Цвет и цветная графика
Цветная графика применяется для передачи цвета проектируемого сооружения (цвет стройматериалов, окраска поверхностей), а также элементов монументальной живописи. Цвет выступает средством достижения графической выразительности чертежа при изображении фасадов, перспектив, панорам. Происходит это все на основе взаимосвязи графических и живописных приемов. Все эти приемы основываются на общих свойствах и закономерностях цвета. Цвет в природе воспринимается не изолированно, а в связи с разнообразным освещением, воздушной перспективой и предметной средой. В зависимости от естественного или искусственного освещения предметы приобретают особую окраску. Эта взаимосвязь цвета и света усложняется еще и влиянием воздушной среды и разнообразием цветных рефлексов. Сложный белый цвет разлагается на отдельные простые или составные спектральные цвета. Основными качествами спектральных цветов являются цветовой тон, насыщенность (яркость), светлота. Цветовой тон – это то, что отличает один цвет от другого (красный, синий и т.д.) Насыщенность (яркость) – большая и меньшая выраженность в цвете его цветового тона. Спектральные цвета обладают наибольшей насыщенностью. Для получения мало насыщенного цвета достаточно добавить к нему белил (выбеленные цвета) или черной краски (тусклые цвета). Светлота – близость хроматического цвета к белому цвету (светлые – желтый, оранжевый, голубой; темные – синий, фиолетовый, зеленый). Различают теплые и холодные цвета. Хроматический цвет может создавать впечатление веса и монументальности формы. Чем темнее цвет, тем он «тяжелее». Более насыщенные цвета воспринимаются более тяжелыми. «Тяжесть» и «легкость» цвета (плотность или прозрачность) зависят как от самого цвета, так и от изобразительного материала (краски) и его наложения. Корпусные, фактурные краски (гуашь) придают изображению впечатление большей плотности и тяжести, чем прозрачные (акварель). Разные цвета на одной плоскости могут восприниматься как близкими, так и удаленными в зависимости от явления пространственности, присущей цвету. К «выступающим» краскам относятся теплые цвета: желтый, оранжевый, красный, к «отступающим» - холодные цвета: синий, зеленый, фиолетовый. Кроме цветового тона на пространственные свойства цвета влияют насыщенность и светлота, т.е., чем насыщеннее и светлее цвет, тем он кажется ближе. На восприятие глубины влияет и площадь окрашенной поверхности, и ее фактурность. Цветовой спектральный круг дает возможность установит различные гармоничные или негармоничные цветовые сочетания. Цвета, лежащие на противоположных друг от друга сторонах спектрального круга, являются дополнительными (контрастными), например, оранжевый - синий, красный - зеленый и т.п. Такие пары при оптическом смешении дают белый цвет. Если дополнительные цвета расположить рядом, то они будут усиливать друг друга. Цвета, расположенные в спектре рядом, являются нюансными или сближенными (градации одного цветового тона с оттенками холодного или теплого). Дополнительные цвета имеют явление одновременного хроматического контраста, т.е. любой цвет вызывает в нас ощущение необходимости дополнительного к нему цвета. При составлении любых двух спектрально не дополнительных цветов происходит оптическое смешение данного цвета с цветом дополнительным, что дает изменение цветового тона и снижение его насыщенности (цвет сереет). Возможен контраст двух цветов разной насыщенности, а также цветов хроматических и ахроматических (светлотный и хроматический контраст). В архитектурной практике это имеет первостепенное значение, т.к. в чертежах чаще всего применяется сочетание ахроматических цветов с хроматическими. Явления светлотного и цветового контраста связаны друг с другом. Например, один и тот же зеленый цвет на черном и белом фоне будет восприниматься по-разному: на черном – светлым, на белом – темным. И тон будет меняться: в первом случае он будет казаться темно-красным, во втором – розовым. Краевой контраст может быть уменьшен введением белого или черного контура, который применяется также для разграничения близких по тону и цвету поверхностей. Плоская поверхность, окрашенная в один цвет, воспринимается как единая и цельная, окрашенная в два и более цветов – расчлененная, деформированная. Добиться композиционного единства архитектурного сооружения можно использованием цветовых и светлотных нюансов и контрастов (применяется дифференциация несущих конструкций и их заполнения или различных строительных материалов, например, цвет кирпича – более насыщенный, цвет бетона, стекла – более светлый). В 18-19 веке применялась двухцветная окраска: чем контрастнее цвет стены к белому цвету ордерных элементов (колонн, карнизов), тем более пространственным воспринимается весь архитектурный декор. В греческой архитектуре впечатление сильного рельефа достигалось окраской скульптурных частей яркими цветами, а фон, на котором находилась скульптура окрашивался в глухие, темные цвета. Используя закономерности цвета, можно выявить структуру и пластику стены (плоскость или рельеф). В чертежах интерьера, основываясь на пространственные свойства цвета, можно проверить правильность выбранного цветового решения, например, светлая, малонасыщенная и холодная окраска стен создает впечатление глубины и простора. Сочетания цветов. Цвета содержат в себе и эмоциональные характеристики. Теплые цвета (цвет огня) воспринимаются как возбуждающие, радостные, холодные ассоциируются с водой, небом и рождают впечатление спокойного состояния, простора, легкости. Светлые и яркие цвета действуют радостно и бодряще. Цвета имеют символический смысл: красный цвет символ мужества, энергии, революции; черный – траура, желтый – богатства, величия; синий – вечности; зеленый – покоя и т.д. Эмоциональное восприятие цвета зависит от народных традиций, индивидуального вкуса, настроения. Цветовые сочетания могут быть гармоничными и дисгармоничными. Самыми гармоничными сочетаниями цветов являются дополнительные цвета (цвета, лежащие напротив друг друга в спектральном цветовом круге (рис.47), например, синий – оранжевый). Гармоничность дают и цвета, расположенные на малых интервалах друг от друга, а также цвета близкие по цветовому тону, светлоте и насыщенности. В этом случае такие цвета воспринимаются не как сочетания, а как оттенки одного и того же цвета. Гармоничное сочетание дает и равенство цветового интервала (в спектральном цветовом круге эти цвета находятся на равном расстоянии друг от друга). Но нельзя опираться только на закономерности спектра, он помогает только понять основные законы гармонии цветов, но не может охарактеризовать сущности художественного произведения, которое строится на общем цветовом взаимодействии, ритме пятен, связи формы с цветом, местоположением в пространстве. Цветовая гармония зависит от избранного способа изображения. Существует способ живописи локальным цветом и живопись цветом, обусловленным освещением и воздушной средой. В основе живописи локальным цветом лежат закономерности чистого, предметного (или условного цвета-символа), то в живописи, обусловленной светом, лежат закономерности цвета и света. В архитектурной графике методы локальным цветом имеют наибольшее практическое значение и являются основными, когда необходимо показать цвет строительных материалов, окраску стен, конструкций, изобразить монументально-декоративную живопись. Цветовая композиция достигается выбором и взаимосвязью цветовых тонов различной насыщенности, светлоты, а также разной величиной и расположением цветовых пятен. Для художественного качества проекта имеет значение не количество красок, а их согласование, ритмическое построение композиционных элементов локального цвета. Цвет и свет. Свет оказывает большое влияние на цветовую характеристику предмета. Белая поверхность, на которую падает свет определенного цвета, будет приобретать соответствующую этому цвету окраску. Насыщенность этой окраски будет увеличиваться или уменьшаться по мере приближения или удаления источника света, а также при изменении угла падения света (здесь на цвет влияет отраженный свет). Плоская поверхность, окрашенная красной краской при освещении ее белым светом будет восприниматься красной, при освещении зеленым светом – черной. На цвет предмета влияет и отраженный свет (рефлексы). Цвет предмета – это те цвета солнечного цвета, которые он отражает, поглощая все остальные. Белым мы воспринимаем цвет предмета тогда, когда все упавшие на него лучи света полностью отражаются обратно. Каждое цветное тело выявляет свой цвет полностью лишь в том случае, если оно освещено светом того же самого цвета. Освещенное противоположным (дополнительным) цветом, тело теряет свой цвет и приобретает нейтральную окраску. В архитектурной графике сочетание света и цвета используется чаще всего в перспективах. Однако там, где нужно передать пространство и среду используют не цвет, а светотень. В современных чертежах максимально используется белая бумага как фон, который является воздушной и световой средой сооружения. При умело найденных соотношениях белого и цветного чертежу можно придать особое звучание. Но работа на белой бумаге требует большого вкуса, необходимо подбирать такие тоновые и цветовые соотношения, которые делали бы изображение чертежом, а не плакатом. Белый фон требует четкого соблюдения градации цветового тона, светлоты и насыщенности вводимого цвета, поскольку именно цветом создается общая тональность изображения и его перспективные планы.
Рис. 47. Цветовой круг Цветовой круг позволяет легко оперировать цветом. Архитектор имеет возможность использовать оттенки цвета и фантазировать при выполнении цветового решения сооружения или проекта, ведь цвет является его составной частью. Цвет тесно связан с такими средствами композиции, как пропорция, масштаб, нюанс, контраст. С помощью цвета можно выделить главное, наиболее важное в проекте, раскрыть сущность сооружения, обострить или ослабить характер формы.
|