Студопедия — Философский материализм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философский материализм






 

Чернышевский последовательно отстаивал и развивал материалистическое направление в философии. Его труды «Эстетические отношения искусства к дейст­вительности» (1855), «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855—1856), «Критика философ­ских предубеждений против общинного владения» (1858), «Антропологический принцип в философии» (I860), «Характер человеческого знания» (1885) и мно­гие другие представляют собой ценный вклад в разра­ботку передовой теории, в развитие материалистической и диалектической традиции в России.

Анализируя идейную жизнь, идейные течения, Чер­нышевский пришел к выводу, что не только в политике, но и в философии, социологии, политической экономии, в эстетике идет острая борьба различных направлений, партий. Он видел связь философии, политической экономии и т. д. с политикой, влияние политических идей на развитие философской, экономической, эстетической и этической мысли. Он считал, что принадлежность мыслителя к той или другой борющейся в обществе партии накладывает отпечаток на его труды, находит в них свое отражение. «Политические теории, да и вся­кие вообще философские учения, — писал Чернышевский, — создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадле­жали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому при­надлежал философ» (Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений в пятнадцати томах, т. VII.М., 1950, стр. 223).

Чернышевский едко высмеивал тех писателей, кото­рые пытались доказать, что философы, экономисты, со­циологи должны быть чуждыми политики, выдавали свои трактаты за нечто независимое от борющихся в обществе политических партий. Сам он свою филосо­фию сознательно ставил на службу революционной де­мократии, посвятил беспощадной борьбе против вра­ждебных народу идейных течений. Чернышевский счи­тал, что философия призвана решать общие проблемы науки, вопросы об отношении мышления к бытию, духа к материи, о свободе или несвободе человеческой воли, о бессмертии или смертности души и т. п. Он подвергал критическому разбору идеализм Канта, Шеллинга, Ге­геля, Прудона, позитивистов Конта, Милля, Карпентера, мистиков-пиетистов типа Юркевича и др. Себя мысли­тель относил к тому направлению в философии, которое было представлено материалистами Левкиппом, Демокритом, Лукрецием Каром, Гольбахом, Дидро, Фейер­бахом, Белинским, Герценом.

Согласно Чернышевскому, природа существует неза­висимо от сознания и до всякого сознания. На природу надо смотреть «так, как велят смотреть химия, физио­логия и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разно­родными качествами; они сталкиваются — начинается жизнь природы» (Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений в пятнадцати томах, т. II, М., 1949, стр. 154.). Все многообразие форм в физическом мире Чернышевский подводил под общее понятие мате­рии. Предметы в мире находятся постоянно во взаимо­действии.

Основные формы существования материи — время и пространство; «понятия о движении, о материи сами собою исчезают из нашего мышления, когда из него исчезли понятия о пространстве и времени» (Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений в пятнадцати томах, т. X. М„ 1951, стр. 729.). Материя и движение неуничтожимы. Материя может лишь пере­ходить из одного состояния в другое, но количество ве­щества и движения («силы») остается одним и тем же. В предисловии и заметках к книге Карпентера «Энер­гия в природе» Чернышевский показывает несостоятель­ность идеалистической и метафизической концепции тепловой смерти Вселенной, утверждая, что движение неотделимо от материи, оно превращается из одной формы в другую и этот процесс безначален и бесконе­чен.

Опираясь на данные физиологии, химии, антрополо­гии, Чернышевский отстаивал и развивал мысль о «единстве человеческого организма», о том, что «ни­какого дуализма в человеке не видно», ибо человек со­стоит из единой материальной субстанции, из «единой натуры», и вся его духовная деятельность есть порож­дение материального субстрата на определенной ступе­ни развития.

В материалистическом духе Чернышевский развивал теорию познания. Он беспощадно критиковал скепти­цизм юмистов и агностицизм кантианцев. Для него ис­точник знания — опыт, ощущения, отражающие воздей­ствия внешних предметов. «Ощущение по самой натуре своей непременно предполагает существование двух элементов мысли, связанных в одну мысль: во-первых, тут есть внешний предмет, производящий ощущение; во-вторых, существо, чувствующее, что в нем происхо­дит ощущение; чувствуя свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние; а когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то, разумеется, чувствуется и самый предмет» (Я. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений в пятнадцати томах, т. VII, стр. 280).

На определенной ступени развития органической жизни ощущение перерастает в сознание. Чернышевский полагал, что элементами примитивного сознания об­ладают и животные, но в человеке это сознание до­стигает высшей формы своего развития. Человек спо­собен познавать окружающий его мир, открывать в нем новые явления, и законы, проникать в тайны пред­метов.

Следует отметить, что материализм Чернышевского содержит в себе элементы антропологизма, поскольку он не понимал, что человек — совокупность обществен­но-исторических отношений, хотя явно шел к такому пониманию. Ограниченность антропологического прин­ципа Чернышевского иногда сказывалась при анализе общественных отношений. Так, касаясь классовой борь­бы в обществе, Чернышевский иногда пытался выводить ее из характера и особенностей человеческой природы, В. И. Ленин отмечал узость антропологического прин­ципа в философии Чернышевского и Фейербаха. Однако в большинстве своих трудов Чернышевский идет дальше антропологического принципа, в особенности тогда,

ког­да он говорит о классовой принадлежности людей и о классовой борьбе в обществе, когда критикует расистские и мальтузианские теории и ставит вопрос о соци­альной революции. Антропологический принцип служит мыслителю для опровержения идеализма и религии, проповедовавших божественное происхождение челове­ка, для защиты простого человека, его свободы и интересов.

Особенно отстаивал Чернышевский положение Ге­геля о том, что нет истины абстрактной, что истина всегда конкретна, обусловлена местом, временем и об­стоятельствами. Наши представления о внешних пред­метах, по убеждению Чернышевского, бывают, как пра­вило, верными, они своего рода отражения предметов, Хотя человеческое познание относительно и истина по знается людьми не сразу, тем не менее, чувственность рациональное мышление дают верное представление о мире. Утверждение скептиков о том, что человек знает только свои собственные представления о предметах, но не сами внешние предметы, Чернышевский называл «схоластическим пустословием».

Чернышевский критиковал Канта и позитивистов за агностицизм и субъективизм, правильно подчеркивая, что агностики не умеют вывести человеческое знание из объективного источника, из развивающейся материи. Большой заслугой мыслителя было и то, что, поставив вопрос об истинности человеческого знания, он искал критерий истины в практической жизни людей.

«Прак­тика», этот непреложный пробный камень всякой теории, должна быть руководительницею нашею и здесь» (Н.Г.Чернышевский. Полное собрание сочинений в пятнадцати томах, т. и, стр. 102.).

Включение Чернышевским в теорию познания прак­тики человеческой жизни имело глубоко принципиаль­ное значение для философской теории, обосновывавшей необходимость революционных преобразований в об­ществе.

Чернышевский утверждал, что теоретические знания должны служить практической жизни, практическим целям и задачам. Понимая значение научной теории, без которой не может развиваться революционное дви­жение, Чернышевский, как и другие русские революци­онные демократы, подчеркивал важность правильного решения теоретических проблем, ибо «теоретическая ложь непременно ведет к практическому вреду» (Н.Г.Чернышевский. полное собрание сочинений в пятнадцати томах, т.II, С.102).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 632. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия