Новак Н.Г., Кардаш А.А
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ» Н.Г.Новак, А.А.Кардаш
ПСИХОЛОГИЯ
Тексты лекций
Гомель 2004 УДК 159.9 (075.8) ББК 88 Я 73 Н 723
Рецензенты: кафедра социальной и педагогической психологии УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины» И.В. Сильченко, кандидат психологических наук, доцент
Рекомендованы к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» 22 декабря 2004 года, протокол № 4
Новак Н.Г., Кардаш А.А. Н 723 Психология. - Министерство образования Республики Беларусь: УО «Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины»; авт.-сост.: Новак Н.Г., Кардаш А.А. - Гомель, 2004. - 200 с.
В текстах лекций представлены основные понятия и положения по курсу «Психология». Адресованы студентам специальности «География», «Геоэкология»
УДК 159.9 (075.8) ББК 88 Я 73
© Н.Г.Новак, А.А.Кардаш, 2004 © Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», 2004 ВВЕДЕНИЕ
Знание сущности, принципов и методов психологии, а также психологических механизмов межличностного общения, особенностей создания продуктивной развивающей среды и умение использовать эти знания на практике выступают существенным фактором, определяющим эффективность деятельности будущих преподавателей. В настоящее время возрастает необходимость рационального компетентного использования человеческого потенциала в педагогической деятельности, а также общественная и педагогическая значимость проблемы формирования и развития личности. Поэтому для будущих специалистов в сфере образования овладение психологическими знаниями является необходимым условием профессионального становления. В рамках отведенного учебным планом количества лекционных часов по курсу студенты знакомятся с основными вопросами общей, социальной и возрастной психологий. Эти знания помогут студентам структурировать материал, получаемый при изучении других дисциплин, с точки зрения развития, изменения, качественного преобразования и применения в практической деятельности. Тексты лекций завершаются списком литературы, рекомендуемой студентам для самостоятельного изучения и подготовки рефератов, а также приложениями.
Тема 1. Общее представление о психологии как науке 1. История развития представлений о психологии. 2. Основные подходы при изучении психики. 3. Житейская и научная психология. 4. Задачи и отрасли современной психологии.
1. История развития представлений о психологии. На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых и интерес к человеческой природе, особенностям взаимодействия человека с другими людьми, условиям развития и формирования личности в человеческом обществе постоянно усиливается. Еще в первобытном обществе человека волнует множество вопросов о том мире, в котором он живет, кроме того, его интересовало, что же происходит с ним: переживания, которые он испытывал, различные идеи, мысли в голове, видения во время сна… Поиск ответов на эти и другие вопросы дал начало многим обрядам, преданиям, религиям и философии – матери всех наук. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, образовании, в игре и спорте без знания и понимания психологических особенностей человека. Человек является объектом исследования различных наук, при этом каждая из которых рассматривает свой круг проблем. Психология с одной стороны очень старая, но в то же время - совсем молодая наука. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но основные проблемы, которые сейчас рассматривает психология, долгое время рассматривались в рамках философии. Известный психолог конца ХIХ - начала ХХ вв. Г.Эббингауз подчеркнул очень точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Психология в переводе с древнегреческого («phyche» - душа, «logos» - наука) означает - наука о душе, о том, что в ней происходит. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика, проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений. Итак, впервые психология определялась как наука о душе и была одним из разделов философии. На протяжении веков идеалистические и материалистические взгляды претерпевали некоторые изменения. Эти изменения и дополнения строились на основании важных открытий, сделанных учеными (Герофил, Эразистрат, Декарт, Лейбниц и др.). Родоначальником эмпирической (опытной) психологии стал в 18в. английский философ и педагог Джон Локк. Кроме этого, ему принадлежит ряд психологических теорий и одна из них о том, что человек рождается на свет не имея никаких идей. Его душа - «чистая доска» (табула раса), на которой опыт выводит свои письмена. В 19в. психология отделяется от философии и становится самостоятельной наукой. Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознание. На смену психологии души пришла психология сознания. Но сознание еще долго принималось как явление особого рода, которое познается только в самонаблюдении и недоступно ни для какого анализа. В 1879г. Вундтом в Лейпциге была организована первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Вскоре, в 1885 году, Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России. С этого времени в психологии основным методом исследования становится эксперимент (исследователь создает определенные условия с целью изучения необходимых фактов, процессов и явлений), т.е. чаще всего исследуется то, что можно наблюдать - поведение. В начале 20в. благодаря, с одной стороны, достижениям в области науки (в частности, в ходе исследований в рамках невропатологии и психиатрии было доказано, что человеческой психике помимо сознательных свойственны также и неосознаваемые проявления), и социально-экономическим требованиям - с другой (постановка новых практических задач, связанных с развитием капиталистического производства, требовавшего разработки средств, позволяющих все-таки контролировать поведение другого человека), назрел кризис психологии сознания и поведения. Начинают формироваться и развиваться различные психологические теории и направления, предметом изучения которых является психика. На современном этапе развития для психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики. Таким образом, можно выделить следующие этапы развития психологии, ее становления как самостоятельной науки. I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой (интроспекция) и описание фактов. III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). Происходит накопление фактов. IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология (от греч.psyche - душа и logos – учение, наука) – наука о механизмах, закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
2. Основные подходы при изучении психики. Различные исследования предметной области психологии нашли отражение в достижениях традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций. Важнейшие из них следующие. Бихевиоризм или теория поведения (от англ. behaviour - «поведение») – одно из ведущих направлений психологии, получившее широкое распространение в различных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма — Э. Торндайк, Дж. Уотсон. В 1913г. американский психолог Джон Уотсон (1873-1958) предлагает в качестве объекта изучения - поведение. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые в принципе не наблюдаемы непосредственно. Поведение же понимается ортодоксальными бихевиористами как совокупность отношений «стимул — реакция» (S – R). По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. Следовательно, поведением человека можно управлять, предсказывать его, что у человека можно сформировать любые качества, т.е. «изготовить» универсального человека с помощью системы стимулов и наказаний (причем, отрицалось значение и врожденных задатков, и собственных убеждений человека). Осознание человеком внутренних условий тех или иных действий в научном плане для бихевиористов не имело значения, их не интересовало, что находится между стимулом и наблюдаемой реакцией. Уотсон провозглашал: «Дайте мне дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа - доктора, юриста, артиста, купца или же нищего или вора безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предшественников». Такая программа являлась антигуманной, психологическая наука превратилась в «психологию без психики». Но уже в 30-е годы идеи бихевиоризма пошатнулись. В Америке начался очередной экономический кризис, который сопровождался массовой безработицей, разорением и обнищанием. Стало очевидно, что все-таки необходимо принимать во внимание настроения, реакции человека и социальную среду, в которой он находится. Так на смену бихевиоризму приходит необихевиоризм. Его представители (Р.Вудворте, Э.Толмен, К.Халл). Необихевиористы в той или иной степени отказались от классической формулы бихевиоризма, и пытается учесть и проявление сознания как реальной детерминанты поведения человека. При этом становится очевидным, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит переработка поступающей информации как активный процесс, без учета которого не удается объяснить реакцию человека на наличные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием «привходящих, или промежуточных переменных». Многие выводы, достижения бихевиоризма плодотворны с научной точки зрения и исключительно практичны. Психоанализ — учение, разработанное австрийским невропатологом, психиатром и психологом 3. Фрейдом; предстает как общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда, которое выступает в качестве ключевого звена единой психотерапевтической концепции. Многочисленные наблюдения психиатров и невропатологов показывали, что человек часто не осознает мотивы и побуждения своих поступков. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. В структуре психики выделяется три компонента: сознание - это то, что человек осознает, понимает, о чем думает; предсознание - это система моральных норм, запретов и ценностей, которые человек усвоил в детстве; бессознательное - это инстинкты, которые человек не осознает и которыми не может управлять, но которые полностью руководят поведением и действиями человека. Последнему придавалось наибольшее значение, в частности, человекам управляют два основных инстинкта: инстинкт жизни, продления рода (либидо – сексуальная энергия) и инстинкт смерти, саморазрушения (агрессивная энергия). Сознание, опираясь на предсознание (на систему запретов, нашу внутреннюю цензуру), постоянно стремится удержать в узде бессознательное. Бессознательное же ищет различные обходные пути и все-таки проявляется в виде сновидений, ошибочных действий (описок, очиток, оговорок) и невротических симптомов. По мнению 3. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. Корни поведения человека — в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям. В рамках психоаналитического направления имеют место и другие точки зрения. Так, ученик Фрейда А. Адлер полагал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения. К. Г. Юнг считал, что личность формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубин веков. Поэтому необходимо при исследовании человека и работе с ним учитывать также понятия «коллективного бессознательного». В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку «основным беспокойством» (или «базальной тревогой»), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Гештальтпсихология (от нем. geastalt - образ, целостная форма, структура) — одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии первой половины XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Представители этого направления — немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келлер, К. Коффка, Ф. Перлс (1893-1970). Согласно данному подходу, человек воспринимает мир не в виде отдельных частей, а в виде целостных образов, при этом объединение частей в систему, некий образ дает нечто общее, чем простая их сумма (системный подход). Заметное место в рамках гештальтпсихологии занимает изучение механизма ассоциаций, по которым происходит объединение отдельных элементов в целостные образы. Основное внимание Гештальтпсихология уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. В процессе жизни человек постоянно находится в «контакте» с природой, другими людьми, окружающей действительностью, собой. Гештальтисты отмечают, что каждый психически здоровый человек умеет устанавливать контакты с окружающей средой и, когда необходимо, уходить от них (завершать их). За невротиком же травмирующие ситуации тянутся очень долго и он не может их завершить. Важным моментом теории является понятие «фигуры и фона»: в каждый определенный момент что-то воспринимается и осознается как «фигура» (то, что доминирует, соответствует потребностям в данный момент), при этом остальные образы и явления уходят на второй план, становятся «фоном»; затем данная фигура теряет свою значимость и на ее место из фона выдвигается, новая более актуальная фигура, а первая становится фоном. Гуманистическая психология — направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. У каждого человека есть врожденная потребность в самоактуализации, развитии и самосовершенствовании. В процессе жизни на формирующуюся личность воздействуют через воспитание и обучение, прививают социальные нормы, тем самым приглушают и вытесняют собственные стремления и потребности ребенка. И если условия жизни мешают реализации способностей, то возникает внутриличностный конфликт, что приводит к аномальному развитию. Гуманисты считают, что человек рождается с потребностью в добре, нравственности, доброжелательности и главная задача взрослых – не мешать самореализации. Ими также была предложена «формула успеха»:
Для достижения успеха необходимо либо увеличить уровень достижений, либо снизить уровень притязаний. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными потребностями человека, согласно данной теории, являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Генетическая психология — учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в детском возрасте. Парапсихология (от греч. раrа — возле, около) — область гипотез, представлений, фиксирующих и пытающихся объяснить: 1) формы чувствительности, обеспечивающие прием информации способами, не объяснимыми активностью, деятельностью известных органов чувств; 2) формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие без посредства мышечных усилий. Нередко в рамках данного направления исследуются гипноз, предчувствия, ясновидение, спиритизм, телекинез, телепатия, психокинез и другие, как реальные, так и мнимые, явления. Индивидуальная психология — одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. Наибольшее распространение, особенно в области педагогики и психотерапии, индивидуальная психология получила в 20-е годы нашего века. Концепция трансактного анализа — совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна и его последователей о том, что судьба человека предопределена в существенной степени особенностями его бессознательного, которое как бы влечет его к определенным событиям — успеху, неуспеху, трагедиям и т.д. По взглядам Э. Берна, в бессознательном человека как бы сидит некий маленький человек и дергает за веревочки, управляя жизнью большого человека по сценарию, зафиксированному в бессознательном с помощью жизненных ситуаций, имевших место при активном формировании бессознательного (детские, юношеские годы). Отечественная психологическая наука 20в. Выдающуюся роль в становлении отечественной психологической науки сыграли Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, К.Н.Корнилов, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов, Б.М.Теплов, Д.Н.Узнадзе и др.
|