Единство чувственного и рационального познания
До сих пор мы тщательно избегали темы единства чувственного и рационального познания. Внимание было направлено на своеобразие того и другого, их относительную изолированность друг от друга. Однако многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязанности и, более того, взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными цепями взаимоопределения. В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное " пронизывают" друг друга. Допустим, нас интересует психический образ " этого яблока", желтого, круглого и сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает собой различные цвета, среди которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса в данном случае представлено вкусом " сладкий". Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей. В точке пересечения чувственные и рациональные формы познания образуют нечто целое. Исчерпывающим психическим образом " этого яблока" выступает синтез понятия " яблоко" и восприятия яблока. Понятие яблока не есть исчерпывающий психический образ именно " этого" яблока. Восприятие яблока не дает образ яблока. Только вместе, в согласовании друг с другом, понятие и восприятие яблока дают адекватный психический образ " этого яблока". Психические образования, выступающие синтезом чувственного и рационального, обладают целостностью и соответственно интегральным качеством. Так, мелодия воспринимается как целое, совсем необязательно она структурируется субъектом на чувственную и рациональную составляющие. Для обозначения единства чувственного и рационального необходим особый термин. В этой связи нам представляется наиболее удобным и точным термин античной философии и литера- туры " эйдос", что буквально означает " вид, образ". В античной философии под эйдосом часто понимали то, что дано в мышлении и вместе с тем видимо. Термин " эйдос", как правило, используется именно тогда, когда речь заходит о единстве чувственного и рационального. Познание имеет не только чувственный и рациональный, но и эйдетический характер. Максимально целостный психический образ явления есть эйдос.
|