Клиенты
§ 12. Вторую группу древнейшего римского общества составляли клиенты. Это была группа, зависимая от патрициев, которые назывались патронами клиентов. Неизвестно только, были ли отдельные клиенты поставлены в зависимость прямо от отдельных патрициев, т.е. патрицианских отцов семейств (patresfamilias), или известные группы их были причислены к отдельным родам, так что каждый член рода был патроном всех причисленных к роду клиентов. Связь между патронами и клиентами была очень тесная и охранялась религией: нарушивший в чем-либо эту связь, будет ли он патрон или клиент, становился homo sacer*(37): это означало, что нарушитель лишался покровительства богов; всякий мог оскорбить и убить его безнаказанно, а имущество его конфисковалось в пользу религиозного фонда. Отношения патронов и клиентов в главных чертах были следующие. Клиент должен был следовать за патроном на войну, оказывать ему имущественную помощь, например, при даче приданого за дочерью, при выкупе патрона из плена, при уплате им штрафа, наложенного судом. Патрон со своей стороны обязан был оказывать клиенту поддержку советами и заступничеством перед властями. Ни тот, ни другой не могли предъявлять друг против друга ни гражданских исков, ни уголовных обвинений, ни давать свидетельских показаний*(38). Что касается правоспособности клиентов, то политических прав они не имели. Из гражданских прав за ними, по-видимому, признавалось право иметь движимую собственность. Относительно недвижимой ничего не известно. Патрон мог предоставлять клиенту пользование каким-нибудь участком своей земли, сохраняя за собой право отнять это пользование во всякое время (такое пользование называлось precarium). Мог ли клиент самостоятельно предъявлять гражданские иски перед судом или он должен был делать это через посредство патрона, об этом никакого достоверного сведения не имеется. Для объяснения всех этих отношений было бы важно знать, как возникло сословие клиентов. Но о происхождении его достоверных сведений нет. Наиболее признаваемая и вероятная гипотеза о происхождении клиентов состоит в том, что они были потомками автохтонов, т.е. первоначальных обитателей Апеннинского полуострова, которые были покорены италийскими племенами, пришедшими туда позже. Потому ли, что победа над ними была нерешительная, или по какой иной причине, италийцы не обратили покоренных в рабов, а поставили их в зависимое положение. Вероятно, это положение было определено договорами между победителями и побежденными. Договоры эти подкреплялись религиозной клятвой, т.е. ставились под охрану богов, вследствие того, что другого способа обеспечить их соблюдение не могло и быть за отсутствием власти, которая бы стояла над договаривающимися сторонами.
|