Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философский материализм Герцена и Огарева





В начале 40-х годов Герцен, а впоследствии и Огарев становятся на позиции философского материализ­ма и атеизма, начинают вести борь­бу с идеализмом и мистицизмом в философии и естест­вознании. В формировании материалистических и атеи­стических идей Герцена и Огарева большую роль сыгра­ли успехи естествознания, за которыми они внима­тельно следили и на которые опирались, а также кри­тическое усвоение ими материалистических идей пред­шествующих русских и западноевропейских мыслителей, и особенно работа Фейербаха «Сущность христиан­ства».

Развивая материалистическую традицию в России, Герцен и Огарев стремились к соединению философии с социализмом, осуждали существовавший разрыв ме­жду ними, ибо главной проблемой философии XIX в., ее Центральной революционной идеей они считали социа­лизм. «Нам же, напротив, дуализм противен. Социализм нам представляется самым естественным философским силлогизмом, приложением логики к государству» (А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, т. VII. М., 1956, стр. 252). Ис­ходя из этого принципа, они ставили вопрос о роли и значении философии и науки вообще в поступательном Движении человеческого общества. В этом отношении осо­бый интерес представляет работа Герцена «Дилетан­тизм в науке» (1842—1843), где дается принципиальная критика идеалистической философии, осуждается игно­рирование ею природы, общественной жизни.

Характеризуя идеалистов как праздношатающихся по плодородным полям науки, Герцен отстаивал мысль о необходимости исходить в науке не из априорных схем, а из фактического мира, не из надуманного «чи­стого разума», а из реальной действительности, которая и есть основа основ всякого знания, всякой науки. Наука, не опирающаяся на природу, — это «туманная наука дилетантов», проявление трансцендентализма или спиритизма. Бесплодность идеалистов в науке происхо­дит оттого, что они не чувствуют «потребности выхода в жизнь», пробавляются миражами, принимают тени от предметов за самые предметы. Развитие науки будет твердо обеспечено, если она разрушит кабинетную зам­кнутость и мощным потоком ринется в жизнь. Наука, философия не должны оставаться в сфере одной лишь отвлеченной мысли, а должны находить путь к практи­ческому применению. Герцен ополчился и против дог­матизма, или «буддизма», как явления, обрекающего науку на застой, изгоняющего из нее творческое начало, искание нового.

Истину Герцен трактовал не как нечто раз навсегда данное, застывшее, а как процесс, как восхождение от неполного знания к более полному и глубокому. При этом он подчеркивал диалектическое взаимоотношение сущности и явления, содержания и формы, причины и действия.

В «Письмах об изучении природы» (1844—1845), ко­торые получили высокую оценку В. И. Ленина, Герцен далее развил материалистическую философию и диалек­тику. Здесь он прямо ставит коренной вопрос филосо­фии об отношении мышления к бытию, сознания к ма­терии и подвергает критике идеализм за то, что он во­преки фактам реального мира, вопреки действитель­ности рассматривает «природу и историю как приклад­ную логику, а не логику как отвлеченную разумность природы и истории». Реальное бытие идеалисты выво­дят из небытия или «чистого бытия», т. е. из

«абсолют­ного разума», из идеи. Но учение о «чистом бытии», т.е. «абсолютном разуме» является вымыслом, ибо «не только небытия вовсе нет, но и чистого бытия вовсе нет, а есть бытие, определяющееся, совершающееся в вечно деятельном процессе» (А. И. Герцен. Избранные философские произведения, т. I. M., 1946, стр. 148.). Не логическое развитие идеи предшествует реальному развитию природы, как ут­верждают идеалисты, а, наоборот, логическое немысли­мо без природы и до природы, «логическое развитие идеи идет теми же фазами, как развитие природы и ис­тории; оно, как аберрация звезд на небе, повторяет дви­жение земной планеты» (Там же, стр. 126).

Идеалистическому положению о том, что объектив­ный мир лишь отблеск абсолютной идеи, чистого разума или вечного бога, Герцен противопоставляет материа­лизм («реализм»), убежденный в объективной реаль­ности отдельных предметов и природы в целом, в том, что природа предшествует человеку. Человек с его чув­ствами, эмоциями, сознанием появляется в результате длительного развития органической материи от наипро­стейших ее форм до самой высшей. Отсюда следует, что сознание существует не вечно, оно продукт материи, мозга.

Герцен и Огарев ставили вопрос о единстве бытия и мышления, подчеркивая активную, действенную сто­рону мышления; это было серьезным вкладом в разви­тие философского материализма. Так же как Герцен, Огарев восстал против немецкой идеалистической фило­софии, против пиетизма и религиозно-мистических тео­рий, отстаивая материалистические воззрения на окру­жающий нас мир.

Огарев утверждал, что мир веществен, беспределен и находится в вечном и неугасимом движении, измене­нии и развитии, что количество материи и движения («силы») в природе остается одним и тем же и что «са­мый общий признак видимого мира — это его существо­вание в пространстве» (Н. П. Огарев, Избранные социально-политические и философ­ские произведения, т II. М.. 1956, стр. 155). Мыслитель отметал учение о свободе воли. Хотя он не сумел разобраться в диалек­тике абсолютной и относительной истин, тем не менее он отвергал агностицизм Канта и его последователей. Теория познания Герцена и Огарева носит материа­листический характер. Исходным началом познания они считали органы чувств человека, находящиеся во взаимодействии с внешними предметами. Впечатления, получаемые от внешних предметов, человеческий разум перерабатывает в понятия и идеи. Из того, что источник знания — опыт, чувственные восприятия, вовсе не сле­дует, что наш разум пассивен. В процессе познания ак­тивную роль играют и эмпирический, и рациональный моменты познания, чувства и разум, анализ и синтез. «Опыт и умозрение, — писал Герцен, — две необходимые, истинные, действительные степени одного и того же зна­ния; спекуляция — больше ничего, как высшая, разви­тая эмпирия; взятые в противоположности, исключи­тельно и отвлеченно, они так же не приведут к делу, как анализ без синтеза или синтез без анализа. Правильно развиваясь, эмпирия непременно должна перейти в спе­куляцию, и только то умозрение не будет пустым идеа­лизмом, которое основано на опыте» (А. И. Герцен. Избранные философские произведения, т. I. стр. 95).

В качестве критерия истины Герцен и Огарев вы­двигали то разум, то бытие и мышление. Однако они все более склонялись к тому, что поскольку человек не только мыслящее, но и действующее существо, то его «деяние есть живое единство теории и практики» (А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, т. III. М., 1954, стр. 71.).

Герцен и Огарев считали, что для успешного разви­тия философии и естествознания большое значение имеет тесный союз, взаимосвязь между ними. Фило­софия, заявил Герцен, без естествознания погрязает в голых абстракциях, естествознание без философии те­ряется в фактах, превращается в описательную морфо­логию.

В своем литературном творчестве Герцен и Огарев развивали революционно-демократические и материали­стические эстетические идеи, отстаивали в борьбе с идеалистическими теориями «чистого искусства» прин­ципы идейности, реализма и народности. Подчеркивая огромное значение литературы, Герцен писал: «У наро­да, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» (А. И, Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, т. VII, Н. П. Огарев, Избранные социально-политические и философ­ские произведения, т II. М.. 1956, стр. 155).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1515. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия