлено, значительная часть их покинула пределы Российской империи и переселилась в турецкие владения. Ныне потомки этих переселенцев проживают в Турции, Египте, странах Ближнего Востока. Кавказская война привела к большим жертвам и надолго осложнила отношения между Россией и народами Северного Кавказа. На что следует обратить внимание при ответе: Очень важно, отвечая по данному вопросу, показать, что Кавказская война была вызвана не враждой между русским народом и народами Кавказа, а политикой российского правительства. В этом смысле она не являлась национальным конфликтом, каким ее иногда представляют. Но последствия ее для межнациональных отношений оказались весьма тяжелыми. 1 Теократия буквально - власть духовенства. Теократическими называют государства, в которых духовенству принадлежит политическая власть. 2 В отечественной историографии взгляды на историческую роль Шамиля неоднократно менялись. В начале 1950-х гг. его даже называли англо-турецким агентом. Однако, хотя Шамиль действительно обращался за помощью к султану - главе мусульманского мира, он никогда не стремился передать кавказ под власть Турции или иной державы. Целью Шамиля была независимость Кавказа и исламское государство. С этой точки зрения его можно считать вождем национально-освободительной борьбы кавказских народов, протекавшей в религиозной форме.
|