Иже» – те, которые, они же
Название данной буквы в русской азбуке хорошо согласуется с её структурной семантикой, поскольку описывает качество «единства объектов в рамках зависимости». Семантика «И» отражает качество объекта, проявляющееся при условии его присоединения к другому объекту (ил, игла, и, биметалл). Образ, совпадающий с изображением буквы и её семантикой, напоминает мне образ двух людей, которые встретились и обнялись (И). Их объединение и есть смысл семантики «и».
«И» Û сущность соединения зависимых объектов
Область определения данной семантической функции: [И] должно быть в словах, описывающих «механизм присоединения зависимого объекта», что в определённом контексте может трактоваться как «присоединение условия или причины» функционирования объекта. Эта семантика может указывать и на «соединение объектов в рамках зависимости». Остальные буквы в слове, описывающем данный предмет, уточняют, в чём заключается важность данной формы соединения объектов с позиции человека, который придумал это слово. Семантика «и» становится очевидной при исследовании характерного вхождения этого звука в слова и в предложения: - «И» в предложении используется для доопределения объекта еще одним качеством, наряду с имеющимся; присоединением еще одного качества к объекту: «Я жив и счастлив», «Ты красивая и любимая». - «Или» – альтернативное (обусловленное) соединение объектов; - if [иф] (если; анг.) – присоединение условия внешней общности; - in [ин] (предлог «в»; анг.) – механизм присоединения внутрь (механизм присоединения внешней фиксирующей границы, если учесть семантику «н»).
Уточнение семантической функции [И] контекстом: 1) В случае, когда к «и» примыкает согласная со свойством «границы, поверхности, пространства» (м, н, д, т), то семантика описывает разграничение, которое подразумевает соединение (присоединение) объектов. - (М-Н): Фиксированная граница с основой является местом присоединения зависимого объекта к этой основе (нить, низ; мина, миска, мишень) или присоединение зависимого объекта к основе, обеспечивающее фиксацию их разграничения (инок, иней, иной, инородный; имя, иметь). - (Д-Т): Изменение границы между объектом и основой связано с присоединением зависимого объекта к этой основе (тип, тир, тина; диво, дикий) или присоединение зависимого объекта, изменяющее его границу с основой (поить, доить; [ид] (id – зародышевая структура; анг.), идти).
2) Если рядом согласная с качеством «общности» (б, п, в, ф), то общность подразумевает соединение (присоединение) объектов. - (Б-П): Фиксированная общность объектов базируется на присоединении условия (би-, бить, бирка; пила, пилотка) или присоединение зависимого объекта к основе, обеспечивающее устойчивость его общности с основой (). - (В-Ф): Изменение общности с основой связано с присоединением зависимого объекта к этой основе (видеть, вилы, винт; финал, фирма, фито) или присоединение зависимого объекта к основе, в динамике его общности с основой (ива).
3) Если рядом согласная с качеством «связи» (з, с, ц, к), то связь основана на зависимости соединения (присоединения) объектов. - (З-С): Фиксированная связь объектов базируется на присоединении зависимости между ними (силки, сидеть, сила; зима) или присоединение зависимого объекта к основе, обеспечивающая их фиксированную связь (искать, исток, история, искушение; из, изъять, изменить, изморозь, изба). - (Ц-К): Изменение связи с основой связано с присоединением зависимого объекта к этой основе (кино, кирка, кинуть, кит; циркуль, порция, эмоция) или присоединение зависимого объекта к основе, в динамике его связи с основой (икра, икона, икота).
4) Если рядом согласная с качеством «соприкосновения» (ч, щ, р, л), то форма соприкосновения зависит от степени соединения (присоединения) объектов. - (Ч-Щ): Фиксированное соприкосновение объектов базируется на присоединении зависимости между ними (щипать, щи; чистить, чинить) или присоединение зависимого объекта к основе, обеспечивающая их фиксированное соприкосновение (ищейка; яичко). - (Р-Л): Изменение соприкосновения с основой продиктовано присоединением зависимого объекта к этой основе (липнуть, лизать; рисовать, риск, грива, гриб) или присоединение зависимого объекта к основе, в динамике его близости с основой (иррациональный; или, ил, иллюзия).
5) Если рядом согласная с качеством «организации, взаиморасположения» (ж, ш, г, х), то тип взаиморасположения объектовзависит от формы их соединения. - (Ж-Ш): Фиксированное взаиморасположение объектов представлено их зависимым соединением (ширма, шить, шинель; жизнь, живот, жилы, жидкость) или присоединение зависимого объекта к основе, обеспечивающая их фиксированное взаиморасположение (ишак). - (Г-Х): Изменение взаиморасположения объекта и основы продиктовано присоединением зависимого объекта к этой основе (химия, хилер, хижина; гибель, гиря) или присоединение зависимого объекта к основе, в динамике его взаиморасположения с основой (иго, игла, игра). Рассмотрим примеры.
Структурная семантика постфикса «ИЯ» – это «механизм присоединения к предполагаемому элементу в локальной области, образованной присоединением другого элемента». Например, это способ или место соединения предметов (флотилия, армия, гильдия, комиссия, сессия, талия, линия, мантия, мимикрия, магия, миссия). Сущность этого механизма соединения раскрывается предшествующими и (или) последующими буквами. Например, «талия» – «изменение формы границы объекта в локальной области, разделяющей объект на части (та), в виде их пограничного сочленения (л) с акцентом на полученной таким образом области присоединения (ия)».
«МИ» – «Фиксация внутренней границы между объектом и основой в виде механизма присоединения зависимости между ними». Здесь «и» изменяет семантику пограничной фиксации, определяя наличие условия, при котором эта фиксация имеет место. Собственно это условие определяется последующим контекстом соседних букв в слове. Например, в слове «мина» фиксированное внутреннее расположение объекта (мины) зависит от неподвижности внешней (над миной) основы. Где слог «на» доопределяет зависимость от объекта в виде неподвижности расположенного на поверхности объекта – «фиксация внешней границы между объектом и основой в области локального размещения отсоединяемого объекта от основы». В соответствующем контексте это семантика означает отсутствие части внутри объекта (минус, митоз, миска). Это может быть и зависимое соединение между различными предметами (мишень, миссия, миг, мирный) или разграничение в предполагаемом месте соединения (мимо). Выделение (при сопоставлении) из объектов наименьшего (мизер, минимум, микроб). Например, Андреев[11] трактует «MY», т.е. мягкую «м», как «менять, по уговору». Это слишком не точное значение данного корня. «МИ» - означает скорее присвоение предмета или наличие самого уговора, чем обмен предметами.
«НИ» – «Фиксированная внешняя граница с основой возникает в области присоединения предполагаемого объекта к основе». Это соответствует фиксированному внешнему механизму пограничного соединения объектов, что продиктовано какой-либо необходимостью (ниппель, низ, обнимать, чинить, нить, нимб) либо это область, сопоставляемая с внешним объектом (neer [ниэ] – возле, около; анг.). Или же что-то типа расчехления (снимать) или иного разрушения при присоединении при наличии соответствующего контекста из соседних букв (трение, горение, гниль, казнить). При сравнении эта семантика означает внешнее различие объектов (ни тот ни этот; низкий). Семантика отрицания (не, ни) в большей степени присуща «н» (но, ну), чем «и» или «е», что связано в первую очередь с формированием внешней границы между объектами, что часто воспринимается как отсутствие спрятанного за границей предмета. Зависимость от этой границы (и, е) только усиливает служебную семантику «не» и «ни». Андреев описывает семантику «NY» как «водить с выводком, страстно защищаться, отчаянно драться». В принципе, «защищать» или «быть рядом с мамой или с ня ней» – это в рамках семантики «ни», однако «драка» не входит в смысл данной синтакты.
«ИН» – «Присоединение зависимого объекта к основе в виде фиксации внешней границы между ними». Здесь акцент на изучении механизма соединения предметов, в рамках которого имеется зависимость от внешней границы между ними (инструмент, инъекция, [ин] – присоединение внутрь объекта или к его поверхности (лат., анг., нем.)). Т.е., это такой механизм зависимости, когда предметы отделены друг от друга пограничной конструкцией, стабильно разграничены, различны, но соединены в рамках какой-то необходимости (инок, иной, иней, инструкция, интуиция). Считается, что слово «иней» не имеет точно выявленных в настоящее время истоков его происхождения. Однако, «иней» по семантике похож на сезонный наряд. Сравните: л инь ка – смена такого наряда; а также: [инь] (вода; инд.), Иня (правый приток Оби), Инн (правый приток Дуная), иния (разновидность речных дельфинов). Иней – т.о., вода на поверхности предмета в виде нароста – присоединение с одновременным отсоединением (-ей).
«ТИ» – «Изменение внешней границы с основой за счёт присоединения предполагаемого объекта к этой основе». Это соответствует динамическому расположению объекта на поверхности другого в форме обусловленного их соединения (тина, настил, мастика, стикер, картина, идти, расти). Это может быть детерминированное взаимодействие с присоединённым объектом (тиски, тискать, стирка, тир, стилет), например, главенство, как средство установления зависимости (тиран, тигр). Это может быть и место присоединения обусловленных объектов (квартира, утиль, титя, тип).
«ВИ» – «Изменение внутренней общности с основой за счёт присоединения объекта к этой предполагаемой основе». Собственно здесь общность изменяется (образуется или разрушается) через присоединение одного объекта к другому. Т.е., состояние общности зависит от присоединённого к ней объекта, который либо создаёт эту общность, присоединяясь к объекту (вилы, привить, вить, висеть, видеть), либо разрушает общность, разрушая структуру, к которой присоединился (давить, vitium (разрушение; лат.), вино). Это, например, передвижение при наличии внутренней среды для этого передвижения (винт), движение внутрь объекта ([ови] – дверь; фин.) или создание через присоединение иной внутренней общности (vivere (жить; лат.), vita (жизнь; лат.)). «Вилы» используются в процессе формирования стога сена; «вить» процесс присоединения соломинок или другого строительного материала к гнезду. В словеvita (жизнь; лат.) семантика «необходимости изменения внутренней общности через присоединение объекта» (ВИ) уточняется тем, что эти изменения отражают «изменение внешней границы через обособленное отделение этой границы» (ТА). Таким образом, под жизнью подразумевается механизм поглощения объектов, задающий рост для объекта, обладающего этим механизмом. Андреев описывает семантику «WY» как «дерево, выросшее; выравниваться». Если транскрипция «WY» совпадает с [ВИ], то такая трактовка корня не соответствует его семантики – для указанной Андреевым семантики необходимо прибавить дополнительную согласную.
«ИВ» – «Присоединение зависимого объекта к основе отражает изменение их внутренней общности». Например, это нечто растущее от основы (ствола) – ветви, листья (ива). «Наивный» (на + ив) – на поверхности (на лице) отражаются все внутренние изменения (мысли). Приставка «наи-» отражает трансформацию внешнего вида (наивысший, наилучший), что связано со смыслом внешнего разграничения при сопоставлении объектов (служебная семантика «наи-»). Слово «ива», похоже, описывает главное качество этого дерева, расположение вдоль (на берегу) реки, а также склоненные, длинные ветви и листья. Сравните: [ива] (край ткани по длине; болг.), jьva (полоска, лента, край; праслав.), «вянуть» – опускать листочки, сворачиваться.
«ИГ» – «Присоединение зависимого объекта к основе отражает изменение их внутреннего взаиморасположения». Здесь речь о нарушении внутренней структуры предмета при вероятном присоединении к нему другого предмета, например, проникновение внутрь объекта (игла, [игнайт] (ignite – зажигать, воспламенять; анг.), [агни] (огонь; инд.)) или иной динамический внутренний процесс взаимодействия зависимых элементов в системе (игра, иго). «Игла» проявляет свои полезные качества при присоединении к ней нитки. Андреев описывает семантику «YG» как «лёд, замерзать, скользкий». Это частичное попадание в семантику «иг», видимо связанное с динамикой (скольжением) предмета на льду.
«ШИ» – «Изменение внешнего взаиморасположения с основой за счёт присоединения объекта к этой предполагаемой основе» Это означает, что изменение внешней связи объектов продиктовано возможностью их соединения (шина, ширинка, ширма, шить, шишка), например, ши пение змеи при приближении к ней человека, как сигнал того, что она готовится к броску. Речь об изменении зависимой связи, соединяющей два объекта, при уточнении контекста это может быть и средство проникновения внутрь (шило, шип). « Шило » – инструмент преобразования свойств поверхности объекта при вероятном внутреннем присоединении (ши: шить, ширма, ширинка), через разрушение поверхности (ло: ломать, лопата, ложка). Т.е., при присоединении инструмента к поверхности объекта возникает углубление (частичное, локальное отсоединение).
«ИЗ» – «Присоединение зависимого объекта к основе отражает их фиксированную внутреннюю связь». Если после синтакты «из» следует гласная с качеством отделения, то речь идёт об изменении внутренних связей в объекте при присоединении к нему предмета в виде нарушения этих связей (из, изъять, извлечь, изрубить, изменить, изгой). Другой контекст приведёт к семантике создания и упрочения связи (изба, изморозь). Слово «износ» имеет составную природу: «из» + «нос» – извлечь из ношения. Аналогично, «извинить» – извлечь из вины. Кстати, «простить» – в отличии от «извинить», семантически восходит к способу высказывания просьбы: стоя на коленях перед хозяином или монархом. Однако, влияние семантики корня «прост» в словах «простой», «упростить» и т.п. – придает «прощению» смысл упрощения сложной ситуации. Поэтому, часто интеллигентные люди начинают свою просьбу к незнакомому человеку словом «простите …».
«Имя» является эквивалентом, признаком (статичным и функциональным) человека или другого объекта в майе (подменяет объект в процессе общения людей друг с другом). «Имя», таким образом, является эквивалентом объекта в семантической матрице человека (внутри его мозга, на скрижалях памяти). Имя (Им + Я), т.е., я для них (я им). В семантической орбите этого слова: им еть (устанавливать связь с предметом), им ать (ловить; рус.диал.).
|