Студопедия — Рисунки правшей и левшей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рисунки правшей и левшей






Мне часто задают вопрос, имеет ли для интерпретации рисунка значение, какая рука у человека доминирует. До сих пор мною не было обнаружено значительных отличий в расположении и изображении объек-


Глава V

тов в рисунках правшей и левшей. Объяснение этому можно найти в теории коллективного бессознательного. Основы, заложенные природой в душе каждого человека, вполне могут быть схожи у людей независимо от того, какой рукой они владеют лучше. Содержания бессознательного отличаются исключительной индивидуальностью, однако, архетипические образы, проявляющиеся в рисунках, предполагают наличие связи, берущей начало в коллективном бессознательном. Например, коллективный опыт человечества показывает, что солнце встает на востоке и заходит на западе, под воздействием гравитации все притягивается к земле, деревья и другие растений обычно растут вертикально, а восприятие формы, цвета, размера и положения предметов будет совпадать у правшей и левшей.

Теории анализа квадрантов

Анализ квадрантов просто означает деление рисунка на четыре равные части вертикальной и горизонтальной линиями, проходящими через центральную точку рисунка. В рамках некоторых теорий, этим квадрантам придается особое значение. Я с сомнением отношусь к этому подходу и не убежден в его ценности и достоверности получаемых результатов. Тем не менее, я хочу кратко остановиться на этих теориях, поскольку некоторые обучающиеся имеют склонность воспринимать их как аксиому.

В своей работе, посвященной рисункам деревьев, Карен Боландер (1977, стр. 76) делит рисунок не на четыре равные части, а на множество компонентов. На меня произвели впечатление ее открытия, поскольку она использует научный подход в работе с постоянным объектом — рисунком дерева. При неизменности объекта легче исследовать его изображение на странице, чем при работе со спонтанными рисунками или рисунками-экспромтами, в которых число символов может значительно меняться.

У Сьюзан Бах (1969, стр. 16) свой опыт использования квадрантов, и ее теория может бы быть весьма полезной, если ее применять к той же группе людей, на материале которой теория была разработана. Сюзан Бах обследовала тяжело больных детей, и поэтому анализируемый материал ограничен этой категорией. Насколько мне известно, ее теория еще не применялась к другим группам.

Элизабет Кюблер-Росс также разработала свою теорию квадрантов. Эта теория также не прошла широкой проверки. Рисунки были получены от участников серии семинаров Э. Кюблер-Росс, посвященных проблеме перехода от жизни к смерти, а также в ходе ее работы с умирающими пациентами и членами их семей. Изучение теорий квадрантов включено в учебный план Института К. Г. Юнга в Цюрихе, хотя мне не известно о научных изысканиях, подтвердивших бы их ценность.

У меня не спокойно на душе, когда я вижу терапевтов, анализирующих рисунки, разделяя их на квадранты и причисляя к определенным категориям по частям вместо того, чтобы оценивать рисунок как единое целое. Не следует забывать, что образы и расположение их на рисунке


Тайный мир рисунка

не всегда имеют одно и то же значение. Из теории квадрантов так легко сделать «готовый рецепт». По какой-то причине многие начинающие аналитики хватаются за эти теории и горят желанием применять их на практике. Это желание возникает намного чаще касательно квадрантов, чем таких опорных элементов, как символизм цветов, движение объектов на рисунке, перспектива, использование пространства страницы, подсчет повторяющихся объектов и т. д. Мне до сих пор не совсем понятно, почему так происходит, однако мне постоянно доводится сталкиваться с этим на семинарах по интерпретации рисунков. Я склонен видеть причину этого в том, что трактовка квадранта представляется лишь в форме зрительного образа, в то время как содержание опорных элементов отображается в вербальной форме с приведением примеров. Образы «проникают» в бессознательное глубже, чем слова. Возможно, в этом и кроется причина.

Один из моих молодых коллег, выпускник известного института аналитической психологии, сказал мне, что он часто занимается анализом проявлений бессознательного в рисунках, и что основное правило, которое следует помнить при этом заключается в том, что нижняя половина рисунка всегда отражает бессознательное, в то время как верхняя половина всегда является отражением сознания. Он также добавил, что способен определить наличие отцовского или материнского комплекса по размещению фигур на рисунке. Данные научных исследований не подтверждают это заявление моего коллеги. Мое мнение таково, что единственное обобщение, которое можно сделать на основе изучения языка рисунков - это то, что никакие обобщения невозможны в принципе.

К. Г. Юнг писал, что как-то раз он видел сон о том, что он спускается по ступеням в подвал, и интерпретировал его как путешествие в бессознательное (Юнг, 1963). Что касается Юнга и его сновидений, такая интерпретация выглядит весьма правдоподобно: в каких-то случаях она может быть применима и к некоторым рисункам. Однако, совсем необязательно, что такая интерпретация будет верна для всех и всегда. Рисунки, как и сновидения, исключительно индивидуальны. Я предпочитаю перечислять дорожные указатели, а не предлагать набор жестких правил. Я придерживаюсь мнения, что намного важнее быть гибким и чутко воспринимать уникальность каждого пациента и его пути.

Помня о вышесказанном, я хочу изложить теорию деления поля рисунка, разработанную И. Жолле (1977), которая, исходя из моего опыта, обладает достоверностью и надежностью. Я ценю эту теорию, в частности, потому, что на ее основе можно получить объяснимые и понятные результаты, в отличие от тех произвольных концепций, о которых я слышал от моего молодого коллеги. В соответствии с теорией Жолле, рисунок делится не на квадранты, а на две половины. Если большая часть рисунка располагается на нижней половине листа, Жолле склонен считать, что автор тяготеет к реальности, к конкретному (Рис. 88). Человек, сконцентрированный на реальности, воспринимает голод как всемирную проблему, живет с постоянным ощущением возможности гибели в ядерной катастрофе, а также остро осознает существующую экономическую нестабильность. Такой человек будет склонен к депрессии, ощущая нич-


тожность своих попыток справиться с этими масштабными проблемами окружающей действительности. И наоборот, люди, располагающие рисунок в основном в верхней части листа, по Жолле, более склонны к отчужденности и замкнутости. Они предпочитают находить удовлетворение в своих фантазиях, и их приходится возвращать к реальности. Чаще всего, такие люди находятся в постоянном стремлении к какой-то недостижимой цели.

Усиленно стремится к цели, хотя она недостижима. Ищет убежища в фантазиях. Держится отчужденно и относительно недоступен.
Чувствует себя незащищенным и неадекватным. Склонен к депрессии. Тяготеет к реальности (конкретному).

Рис. 88

Рис. 89

Преобладание эмоций. Импульсивность. Живет прошлым. Ищет удовлетворения в интеллектуальной сфере. Контролируемое поведение. Живет будущим.
(Бессознательное) (Сознание)

Рисунок, смещенный к правой границе листа (Рис. 89), в отличие от сдвинутого к левому краю или размещенного на всей плоскости, означает тяготение личности к сознательному. Такой человек обладает лучшей способностью контролировать свое поведение, ищет удовлетворения в интеллектуальной деятельности и живет ожиданием будущих событий. Использование левой части листа предполагает обращение к бессознательному. Человек такого типа импульсивен, в его жизни преобладают эмоции; он постоянно обращается к своему прошлому.

Также существуют и другие теории разделения рисунков на части, но я их не упоминаю, поскольку их необъективность перевешивает то полезное, что в них есть. Независимо от выбора теории в качестве руководства, я призываю соблюдать осторожность в любом случае, а также советую каждому терапевту внимательно относиться к тому, какое значение имеет размещение рисунка на бумаге для конкретного человека.








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 714. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия