ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Проблема власти - ключевая в политических науках. Власть является центром притяжения всех социально-политических сил общества, субстанцией политики. 1. Понятие и концепции власти. 2. Источники и методы властвования. Легитимация власти. 3. Виды и формы власти. Политическая власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество - это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов. Власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Мало найдется слов, имеющих так много значений, как термин власть". Он используется в самых различных ситуациях: может обозначать орган власти, субъекта, наделенного властью, процесс и способ осуществления власти, силу, обеспечивающую подчинение объекта. При этом на каждом конкретном историческом этапе развития власть обогащается новым содержанием, что приводит к изменению содержания понятия " власть". Этим и объясняется существование многих определений власти. Власть в общем смысле понимается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная и др.). Наиболее важным видом власти является политическая власть, то есть реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Каждая социальная общность организует свою совместную деятельность с помощью властно-управленческой системы, включающей властвование и подчинение, управление и исполнение. Это проявляется в подчинении воли входящих в данную общность индивидов и групп единой воле, выработанной в этой общности. Такое отношение означает навязывание единой воли подвластным и подчинение подвластных этой единой воле. Таким образом, властно-волевой механизм функционирования любого социума, представляет собой систему взаимосвязей, в которой одна сторона формирует и реализует руководящую волю, выполняет функции социального управления, а другая подчиняется в соответствии с требованиями. Власть как общественные отношения связана с социальным управлением, с одной стороны, и с поведением индивидов, мерой их свободы в рамках социальной общности - с другой. Властно-управленческие отношения всегда имеют " личностную окраску" и существуют в персонифицированном виде. " Проявляясь" через личность руководителя (президента, мэра, министра), они внешне выступают как власть личности, стоящей над управляемыми. При этом властные отношения остаются общественными, не становятся отношениями конкретных личностей. Однако индивидуальные качества руководителя оказывают влияние на функционирование властно-управленческой структуры, которую он представляет. Личностные качества руководителя (воля, кругозор, жестокость, властолюбие, культура, принципиальность, честность) могут повлиять на функционирование возглавляемого им властно-управленческого органа, а через него и на другие структуры. Мера такого влияния зависит от места и роли данного органа в структуре властных отношений. Причем следует учитывать, что влияние личных качеств руководителя на властные структуры осуществляется не всегда и не прямо, а через нормативные и институциональные рычаги. Таким образом, власть как социальное явление свойственна всякому организованному обществу. Без власти в различных формах ее проявления (вождя над племенем, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государственных органов над гражданами и так далее) не могла бы существовать ни одна из общностей. Власть возникает из естественноисторической потребности в организации, которая способна реализовать интересы всего общества или отдельных социальных общностей. Именно потребность в определенной организации служит причиной властной деятельности. А властная деятельность как процесс создания конкретно-исторической социальной организации и средство ее поддержания направлена на снятие противоречий между интересами индивидов, социальных общностей, с одной стороны, и объективными условиями, - с другой. Наиболее распространенными концепциями власти являются субъективистски-психологические или бихевиористские концепции. Согласно этим концепциям, любому нормальному человеку свойственна потребность власти, которая складывается из следующих базовых потребностей личности, преобладание каждой из которых по отношению к власти формирует соответствующий тип личности. Так, потребность в свободе порождает отношение к власти как стремление к независимости и самостоятельности, что формирует тип личности нонконформиста; гедонистические потребности, осмысленные через отношение к власти как источнику материального благополучия, порождают тип личности конформиста; потребность в самоутверждении порождает отношение к власти как преобладанию, господству над другими, источнику престижа, высокому статусу, славе, что соответствует типу личности диктатора; потребность в самовыражении по отношению к власти как игре формирует тип личности авантюриста; потребность быть личностью, осмысленная через отношение к власти как служению людям, обществу, формирует тип личности демократа. Естественно, что потребность власти у человека не есть механическая сумма перечисленных преобладающих потребностей. Она индивидуализирована и имеет содержание лишь по мере преобладания одной из доминирующих потребностей. Таким образом, на власть влияют - инстинкт, подсознательные интенции самодавления. Они редко исчерпывающи, но, как правило, весьма сильны. Сильны заложенным в человеке природно-врожденными влечениями, наклонностью доминировать, соблазном повелевать, часто невзирая на желание и возможность других понять и принять нас. Ставя перед собой цели, мы с помощью разнообразных средств направляем свою деятельность на их достижение. При этом важную роль играет наша воля, которая придает всей деятельности последовательность и настойчивость. Следовательно, в рамках бихевиористских концепций власть трактуется как некое свойство, а также способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение, деятельность людей путем применения различных средств: влияния, авторитета, закона (права), принуждения, насилия и других. Широко распространен в трактовке власти функциональный подход. Здесь власть рассматривается не как определенное качество или свойство, а как отношение между субъектами, как функциональная связь между ними, то есть она предстает в виде полномочий и способностей осуществлять управляющие, регулирующие действия, важные для всей политической системы. Согласно такому подходу, существует две стороны " властной медали" - руководителя и подчиненного, ведущего и ведомого, господина и подданного. Если нет двух субъектов, то нет и власти. В данном случае сущностью власти являются отношения руководства и управления, господства и подчинения. При этом следует заметить, что не только повелеваемый зависит от повелителя, но и повелитель зависит от повелеваемых. Ведь подчиняться можно по-разному. Например, формально вроде бы принимать приказы, но по сути - уклоняться от их действительного выполнения. Так возникает то явление, которое называют " силой слабых" и бессилием власти. Итак, с точки зрения функционального подхода власть рождается не " до", а " в ходе" отношения между субъектами. Такой подход при анализе власти акцентирует внимание на роли и статусе индивида, поэтому первовласть уходит в глубину веков. Из равенства соплеменников выделяются наиболее сильные, умные, хитрые и способные влиять на других. Затем власть и ее институты начинают передаваться по наследству. На этапе появления частной собственности рождается экономическая власть, складывается государство и так далее. В обществе устанавливаются и функционируют отношения управления и подчинения, которые основываются на разных принципах легитимности. Таким образом, власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью и возможностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, культурных и организационно-правовых механизмов. Третья группа концепций власти связана с попытками найти некое обобщающее понимание природы, содержание власти. Власть понимается как созидательное начало, как создание смысла в процессе взаимодействия, общения людей. Здесь власть выступает как всякая деятельность, которая содействует приведению системы в оптимальное состояние, поддержанию, повышению уровня ее организованности. Важная роль при этом принадлежит знанию. Без знания власть дика, необузданна, импульсивна. Знание наделяет власть осмотрительностью, предсказуемостью. В плоскости " знание" актуализируются сознательный расчет действий, их последствий в заданных обстоятельствах, учреждается рациональность. С этой точки зрения главное в сущности власти - ее роль в целесообразной организации отношений в обществе. Власть - это целесообразность, хотя чаще всего она лишь маскируется идеями порядка, гармонии, организации, разумности и тому подобного, а на деле может выражать интересы меньшинства. Но в идеале политическая власть - это функция политической целесообразности, правильности. В обществе, как и в природе, действуют законы целесообразности, организации, упорядочения. В политике без власти нет упорядоченности. Все рассмотренные подходы к анализу такого общественного феномена как власть, противостоят тоталитаристским теориям о гегемонии класса или нации по отношению к личности. Они отстаивают ценности индивидуальной человеческой воли, обосновывают возможности индивида противостоять воле вождя и даже всей системе. Ни одно определение власти не является универсальным. 2. Политическая власть реализуется для достижения определенных целей: - согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей, социальных групп в процессе социального производства; - поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы; - придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев; - осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях. Власть осуществляется различными методами и средствами, имеет множество видов и форм. Методы властвования - это способы, приемы, средства воздействия властвующих на подчиненных с целью добиться их повиновения. Властная деятельность осуществляется двумя основными методами: принуждения и убеждения. Их содержание и соотношение в различных структурах власти различны. Но в любом случае всякая власть предполагает принуждение. Принуждение - это специфическое свойство любой власти. Оно предполагает достижение субъектом власти своей цели вопреки неповиновению объекта властного воздействия, путем использования силы или угрозы силой и лишения его возможности выбора между подчинением или неподчинением. Принуждение может быть физическим и психическим. Формами физического принуждения являются штрафы, исключение из организации, лишение свободы, террор, репрессии и так далее. Оно возможно в рамках социальных норм, регулирующих деятельность власти и подчиненных. История свидетельствует, что как только возникает угроза властвующим верхам, они прибегают к несанкционированным законом методам: репрессиям, террору. Принуждение приобретает форму открытого произвола. Самым распространенным видом психического принуждения является общественное мнение. Оно регулирует поведение людей и социальных институтов, формулирует и проводит в жизнь определенные нормы общественных отношений. Убеждение как метод властвования предполагает использование различных приемов для обеспечения должного поведения подвластных. Это влияние, сдерживание, побуждение, активизация ответственности. Если в обществе преобладают методы убеждения - это свидетельствует об авторитетности, легитимности и гибкости власти. Эффективность власти связана с тем, как она воспринимается и отражается в общественном сознании, то есть от того, насколько она легитимна. Легитимность - это признание гражданами обоснованности и необходимости данной власти как законной. Если в обществе учитываются общие интересы и ценности, легитимность проявляется в добровольном признании и принятии власти большинством населения. Гораздо чаще легитимность достигается в повседневной борьбе за оправдание перед обществом субъекта власти. Легитимация власти зависит от того, на что она опирается, что является ее источником. Наиболее применяемой является классификация источников и легитимности политической власти, данная М.Вебером. Иными словами речь идет об ответах, которые может дать власть на вопрос: " От чьего имени ты правишь? ". С точки зрения М.Вебера возможны только три ответа. Во-первых, согласие управляемых может быть обусловлено авторитетом прошлого; во-вторых, личной волей исключительного главы, вождя; в-третьих, подчинением законным, разумным правилам. Таким образом, возможны три вида власти: традиционная, харизматическая и рационально-легальная. Традиционная власть опирается на веру в ее священный характер, вечность, незыблемость. Действия лиц, осуществляющих такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют традициям. Если лидер нарушает традиции, массы могут отказать им в легитимности. Традиции также препятствуют произволу власти. Харизматическая власть. Название этого типа власти происходит от греческого термина " харизма", означающего особое свойство, которое придает личности магическую силу. Харизматическая власть основывается на личности вождя, которому приписываются сверхъестественные способности. Носитель харизмы обычно просит поддержки у народа. В своей деятельности опирается не на традиции или законы, а на собственное предчувствие, энергию, ясновидение. Массы подчиняются вождю до тех пор, пока он способен " доказывать" свою исключительность. Харизматические лидеры обычно появляются в условиях кризисов, переходных состояний общества. Они стремятся изменить существующий социальный порядок, опираясь на энтузиазм масс. Харизматическая власть может возникать в любых исторических условиях. М.Вебер подчеркивал значение харизматических моментов в формировании демократических институтов Запада в период первоначального накопления капитала. Харизма опирается на власть одной личности, обладающей выдающимися качествами, поэтому не может быть постоянной и передаваться. У соратников вождя обычно возникает желание сохранить свою власть и влияние. Поэтому часто ведется борьба за право наследовать власть. Иногда выдающиеся свойства вождя переносятся на весь его род - создается родовая харизма, а если на его должность - создается институционная харизма. Такая харизма напоминает традиционную власть. Легальная власть. возникает на том этапе исторического развития, когда в обществе сложились определенные нормы, регулирующие отношения господства и подчинения. Развитой формой этого типа власти является рациональное государство, в котором деятельность властителей легитимируется законами (Конституцией). Конституция определяет правила и нормы социального поведения, которые должны соблюдать властители, бюрократия, граждане. Законы в таком государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия. М.Вебер писал, что бюрократия существовала в цивилизациях разного типа, но рациональное управление формируется с того момента, когда государство начинает оплачивать работу чиновников в денежной форме, а не в натуральной, свойственной традиционному типу власти. Легальный тип власти характеризуется следующими признаками: во-первых, наличием права, регулирующего все сферы общественной жизни; во-вторых, формированием социального управления, как процесса применения права; в-третьих, существованием бюрократии как субъекта управления; в-четвертых, наличием элиты, как субъекта власти, деятельность которой ограничена правом; в-пятых, подчинением масс нормам права, которые они принимают. М.Вебер подчеркивал, что социальное управление при моральном типе власти наиболее эффективно, " бюрократия технически является самым чистым типом легального господства". Но при этом должен быть контроль со стороны политиков за бюрократией. Все эти типы власти (традиционная, харизматическая, легальная) не существуют в чистом виде, в жизни власть представляет собой различные сочетания их элементов в зависимости от конкретной исторической обстановки. 3. Основными формами проявления власти является господство, руководство, управление, организация, контроль. Понятия " управление" и " руководство" тесно взаимосвязаны. Это две функции политического властвования. Смысл руководства - выработка цели и политической линии, смысл управления - организация поставленных целей. Руководство - это направляющая деятельность партий, других социально-политических организаций, определяющая цели и задачи для субъектов управления. Субъекты, осуществляющие управленческую деятельность ответственны не за постановку цели, а за ее достижение. Руководство как деятельность отдельного лица или коллективного органа складывается из следующих этапов: 1) сбор информации, ее обработка; 2) принятие решения; 3) подбор управляющих-исполнителей; 4) разработка плана достижения цели, определение сроков; 5) осуществление контроля через специальный аппарат или непосредственно. Субъект управления, например, государственный аппарат, участвует в выработке политических задач. Но ее окончательное определение и принятие - полномочие коллективных руководящих органов (парламентов и так далее), в которых представлены все слои населения, партии, фракции. Деятельность управляющего органа складывается из таких этапов: 1) определение целей работы на основе полученных директив; 2) подбор исполнителей; 3) расстановка и обучение кадров; 4) организация работы; 5) отчет о выполнении поставленных задач. Политическое руководство обществом осуществляется через государство в двух основных формах: 1) через руководство административно-управленческим аппаратом государства; 2) через парламент, борьбу входящих в него партий и движений. Политическое руководство предшествует установлению политического господства. Политическое господство - это деятельность социальных групп и их организаций по подчинению и использованию социальных сил в интересах своего собственного существования, путем утверждения своей воли как всеобщей. Это система властных отношений защищающая экономическими, политическими, идеологическими методами интересы наиболее могущественных групп и слоев. В данной системе руководящую волю осуществляет тот, кто владеет собственностью. То есть основой политического господства являются экономические факторы. Политическое господство предполагает: 1) владение средствами производства и контроль над ними; 2) контроль за производством; 3) контроль за распределением созданного продукта. Контроль - это властная деятельность, с помощью которой в обществе обеспечивается следование определенным нормам поведения, соблюдение ограничений. Контролю подлежат индивиды, организации, поведение которых отклоняется от принятых норм, традиций, предписаний. С помощью контроля властвующий субъект получает информацию о функционировании системы, причинах отклонения поведения от установленных норм, результатах управленческого воздействия. Таким образом, политическая власть свойственна всякому организованному обществу. Это сложное, динамичное и многоаспектное явление. В реальной жизни она представляет собой, определенным образом, организованную деятельность людей, направленную на согласование различных и противоречивых интересов, путем подчинения их формируемой единой общественной воле. ЛИТЕРАТУРА Болл Т. Власть// Полис. 1993. - № 5. Вебер М. Политика как призвание и профессия// Новое время. - 1990. - № 21. Власть: очерки теории современной политической философии Запада. - М., 1989. Массинг О. Господство// Полис. - 1991. - № 6. Тоффлер О. Мои мысли о природе власти (предположения)// США: экономика, политика, идеология. - 1992. - № 6. Философия власти/ Под ред. В.В.Ильина. - М., 1993. Шабо Ж.-Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления// Полис. - 1993. - № 3.
|